Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы психологической диагностики личностиСтр 1 из 8Следующая ⇒
Введение Миннесотский многошкальный личностный опросник (The Minnesota Multiphasic Personality Inventory) является наиболее валидным и надежным методом диагностики личности в мировой психологической практике. Опросник предназначен для исследования индивидуально-психологических особенностей личности взрослых людей, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса. Текст опросника включает 566 пунктов, которые касаются самочувствия, привычек, поведения, преобладающих переживаний и настроения, отношений к различным жизненным явлениям, межличностных отношений, направленности интересов. В результате обработки получают показатели по 10-ти базовым шкалам, а также по 3-м контрольным шкалам, предназначенным для определения отношения испытуемых к тестированию, проверки небрежности, непонимания, неоткровенности или преднамеренного искажения результатов. Оценка результатов основана на достоверном отличии ответов репрезентативной группы лиц с определенными психопатологическими синдромами от группы здоровых лиц. Благодаря работам клинических психологов опросник широко известен и традиционно используется в России в психиатрии, психотерапии, наркологии, психосоматической медицине. Однако в настоящее время MMPI вышел за пределы клинического использования и активно применяется для отбора и оценки персонала, психологической экспертизы и консультирования в качестве одного из критериев эмоционального состояния, здоровья и профессиональных способностей. Тест широко используется в судебно-психологической экспертизе, в исправительных учреждениях, в системе образования, занятости, в бизнесе, на транспорте, в вооруженных силах, МВД, в спорте, в семейном консультировании и предназначен для решения следующих задач:
Новое методическое руководство содержит современные материалы о способах анализа и использования результатов для решения задач управления и консультирования.
Теоретические основы психологической диагностики личности Черты и типы личности Поскольку методика MMPI предназначена для диагностики психологических особенностей личности, необходимо иметь представления о структуре личности, ее проявлениях и факторах развития. Под личностью в психодиагностике, как правило, имеется в виду совокупность черт, то есть привычных способов реагирования, поведения и переживаний в определенных ситуациях. Различные ситуации предъявляют к человеку разные требования и актуализируют разные черты. Например, в ситуации принятия решения могут проявляться такие черты, как решительность, уверенность или наоборот, склонность к колебаниям, сомнениям опасениям. В ситуации знакомства человек может показать себя как общительный, контактный или, напротив, замкнутый. Обычно различают черты темперамента и характера личности. Черты темперамента обусловлены преимущественно биологическими особенностями человека, наиболее стабильны и проявляются в относительно широких классах ситуаций, таких как угроза, изменение или выбор. К чертам темперамента можно отнести, например, тревожность, агрессивность, ригидность, импульсивность и т.д. Напротив, черты характера проявляются в более узких классах ситуаций, связанных с социальным взаимодействием, например, нравственного выбора, помощи, соперничества. Черты характера могут быть менее стабильными и в большей мере обусловлены отношением человека к ситуации, себе, своей деятельности, другим людям и т.п. К ним можно отнести ответственность, скромность, дружественность, властность и др. Люди различаются по степени выраженности черт, которая определяет дальнейшее развитие личности, ее адаптацию к жизненным условиям и психическое здоровье. Значительная степень выраженности каких-либо черт, представляющая собой крайний вариант нормы и затрудняющая адаптацию к критическим ситуациям, называется акцентуацией личности [4, 5]. При этом, как правило, не происходит нарушений адаптации к обычным ситуациям, нарушений развития личности и болезненных переживаний, связанных с поведением акцентуированной личности. В тех же случаях, когда чрезмерная степень выраженности отдельных черт сопровождается затруднением адаптации не только к критическим, но даже к обычным повседневным ситуациям, приводит к нарушению развития личности и вызывает болезненные переживания, мы имеем дело уже не просто с акцентуацией, а с психопатией личности [2, 5].
Личностные опросники не позволяют определить, имеем ли мы дело с акцентуацией или психопатией. Для диагностики психопатии требуется использование клинического метода, включающего беседу квалифицированного врача-психиатра с человеком, наблюдение за его поведением в различных ситуациях, опрос знакомых людей и т.д. Однако при помощи личностных опросников можно выявлять типы акцентуаций или психопатий в зависимости от того, какие именно черты личности являются наиболее выраженными (Таблица 1).
