Тема 1. Проблема типологизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Проблема типологизации



ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

 

                                                                                                                 

 

 

Самара

Издательство «Самарский университет»

2009

УДК 10 (09)

ББК 87.3

    К 72

 

Рецензент канд. филос. наук, доц. В.Л. Афанасьевский

 

            Костомаров, А. С.

К 72        История философии: учебное пособие / А. С. Костомаров. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. – 84 с.

 

Данное учебное пособие нацелено на организацию самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей по курсу истории философии. Важной особенностью пособия является изучение истории философии через самостоятельное обращение к ее основным проблемам. Каждая тема содержит важный теоретический принцип, который помогает студентам сосредоточить внимание на основных аспектах изучаемой темы, а также, используя полученные знания, обратиться к современной социальной действительности и занять по отношению к ней рефлексивную позицию. Представленный в данном пособии подход в изучении истории философии позволяет сформировать навыки самостоятельной работы с научным материалом: студент учится ставить проблемы, работать с критической литературой. Подобный подход способствует не только формированию научного, критического разума, но и позволяет представить философию как неотъемлемую составляющую своего духовного опыта, своей жизни.

Предназначено для студентов гуманитарных специальностей   

УДК 10 (09)

                                                                                                        ББК 87.3

 

             Работа опубликована в рамках Президентского гранта

            поддержки научных школ (грант НШ – 1451.2008.6)

 

                                               © Костомаров А.С., 2009

                                                                © Самарский государственный

                                                                    университет, 2009

                                                                © Оформление. Издательство

                                                                     «Самарский университет», 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

Вступительное слово…………………………………………………… 4
История философии……………………………………………………. 5
Тема 1. Проблема типологизации историко-философского процесса 5
Тема 2. Античная философия и ее основные проблемы. Раннегреческая философия………………………………………………..   5
Тема 3. Философия Платона и Аристотеля…………………………….. 7
Тема 4. Философия средних веков……………………………………… 8
Тема 5. Новоевропейская философия XVII века. Философия эмпиризма… 9
Тема 6. Философия рационализма………………………………………. 10
Тема 7. Классическая немецкая философия……………………………. 12
Тема 8. Философия К.Маркса…………………………………………… 13
Тема 9. Философия жизни………………………………………………. 15
Тема 10. Философия экзистенциализма……………………………….. 17
Семинарские занятия…………………………………………………. 19
Приложение. Хрестоматия по курсу истории философии………… 33
Фрагмент «О природе» Парменида…………………………………….. 33
Фрагмент «Государство» Платона……………………………………… 36
Фрагмент диалога «Федон» Платона…………………………………… 41
Фрагмент диалога «Филеб» Платона…………………………………… 41
Фрагмент «Метафизика» Аристотеля………………………………….. 44
Фрагмент «Исповедь» А. Августина…………………………………… 49
Фрагмент «Этика» Б. Спинозы…………………………………………. 51
Фрагмент «Критика чистого разума» И. Канта……………………….. 55
«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса………………………………………. 58
Фрагмент «Злая мудрость» Ф. Ницше………………………………… 61
Фрагмент «Сумерки идолов или как философствуют молотом» Ф. Ницше 62
Фрагмент «Бытие и время» М. Хайдеггера…………………………. 66
   

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

После рассмотрения вводного курса философии, где раскрывалась актуальность философии в пределах как культуры, так и экзистенциального опыта человека, Вам предстоит встреча с новым разделом – Историей  философии. Конечно, данный раздел не стремится охватить всей полноты развития философской мысли. Вы должны ознакомиться с основными этапами и концепциями в истории европейской философии. Вас ждет встреча с авторами, которые усилиями своей мысли формировали новое видение мира и новое представление о человеке. Понять, что есть философия, уловить логику ее движения можно, лишь обратившись к историко-философскому процессу. Его реконструкция позволяет не только изучить основные направления философии, ее школы и этапы формирования, но также  выявить те первичные значения и смыслы, те предельные основания, которые определяли человеческое существование и задавали направление развитию культуры в целом. Таким образом, изучение истории философии дает человеку возможность обнаружить свои культурные истоки, увидеть себя в череде поколений и эпох, занять рефлексивную позицию по отношению к своему присутствию в мире, и, наконец, научиться открывать мир как свой собственный дом.

