И линия эмпиризма в философии XVII - XVIII 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И линия эмпиризма в философии XVII - XVIII



 

1. Социокультурные причины становления гносеологической парадигмы философского мышления в Новое время. Специфика гносеологической парадигмы философского мышления, проблемы субъекта и объекта
в познании.

2. Философия Ф. Бэкона как основание эмпиризма.

3. Учение Бэкона об идолах в контексте обоснования знания. Тезис «знание – сила», и его значение для европейской культуры. Формирование методологии эмпиризма в философии Бэкона. Индукция и дедукция, понятие эксперимента.

4. Онтология Т. Гоббса: учение о совокупности тел. Гносеология Гоббса.

5. «Критический эмпиризм» Д. Локка и проблема происхождения идей. Критика теории врожденных идей.

6. Философия эмпиризма в XVIII веке: субъективный идеализм
Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.

 

Источники и литература

 

1. Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М., 1978. Т.2.

2. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М., 1989. Т.2.

3. Гоббс Т. Основы философии // Гоббс Т. Соч. в 2 т. М., 1978. Т.2.

4. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3 т. М., 1985. Кн. 1.

5. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

6. Гаков В. Имя и память завещаю будущему: 425 лет со дня рождения Ф. Бэкона // Наука и религия. 1986. №1.

7. Заиченко Г.Д. Джон Локк. М., 1988.

8. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

9. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

10. Михаленко Ю.П. Бэкон и его учение. М., 1975.

11. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

12. Соловьев Э.Ю. Феномен Локка // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1982.

13. Субботин А.А. Фрэнсис Бэкон. М, 1974.

14.  Философия эпохи ранних буржуазных революций / под ред. Ойзермана. М, 1982.

15. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М, 1976.

 

Занятие 7

Философия Декарта

И линия рационализма в философии XVII - XVIII веков

1. Онтология Декарта. Учение о субстанции. Роль Бога в философии Декарта.

2. Гносеология Декарта. Принцип методического сомнения как начала философии. Концепция врожденных идей и проблема заблуждения. Система методов рационализма.

3. Натуралистический пантеизм в философии Б. Спинозы. Бог как субстанция.

4. Идеалистическая метафизика Лейбница. Монадология.

 

Источники и литература

 

1. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч. в 2 т. М., 1994.

2. Декарт Р. Первоначала философии // Соч. в 2 т. М., 1989. Т. 1 (пп. 48,
51-54, С. 333-336).

3. Лейбниц Г.В. Монадология // Соч. в 4 т. М., 1982. Т. 1 (С.413-429).

4. Беленький М.С. Спиноза о религии, Боге и Библии. М., 1977.

5. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М, 2000.

6. Доброхотов А. Онтология и этика cogito // Встреча с Декартом. М., 1996.

7. Конев В.А. Семинарские беседы по «Картезианским размышлениям» М.К. Мамардашвили. Самара, 1996.

8. Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. Этюды о классическом рационализме и неклассической науке. М, 1972.

9. Ляткер Я.А. Декарт. М, 1975.

10. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М, 1992.

11. Мотрошилова Н. «Картезианские медитации» Гуссерля и «Картезианские размышления» Мамардашвили (двуединый путь к трансцендентальному ego) // Встреча с Декартом. М., 1996.

12. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М., 1972.

13. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

14. Фишер К. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, соч. и учение. СПб, 1994.

15.  Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976.

Занятие 8

Философия И. Канта

 

1. Немецкая классическая философия: основные черты и принципы исследовательской программы. Философия И. Канта: открытие основной критической проблемы, новации трансцендентальной философии.

2. Философия Канта как синтез эмпиризма и рационализма. «Критика чистого разума»: содержание и форма знания, разделение ноумена и феномена, априоризм и трансцендентализм, принцип активности субъекта.

3. Структура познавательной способности: место и функции чувственности, рассудка и разума в процессе познания. Агностицизм Канта.

4. Этическая философия Канта. Критика практического разума как метафизика человеческого поступка. Принцип априоризма в этике. Категорический императив. Границы и возможности реализации формальной этики.

 

Источники и литература

 

1. Кант И. Критика чистого разума. Введение. Трансцендентальное учение о началах. М., 1994.

2. Кант И. Общая задача чистого разума // Хрестоматия по философии: учеб. пособие. М., 1997.

3. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике / И. Кант // Соч.
в 6 т. М., 1965. Т.4 Ч.1.

4. Асмус В. Иммануил Кант. М. 1973.

5. Библер В.С. Кант – Галилей – Кант // Разум Нового Времени в парадоксах обоснования. М., 1991.

6. Вахтомин И.К. Теория научного познания И. Канта: опыт современного прочтения «Критики чистого разума». М.,1986.

7. Виндельбанд В. Иммануил Кант: К столетнему юбилею его философии // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995

8. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

9.  Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 2001

10. Кант и кантианцы. М., 1978.

11. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. М., СПб, 1997.

12. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М., 1997.

13. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

14. Немецкая классическая философия: в 2 т. Москва-Харьков, 2000.

15. Соловьев Э.Ю. И. Кант: знание, вера, нравственность // Прошлое толкует нас. М., 1991.

16. Суслова Л. А. Философия И. Канта. М., 1988.

17. Уонт К. Кант для начинающих. Ростов-на-Дону, 1988

18.  Хелер А. Иммануил Кант приглашает на обед // Вопросы философии. 1992. № 11.

19. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

 

Занятие 9

Философия Гегеля

 

1. Панлогизм и панрационализм в философии Гегеля (все действительно разумно и все разумное действительно). Система Гегеля.

2. Философия Г. Гегеля: идея реформирования логики Аристотеля, общий проект и принципы построения логики как науки о чистой идеи.

3. Философия духа: учение об объективном, субъективном и абсолютном духе.

Источники и литература

 

1. Гегель Г. Наука логики // Энциклопедия философских наук:
в 3 т. М., 1975. Т. 1 (разд. 1-2).

2. Гегель Г. Философия духа // Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1975. Т. 3(разд. 1-3).

3. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. Тбилиси, 1958.

4. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994.

5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1996.

6. Кричевский А.В Учение Гегеля об Абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. 1993. №5.

7. Ойзерман Т.И. Проблема долженствования в философии Гегеля // Вопросы философии. 1995. №5.

8. Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1971.

9. Труфанов С.Н. Грамматика разума. Самара, 2003.

10. Труфанов С.Н. «Наука логики» Гегеля в конспективном изложении. Самара, 1999.

 

Занятие 10

Философия марксизма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.009 с.)