Теоретические основы психологической диагностики личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы психологической диагностики личности



Введение

Миннесотский многошкальный личностный опросник (The Minnesota Multiphasic Personality Inventory) является наиболее валидным и надежным методом диагностики личности в мировой психологической практике. Опросник предназначен для исследования индивидуально-психологических особенностей личности взрослых людей, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса.

Текст опросника включает 566 пунктов, которые касаются самочувствия, привычек, поведения, преобладающих переживаний и настроения, отношений к различным жизненным явлениям, межличностных отношений, направленности интересов. В результате обработки получают показатели по 10-ти базовым шкалам, а также по 3-м контрольным шкалам, предназначенным для определения отношения испытуемых к тестированию, проверки небрежности, непонимания, неоткровенности или преднамеренного искажения результатов. Оценка результатов основана на достоверном отличии ответов репрезентативной группы лиц с определенными психопатологическими синдромами от группы здоровых лиц.

Благодаря работам клинических психологов опросник широко известен и традиционно используется в России в психиатрии, психотерапии, наркологии, психосоматической медицине. Однако в настоящее время MMPI вышел за пределы клинического использования и активно применяется для отбора и оценки персонала, психологической экспертизы и консультирования в качестве одного из критериев эмоционального состояния, здоровья и профессиональных способностей. Тест широко используется в судебно-психологической экспертизе, в исправительных учреждениях, в системе образования, занятости, в бизнесе, на транспорте, в вооруженных силах, МВД, в спорте, в семейном консультировании и предназначен для решения следующих задач:

  • получение психологического портрета, включающего описание черт темперамента и характера, индивидуальных особенностей и типа личности, стиля поведения и общения,
  • оценка таких важных параметров человека как способности к принятию решений, деловому общению, устойчивость к стрессу, склонность к конфликтам,
  • определение профессиональных способностей и психологических противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности,
  • прогнозирование вероятности и содержания затруднений в трудовой, коммуникативной и познавательной деятельности,
  • выявление скрытых психологических отклонений,
  • оценка потребностей человека, эмоционального состояния, степени выраженности стресса.

Новое методическое руководство содержит современные материалы о способах анализа и использования результатов для решения задач управления и консультирования.

 


 

Теоретические основы психологической диагностики личности

Черты и типы личности

Поскольку методика MMPI предназначена для диагностики психологических особенностей личности, необходимо иметь представления о структуре личности, ее проявлениях и факторах развития.

Под личностью в психодиагностике, как правило, имеется в виду совокупность черт, то есть привычных способов реагирования, поведения и переживаний в определенных ситуациях. Различные ситуации предъявляют к человеку разные требования и актуализируют разные черты. Например, в ситуации принятия решения могут проявляться такие черты, как решительность, уверенность или наоборот, склонность к колебаниям, сомнениям опасениям. В ситуации знакомства человек может показать себя как общительный, контактный или, напротив, замкнутый.

Обычно различают черты темперамента и характера личности. Черты темперамента обусловлены преимущественно биологическими особенностями человека, наиболее стабильны и проявляются в относительно широких классах ситуаций, таких как угроза, изменение или выбор. К чертам темперамента можно отнести, например, тревожность, агрессивность, ригидность, импульсивность и т.д. Напротив, черты характера проявляются в более узких классах ситуаций, связанных с социальным взаимодействием, например, нравственного выбора, помощи, соперничества. Черты характера могут быть менее стабильными и в большей мере обусловлены отношением человека к ситуации, себе, своей деятельности, другим людям и т.п. К ним можно отнести ответственность, скромность, дружественность, властность и др.