Изучение истории философии предполагает несколько принципиально важных моментов. Во-первых, обращаясь к той или иной философской школе, постарайтесь не только понять ее логику, но и выявить преемственность по отношению к той  философской традиции, из которой она происходит, и вместе с тем – что очень важно – разобраться, как то или иное философское направление позволяет ответить на вызов современности. Во-вторых, нужно всегда иметь в виду, что специфику того или иного философского направления, того или иного автора, можно определить, только обращаясь к первоисточнику. Ведь именно первоисточник позволяет соприкоснуться с мыслью автора, вступить с ним в диалог и перейти к собственной практике мысли.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как соотносятся между собой философия и история философии? Какие основные концепции их соотношения Вам известны?

2. К какой группе дисциплин следует отнести историю философии: исторических или философских? Обоснуйте свою позицию.

3. В чем Вы видите актуальность обращения к истории философии в современных социо-культурных условиях (экзистенциальный и научный смысл)?

 

Раннегреческая философия

 

Ведущая идея. Основная проблема античной философии – проблема бытия. Бытие понимается как смысловое основание существования всякого сущего, в том числе и человека, и условие понимания сущего как сущего. Поэтому обратите внимание на то, что в античной культуре складывается определенная традиция, согласно которой человеческий мир онтологически не самостоятелен, свое основание он получает в другом мире – в мире истинного бытия, который задает человеку определенный способ мысли и способ действования.

Важно знать. Впервые проблема бытия возникает в античной философии, которая видит бытие как смысловой предел, как начало, позволяющее быть всему, что есть. И неслучайно, поэтому проблема бытия начинает рассматриваться в контексте первоначала, которое обсуждают представители милетской школы. Первоначало – это то, что порождает все и присутствует во всем. Постарайтесь здесь ответить на вопрос, в чем смысл обращения человека к бытию? Бытие как специфический предмет рассмотрения философии было впервые осмыслено Парменидом как неизменное и постоянное начало сущего, как то, что, если воспользоваться словами Хайдеггера, «держит на себе сущее». Обратите внимание на два тезиса Парменида: «Бытие есть, небытия нет» и «Бытие и мысль тождественны». Какие следствия для философии и науки вытекают из этих тезисов Парменида? Важно, что бытие здесь держится усилием человеческой мысли, открывается человеку в опыте понимания. Как Вы думаете, почему именно мысль открывает человеку область бытия?

Далее полезно будет сопоставить онтологическую концепцию Парменида с пониманием бытия у Гераклита. Если основатель западной онтологии (Парменид) мыслит бытие как неизменное, тождественное, умопостигаемое начало, то эфесский мыслитель (Гераклит) представляет его как подвижное, противоречивое, находящееся в вечном становлении начало мира.

Новый ракурс в античной мысли открывает Сократ, обращаясь к проблеме познания. Всякая мысль есть мысль о Едином, о бытии. Обратите внимание на два узловых момента. Во-первых, познание есть личностный акт (здесь постарайтесь понять, в чем заключается принцип майевтики, о котором говорит Сократ). Во-вторых – познание связано не только с тем, что Я постигаю ту или вещь, но с тем, что одновременно Я постигаю и самого себя в качестве мыслящего Я, т.е. познание всегда оборачивается самопознанием. Подумайте, в чем смысл  парадоксального высказывания Сократа: «Я знаю, что Я ничего не знаю». 

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какова специфика ранней греческой философии? В чем смысл обращения к проблеме бытия? Какие вопросы пытались решить первые философы, обсуждая данную проблему?

2. Объясните, почему бытие и мышление тождественны у Парменида, почему быть и мыслить – это одно и тоже?

3. Какие новые проблемы открывает школа софистов в философии. Почему Сократ считает, что всякий опыт познания есть опыт самопознания. Как связано знание и сознание у Сократа? 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как соотносятся «идея» и «вещь» в философии Платона? Чем является идея по отношению к вещи?

2. Какую философскую проблему решает Платон при помощи своего учения об идеях?

3. Какие новые категории привносит Аристотель в античную философию, рассматривая проблему бытия?

4. Как соотносятся материя и форма в философии Аристотеля?

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается различие средневековой философии и философии античной? Какие новые проблемы возникают в средневековой философии? С чем связано их возникновение?

