Темы одиночных этюдов на органическое молчание: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы одиночных этюдов на органическое молчание:



 

• Первый раз в жизни.

• Находка.

• Музыкальный момент.

• Пропажа.

• Совершенно невероятное событие.

• Ожидание.

• На чердаке.

• На крыше дома.

• Этюды «на оправдание» (вещи, нескольких слов, звука, планировки, «чуда»).

• Этюды на смену темпо-ритма.

• Этюды на свободную тему.

 

Темы парных этюдов на взаимодействие «Молча вдвоем»:

 

• Знакомство.

• Прощание.

• Подарок.

• Предательство.

• На охоте.

• Примирение.

• Обман.

• На рыбалке.

• Реванш.

• Встреча.

• Наказание.

• Свидание.

• Розыгрыш.

• Расплата.

• Открытие.

• Искуситель.

Коллективные этюды-импровизации:

• Ремонт.

• Подготовка к празднику.

• Этюды на переходы (опасные места, через препятствия).

 

Этюды на смену обстоятельств, определяющих физическое самочувствие (темнота, холод, жара, дождь, пожар, снежная пурга, наводнение, голод, жажда, боль).

 

Упражнения и этюды на память физических действий и самочувствий (ПФД)

Чувство правды, логику и последовательность физических действий К.С. Станиславский рекомендовал тренировать с помощью упражнений на «память физических действий» (ПФД). Это очень важный раздел тренинга. Действия с воображаемыми предметами легко поддаются контролю сознания и удобны для тренировки всего комплекса элементов органического действия. Упражнения на ПФД требуют сосредоточенности, острой наблюдательности, памяти на ранее испытанные ощущения, логики, последовательности. К.С. Станиславский предавал этому типу упражнений исключительное значение, настойчиво рекомендуя положить их в основу профессиональной тренировки актера. Учащиеся должны внимательно следить за тем, чтобы все действия совершались логически, последовательно, без пропусков отдельных звеньев, добиваясь максимальной точности. В процессе овладения упражнениями на ПФД исключительное значение имеют такие элементы, как эмоциональная память, память ощущений. Способность хранить в своей памяти ранее испытанные ощущения необходимо совершенствовать. Эта способность теснейшим образом связана с развитием предметного, образного мышления, которое лежит в основе художественного творчества вообще, и сценического в частности. Изучение элементов эмоциональной памяти следует проводить в двух направлениях: развивать память органов чувств (сенсорную память) и непосредственно эмоциональную память. Эти упражнения хорошо чередовать с упражнениями, требующих быстрых подвижных реакций, активных перемещений, смену темпа и ритма.

«Каждый момент нашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий», пишет К.С. Станиславский. В соединении с фантазией и воображением, вера и сценическая наивность «создают радость из всего, что попадает под руки…». Упражнения это цикла являются содержанием домашнего задания. Эти упражнения развивают, кроме чувства правды и веры, фантазию, внимание, наблюдательность, способность находить главные и характерные черты образов, заставляют действовать и эмоциональную память.

Требования к выполнению упражнений и этюдов на ПФД:

- точное знание расположения предметов;

- размер и вес предметов;

- качество вещества (жесткое, мягкое, сухое, мокрое, холодное, горячее и т.д.) и тактильные ощущения;

- физическое самочувствие;

- логика и последовательность действий;

- соединение ПФД с реальностью;

- иерархия целей и точность предлагаемых обстоятельств.

 

 

Этюд. Сценическое действие.

К «воображению» и «фантазии», как элементам системы Станиславского мы постоянно возвращаемся в процессе обучения. Развитие этих элементов — важнейшая задача актерской школы. Оно осуществляется, в частности, и на материале этюдов. Этюд выявляет многие свойства дарования учащихся: творческое воображение и фантазию, знание жизни, наблюдательность, живость зрительной и эмоциональной памяти, юмор, нестандартность мышления.

Одна из главных задач в работе над этюдом – использование всех изученных элементов актерского мастерства при выполнении конкретного сценического действия. Работа над этюдом приучает учащихся к творческой самостоятельности, развивает инициативу и формирует их художественный вкус. В отличие от упражнений сценический этюд должен отличаться тремя главными признаками:

1. Сценический этюд предполагает отобранную и зафиксированную логику развития событий и поведения действующих лиц.

2. В основе этюда непременно лежит художественный вымысел и хотя бы простейшая сверхзадача, определяющая сквозное действие.

3. Исполнители действуют в этюде от своего имени, в хорошо знакомых предлагаемых обстоятельствах.

Цель работы над этюдом заключается не только в развитии необходимых актеру качеств, она может иметь большое воспитательное значение. Необходимо, чтобы учащиеся серьезно задумывались над идейным содержанием своего творчества.