Люди различаются по степени выраженности черт, которая определяет дальнейшее развитие личности, ее адаптацию к жизненным условиям и психическое здоровье. Значительная степень выраженности каких-либо черт, представляющая собой крайний вариант нормы и затрудняющая адаптацию к критическим ситуациям, называется акцентуацией личности [4, 5]. При этом, как правило, не происходит нарушений адаптации к обычным ситуациям, нарушений развития личности и болезненных переживаний, связанных с поведением акцентуированной личности. В тех же случаях, когда чрезмерная степень выраженности отдельных черт сопровождается затруднением адаптации не только к критическим, но даже к обычным повседневным ситуациям, приводит к нарушению развития личности и вызывает болезненные переживания, мы имеем дело уже не просто с акцентуацией, а с психопатией личности [2, 5].

Личностные опросники не позволяют определить, имеем ли мы дело с акцентуацией или психопатией. Для диагностики психопатии требуется использование клинического метода, включающего беседу квалифицированного врача-психиатра с человеком, наблюдение за его поведением в различных ситуациях, опрос знакомых людей и т.д. Однако при помощи личностных опросников можно выявлять типы акцентуаций или психопатий в зависимости от того, какие именно черты личности являются наиболее выраженными (Таблица 1).


 

Таблица 1. Типы акцентуаций и психопатий личности

 

Название типа (в скобках по К. Леонгарду) Шкала MMPI Ведущие потребности Источники стресса и ситуации фрустрации Реакции на стресс и способы психологической защиты Наиболее выраженные черты темперамента и характера Признаки поведения
Астенический 1 (Hs) В покое и отдыхе Усталость, перенапряжение, нагрузки Соматизация, уход в болезнь Чувствительность, раздражительность, утомляемость Жалуется на здоровье
Эксплозивный (возбудимый) 4 (Pd) В чувственных удовольствиях Препятствия Гетероагрессия Вспыльчивость, враждебность, соперничество Кричит, ругается, оскорбляет, запугивает
Паранояльный (застревающий) 6 (Pa) В самоутверждении Унижение, непостоянство Проекция Мелочность, упрямство, самолюбие, подозрительность Обвиняет, критикует, отказывается, требует, льстит
Истероидный (демонстративный) 3 (Hy) Во внимании Безразличие окружающих Регрессия Притворство, капризность Хвастается, ищет признания, пытается произвести впечатление
Психастенический (педантичный) 7 (Pt) В безопасности Угроза, неопределенность, неупорядоченность Рационализация, фиксация тревоги, ограничительное поведение Мнительность, неуверенность, нерешительность Оправдывается, защищается, уточняет, колеблется
Депрессивный (дистимический) 2 (D) В социальных контактах Ненужность, разрыв привязанностей, одиночество Аутоагрессия Утрата интересов, пессимизм, недооценка себя Плачет, обвиняет себя
Маниакальный (гипертимный) 9 (Ma) В активности и впечатлениях Принуждение, однообразие Вытеснение, отрицание тревоги Веселость, оптимизм, переоценка себя Смеется, шутит
Шизоидный 8 (Sc) В дистанции Близость Аутизация, уход в себя Замкнутость, необычность, холодность, фантазирование Молчит, отсутствует, не показывает интереса и участия

 


 

Поскольку типы акцентуаций и психопатий впервые были изучены и описаны психиатрами П.Б.Ганушкиным, А.Е.Личко, К.Леонгардом [2, 4, 5, 6], традиционные названия этих типов тесно связаны с психиатрическим содержанием. В основе названия каждого типа лежит психопатологический синдром, для которого наиболее характерны соответствующие особенности и черты личности.

Различные типы акцентуаций и психопатий проявляются в направленности личности, избирательной чувствительности к определенным ситуациям и в специфических способах реагирования на эти ситуации.