2. Почему схоластика обращается к философскому наследию Аристотеля? С чем это связано?

3. В чем смысл «спора об универсалиях» в средневековой философии?

Философия эмпиризма

 

Ведущая идея. Центральной проблемой новоевропейской философии является проблема обоснования знания. Научное знание рассматривается как  результат эмпирического опыта. Для философии эмпиризма характерно рассмотрение чувственного опыта как основания мыслей и действий человека. Поиск методов научного познания, индукция как основной метод познания. 

Важно знать. Исторические реалии и культурные процессы, подготовившие возникновение новой парадигмы философского мышления. Становление гносеологической парадигмы философского мышления, философия и наука: научное знание как способ достижения истины. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона, проект великого восстановления наук и его значение для современного научного знания: знание как сила и власть (научное знание как инструмент покорения сущего – Хайдеггер). На основе данных принципов определите цели и задачи науки. Критическая программа Бэкона, учение об идолах, индукция как метод эмпирического познания.

Философские достижения и проблемы эмпиризма в философии               Т. Гоббса и Д. Локка. Как эти авторы определяют статус разума и чувственного опыта? Почему в философии Гоббса эмпиризм получает наименование «сенсуализм»? В чем заключаются сильные и слабые стороны эмпиризма в толковании знания и познания. Почему традиция эмпиризма и сенсуализма приводит к субъективному идеализму (Дж. Беркли) и скептицизму (Д. Юм)?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему в новоевропейской культуре возникает потребность в поиске правильного, адекватного метода познания природы? О чем свидетельствует этот поиск?

2. В чем заключается философское значение учения Бэкона об «идолах разума»? Каков философский статус «идолов» в системе гносеологии?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что представляет собой «методическое сомнение» Декарта? Почему именно сомнение становится у Декарта исходным методом познания?

2. Почему именно опыт мышления, опыт мысли является основанием существования субъекта? Как связаны у Декарта мышление и сознание (принцип cogito ergo sum)?

3. Как соотносятся между собой субстанция, модусы и атрибуты в философии Спинозы?

 4. Обращаясь к философии Лейбница, дайте определение концепции онтологического плюрализма. Определите различие между онтологическим дуализмом и онтологическим плюрализмом?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем суть того переворота, который совершает в философии
И. Кант? Почему Кант называет свою философию критической. Чем она отличается от предшествующих философских систем?

2. Определите структуру познавательной способности субъекта по Канту: роль чувственности, рассудка, разума.

3. Как соотносятся свобода и долженствование в философии Канта?

4. В чем суть диалектической логики Гегеля?

 

Тема 8. Философия К. Маркса

 

Ведущая идея. Поворот от рассмотрения теоретического субъекта
к субъекту практическому, общественному. Практическая (материальная) деятельность как форма конституирования социальной реальности. Здесь следует обратить внимание на то, что, по Марксу, именно практика выступает конституирующим феноменом социального бытия как бытия осознанного.

Важно знать. Основные тенденции развития западноевропейской философии во второй половине XIX – начале ХХ века (немецкая классическая философия, марксизм, философия жизни, позитивизм, неокантианство, психоанализ, феноменология, экзистенциализм). Критика классической немецкой философии в работах Маркса. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс исходит из того, что сущность человека не есть абстракт, нечто отвлеченное, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Человек непрерывно создает себе возможности для жизнеобеспечения (материальные блага) и тем самым опредмечивает самого себя, практически реализует себя в предметном мире. Создавая предметы, преодолевая внешние обстоятельства или приспосабливаясь к ним, производя, реализуя в предметной среде свою сущность, человек одновременно изменяет самого себя.

Таким образом, если предметом классической философии является абстрактный, теоретический субъект, cogito, то Маркс совершает своего рода антропологический поворот, начиная рассматривать субъект не как чистое бытие, а как бытие конкретное, практическое. Если классическая философия исходила из принципа, что сознание определяет бытие человека, то Маркс делает обратное утверждение, говоря, что бытие определяет сознание. Попытайтесь объяснить, в чем смысл данного смещения акцентов
в понимании человека. Вместе с этим Маркс переосмысляет и само значение философии в культуре: философия имеет своей целью не просто объяснить мир, раскрыть его объективную структуру, она призвана изменить, преобразовать мир. Обратившись к предисловию «К критике политической экономии» Маркса, сформулируйте основные принципы материалистического понимания истории.  

