Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Басня как литературный источник вдохновения
Со времен античности и до наших дней басня служит образцом житейской мудрости, средством обучения и формой сатиры. На ранних ступенях человеческой цивилизации сказки о животных воспринимались буквально; басня как литературный жанр возникла лишь тогда, когда в животных стали видеть символы людских достоинств и пороков. На протяжении всей истории развития басня выступала литературным источником вдохновения для самых разных направлений и стилей самых разных искусств. На заре своего становления источником вдохновения новых басен являлись сами басни, поскольку сюжеты басен Лафонтена, Крылова и других баснописцев почерпнуты из древних басен Эзопа. Поскольку в басне обобщаются различные социальные явления и отношения, то одна басня, может использоваться в самых разных случаях для объяснения губительных последствий того или иного явления (например, жадности, лени и т.д.). В разное время басня становилась источником вдохновения для художников, музыкантов, писателей и хореографов. По сюжетам басен написано немало книг, снято множество фильмов, как художественных, так и анимационных. Содержащийся в басне нравоучительный вывод на фоне общей простоты повествования по сей день мотивирует авторов на создание самых разных шедевров на основе басни. В работе басня рассматривается как литературный источник вдохновения для хореографической постановки, она не часто выступает объектом воплощения в хореографии. Создание танцевальных номеров - настоящее искусство. Хореограф ставит на сцене целую композицию, которая должна быть гармоничной, красивой, рассказывать историю, показывать образы, передавать настроение и идею. Идеи для хореографических номеров хореографы-постановщики могут черпать где угодно. Источником вдохновения может стать и басня, сумевшая зацепить воображение хореографа и зародить оригинальную креативную мысль. Приступая к выбору сюжета для танцевального номера, хореограф тщательно и глубоко анализирует литературное произведение, ищет в тексте внутренние ритмы, изучает его стиль. Тщательное прочтение текста басни, всесторонний разбор характеров героев и мотивов их поведения позволяют полнее осознать как общее содержание басни, так и её главную идею. Только при такой вдумчивой работе с литературным произведением при перенесении сюжета басни на сцену образы ее героев будут соответствовать литературным. Работа хореографа с текстом басни предполагает в этом случае как работу с композицией и сюжетом танца, постановкой движений у танцоров, так и со сценическим оформлением. Все движения в танце должны быть продуманы таким образом, чтобы способствовать созданию хореографических мизансцен. При этом танцор не должен теряться среди декораций, а, наоборот, быть виден зрителю в каждый момент композиции. Необходимо учитывать, что невозможно раскрыть перед зрителем подлинное содержание басни, ограничившись простым пересказом ее сюжета. Для наиболее полного воплощения литературного произведения хореографу необходимо отразить и акцентировать ключевые моменты содержания, психологически проработать хореографические образы персонажей. Тогда будет точнее передана мораль басни.
Строго говоря, станцевать басню так, чтобы зритель понял сюжет, — задача не из легких. Поэтому в танце как нигде важны такие танцоры, которые готовы делать любые па и осваивать лексику современной хореографии. Сюжеты басен на сцене пересказываются языком танца или сюжетных метафор. Зрительские впечатления могут усиливаться яркими костюмами, эффектными контрастными подсветками, декоративными элементами. Сегодня у хореографов есть огромный спектр выразительных средств для воплощения басни в хореографическом номере. Современные хореографические средства открывают для этого самые широкие перспективы, позволяя реализовать любую идею на грани синтеза различных искусств – хореографии, театра, балета, живописи, кино и др. Примеров ярких нестандартных танцевальных номеров, поставленных по сюжетам басен, немало. Одним из примеров современной хореографической постановки, характерной для нашего времени, в основе которой лежит басня, можно назвать танцевальный спектакль «Объективная реальность, данная нам в ощущениях», который был поставлен в Екатеринбургском театре современной хореографии «Провинциальные танцы». В основе данной хореографической постановки лежит знаменитая басня Крылова «Стрекоза и муравей». В этом танце зрителям не представляется прямого цитирования басни, но на сцене создана «некая территория, наполненная взаимодействиями и ощущениями персонажей».
Другим примером современного хореографического номера, поставленного по мотивам басен Лафонтена и Крылова, является танцевальный спектакль «Басня. Теория идеального наблюдателя» Театра на Таганке. Формат спектакля представляет собой синтез хореографии и элементов драматического театра. Аллегоричный текст дополняет, придает глубину хореографическому рисунку спектакля, рассказанного языком танца. «Басня» - это поиск хореографом самоидентификации, открытости современным формам. Хорошо известные истории о вещах и животных рассматриваются здесь через призму повседневности — изменчивая мораль в необычной хореографической интерпретации. Персонажи становятся заложниками жестких правил и не могут вырваться за пределы собственной басни. В спектакле представлены три пласта времени, три возраста персонажей, которые переживаются каждым по-разному, но всегда драматично. Сюжет хореографической постановки отражает многогранность человеческой души, ее положительные и отрицательные стороны, неподвластные единым законам и правилам. Особое место в постановке отводится морали. Она не помогает, не дает совет в нужный момент. Она приходит извне, когда уже все закончилось, и осуждает. Мораль создана самими людьми и, следовательно, по мнению хореографа, не может быть объективной. Людям свойственно принимать неправильные решения, совершать ошибки снова и снова. Чтобы понять другого человека, нужно непременно оказаться на его месте. И только тогда вместо осуждения возникнет потребность проявить сочувствие. В данном контексте басня помогает хореографу-постановщику через аллегорию яснее донести до зрителя свой замысел и через мораль выразить свое отношение к определенному социальному явлению. Итак, мы рассмотрели басню как источник вдохновения в хореографии и выявили, что несмотря на трудности изображения басни в танце, она по-прежнему выступает неизменным источником вдохновения для современных хореографов. Изучив особенности постановки басни на сцене, необходимо сказать, что при воплощении любого литературного произведения на первый план выходит глубокое изучение его сюжета и анализ поступков персонажей, а лишь затем сценическое решение спектакля. Важную роль при этом будет играть мастерство танцоров и выразительность их движений, поскольку характерную ироничность басни, юмор и меткие выражения невозможно отразить в танце буквально. Подводя итоги данной главы, можно сказать, что басня как жанр за период своего существования не утратила актуальности и по-прежнему волнует общество, помогая вскрывать человеческие пороки. Несмотря на то, что со времен античности басня претерпела существенные изменения, тем не менее ее суть осталась неизменной – это короткий рассказ, иронично высмеивающий социальные явления общества. Характерная для современности стихотворная форма басен придаёт этому «назидательному» произведению выразительность и лёгкость, добиваясь наиболее отчетливой образности представляемого факта, ясности и меткости выражений. Наличие в структуре басни морализаторского урока делает ее своеобразным образовательным инструментом, наиболее простым для понимания практически любой аудиторией. Басня и сегодня представляет собой неисчерпаемый источник вдохновения, поскольку она несет в себе высокий смысл, народную мудрость и вечные ценности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.006 с.) |