Таким образом, черты и типы личности являются одним из наиболее существенных факторов адаптации человека. На развитие черт и типов личности, в свою очередь, влияет большое количество факторов:

  1. Наследственные особенности. О зависимости особенностей личности от наследственных факторов свидетельствуют две группы фактов. Во-первых, большее сходство черт темперамента у монозиготных близнецов, обладающих идентичными генетическими особенностями, по сравнению с гетерозиготными близнецами. Во-вторых, более высокая корреляция черт темперамента приемных детей с чертами биологических родителей по сравнению с чертами родителей приемных.
  2. Состояние здоровья. Различные соматические и психические заболевания, так или иначе, отражаются на особенностях личности. В частности, выделяют так называемые "язвенный", "коронарный" и т.п. типы личности, характерные для определенных соматических заболеваний. Вполне определенными характеристиками личности отличаются многие больные эпилепсией, шизофренией, маниакально-депрессивными расстройствами, невротическими заболеваниями, такими как истерия, психастения, неврастения.
  3. Тип телосложения. Классические исследования Э.Кречмера и У.Шелдона подтверждают связь между типом конституции и типом темперамента. В частности, об этом говорит связь астенического и пикнического типов строения тела с шизоидным и циклоидным темпераментом, а также соответствие эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного соматотипа висцеротоническому, соматотоническому и церебротоническому типам темперамента.
  4. Свойства нервной системы. Исследования И.П.Павлова и представителей школы дифференциальной психофизиологии Б.М.Теплова и В.Н.Небылицына, свидетельствуют о наличии таких характеристик нервной системы, как сила возбуждения и торможения, уравновешенность, подвижность, лабильность, динамичность, которые влияют на особенности поведения и, в конечном счете, темперамента человека.
  5. Пол. Различия по отдельным чертам личности между мужчинами и женщинами заставляют разработчиков ряда личностных опросников создавать мужские и женские нормативы. Кроме того, женщины представляют собой более однородную в психологическом отношении популяцию, характеризующуюся меньшим удельным весом лиц с отклоняющимся поведением. Возможно, это связано с различиями биологических особенностей, социального положения и функцией мужчин и женщин в человеческой эволюции.
  6. Возраст. Количество акцентуированных личностей максимально среди подростков и среди пожилых людей, что связано с их более выраженными затруднениями в адаптации. Известно также, что некоторые типы акцентуаций и психопатий формируются преимущественно в определенном возрасте.
  7. Характер воспитания. Различные стили воспитания детей в семье, такие как гипоопека, подавляющая или изнеживающая гиперопека могут приводить к преимущественному формированию определенных черт и типов личности.
  8. Социальная принадлежность. Представители различных национальностей, профессиональных групп, отдельных субкультур могут характеризоваться различным соотношением типов личности в связи с различными требованиями, нормами поведения, образом жизни.
  9. Индивидуальный жизненный опыт. Различные события в жизни человека могут оказывать влияние на формирование его личности. Это могут быть значимые переживания по поводу встреч, утрат, болезней, конфликтов, достижений и неудач, психологические травмы и т.п.
  10. Самовоспитание. Сам человек может быть одним из факторов формирования своей собственной личности. Выбор образа жизни, характера деятельности и взаимоотношений, круга общения, конкретные решения и поступки могут определять отношение к себе, другим, и, в конечном счете, влиять на особенности характера.

Таким образом, черты и типы личности лишь описывают, но не объясняют поведение человека и содержание его переживаний.

Личностные опросники

Для измерения черт личности может использоваться наблюдение, экспертные оценки и проективные методики, но наиболее часто применяются самооценка с помощью анкет и личностные опросники [6].

Личностный опросник представляет собой серию стандартных вербальных стимулов, частота определенных реакций на которые служит количественным показателем черт личности. При этом, в отличие от анкет, содержание вербальных стимулов и реакций в личностном опроснике не имеет значения. Реакции рассматриваются как фрагменты вербального поведения, которые являются показателями эмпирически устанавливаемого реального поведения. Если человек говорит, что в некоторой ситуации он ведет себя определенным образом, это не значит, что так оно и есть. В личностных опросниках не имеет значения, действительно ли утверждение человека, что у него масса неприятностей или часто болит голова. Важно лишь, что его ответы совпадают с ответами определенной категории людей, достоверно обладающей некоторыми чертами. В личностные опросники включают пункты, ответы на которые достоверно отличают одну группу людей от другой, то есть коррелируют с определенными способами поведения и являются показателями соответствующих черт личности. По содержанию же ответов нельзя судить о личности испытуемого, можно судить лишь о том, что испытуемый думает о своей личности.

