Тема 7. Классическая немецкая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Классическая немецкая философия



 

Ведущая идея. Проект трансцендентальной философии и обращение к структуре познавательной способности субъекта. Научное знание как синтез эмпиризма и рационализма. Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Гегель) пытается обнаружить то основание, которое позволяет человеку познавать окружающую действительность и высказывать
о ней некие объективные, общезначимые суждения, находя его в трансцендентальном, теоретическом разуме. Рассмотрение трансцендентального разума как принципа научного познания. Практический разум: категорический императив как принцип свободного, нравственного действования индивида, поиск нравственного основания социального бытия. Категорический императив открывает человеку социальный мир как мир другого, мир значимого бытия.

Важно знать. Философия И. Канта синтезирует методологию эмпиризма и рационализма. Немецкий философ показывает, что процесс познания включает в себя как чувственный, эмпирический опыт, так и опыт рациональный, опыт разума. Попытайтесь определить, в чем отличие философии Канта от предшествующей философии? Почему Кант называет свою философию критической?

Обращаясь к введению «Критики чистого разума», определите, какова структура познавательной способности субъекта. Выясните, какова роль чувственности, рассудка и разума. Что представляют собой априорные формы чувственности и рассудка, в чем их смысл?

Особое внимание при рассмотрении философии Канта необходимо уделить проблеме познаваемости мира. Этот вопрос Кант решает с позиции агностицизма, отрицая возможность познания вещей самих по себе. Какой смысл философ вкладывает в понятия «вещь-в-себе» (ноумен)
и «феномен»? В чем заключается основание данного различия?

После анализа познавательной способности субъекта обратитесь
к структуре человеческого действия. Этому посвящена «Критика практического разума». Кант формулирует универсальный принцип нравственного действия субъекта, категорический императив. Каково значение категорического императива? Как в этом смысле Кант решает проблему свободы?

Философия Гегеля. Панлогизм и панрационализм в философии Гегеля.  Логика и диалектика Гегеля. Обратите внимание, что логика развития категорий разума существует как объективная логика абсолютной идеи, она определяет состояние природы и историю человеческого духа. Почему принцип диалектики (тезис, антитезис, синтез) лежит в основании всякого развития? Философия духа, учение об объективном, субъективном и абсолютном духе.

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем суть того переворота, который совершает в философии
И. Кант? Почему Кант называет свою философию критической. Чем она отличается от предшествующих философских систем?

2. Определите структуру познавательной способности субъекта по Канту: роль чувственности, рассудка, разума.

3. Как соотносятся свобода и долженствование в философии Канта?

4. В чем суть диалектической логики Гегеля?

 

Тема 8. Философия К. Маркса

 

Ведущая идея. Поворот от рассмотрения теоретического субъекта
к субъекту практическому, общественному. Практическая (материальная) деятельность как форма конституирования социальной реальности. Здесь следует обратить внимание на то, что, по Марксу, именно практика выступает конституирующим феноменом социального бытия как бытия осознанного.

Важно знать. Основные тенденции развития западноевропейской философии во второй половине XIX – начале ХХ века (немецкая классическая философия, марксизм, философия жизни, позитивизм, неокантианство, психоанализ, феноменология, экзистенциализм). Критика классической немецкой философии в работах Маркса. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс исходит из того, что сущность человека не есть абстракт, нечто отвлеченное, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Человек непрерывно создает себе возможности для жизнеобеспечения (материальные блага) и тем самым опредмечивает самого себя, практически реализует себя в предметном мире. Создавая предметы, преодолевая внешние обстоятельства или приспосабливаясь к ним, производя, реализуя в предметной среде свою сущность, человек одновременно изменяет самого себя.

Таким образом, если предметом классической философии является абстрактный, теоретический субъект, cogito, то Маркс совершает своего рода антропологический поворот, начиная рассматривать субъект не как чистое бытие, а как бытие конкретное, практическое. Если классическая философия исходила из принципа, что сознание определяет бытие человека, то Маркс делает обратное утверждение, говоря, что бытие определяет сознание. Попытайтесь объяснить, в чем смысл данного смещения акцентов
в понимании человека. Вместе с этим Маркс переосмысляет и само значение философии в культуре: философия имеет своей целью не просто объяснить мир, раскрыть его объективную структуру, она призвана изменить, преобразовать мир. Обратившись к предисловию «К критике политической экономии» Маркса, сформулируйте основные принципы материалистического понимания истории.  