Следует помнить, что психологическая нагрузка в этюде не должна быть сложной. Напротив, следует отдавать предпочтение простейшим сюжетным построениям, не загружая их чрезмерным обилием фактов. Важно лишь, чтобы содержание этюдов формировалось из жизненных наблюдений и собственного опыта учащихся, чтобы они тщательно разрабатывали предлагаемые обстоятельства, определяли логику поведения в этюде и т.д. В свою очередь, необходимость тщательной разработке рождает потребность пристально и углубленно изучать, воспринимать и оценивать в жизни все наиболее существенное. Работа над этюдами мобилизует и развивает творческое воображение и фантазию, обостряет внимание.

Последующий обязательный разбор преподавателем показанных этюдов дает направление для дальнейшей самостоятельной работы учащихся.

В работе над упражнениями, тренирующими психофизические элементы, нередко случается, что от развития и углубления наиболее удачных упражнений (например, «на память физических действий») рождается этюд. Перерастание упражнения в этюд показывает, как в процессе работы упражнение постепенно обогащается предлагаемыми обстоятельствами, как уточняется событие, возникает сюжетная канва, определяется творческая цель, намечается линия сквозного действия, отбирается и фиксируется логика поведения действующих лиц. В данном случае устанавливается прямая непосредственная связь между двумя этапами работы – тренингом и этюдами.

Сценическое действие – основа актерского творчества. К.С. Станиславский утверждал, что активность проявляется на сцене в действии, а в действии передается душа роли – и переживания артиста, и внутренний мир пьесы; по действиям мы судим о людях, изображаемых на сцене, понимаем, кто они.

Действие есть единый неделимый психофизический процесс, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, и выраженный каким-то образом (а не как-нибудь) в пространстве и во времени здесь и сейчас.

В этой формулировке важно каждое слово; убрать любое — значит уничтожить смысл понятия. Вот как коротко можно прокомментировать эту формулу. Прежде всего, необходимо акцентировать в действенном процессе неразрывность психологического и физического, их единство. Следует помнить, что понятие «физическое действие» — условно; конечно же, у Станиславского речь идет о психофизическом действии, просто в предложенном названии выражено стремление подчеркнуть именно физическую сторону действенного процесса. Не понимая этого, часто физическим действием называют всего лишь физическое механическое движение. Запомним же, что физическое действие в учении Станиславского — это всегда действие психофизическое. В этом ценность его открытия: точно найденное физическое действие способно разбудить верную психологическую, эмоциональную природу актера.

 

Действие — это процесс. Следовательно, оно имеет начало, развитие, имеет конец. Как же начинается сценическое действие, по каким законам развивается, почему и как заканчивается или прерывается? Ответы на эти вопросы объясняют суть процесса.

Побудителем наших действий в жизни является объективно существующий мир, с которым мы постоянно находимся во взаимодействии посредством обстоятельств, создаваемых нами, или обстоятельств, существующих независимо от нас. На сцене — это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс. Закон сценического бытия — закон обострения предлагаемых обстоятельств. Крайнее обострение обстоятельств активизирует действие, в противном случае оно будет протекать вяло.

Действие рождается одновременно с появлением новой цели, достижению которой сопутствует борьба с различными обстоятельствами малого круга. Предлагаемые обстоятельства малого круга — непосредственный повод, импульс действия; они реально влияют, воздействуют на человека здесь, сейчас; с ними вступают в конкретную борьбу. Конфликтность — движущая сила сценического действия. Борьба с предлагаемыми обстоятельствами малого круга за достижение цели составляет главное содержание действенного процесса. Развитие его сопряжено именно с этой борьбой, с преодолением препятствий на пути у цели. Препятствия могут быть различного характера: со знаком (—) и со знаком (+), то есть — могут мешать движению к цели (—) или помогать (+).

Действие заканчивается либо с достижением цели, либо при появлении нового предлагаемого обстоятельства, меняющего цель, соответственно рождающего новое действие. Не зная цели и предлагаемых обстоятельств малого круга, нельзя говорить о действии.

Как видим, в определении сценического действия присутствуют:

1. Цель (ради чего?)

2. Психофизическая реализация (что делаю для достижения этой цели?)

3. Приспособление (как?)

Следует обратить внимание на финал определения: «Действие — процесс, каким-либо образом выраженный в пространстве и во времени». Здесь важна временно-пространственная характеристика театрального искусства, связанная с проблемой зрелищности, яркой отточенной формой, с темпо-ритмической организацией, определяющей развитие события во времени. При этом особенно следует подчеркнуть импровизационную сущность действия, его многовариантность.