Далеко не все анкеты являются тестами, пригодными для измерения черт личности, то есть обладающими свойствами валидности, надежности и стандартности. MMPI является одним из наиболее валидных методик диагностики личности. При создании шкал MMPI впервые в психодиагностической практике использовался эмпирический подход валидизации по внешнему критерию. Ранее личностные опросники конструировались на основе логического подхода. Пункты теста отбирались на основе так называемой содержательной валидности, а ответы оценивались исходя из субъективного мнения автора о том, какой ответ, скорее всего, соответствует измеряемому свойству. Однако научный и практический опыт привели к серьезным сомнениям в адекватности такого подхода. Было очевидно, что люди могут фальсифицировать или искажать свои результаты, чтобы представить себя в соответствии со своими желаниями. Кроме того, субъективно созданные ключи часто не соответствуют реальным различиям между группами испытуемых. Новая процедура создания шкал MMPI основывалась на сравнении по каждому пункту ответов испытуемых, объективно различающихся по какому-либо психологическому признаку, в частности, наличию определенного психиатрического диагноза.

 


 

MMPI

Автором первой русской адаптации MMPI является Л.Н.Собчик, которая работала в то время в Институте судебной психиатрии им. В.П.Сербского. Первое руководство по MMPI на русском языке появилось в 1971 году [8]. Л.Н.Собчик использовала карточную форму опросника, включающую 550 пунктов опросника и 13 базовых и контрольных шкал. Она осуществила перевод утверждений на русский язык, при этом разделив мужскую и женскую формы опросника, отсутствующие в англоязычном варианте. При анализе результатов в значительной мере использовалась психиатрическая интерпретация. Специальной работы, направленной на ревалидизацию и рестандартизацию опросника, не проводилось, использовались оригинальные американские нормативы. Был накоплен большой опыт использования методики в судебно-психологической экспертизе.

Кодирование по Уэлшу.

Номера всех базовых шкал записываются в порядке уменьшения значения от максимального до минимального. При этом номера группируются в зависимости от уровня их значений, и после каждой группы ставится определенный символ:!! - выше 120,! - выше 110, ** - выше 100, * - выше 90, " - выше 80, ' - выше 70, - - выше 60, / - выше 50,: - выше 40, # - выше 30. Аналогично после базовых шкал кодируется профиль контрольных шкал.

Например, код 7*21"843'0-5/96 K ' F - L означает, что 7 шкала выше 90 баллов, 2 и 1 шкала выше 80 баллов, 8, 4 и 3 шкала выше 70 баллов, 0 шкала выше 60 баллов, 5 шкала выше 50 баллов, шкала K выше 70 баллов, F выше 60.

Кодирование по Хатауэю.

Номера шкал, имеющих значение выше 70 баллов, отделяются справа апострофом. За ними записываются номера шкал, имеющие значения от 55 до 70. Шкалы со значениями от 45 до 55 не записываются и заменяются прочерком, а шкалы ниже 45 баллов записываются после косой черты. Показатели контрольных шкал записываются в сырых баллах через двоеточие, при этом перед рядом контрольных шкал ставится косой крестик, если хотя бы по одной из них профиль недостоверен. Например, код 721843'0-/6 X 3:4:25 соответствует вышеприведенному коду по Уэлшу.

 


 

Анализ профиля MMPI

Профиль MMPI отражает степень выраженности различных черт личности. Профиль является основной диагностической категорией MMPI. Профили различаются по уровню, рельефу и наклону.

