Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпирическая глубина мистических состояний сознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В своей книге «Многообразие религиозного опыта» (The Varieties of Religions Experience) Уильям Джеймс (William James) говорит об интуитивном познании, существенном для мистических состояний сознания, как об особом ноэтическом виде познания (noetic quality), подчеркивая, что «хотя мистические состояния и относятся к сфере чувств, однако для переживающего их они являются особой формой познавания» (1902, с. 371). Абрахам Маслоу (Abraham Maslow), который не только был одним из передовых психологов, обративших внимание на проблемы изучения психического здоровья, пиковых переживаний, самоактуализации и дальнейшего исследования человеческой природы, но также являлся выдающимся еврейским мистиком, ни разу в жизни не принимавшим психоделики, также писал: «Пиковое переживание воспринимается, как нечто самоценное, нечто, содержащее в себе Истину. Оно представляется настолько ценным откровением, что даже сама попытка как-то обосновать его посягает на его смысл» (1964, с. 62). Многие признают мудрость, присущую поэзии Книги Дао де Цзин (Tao te Ching), которая гласит: «Те, кто знают, не говорят, те, кто говорят не знают». Сорок шесть лет назад, заканчивая исследовательский отчет о личном психоцибиновом процессе, я посмотрел на написанное и написал: “Что такое ‘трансцендентное измерение бытия?’ Такие слова на бумаге представляют собой нечто большее, чем просто метафизическую поэзию. Каким-то образом я чувствовал, что мне легче было бы передать свои переживания, сочиняя симфонию или сотворяя образец современной скульптуры, будь я талантлив хоть в одной из этих форм художественного выражения. Только мое молчание способно сохранять их чистоту и подлинность» (Robertson, псевд. 1968, c. 91).
И все-таки, я продолжаю писать, очевидно, стремясь словами описать мистические состояния. Я переживаю внутренний конфликт по этому поводу и верю, что читатель позволит мне некоторую поэтическую вольность. Однако, если мистицизму суждено возникнуть в тихих монашеских кельях, чтобы попасть в яркий свет научного дискурса, я не вижу другого выхода. Ученым, изучающим психологию религиозных переживаний, а также нейробиологам, которые сегодня исследуют природу и значение мистических состояний, необходим язык, для того, чтобы описать насколько возможно ясно – что такое «мистическое состояние», и как определить, когда оно есть и когда его нет. Это особенно важно в изучении возможного вклада психоделиков (то есть энтеогенов) в психотерапевтическое лечение, поскольку становится все более очевидным тот факт, что значительные изменения в отношении и поведении связаны не с применением наркотиков или «наркотическим эффектом», а с возникновением определенных состояний сознания, в особенности мистического сознания, в течение периода воздействия наркотических веществ (Griffiths, Richards, Johnson, McCann& Jesse, 2008; Richards, Rhead, DiLeo, Yesen& Kurland, 1977). Мистические Состояния Сознания, которые некоторые ученые сейчас определяют в соответствии с Вечной философией (Philosophia perrenis; Хаксли 1945) или так называемым “Universal Core” (Hood, 2006; Kelly, Kelly, Crabtree, Gauld, Grosso, & Greyson, 2007; Stace,1960), когда выражаются в письменном виде, обычно предъявляют шесть эмпирических качеств: (а) Единство, достигнутое изнутри с закрытыми глазами или внешне, через органы чувств, (б) Трансцендентность Времени и Пространства, (в) Интуитивное Знание (noetic quality), (г) Святость или Благоговение, (д) Глубоко-Переживаемая Позитивность – любовь, чистота, мир, радость и (е) Неописуемость и Парадоксальность (Pahnke & Richards, 1966; Richards, 2003).
Парадоксальность относится к коллапсу аристотелевской логики, при этом не только лексики, но и категориальных структур познания в попытке выразить мистическое сознание в языке. Подобно тому, как физики описывают энергию и как волну, так и частицу одновременно, отчеты содержат заявления о переживании смерти, одновременно с переживанием всей полноты жизни; об абсолютной реальности, которая является не-личностной, и в то же время очень личной; бесконечной, и разворачивающейся во времени; единственной, и многочисленной; глубоко серьезной, и игривой; похожей на Пустоту или Небытие, включающих в себя всю полноту реальности. Для проведения исследования в Университете Джонса Хопкинса мы решили определить полное переживание мистического сознания, как такое состояние сознания человека, которое будучи выражено и проанализировано методами контент-анализа или измеренным психометрическими инструментами, включает все шесть вышеупомянутых признаков. Также можно провести различие между мистическим и архетипическим состояниями. Архетипическим состояниям необходимо наблюдающее, участвующее эго, и они часто возникают незадолго до или сразу после мистических состояний единства. Как правило, они являются выразительными сами по себе и порождают образы богов и богинь, Христа, Будды или Танцующего Шивы, замысловато-прекрасную внутреннюю архитектуру, драгоценные камни и металлы, визионерские пейзажи из разных исторических эпох и сам феномен внутреннего света. Это – реальность, описанная Карлом Юнгом (Carl Jung) и Джозефом Кэмпбеллом (Joseph Campbell), в которой миф рождается не как нечто несуществующее, а как символическая сага, отражающая наши духовные путешествия. Важными, также, являются чисто-психодинамические переживания, не содержащие архетипического или мистического контента, которые обычно сопряжены с возвращением к детским травмам, эмоциональным катарсисом и сильнейшими чувствами растворения и возрождения. Очевидно, эти три составляющих сознания – мистическая, архетипическая и личностно-психодинамическая – имеют хорошие перспективы в лечении психологических расстройств и для духовного развития. Они являют из себя большой контраст слабо-измененным состояниям сознания, проявляющимся через изменение сенсорного восприятия и увлекательные, но обычно не несущие смысла образы, вызванные употреблением небольших доз психоделиков, или возникающие в контексте, когда не достаточно безопасности для того, чтобы человек мог позволить себе глубинное изучение и безоговорочное доверие. Кроме того, они являют из себя сильный контраст с состояниями смятения, паники и паранойи, которые наблюдаются при использовании психоделиков без необходимой подготовки или наблюдения специалистов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.009 с.) |