Таблица 1. Типы акцентуаций и психопатий личности
Поскольку типы акцентуаций и психопатий впервые были изучены и описаны психиатрами П.Б.Ганушкиным, А.Е.Личко, К.Леонгардом [2, 4, 5, 6], традиционные названия этих типов тесно связаны с психиатрическим содержанием. В основе названия каждого типа лежит психопатологический синдром, для которого наиболее характерны соответствующие особенности и черты личности. Различные типы акцентуаций и психопатий проявляются в направленности личности, избирательной чувствительности к определенным ситуациям и в специфических способах реагирования на эти ситуации. Таким образом, черты и типы личности являются одним из наиболее существенных факторов адаптации человека. На развитие черт и типов личности, в свою очередь, влияет большое количество факторов:
Таким образом, черты и типы личности лишь описывают, но не объясняют поведение человека и содержание его переживаний.
Личностные опросники Для измерения черт личности может использоваться наблюдение, экспертные оценки и проективные методики, но наиболее часто применяются самооценка с помощью анкет и личностные опросники [6]. Личностный опросник представляет собой серию стандартных вербальных стимулов, частота определенных реакций на которые служит количественным показателем черт личности. При этом, в отличие от анкет, содержание вербальных стимулов и реакций в личностном опроснике не имеет значения. Реакции рассматриваются как фрагменты вербального поведения, которые являются показателями эмпирически устанавливаемого реального поведения. Если человек говорит, что в некоторой ситуации он ведет себя определенным образом, это не значит, что так оно и есть. В личностных опросниках не имеет значения, действительно ли утверждение человека, что у него масса неприятностей или часто болит голова. Важно лишь, что его ответы совпадают с ответами определенной категории людей, достоверно обладающей некоторыми чертами. В личностные опросники включают пункты, ответы на которые достоверно отличают одну группу людей от другой, то есть коррелируют с определенными способами поведения и являются показателями соответствующих черт личности. По содержанию же ответов нельзя судить о личности испытуемого, можно судить лишь о том, что испытуемый думает о своей личности.
Далеко не все анкеты являются тестами, пригодными для измерения черт личности, то есть обладающими свойствами валидности, надежности и стандартности. MMPI является одним из наиболее валидных методик диагностики личности. При создании шкал MMPI впервые в психодиагностической практике использовался эмпирический подход валидизации по внешнему критерию. Ранее личностные опросники конструировались на основе логического подхода. Пункты теста отбирались на основе так называемой содержательной валидности, а ответы оценивались исходя из субъективного мнения автора о том, какой ответ, скорее всего, соответствует измеряемому свойству. Однако научный и практический опыт привели к серьезным сомнениям в адекватности такого подхода. Было очевидно, что люди могут фальсифицировать или искажать свои результаты, чтобы представить себя в соответствии со своими желаниями. Кроме того, субъективно созданные ключи часто не соответствуют реальным различиям между группами испытуемых. Новая процедура создания шкал MMPI основывалась на сравнении по каждому пункту ответов испытуемых, объективно различающихся по какому-либо психологическому признаку, в частности, наличию определенного психиатрического диагноза.