Уровень профиля

Уровень профиля характеризует текущее эмоциональное состояние испытуемого и степень выраженности стресса. Уровень профиля может меняться в зависимости от эмоционального напряжения. По уровню выделяют нормальные, утопленные и пограничные профили. Нормальный средний уровень (Рисунок 2) свидетельствует об отсутствии признаков стресса, состоянии эмоционального равновесия, спокойствия и уверенности. При усилении стресса уровень профиля вначале начинает опускаться и становится утопленным (Рисунок 3), что говорит о контролируемом и сдерживаемом эмоциональном напряжении. Таким образом, утопленный профиль является признаком преобладания процессов торможения в состоянии человека. Наконец, еще большее усиление стресса приводит к тому, что человек начинает терять контроль над эмоциями, перестает сдерживать свое эмоциональное напряжение, что проявляется в резком повышении уровня профиля. Следовательно, пограничный профиль говорит о чрезмерно выраженном возбуждении (Рисунок 4).

 

Таблица 4. Интерпретация уровня профиля MMPI

 

Уровень Признаки Психологическая характеристика
Пограничный Профиль высоко расположен. Значения половины и более клинических шкал (1-4, 6-9) находятся выше 70 Т-баллов (Рисунок 4). Может сопровождаться высокими значениями шкалы F и (или) низкими значениями шкалы K. Повышенная эмоциональная напряженность, проявляющаяся в поведении, выраженные затруднения в адаптации, возбуждение, неудовлетворенность, высокая степень выраженности стресса, низкая устойчивость к стрессу, психологическая поддержка необходима
Нормальный Профиль расположен на среднем уровне. Значения подавляющего большинства клинических шкал (1-4, 6-9) лежат в диапазоне 45-70 Т-баллов (Рисунок 2). Эмоциональный комфорт, спокойствие, уверенность, отсутствие выраженных затруднений в адаптации и симптомов стресса, высокая устойчивость к стрессу, психологическая поддержка не обязательна
Утопленный Профиль низко расположен. Значения подавляющего большинства клинических шкал (1-4, 6-9) находятся ниже 50 Т-баллов (Рисунок 3). Может сопровождаться низкими значениями шкалы F и (или) высокими значениями шкалы K. Скрытая эмоциональная напряженность, возможность успешной адаптации при значительных затратах сил, направленных на сдерживание поведения и чрезмерный самоконтроль, повышенная степень выраженности стресса, сниженная устойчивость к стрессу, психологическая поддержка желательна

 


 

 

 


Рисунок 1. Зависимость уровня профиля MMPI от степени выраженности стресса.

 

 

Рисунок 2. Нормальный линейный профиль MMPI.

 

 

Рисунок 3. Утопленный профиль MMPI.

 

 

Рисунок 4. Пограничный профиль MMPI.

Рельеф профиля

Рельеф профиля характеризует устойчивые индивидуальные особенности личности, степень выраженности различных черт. Чем более ровным и плоским является профиль, тем в большей степени поведение человека определяется содержанием ситуации и внешними факторами, тем больше у человека возможность выбора способа реагирования, тем шире его поведенческий репертуар (Рисунок 2). При наличии подъемов профиля по отдельным шкалам, можно сделать предположение о наличии привычных или предпочитаемых способов реагирования, о том, что те или иные черты личности являются более выраженными по сравнению с другими чертами. При этом, если количество таких подъемов достаточно велико, а именно - три и более, то личность человека не является акцентуированной (Рисунок 5). Если же подъемов только один или два, то это свидетельствует о наличии определенных типов акцентуации (Рисунок 6, 11, 12, 13, 14). В этом случае поведение человека достаточно легко можно прогнозировать.

