Древнегреческая наутрфилософия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнегреческая наутрфилософия.



Древнеиндийская философия

 

 

Древнекитайская философия

Мифология уже пытается объяснить возникновение мира из него самого.

Вначале был хаос, породивший два духа – Инь и Ян, которые его упорядочили

Ян – управляет небом

Инь – управляет землей

Мир состоит из 5 первоэлементов:

Воды, Огня, Металла, Дерева и Земли

Природа одушевлена, каждая вещь, явление, место имеет своих демонов.

Даосим: Цель человека – слияние с природой, поскольку он ее часть. Человек не может влиять на мир, но должен быть смиренен и находиться в покое

Теория не-деяния как умения соблюдать меру.

Мудрец уединяется, отстраняется от мира, чтобы его познавать.

Государь существует, чтобы предотвращать смуты, а его подданые сами разберутся, что делать

 

Древнегреческая наутрфилософия.

Милетская школа

Фалес: Основой всего сущего считал воду

В бесконечной воде содержится потенция дальнейшего развития, а остальное возникает путем сгущения и разряжения этой первоматерии

Земля имеет форму диска и плавает в бесконечной воде, землетрясения – это колебания Земли на взволнованной воде

Анаксимандр: Первоначало – беспредельное, апейрон

Считается, что апейрон Анаксимандра вещественнен, но не вода и не огонь, некая неограниченная природность, из которой возникает все. Он не ограничен ни временем, ни пространством, бессмертен и неуничтожим.

Находясь во вращательном движении выделяет противоположности

Влажное и сухое, холодное и теплое

Сухое + холодное = земля влажное + холодное = вода

Сухое + горячее =       влажное + горячее = воздух

Анаксимер: Первоначало самая бескачественная из стихий – воздух, который беспределен, а потому его атрибут – апейрон.

Все возникает из воздуха его сгущением и разряжением.

Разряжение: огонь, а потом эфир

Сгущение: облака, вода, земля, камень.

Земля и небесные светила парят в воздухе, Земля неподвижна, а светила движимы небесными вихрями.

Душа и боги – из воздуха

Древнегреческий атомизм

Левкипп, Демокрит)

Левкипп: «Сущее не более чем не сущее и оба они являются равной причиной возникновения вещей. Суть атомов плотная и полная, они есть сущее, движущееся в пустоте. Пустоту называл не сущим»

Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением

Вещи возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению.

Демокрит: Добавляет атомам величину и тяжесть

Число форм – бесконечно, значит материя бесконечна

Миры бесконечны, отличаются размерами. В некоторых нет солнца и луны, в некоторых они больше, чем у нас, в других более многочисленны. Расстояния между мирами разные, где-то миров больше, где-то меньше, одни растут, другие в расцвете, третьи в упадке.

 

Философия Аристотеля

Основа бытия – первая материя, которая не может быть определена или отождествлена с бытием.

Ее наипростейшая определенность – 4 элемента, которые промежуточная стадия между чувственно-непостижимой первой материей и реальным миром

Все элементы – модификации первой материи, комбинации свойств холодного, теплого, сухого и влажного.

Конкретные вещи – постижимы и являются взаимодействием элементов в разных комбинациях

 

Форма образует из потенциального бытия (первой материи, 4-х элементов) реальное бытие

Материальная причина - характер первой материи

 Формальная причина – форма, активный принцип, творящий из потенции\материи реальное бытие

Движущая причина – источник движения, причина перехода возможности в реальность

Конечная или целевая причина – смысл и цель движения.

 

 

Эллинистическая философия.

Общая характеристика

Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам.

Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а стремление к отказу от категоричности.

В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных.

Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению

Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.

 

 

Патристика.

Тесная связь со Священным писанием, которое признавалось исчерпывающим знанием о мире и человеке

Основанная на традиции и Писании философия была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм

Философия теоцентрична – реальность сущего не природа, а Бог

Формализм и герменевтика как искусство толкования, интерпретации текста

Креационизм главный принцип онтологии, а откровение – гносеологии.