MMPI Автором первой русской адаптации MMPI является Л.Н.Собчик, которая работала в то время в Институте судебной психиатрии им. В.П.Сербского. Первое руководство по MMPI на русском языке появилось в 1971 году [8]. Л.Н.Собчик использовала карточную форму опросника, включающую 550 пунктов опросника и 13 базовых и контрольных шкал. Она осуществила перевод утверждений на русский язык, при этом разделив мужскую и женскую формы опросника, отсутствующие в англоязычном варианте. При анализе результатов в значительной мере использовалась психиатрическая интерпретация. Специальной работы, направленной на ревалидизацию и рестандартизацию опросника, не проводилось, использовались оригинальные американские нормативы. Был накоплен большой опыт использования методики в судебно-психологической экспертизе. Кодирование по Уэлшу. Номера всех базовых шкал записываются в порядке уменьшения значения от максимального до минимального. При этом номера группируются в зависимости от уровня их значений, и после каждой группы ставится определенный символ:!! - выше 120,! - выше 110, ** - выше 100, * - выше 90, " - выше 80, ' - выше 70, - - выше 60, / - выше 50,: - выше 40, # - выше 30. Аналогично после базовых шкал кодируется профиль контрольных шкал. Например, код 7*21"843'0-5/96 K ' F - L означает, что 7 шкала выше 90 баллов, 2 и 1 шкала выше 80 баллов, 8, 4 и 3 шкала выше 70 баллов, 0 шкала выше 60 баллов, 5 шкала выше 50 баллов, шкала K выше 70 баллов, F выше 60. Кодирование по Хатауэю. Номера шкал, имеющих значение выше 70 баллов, отделяются справа апострофом. За ними записываются номера шкал, имеющие значения от 55 до 70. Шкалы со значениями от 45 до 55 не записываются и заменяются прочерком, а шкалы ниже 45 баллов записываются после косой черты. Показатели контрольных шкал записываются в сырых баллах через двоеточие, при этом перед рядом контрольных шкал ставится косой крестик, если хотя бы по одной из них профиль недостоверен. Например, код 721843'0-/6 X 3:4:25 соответствует вышеприведенному коду по Уэлшу.
Анализ профиля MMPI Профиль MMPI отражает степень выраженности различных черт личности. Профиль является основной диагностической категорией MMPI. Профили различаются по уровню, рельефу и наклону. Уровень профиля Уровень профиля характеризует текущее эмоциональное состояние испытуемого и степень выраженности стресса. Уровень профиля может меняться в зависимости от эмоционального напряжения. По уровню выделяют нормальные, утопленные и пограничные профили. Нормальный средний уровень (Рисунок 2) свидетельствует об отсутствии признаков стресса, состоянии эмоционального равновесия, спокойствия и уверенности. При усилении стресса уровень профиля вначале начинает опускаться и становится утопленным (Рисунок 3), что говорит о контролируемом и сдерживаемом эмоциональном напряжении. Таким образом, утопленный профиль является признаком преобладания процессов торможения в состоянии человека. Наконец, еще большее усиление стресса приводит к тому, что человек начинает терять контроль над эмоциями, перестает сдерживать свое эмоциональное напряжение, что проявляется в резком повышении уровня профиля. Следовательно, пограничный профиль говорит о чрезмерно выраженном возбуждении (Рисунок 4).
Таблица 4. Интерпретация уровня профиля MMPI
Рисунок 1. Зависимость уровня профиля MMPI от степени выраженности стресса.
Рисунок 2. Нормальный линейный профиль MMPI.
Рисунок 3. Утопленный профиль MMPI.
Рисунок 4. Пограничный профиль MMPI. Рельеф профиля Рельеф профиля характеризует устойчивые индивидуальные особенности личности, степень выраженности различных черт. Чем более ровным и плоским является профиль, тем в большей степени поведение человека определяется содержанием ситуации и внешними факторами, тем больше у человека возможность выбора способа реагирования, тем шире его поведенческий репертуар (Рисунок 2). При наличии подъемов профиля по отдельным шкалам, можно сделать предположение о наличии привычных или предпочитаемых способов реагирования, о том, что те или иные черты личности являются более выраженными по сравнению с другими чертами. При этом, если количество таких подъемов достаточно велико, а именно - три и более, то личность человека не является акцентуированной (Рисунок 5). Если же подъемов только один или два, то это свидетельствует о наличии определенных типов акцентуации (Рисунок 6, 11, 12, 13, 14). В этом случае поведение человека достаточно легко можно прогнозировать.
Таблица 5. Интерпретация рельефа профиля MMPI
Следует иметь в виду, что при высоком пограничном уровне профиля рельеф может быть замаскирован. Это значит, что при крайне высоком уровне эмоционального напряжения отдельные черты личности очень трудно дифференцировать. Для наглядности этого положения можно воспользоваться следующей метафорой. Уровень профиля можно сопоставить с поверхностью воды в море, которая может в определенной мере подниматься и опускаться, а рельеф - с устойчивой поверхностью морского дна. В том случае, если уровень воды невысокий, над ее поверхностью выступают острова, горы, скалы, камни и рифы. Если же вода начинает подниматься, то она может затапливать элементы твердого рельефа. Таким образом, чем более возбужден человек, чем в более напряженном состоянии он находится, тем труднее определить устойчивые индивидуальные особенности его личности, выявить черты и типы, прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Пограничный профиль MMPI свидетельствует о том, что человек нуждается в психологической поддержке, коррекции его состояния. Нельзя осуществлять оценку адаптационных возможностей и профессиональной пригодности, производить профориентацию и профотбор, если уровень профиля MMPI в данный момент является пограничным. В этом случае имеет смысл провести повторное тестирование по MMPI через некоторое время, которое может составлять от нескольких дней до нескольких недель. Если и при этом профиль MMPI продолжает оставаться пограничным, можно сделать вывод о том, что человек находится в состоянии хронического стресса.