 

Таблица 5. Интерпретация рельефа профиля MMPI

 

Рельеф Признаки Психологическая характеристика
Линейный Ровный относительно плоский профиль, разность между максимальным и минимальным значениями клинических шкал (1-4, 6-9) не превосходит 20 Т-баллов (Рисунок 2). Гибкость и устойчивость поведения, мышления и переживаний, адекватное отношение к себе и окружающей действительности. Надежность, спокойствие, уравновешенность, целеустремленность, терпеливость. Способность эффективно общаться и контролировать свое состояние и поведение, легко приспосабливаться к широкому кругу условий, решать различные задачи, переключаться с одного вида деятельности на другой в зависимости от ситуации.
Зубчатый Значения трех или более клинических шкал (1-4, 6-9) более чем на 15 Т-баллов отличаются от значений по остальным шкалам (Рисунок 5). Наличие ряда выраженных черт личности, которые могут проявляться чаще других. Некоторые способы поведения и переживания встречаются с большей вероятностью. Однако человек обладает достаточно большой возможностью выбора способов реагирования.
Пикообразный Значения одной или двух клинических шкал (1-4, 6-9) более чем на 20 Т-баллов превышают средний уровень других шкал (Рисунок 6, 11, 12, 13, 14). Наличие определенного типа акцентуации или психопатии. Содержание поведения и переживаний определяется тем, по каким именно шкалам наблюдаются пики.

 

Следует иметь в виду, что при высоком пограничном уровне профиля рельеф может быть замаскирован. Это значит, что при крайне высоком уровне эмоционального напряжения отдельные черты личности очень трудно дифференцировать. Для наглядности этого положения можно воспользоваться следующей метафорой. Уровень профиля можно сопоставить с поверхностью воды в море, которая может в определенной мере подниматься и опускаться, а рельеф - с устойчивой поверхностью морского дна. В том случае, если уровень воды невысокий, над ее поверхностью выступают острова, горы, скалы, камни и рифы. Если же вода начинает подниматься, то она может затапливать элементы твердого рельефа. Таким образом, чем более возбужден человек, чем в более напряженном состоянии он находится, тем труднее определить устойчивые индивидуальные особенности его личности, выявить черты и типы, прогнозировать его поведение в различных ситуациях.

Пограничный профиль MMPI свидетельствует о том, что человек нуждается в психологической поддержке, коррекции его состояния. Нельзя осуществлять оценку адаптационных возможностей и профессиональной пригодности, производить профориентацию и профотбор, если уровень профиля MMPI в данный момент является пограничным. В этом случае имеет смысл провести повторное тестирование по MMPI через некоторое время, которое может составлять от нескольких дней до нескольких недель. Если и при этом профиль MMPI продолжает оставаться пограничным, можно сделать вывод о том, что человек находится в состоянии хронического стресса.

 

 

Рисунок 5. Зубчатый профиль MMPI.

 

 

Рисунок 6. Пикообразный профиль MMPI. Пик по 9 шкале.

 

Наклон профиля

В большинстве случаев профили MMPI характеризуются отсутствием выраженного наклона влево или вправо. Однако иногда левый или правый край профиля приподняты относительно противоположного края, что может указывать на повышенную вероятность возникновения тех или иных расстройств.

Как правило, невротические расстройства связаны с болезненными эмоциональными переживаниями и не затрагивают интеллектуальной сферы человека. Человек, страдающий невротическими расстройствами, обычно отдает себе отчет в неадекватности своих переживаний, но испытывает серьезные затруднения в контроле над ними и коррекции своего поведения. О повышенной вероятности невротических расстройств свидетельствует профиль с отрицательным наклоном (Рисунок 7), когда максимальными являются значения преимущественно первых трех шкал, которые получили название "шкалы невротической триады".

Напротив, психотические расстройства проявляются преимущественно в интеллектуальной и поведенческой сфере. При этом человек редко осознает наличие тех или иных нарушений и даже может в достаточной мере испытывать эмоциональное благополучие. В большей степени он может причинять беспокойство по поводу своего поведения не себе, а окружающим. О повышенной вероятности возникновения психотических расстройств свидетельствует профиль с положительным наклоном (Рисунок 8), при котором максимальными являются значения шкал, расположенных в средней и правой части профиля, прежде всего, шкал 4, 6, 8 и 9, которые получили название "шкал психотической тетрады".


