Платон об идиальном государстве и типах правления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платон об идиальном государстве и типах правления.



Выделяют четыре несовершенные формы государства - тимократию, олигархию, демократию и тиранию (таблица 1). Ближе всего к идеальному государству стоит аристократия, а именно аристократическая республика.

Таблица 1. Типы государств по Платону

 
Тип государства Характеристика
Аристократическая республика В этой форме опускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий, однако повышается системообразующая роль государства, которая предполагает значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. На страже законов стоит система правосудия, а без истинного правосудия государство перестает быть государством
Тимократия власть нескольких человек, которая основана на военной силе, т.е. на добродетелях средней части души. Такие люди, как правило, становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны - это непосредственная добыча, а значит и чьё-то обогащение. Богатство - это в первую очередь некая власть, посредством которой в дальнейшем формируется олигархия.
Олигархия власть немногочисленных богатых, которые опираются на торговлю, ростовщичество, они тесно связаны с низкой, чувственной частью души.
Демократия одна из худших форм правления по Платону. Власть большинства, которая характеризуется образованием трех классов населения - богачи, народ и трутни. Последние представители в демократическом государстве занимают чуть ли не все государственные посты. Трутни стремятся отобрать у богатой части населения часть имущества и отдать его более бедным слоям населения. Богачи же, сопротивляясь, вынуждены будут организовать оппозицию. В случае, когда противостояние достигает точки накала, народ выдвигает своего ставленника - тирана, наделяя его неограниченными полномочиями, вследствие чего, демократия неизбежно приводит к тирании.
Тирания бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Тирания у Платона с одной стороны, характеризуется как самая худшая. Тираном становится бывший народный представитель, охваченный жаждой единовластия и добившийся его посредством социальной демагогии и открытого насилия. Потакания своим вожделениям и постоянный страх за свою жизнь - вот удел тирана. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли о вседозволенности. С другой стороны, с помощью наихудшей формы правления Платон в поиске наиболее эффективного средства для построения идеального типа государства, покоящегося на справедливости.

 

Философия Аристотеля

Основа бытия – первая материя, которая не может быть определена или отождествлена с бытием.

Ее наипростейшая определенность – 4 элемента, которые промежуточная стадия между чувственно-непостижимой первой материей и реальным миром

Все элементы – модификации первой материи, комбинации свойств холодного, теплого, сухого и влажного.

Конкретные вещи – постижимы и являются взаимодействием элементов в разных комбинациях

 

Форма образует из потенциального бытия (первой материи, 4-х элементов) реальное бытие

Материальная причина - характер первой материи

 Формальная причина – форма, активный принцип, творящий из потенции\материи реальное бытие

Движущая причина – источник движения, причина перехода возможности в реальность

Конечная или целевая причина – смысл и цель движения.

 

 

Эллинистическая философия.

Общая характеристика

Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам.

Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а стремление к отказу от категоричности.

В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных.

Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению

Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.

 

 

Патристика.

Тесная связь со Священным писанием, которое признавалось исчерпывающим знанием о мире и человеке

Основанная на традиции и Писании философия была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм

Философия теоцентрична – реальность сущего не природа, а Бог

Формализм и герменевтика как искусство толкования, интерпретации текста

Креационизм главный принцип онтологии, а откровение – гносеологии.

 

 

Схоластика

Схоластика представляет собой особое направление в философии средних веков, которое склоняло богословие христианства к учению Аристотеля. Основной задачей этого направления было оправдать веру с помощью разума. Иными словами, мыслители старались найти рациональное объяснение веры в Бога. Из-за её философии схоластику иногда путают с патристикой.

Основанная задача философии – поиски способов доказать то, что утверждает вера. Поскольку истина одна, то нет различия между философией, наукой и теологией.

Патристика создает систематическую догматику, опираясь на Святое Писание

Схоластика – упорядочивает догматику.

Метод схоластики: истина данная в откровении излагается и доказывается разумом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.01 с.)