 

 

Схоластика

Схоластика представляет собой особое направление в философии средних веков, которое склоняло богословие христианства к учению Аристотеля. Основной задачей этого направления было оправдать веру с помощью разума. Иными словами, мыслители старались найти рациональное объяснение веры в Бога. Из-за её философии схоластику иногда путают с патристикой.

Основанная задача философии – поиски способов доказать то, что утверждает вера. Поскольку истина одна, то нет различия между философией, наукой и теологией.

Патристика создает систематическую догматику, опираясь на Святое Писание

Схоластика – упорядочивает догматику.

Метод схоластики: истина данная в откровении излагается и доказывается разумом.

 

 

Спор об Универсалиях.

Платон: идеи существуют до чувственного познания

Аристотель: идеи зависят от чувственного познания.

Реалисты - realis - существует лишь общее

Крайние реалисты - идеи существуют до вещей и вне вещей ante res

Умеренные реалисты - общее реально существует в вещах, но не вне их in rebus

Номиналисты – nomen - общее существует лишь после вещей

Крайние номиналисты - общее пустые звуки

Концептуалисты (умеренные номиналисты) – Post res – понятия имеют важную познавательную функцию и основа возможности речь

 

Реформация.

Мартин Лютер (1483 – 1546), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооружённой) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

Ø общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

Ø между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая церковь;

Ø необходимо упрощение обрядов;

Ø Церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям;

Ø необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

Ø необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

Ø необходимо запретить индульгенции

 

 

Жан Кальвин (1509 – 1564), французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Возглавил реформационное движение в Женеве. Добился признания реформированной церкви в качестве официальной. Провёл реформы: в Женеве были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, танцы, установлен строгий надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританизма.

Ключевой идеей протестантизма считал идею предопределения. Смысл этой идеи состоит в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасёнными, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению. Успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

 

Французское Просвещение.

Монтескье: О духе законов

Естественные законы вытекают из сути человека, выражают основные принципы отношения человека и природы, регулируют естественные отношения между людьми

Позитивные законы – устанавливаются законодателями (международные, общественно-политические, гражданские)

Законы должны учитывать климат, характер почвы и образ жизни народа – географический детерменизм

Вольтер: Человек существо общественное, живущее среди других людей.

Люди равны перед законом, но не в социальном и имущественном плане

Естественный закон нравственности: поступай с другими как хочешь, чтобы поступали с тобой

Руссо: Социальное зло корениться в имущественном неравенстве, оно не является естественным состоянием

Государство – это вторая ступень неравенства, когда богатые и бедные заключают между собой договор как между властвующими и подвластными.

Если законная власть превращается в деспотическую, а деспот обманывает народ и законы – то есть по отношению к деспоту все бесправны - народ имеет моральное и юридическое право на бунт.

Естественное состояние - когда человек самодостаточен и как потребитель, и как производитель

Частная собственность – порождает вражду и войны. Власть должна принадлежать «объединенному народу».

Высший тип свободы – гражданская, как послушание тем законам, которые сами люди и установили

 

Философия Канта.

Критика чистого разума

Что можно познать априорно: разумом и доказательствами, а не из опыта? Как возможны математика, естествознание, метафизика?

Метод получения ответов – трансцендентальный (не доступный опыту, но его обуславливающий), а сами ответы – трансцендентальная теория.

Опыт и наука возможны тогда, когда к чувственным данным добавляется нечто внечувственное: суждения и чистые (временные и пространственные) созерцания.

То есть опыт опирается на априорную основу, которая позволяет упорядочивать данные опыта.

Априорная основа:

1. Априорные формы чувственности – пространство и время

2. Интеллектуальные синтезы – категории, которыми мы упорядочиваем чувственные данные

 

Философия Гегеля.

Этапы сознания человека

1. Чувственной достоверности – когда предмет понимается как вещь со свойствами

2. Позиция рассудка – ищет за чувственным нечто внутреннее – внешнее явление вещи, ее внутренняя суть противопоставляются и мы получаем вещь-в-себе Канта.

3. Понимание – суть явления в чем-то ином, к чему можно приблизиться только размышлением, а значит познаваемое и познающий тождественны.