Действие — единый психофизический процесс. Однако, стремясь проанализировать столь сложное явление, условно его разделили на три составные: мыслительное, физическое и словесное действие. Такое разделение помогает выявить в каждом конкретном случае преимущественное значение либо словесной, либо физической, либо мыслительной стороны единого процесса действия. При этом следует помнить, что мыслительное действие всегда сопровождает и физическое, и словесное.

Необходимо всегда помнить о том, что нельзя путать физическое действие — как акцию, всегда целенаправленную, психофизическую, с физическим движением (не действием!), которое может являться лишь приспособлением (как?).

Как известно, творчество в театре начинается с магического «если бы», то есть со способности актера силою своего воображения преображать реальность. Предлагаемые обстоятельства — это множество «если бы», они приводят в движение действие, развивают его. Из всей суммы обстоятельств жизни человека автор совершает строгий отбор. Чтобы в этом обилии обстоятельств разобраться, привести их в систему, целесообразно все обстоятельства условно разделить на три круга:

- обстоятельства малого круга, стимулирующие, определяющие процесс борьбы в событии;

- обстоятельства среднего круга, охватывающие всю пьесу, определяющие развитие сквозного действия человека—роли;

- обстоятельства большого круга, лежащие за пределами пьесы, вбирающие в себя сверхзадачу человека—роли.

Все обстоятельства способны переходить из одного круга в другой. Мы не сможем выстроить логику малого круга, не зная обстоятельств среднего, большого кругов, потому что именно они корректируют и определяют логику малого круга. Обстоятельства, лежащие в одном круге, должны проверяться обстоятельствами другого круга.

Следует еще раз сказать о важнейшем законе обострения предлагаемых обстоятельств. Это не закон жизни, но самый главный закон театра, сценического бытия: иначе действие утратит свое важнейшее качество — активность, борьба будет пассивной. Запомните же: холодно или жарко, но только не тепло! Обострение может быть со знаком (+) или со знаком (—) по отношению к действию.

Сценическое действие должно быть внутренне обоснованно, логично, последовательно и возможно в действительности.Следуя этим особенностям сценического действия, учащиеся должны с первых же уроков учиться действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно. Учащимся необходимо на практике освоить такие понятия, как «если бы» и «предлагаемые обстоятельства».

Этюд, в разных формах, является основным методическим средством работы актера над собой (тренировочные этюды) и важнейшим репетиционным приемом работы над ролью (этюды, помогающие углубить и обогатить этюдную разведку методом физических действий). По существу, этюд связан со всеми этапами актерской школы. Конечно, этюд только звено в сложном воспитательном и творческом процессе, но он помогает и в саморазвитии актера, и учит работать над ролью, и, наконец, через него строится спектакль. Этюд — это небольшой отрезок сценической жизни, это событийный эпизод, имеющий начало, развитие и некий финал. Происшествие в этюде может быть незначительным или грандиозным, но оно всегда присутствует в нем. Происшествие, содержащееся в этюде, должно выражать определенный смысл. Главное же в этюде — движение, развитие.

В работе над спектаклем по методу действенного анализа — этюд становится главным инструментом анализа и синтеза. Этюд помогает нам познать автора, поэтому так важна его роль в поиске уникального жанра произведения эта тема будет рассмотрена ниже.

Этюд — атом сценической жизни, в нем заложено все самое важное в учении Станиславского:

1. Действие

2. Внутренняя речь

3. Несколько событий

4. Оценки

5. Конфликт

6. Борьба с обстоятельствами малого круга

7. Сквозное действие

Работая над этюдами, учащиеся тренируют свое умение событийно-действенно, логично мыслить.

Во время работы над этюдами большое значение придается воспитанию в актерах чувства юмора.

 

Темы одиночных этюдов на органическое молчание:

· Первый раз в жизни.

· Находка.

· Музыкальный момент.

· Пропажа.

· Совершенно невероятное событие.

· Ожидание.

· На чердаке.

· На крыше дома.

· Этюды «на оправдание» (вещи, нескольких слов, звука, планировки, «чуда»).

· Этюды на смену темпо-ритма.

· Этюды на свободную тему.

Темы парных этюдов на взаимодействие «Молча вдвоем»:

· Знакомство.

· Прощание.

· Подарок.

· Примирение.

· Обман.

· Встреча.

· Свидание.

· Розыгрыш.

· Открытие.

Коллективные этюды-импровизации:

· Ремонт.

· Подготовка к празднику.

· Этюды на переходы (опасные места, через препятствия).

Этюды на смену обстоятельств, определяющих физическое самочувствие (темнота, холод, жара, дождь, пожар, снежная пурга, жажда, боль).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 6684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.035 с.)