Вопросы для самоконтроля

 

1. Почему практика, по Марксу, является критерием истины? В чем смысл этого утверждения? Как Вы думаете, почему именно практика, материальная деятельность, открывает социальную реальность как осознанное бытие?

2. Какие стадии общественно-исторического развития выделяет Маркс? На каком основании? Как в учении Маркса об истории проявляется гегелевская диалектическая триада (тезис-антитезис-синтез)?

3. Почему именно учение Маркса стало идейным основанием многих социальных и революционных движений в XX веке?

 

Тема 9. Философия жизни

 

Ведущая идея. Бытие как жизнь. Обращение к жизни как способу открытия индивидуальности, конкретности человеческого существования.    Рассмотрение категории жизни как онтологического основания исторического бытия. Жизнь осмысляется через понимание ее основных принципов: временность, историчность, творчество.

Важно знать. Становление антропологической парадигмы философского мышления связано, прежде всего, с фигурами С. Кьеркегора
и А. Шопенгауэра. Основным мотивом новой парадигмы становится обращение к индивидуальности, конкретности человеческого существования. Датский мыслитель С. Кьеркегор начинает рассматривать человеческое бытие как экзистенцию. Определите, как Кьеркегор понимает экзистенцию. Само человеческое существование Кьеркегор рассматривает, обращаясь к процессу становления личности, выделяя три основных его этапа: эстетический, этический, религиозный. Обратите внимание на то, как происходит переход от одного этапа к другому: между эстетиком и этиком всегда стоит выбор, т.е., чтобы стать нравственным, этическим существом, человек должен решиться, сделать выбор, взять на себя ответственность,
в то время как обретение веры (переход к третьей стадии) происходит
в особом опыте, в опыте отчаяния.

Обратившись к работе Кьеркегора «Или-или», определите, как понимается автором отчаяние и почему вера всегда абсурдна, парадоксальна.

В дальнейшем новое звучание антропологическая парадигма получает в философии А. Шопенгауэра. Философ видит в воле абсолютное начало бытия. Это есть космическая, биологическая по своей природе сила, создающая и мир, и человека. Постарайтесь определить, почему Шопенгауэр считает, что человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Перед нами концепция волюнтаризма, где воля как абсолютное начало оформляет всякую конкретику, являясь тем первичным импульсом, который питает жизнь, задает ее смысловое содержание и направляет ее движение.

Последователь Шопенгауэра Ницше также ставит категорию жизни
в центре своей философии. Онтология жизни выстраивается у Ницше в контексте критики европейской метафизики. Классическая метафизика делала предметом своего рассмотрения внешний, трансцендентный, объективно сконструированный мир, причинно-обусловленный мир и в этой сфере видела фундамент всякого бытия. Ницше отрицает наличие сверхчувственного, умопостигаемого бытия, видя в нем только фикцию, которая заслоняет собственно жизнь человека. Отсюда вытекает идея переоценки всех ценностей и смерти Бога как результата потери трансцендентального означающего. Если в классической философии человеческая жизнь обнаруживала свое основание в неком объективном идеальном бытии, то Ницше связывает жизнь с волей к власти.  

Раскройте взаимосвязь жизни как воли к власти и идеи вечного возращения (Ницше-Делез). В чем оригинальный смысл понимания воли
к власти у Ницше? Обратившись к тексту «Так говорил Заратустра», определите, как Ницше понимает сверхчеловека и каково место сверхчеловека в культуре.

Основные идеи философии В. Дильтея. Жизнь как историческая реальность. Дильтей рассматривает историю через обращение к конкретности человеческого существования. Сформулируйте основные принципы неклассического историзма в философии Дильтея: роль переживания и понимания в познании.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Почему представители «философии жизни», развивая свою философскую концепцию, начинают с критики классической метафизики (критика гегельянства)?

2. Как Кьеркегор осмысляет человеческое существование (экзистенция) и какие три стадии становления человека выделяет философ? Определите, как взаимосвязаны выбор и отчаяние у Кьеркегора.

3. Обратившись к тексту М. Хайдеггера «Европейский нигилизм», определите, в чем смысл критики классической метафизики в философии Ницше (переоценка всех ценностей).