 

Таблица 6. Интерпретация наклона профиля MMPI

 

Наклон Признаки Психологическая характеристика
Отрицательный Левый край профиля находится заметно выше правого края. В частности, три или две шкалы из шкал «невротической триады» (1, 2, 3) самые высокие в профиле и выше 70 (Рисунок 7) Повышенная вероятность возникновения невротических расстройств. Наличие эмоциональных затруднений, острых переживаний, беспокойства, тревоги, неуверенности, затруднений в общении, неприятных ощущений, соматических расстройств.
Положительный Правый край профиля располагается заметно выше, чем левый. В частности, четыре или три шкалы из шкал «психотической тетрады» (4, 6, 8, 9) самые высокие в профиле и выше 70. Может сопровождаться высокими значениями по шкале F (Рисунок 8). Повышенная вероятность возникновения психотических расстройств. Недостаточная адекватность понимания себя и других людей, непредсказуемость поступков, склонность к конфликтам, завышенная самооценка, беспечность, неосмотрительность, упрямство, нарушение общепринятых норм и правил поведения, возможны нарушения восприятия и мышления.

 

Отсутствие наклона не означает отсутствия или низкой вероятности психологических расстройств. На те или иные расстройства могут указывать как пограничный профиль, так и определенные пики или сочетания пиков. Однако при этом расстройства либо могут носить временный реактивный характер, либо могут быть связаны с психопатическими изменениями личности.

 

 

Рисунок 7. Профиль MMPI с отрицательным наклоном.

 

 

Рисунок 8. Профиль MMPI с положительным наклоном.

 


 

Анализ шкал MMPI

Оценочные шкалы

Оценочные шкалы предназначены:

  • для оценки достоверности полученных результатов,
  • для выявления отношения испытуемых к тестированию,
  • для диагностики ряда психологических особенностей личности.

Шкала L (лжи)

 

Таблица 7. Интерпретация шкалы L

 

Содержание пунктов Выполнение одобряемых, но малосущественных норм поведения, которые фактически игнорируются подавляющим большинством людей.
Высокие значения
  • Проявляет недостаточную откровенность, неискренне отвечает на вопросы.
  • Пытается произвести благоприятное впечатление, придавая ответам социально одобряемый характер
  • Демонстрирует строгое соблюдение социальных норм и правильность поведения
  • Плохо понимает мотивы своего поведения.
  • Настороженно относится к тестированию.
Низкие значения
  • Искренне отвечает на вопросы.
  • Достаточно уверен в себе и независим, чтобы признавать свои недостатки.
  • Характеризуется высоким уровнем образования, интеллекта и жизненного опыта.
Примечания При значении по шкале L больше 70 T-баллов результаты MMPI считаются недостоверными. Высокие результаты по шкале L обычно сопровождаются утопленным профилем, низкими значениями по шкалам 4, 7, 8.

 

Шкала F (валидности)

 

Таблица 8. Интерпретация шкалы F

 

Содержание пунктов Необычные мысли, желания и ощущения, явные психотические симптомы, существование которых не признается не только здоровыми, но даже больными людьми.
Высокие значения Выявлены ошибки, случайное или намеренное искажение результатов, которое может быть связано с тем, что испытуемый: · Сопротивляется процедуре тестирования путем случайного выбора ответов "как попало", постоянного выбора ответов "верно" или ответов "неверно". · Симулирует психопатологические расстройства, притворяется больным, наговаривает на себя, преувеличивает тяжесть своего состояния, демонстрирует свои слабости, подчеркивает дефекты, трудности, болезненные симптомы, стремится вызвать сочувствие, испытывает потребность в помощи. · Небрежно относится к тестированию. · Недостаточно внимателен в ответах.. · Плохо понимает смысл утверждений по причине снижения интеллектуальных возможностей, языкового барьера, чрезмерного эмоционального стресса, переутомления или заболевания, в том числе острого психотического состояния.
  • Испытывает недовольство ситуацией тестирования, выражает протест против обследования.
  • Характеризуется низкой конформностью, повышенной самокритичностью, упрямством, стремлением к противоречиям, нетерпеливостью, неупорядоченным поведением.
  • Находится в подростковом возрасте.
Низкие значения
  • Отвечает на вопросы как большинство людей, проявляет конформность, следует общепринятым нормам и правилам поведения.
  • Характеризуется отсутствием внутренней напряженности и психопатологических признаков.
Примечания Если результат по шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следует считать недостоверным (Рисунок 9) Высокие значения по шкале F могут приводить к общему повышению уровня профиля, особенно шкал 4, 6, 8. Очень высокие значения по шкале F могут быть вызваны техническими ошибками при обработке результатов. При высоком значении по шкале F целесообразно обсуждение результатов с испытуемым с целью выяснения причин ошибок, а также возможно повторное тестирование.