Рисунок 5. Зубчатый профиль MMPI.
Рисунок 6. Пикообразный профиль MMPI. Пик по 9 шкале.
Наклон профиля В большинстве случаев профили MMPI характеризуются отсутствием выраженного наклона влево или вправо. Однако иногда левый или правый край профиля приподняты относительно противоположного края, что может указывать на повышенную вероятность возникновения тех или иных расстройств. Как правило, невротические расстройства связаны с болезненными эмоциональными переживаниями и не затрагивают интеллектуальной сферы человека. Человек, страдающий невротическими расстройствами, обычно отдает себе отчет в неадекватности своих переживаний, но испытывает серьезные затруднения в контроле над ними и коррекции своего поведения. О повышенной вероятности невротических расстройств свидетельствует профиль с отрицательным наклоном (Рисунок 7), когда максимальными являются значения преимущественно первых трех шкал, которые получили название "шкалы невротической триады". Напротив, психотические расстройства проявляются преимущественно в интеллектуальной и поведенческой сфере. При этом человек редко осознает наличие тех или иных нарушений и даже может в достаточной мере испытывать эмоциональное благополучие. В большей степени он может причинять беспокойство по поводу своего поведения не себе, а окружающим. О повышенной вероятности возникновения психотических расстройств свидетельствует профиль с положительным наклоном (Рисунок 8), при котором максимальными являются значения шкал, расположенных в средней и правой части профиля, прежде всего, шкал 4, 6, 8 и 9, которые получили название "шкал психотической тетрады".
Таблица 6. Интерпретация наклона профиля MMPI
Отсутствие наклона не означает отсутствия или низкой вероятности психологических расстройств. На те или иные расстройства могут указывать как пограничный профиль, так и определенные пики или сочетания пиков. Однако при этом расстройства либо могут носить временный реактивный характер, либо могут быть связаны с психопатическими изменениями личности.
Рисунок 7. Профиль MMPI с отрицательным наклоном.
Рисунок 8. Профиль MMPI с положительным наклоном.
Анализ шкал MMPI Оценочные шкалы Оценочные шкалы предназначены:
Шкала L (лжи)
Таблица 7. Интерпретация шкалы L
Шкала F (валидности)
Таблица 8. Интерпретация шкалы F
Рисунок 9. Профиль MMPI с завышенным значением по шкале F.
Шкала K (коррекции)
Таблица 9. Интерпретация шкалы K
Рисунок 10. Профиль MMPI с завышенным значением по шкале K.
Индекс F - K. В ряде руководств по MMPI в качестве показателя симуляции-диссимуляции используется так называемый индекс F-K. Этот индекс представляет собой разницу между сырыми баллами F и K. При высоком значении этого индекса делается вывод о том, что испытуемый пытается симулировать, преувеличивает свои проблемы, ищет помощи, ожидает внимания и жалости. Низкое значение этого индекса свидетельствует о том, что испытуемый чрезмерно защищается от раскрытия своих психологических особенностей, отрицает затруднения, отказывается от сотрудничества. Однако во всех руководствах представлен неправильный диапазон нормы для этого индекса, что не позволяет правильно его использовать. Наиболее корректно было бы рассчитывать этот индекс как разность между значениями F и K, выраженными в T-баллах. При этом диапазон, свидетельствующий о достоверности полученных результатов, будет располагаться от +20 до -20 T-баллов.
Базовые шкалы Шкала 1 Hs (ипохондрии)
Таблица 10. Интерпретация 1 шкалы MMPI
|