Вопросы для самоконтроля

 

1. Почему практика, по Марксу, является критерием истины? В чем смысл этого утверждения? Как Вы думаете, почему именно практика, материальная деятельность, открывает социальную реальность как осознанное бытие?

2. Какие стадии общественно-исторического развития выделяет Маркс? На каком основании? Как в учении Маркса об истории проявляется гегелевская диалектическая триада (тезис-антитезис-синтез)?

3. Почему именно учение Маркса стало идейным основанием многих социальных и революционных движений в XX веке?

 

Тема 9. Философия жизни

 

Ведущая идея. Бытие как жизнь. Обращение к жизни как способу открытия индивидуальности, конкретности человеческого существования.    Рассмотрение категории жизни как онтологического основания исторического бытия. Жизнь осмысляется через понимание ее основных принципов: временность, историчность, творчество.

Важно знать. Становление антропологической парадигмы философского мышления связано, прежде всего, с фигурами С. Кьеркегора
и А. Шопенгауэра. Основным мотивом новой парадигмы становится обращение к индивидуальности, конкретности человеческого существования. Датский мыслитель С. Кьеркегор начинает рассматривать человеческое бытие как экзистенцию. Определите, как Кьеркегор понимает экзистенцию. Само человеческое существование Кьеркегор рассматривает, обращаясь к процессу становления личности, выделяя три основных его этапа: эстетический, этический, религиозный. Обратите внимание на то, как происходит переход от одного этапа к другому: между эстетиком и этиком всегда стоит выбор, т.е., чтобы стать нравственным, этическим существом, человек должен решиться, сделать выбор, взять на себя ответственность,
в то время как обретение веры (переход к третьей стадии) происходит
в особом опыте, в опыте отчаяния.

Обратившись к работе Кьеркегора «Или-или», определите, как понимается автором отчаяние и почему вера всегда абсурдна, парадоксальна.

В дальнейшем новое звучание антропологическая парадигма получает в философии А. Шопенгауэра. Философ видит в воле абсолютное начало бытия. Это есть космическая, биологическая по своей природе сила, создающая и мир, и человека. Постарайтесь определить, почему Шопенгауэр считает, что человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Перед нами концепция волюнтаризма, где воля как абсолютное начало оформляет всякую конкретику, являясь тем первичным импульсом, который питает жизнь, задает ее смысловое содержание и направляет ее движение.

Последователь Шопенгауэра Ницше также ставит категорию жизни
в центре своей философии. Онтология жизни выстраивается у Ницше в контексте критики европейской метафизики. Классическая метафизика делала предметом своего рассмотрения внешний, трансцендентный, объективно сконструированный мир, причинно-обусловленный мир и в этой сфере видела фундамент всякого бытия. Ницше отрицает наличие сверхчувственного, умопостигаемого бытия, видя в нем только фикцию, которая заслоняет собственно жизнь человека. Отсюда вытекает идея переоценки всех ценностей и смерти Бога как результата потери трансцендентального означающего. Если в классической философии человеческая жизнь обнаруживала свое основание в неком объективном идеальном бытии, то Ницше связывает жизнь с волей к власти.  

Раскройте взаимосвязь жизни как воли к власти и идеи вечного возращения (Ницше-Делез). В чем оригинальный смысл понимания воли
к власти у Ницше? Обратившись к тексту «Так говорил Заратустра», определите, как Ницше понимает сверхчеловека и каково место сверхчеловека в культуре.

Основные идеи философии В. Дильтея. Жизнь как историческая реальность. Дильтей рассматривает историю через обращение к конкретности человеческого существования. Сформулируйте основные принципы неклассического историзма в философии Дильтея: роль переживания и понимания в познании.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Почему представители «философии жизни», развивая свою философскую концепцию, начинают с критики классической метафизики (критика гегельянства)?

2. Как Кьеркегор осмысляет человеческое существование (экзистенция) и какие три стадии становления человека выделяет философ? Определите, как взаимосвязаны выбор и отчаяние у Кьеркегора.

3. Обратившись к тексту М. Хайдеггера «Европейский нигилизм», определите, в чем смысл критики классической метафизики в философии Ницше (переоценка всех ценностей).

4. Какова взаимосвязь основных понятий, с помощью которых Ницше рассматривает проблему человеческого существования: воля к власти
и идея вечного возвращения?

5. В чем смысл понимания жизни как исторической реальности по Дильтею? Объясните, почему история, сама историческая реальность открывается человеку именно в опыте переживания и понимания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.009 с.)