4. Какова взаимосвязь основных понятий, с помощью которых Ницше рассматривает проблему человеческого существования: воля к власти
и идея вечного возвращения?

5. В чем смысл понимания жизни как исторической реальности по Дильтею? Объясните, почему история, сама историческая реальность открывается человеку именно в опыте переживания и понимания.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключаются философский замысел и основная интенция экзистенциализма? На каком основании экзистенциалисты предпринимают критику классической философии?

2. В чем проявляется преемственность экзистенциализма по отношению к «философии жизни»? Как соотносятся между собой «жизнь» и «экзистенция»?

3. Определите основные принципы и понятия, с помощью которых Хайдеггер осмысляет человеческое бытие: временность, историчность, смысл.

4. Почему Сартр определяет человеческое существование как бытие
в проекте? В чем философ видит основание человеческой свободы, и как решается философом проблема Я и Другого?

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Учебная литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996 (любое издание).

2. Введение в философию: в 2 ч. / под ред. И.Г. Фролова. М., 1989.

3. История философии: Запад-Россия-Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995-1999. Кн. 1-4.

4. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Новосибирск, 1994.    

5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. СПб, 1994-1996.

6. Философия / под ред. В.Д. Губина. М., 2001 (любое издание).

7. Философия / под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1998 (любое издание).

8. Философская энциклопедия: в 5 т. М., 1960-1970.

9. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2000-2001.

 

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Софисты и Сократ

 

1. Социально-исторические корни «греческого просвещения». Общая характеристика философии софистов. Тезис Протагора «человек есть мера всех вещей».

2. Жизнь и учение Сократа как поиск оснований мышления и общественной жизни. Проблема сознания: индивидуальное и надындивидуальное в сознании. Структура диалектического метода Сократа, принцип майевтики. Антропология: учение о человеке, представление о добре и свободе.

 

Источники и литература

 

1. Платон. Апология Сократа // Соч.  в 4 т. М., 1990. Т.1. С. 70-96.

2. Асмус В.Ф. Античная философия: в 2 т. М., 1999. Т.1.

3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

4. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.

5. Кессиди А.Ф. Сократ. М., 1981.

6. Ницше Ф. Сумерки идолов или как философствуют молотом // Соч. в 2 т. М., 1990. Т.2 (Проблема Сократа).

7. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

8. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1981.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Занятие 4

Занятие 5

Средневековая философия

 

1. Особенности средневекового философствования: проблема синтеза христианской и античной философии, специфика христианской мысли, герменевтика, Откровение, творение.

2. Философия Аврелия Августина. Идея внутреннего человека, проблема времени, свобода и предопределение.

3. Спор об универсалиях: реализм и номинализм.

4.  Философия Фомы Аквинского.

 

Источники и литература

 

1. Августин А. Исповедь. М., 1991.

2. Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Ч.2.

3. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

4. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М, 1984.

5. Жильсон Э.Р. Разум и откровение в средние века // Богословие в культуре средневековья / под ред. Лутковского. Киев, 1992.

6. Конева Л.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара, 1995 (Понятие всеединства в философии Вл. Соловьева).

7. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М, 1979.

8. Неретина С.С. Концептуализм Абеляра. Слово и текст в средневековой культуре. М, 1996.

9. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой. М, 1995.

10. Рабинович В.Л. Урок Августина: жизнь-текст // Августин Аврелий Исповедь. Абеляр. П. История моих бедствий. М, 1992.

11. Соколов В.В. Средневековая философия. М, 1979.

12. Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьба // Августин А. Исповедь. М, 1991.

Занятие 6

Философия Ф. Бэкона

Занятие 7

Философия Декарта

Занятие 8

Философия И. Канта

 

1. Немецкая классическая философия: основные черты и принципы исследовательской программы. Философия И. Канта: открытие основной критической проблемы, новации трансцендентальной философии.

2. Философия Канта как синтез эмпиризма и рационализма. «Критика чистого разума»: содержание и форма знания, разделение ноумена и феномена, априоризм и трансцендентализм, принцип активности субъекта.

3. Структура познавательной способности: место и функции чувственности, рассудка и разума в процессе познания. Агностицизм Канта.