 

 

Рисунок 9. Профиль MMPI с завышенным значением по шкале F.

 

Шкала K (коррекции)

 

Таблица 9. Интерпретация шкалы K

 

Содержание пунктов Проблемы, связанные с заболеваниями, несдержанностью, негативным отношением к окружающим, затруднениями в общении, неуверенностью, неприятностями
Высокие значения · Характеризуется защитной реакцией на тестирование. Избегает излишней откровенности, тщательно контролирует свои высказывания, проявляет осторожность в ответах. · Отрицает наличие слабостей и недостатков, стремится смягчить болезненность состояния и остроту проблемы, скрыть затруднения в регуляции своего поведения и конфликты в межличностных отношениях. · Избегает критики окружающих, открытого отклоняющегося поведения, тесных эмоциональных отношений, характеризуется заторможенностью и стеснительностью · Может отвечать "неверно" на большинство пунктов
Средние значения
  • Легко адаптируется к социальному окружению, воспринимается как человек благоразумный и доброжелательный, отличается общительностью, адекватностью самооценки, уравновешенностью, рациональностью, способностью к лидерству
Низкие значения
  • Сознает свои затруднения, преувеличивает свои проблемы, не скрывает своих слабостей, затруднений и психопатологических расстройств, выражает неудовлетворенность собой,
  • Критически относиться к себе и окружающим, отличается резкостью в общении, чрезмерной открытостью, откровенностью, уязвимостью в межличностных отношениях, недостаточной сдержанностью
  • Может отвечать "верно" на большинство пунктов.
Примечания Если результат по шкале K превышает 70 Т-баллов, результат исследования следует считать недостоверным (Рисунок 10). Высокие значения по шкале K могут приводить к утопленному профилю Результат, полученный по шкале K, добавляется с целью коррекции к пяти из десяти базовых шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. Результаты, полученные по остальным шкалам, не обнаруживают закономерных изменений в зависимости от результата по шкале K.

 

 

Рисунок 10. Профиль MMPI с завышенным значением по шкале K.

 

Индекс F - K.

В ряде руководств по MMPI в качестве показателя симуляции-диссимуляции используется так называемый индекс F-K. Этот индекс представляет собой разницу между сырыми баллами F и K. При высоком значении этого индекса делается вывод о том, что испытуемый пытается симулировать, преувеличивает свои проблемы, ищет помощи, ожидает внимания и жалости. Низкое значение этого индекса свидетельствует о том, что испытуемый чрезмерно защищается от раскрытия своих психологических особенностей, отрицает затруднения, отказывается от сотрудничества. Однако во всех руководствах представлен неправильный диапазон нормы для этого индекса, что не позволяет правильно его использовать. Наиболее корректно было бы рассчитывать этот индекс как разность между значениями F и K, выраженными в T-баллах. При этом диапазон, свидетельствующий о достоверности полученных результатов, будет располагаться от +20 до -20 T-баллов.

 

Базовые шкалы

Шкала 1 Hs (ипохондрии)

 

Таблица 10. Интерпретация 1 шкалы MMPI

 

При высоких значениях шкалы (пиках)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.094 с.)