4. Этическая философия Канта. Критика практического разума как метафизика человеческого поступка. Принцип априоризма в этике. Категорический императив. Границы и возможности реализации формальной этики.

 

Источники и литература

 

1. Кант И. Критика чистого разума. Введение. Трансцендентальное учение о началах. М., 1994.

2. Кант И. Общая задача чистого разума // Хрестоматия по философии: учеб. пособие. М., 1997.

3. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике / И. Кант // Соч.
в 6 т. М., 1965. Т.4 Ч.1.

4. Асмус В. Иммануил Кант. М. 1973.

5. Библер В.С. Кант – Галилей – Кант // Разум Нового Времени в парадоксах обоснования. М., 1991.

6. Вахтомин И.К. Теория научного познания И. Канта: опыт современного прочтения «Критики чистого разума». М.,1986.

7. Виндельбанд В. Иммануил Кант: К столетнему юбилею его философии // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995

8. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

9.  Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 2001

10. Кант и кантианцы. М., 1978.

11. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. М., СПб, 1997.

12. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М., 1997.

13. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

14. Немецкая классическая философия: в 2 т. Москва-Харьков, 2000.

15. Соловьев Э.Ю. И. Кант: знание, вера, нравственность // Прошлое толкует нас. М., 1991.

16. Суслова Л. А. Философия И. Канта. М., 1988.

17. Уонт К. Кант для начинающих. Ростов-на-Дону, 1988

18.  Хелер А. Иммануил Кант приглашает на обед // Вопросы философии. 1992. № 11.

19. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

 

Занятие 9

Философия Гегеля

 

1. Панлогизм и панрационализм в философии Гегеля (все действительно разумно и все разумное действительно). Система Гегеля.

2. Философия Г. Гегеля: идея реформирования логики Аристотеля, общий проект и принципы построения логики как науки о чистой идеи.

3. Философия духа: учение об объективном, субъективном и абсолютном духе.

Источники и литература

 

1. Гегель Г. Наука логики // Энциклопедия философских наук:
в 3 т. М., 1975. Т. 1 (разд. 1-2).

2. Гегель Г. Философия духа // Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1975. Т. 3(разд. 1-3).

3. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. Тбилиси, 1958.

4. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994.

5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1996.

6. Кричевский А.В Учение Гегеля об Абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. 1993. №5.

7. Ойзерман Т.И. Проблема долженствования в философии Гегеля // Вопросы философии. 1995. №5.

8. Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1971.

9. Труфанов С.Н. Грамматика разума. Самара, 2003.

10. Труфанов С.Н. «Наука логики» Гегеля в конспективном изложении. Самара, 1999.

 

Занятие 10

Философия марксизма

Занятие 11

Философия жизни

 

1. Кризис классической европейской метафизики и рождение новой парадигмы философского мышления. Специфика философии жизни
и культурный контекст ее появления.

2. Философия В. Дильтея. Жизнь как история. Историчность человеческого мира и идея «критики исторического разума».

3. Философия Ф. Ницше. Жизнь как воля к власти. Воля к власти и европейский нигилизм. Критика классического рационализма, ценностей морали и религии. Идея «сверхчеловека» и программа «переоценки всех ценностей».

4. Философия А. Бергсона. Жизнь как порыв. Творческая эволюция. Проблема времени. Длительность и обоснование свободы.

 

Источники и литература

 

1. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

2. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.

3. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собр. соч. в 6 т. М., 2000. Т.1.

4. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4.

5. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Соч. в 2т. М., 1990.

6. Ницше Ф. Злая мудрость // Соч. в 2 т. М., 1990. С. 333-335.

7. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч. в 2 т. М., 1990.

8. Арон Р. Критическая философия истории // Избранное. Введение в философию истории. М.; СПб, 2000 (Критика исторического разума (Дильтей).

9. Блауберг И. Анри Бергсон и философия длительности // Бергсон А. Собр. соч. М., 1992. Т.1.

10. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни в XIX столетии.  М., 1993.   или   Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

11. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

12. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. М., 1991.

13. Гуревич П.С. «Философия жизни»: культороборческие тенденции // Философские науки. 1998. №1.

14. Густав Шпет и Мартин Хайдеггер о Дильтее. М., 1995.

15. Данто А. Ницше как философ. М., 2000.

16. Делез Ж. Ницше. СПб., 2000.

17. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. М., 1988.

18. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность // Философия и наука. М., 1972.

19. Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея // Дильтей В. Введение в науки о духе. М., 2000.

20. Соловьева С.В. Индивидуальная форма историчности. Самара, 2002.

21. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных
в Касселе (1925) // Сер. «Пирамида». 1995. №5.

22. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. №7.

23. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). СПб., 1903.

24. Юнгер Ф.Г. Ницше. М., 2002. 

Занятие 12

Философия экзистенциализма

Часть 1

 

1. Понятие антропологической парадигмы философского мышления, социокультурные условия ее возникновения.

2. Общая характеристика философии экзистенциализма: основные проблемы, условия возникновения, направления, основные представители. Понятие экзистенции.

3. М. Хайдеггер о бытии человека в мире. Основные этапы постижения бытия: бытие-в-мире, бытие-среди-людей, бытие-к-смерти. Историзм человеческого существования. Решимость и время.

4. Критика метафизики как основание новоевропейской культуры. Человек в эпоху господства науки и техники. Язык как дом бытия.

 

Источники и литература

 

1. Хайдеггер М. Бытие и время. М, 1997(§ 1-5. С. 2-19).

2. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Время и бытие. М., 1993.
С. 221-238.

3. Хайдеггер М. О сущности истины // Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

4. Гайденко П.П. Категория времени в буржуазно-европейской философии истории XX века / П. П. Гайденко // Философские проблемы исторической науки. М, 1969.

5. Гайденко П. П. М. Хайдеггер: от исторической герменевтики к герменевтике бытия // Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

6. Голенков С.И. Хайдеггер и проблема социального. Самара, 2002.

7. Конев В.А. Критика способности быть (семинары по «Бытию
и времени» М. Хайдеггера). Самара, 2000.

8. Конев В.А. Метафизика «ничто» в философии М. Хайдеггера // Онтология культуры. Самара, 1998.

9. Очерки феноменологической философии: учеб. пособие / под ред.
Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. СПб., 1997.

10. Разинов Ю.А. Понятие категории и экзистенциала в философии
М. Хайдеггера // Вестник Самарского государственного университета. 1999. №1. С. 57-67.

11. Соловьев Э.Ю. Судьбическая историософия М. Хайдеггера // Прошлое толкует нас. М., 1991.

12. Херрман Ф.В. Понятие феноменологии у Хайдеггга и Гуссерля. Томск, 1997.

13. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа временности в «Бытии и времени» М. Хайдеггера // Вопросы философии. 1998. №1.

14. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М., 2002.

 

Часть 2

 

1. Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Соотношение существования и сущности. Концепция свободы. Смысл Ничто. Концепция свободы. Атеизм Сартра, его этическое учение и трактовка гуманизма.

2. Проблема подлинного и неподлинного существования в экзистенциализме. 3. Проблема смысла жизни, понятие абсурда, позиция «героического пессимизма» в философии Камю. «Бунтующий человек» и социальный смысл концепции.

4. Человек и история в философии К. Ясперса. Трансцендентное и экзистенция в истории. Проблема свободы. Понятие метафизической вины. 

 

Источники и литература

 

1. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

2. Камю А. Миф о сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек. М., 1990. или Сумерки богов. М., 1989.

3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Введение. В поисках бытия. М, 2000.

4. Сартр Ж.-П. Первоначальное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

6. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М., 1994.

7. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1994.

8. Арон Р. История и диалектика ненасилия. Анализ сартровской «критики диалектического разума». М., 1993.

9. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии К. Ясперса // Прорыв к трансцендентному. М, 1997.

10. Декомб В. Современная французская философия. М, 2000.

11. Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии. Самара, 2004.

12. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм. Историко-критический очерк // Прошлое толкует нас. М., 1991.

13. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме: критический анализ. М., 1977.

14. Филиппов Л. И. Философская антропология Ж.-П. Сартра. М, 1977.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Философия Парменида

 

Парменид «О природе»

(фрагмент)

Парменид. О природе: Приложение: Стихотворный перевод // Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука. 1989. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. С. 295-298.

 

[Путь Истины]

фр. 2 Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,

Что за пути изысканья единственно мыслить возможно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.225 с.)