 

Хотя история производит впечатление хаоса и неразберихи – в ней можно и нужно находить как смысл, так и разумность

История – развитие мирового Духа во времени и ее цель – развитие свободы в обществе ради того, чтобы Дух осознал себя как свободного

 

23.  "Мир как воля и представление" Шопенгауэра.

 

Воля – вещь-в-себе, но мы можем видеть кк проявления в мире

Низшая ступень - силы природы: тяжесть, непроницаемость, твердость, текучесть, магнетизм

Средняя – индивидуальность

Высшая – личность

Природа – борьба высших форм объективации против низших: человек ест животных, животные – едят растения, растения едят почву, воду, химические элементы.

Воля должна пожирать самое себя, она вечно голодна – отсюда поиски, тоска, страдание

Наш мир – худший из миров.

Надо отказаться от воли к жизни, обрести безмятежность через отсутствие желаний, но суицид – признание того, что от желаний и жизни отказаться невозможно

 

Волюнтаризм Ницше

У мира есть 2 свойства – постоянное становление (органические процессы) и воля к власти – вынуждающая всех становиться сильнее и создающая иерархию живых существ.
Поскольку пространство и время конечны, мир бессчётное количество раз проходит невыразимо большое, но конечное число состояний.

Мир не познается, а только интерпретируется живыми существами, все можно толковать иначе

«Воля к истине» – бессилие «Воли к творчеству»

Наука ради ист ны – убежище тех, кто не способен действовать

Доверие к науке – признак рабской дущи

Человек мало отличим от животного, но «искусственное и лживое животное», которое врет, что является смыслом творения

Сократовско-иудейская мораль – противоречит силе и счастью

 

Древнеиндийская философия

 

 

Древнекитайская философия

Мифология уже пытается объяснить возникновение мира из него самого.

Вначале был хаос, породивший два духа – Инь и Ян, которые его упорядочили

Ян – управляет небом

Инь – управляет землей

Мир состоит из 5 первоэлементов:

Воды, Огня, Металла, Дерева и Земли

Природа одушевлена, каждая вещь, явление, место имеет своих демонов.

Даосим: Цель человека – слияние с природой, поскольку он ее часть. Человек не может влиять на мир, но должен быть смиренен и находиться в покое

Теория не-деяния как умения соблюдать меру.

Мудрец уединяется, отстраняется от мира, чтобы его познавать.

Государь существует, чтобы предотвращать смуты, а его подданые сами разберутся, что делать

 

Древнегреческая наутрфилософия.

Милетская школа

Фалес: Основой всего сущего считал воду

В бесконечной воде содержится потенция дальнейшего развития, а остальное возникает путем сгущения и разряжения этой первоматерии

Земля имеет форму диска и плавает в бесконечной воде, землетрясения – это колебания Земли на взволнованной воде

Анаксимандр: Первоначало – беспредельное, апейрон

Считается, что апейрон Анаксимандра вещественнен, но не вода и не огонь, некая неограниченная природность, из которой возникает все. Он не ограничен ни временем, ни пространством, бессмертен и неуничтожим.

Находясь во вращательном движении выделяет противоположности

Влажное и сухое, холодное и теплое

Сухое + холодное = земля влажное + холодное = вода

Сухое + горячее =       влажное + горячее = воздух

Анаксимер: Первоначало самая бескачественная из стихий – воздух, который беспределен, а потому его атрибут – апейрон.

Все возникает из воздуха его сгущением и разряжением.

Разряжение: огонь, а потом эфир

Сгущение: облака, вода, земля, камень.

Земля и небесные светила парят в воздухе, Земля неподвижна, а светила движимы небесными вихрями.

Душа и боги – из воздуха

Древнегреческий атомизм

Левкипп, Демокрит)

Левкипп: «Сущее не более чем не сущее и оба они являются равной причиной возникновения вещей. Суть атомов плотная и полная, они есть сущее, движущееся в пустоте. Пустоту называл не сущим»

Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением

Вещи возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению.

Демокрит: Добавляет атомам величину и тяжесть

Число форм – бесконечно, значит материя бесконечна

Миры бесконечны, отличаются размерами. В некоторых нет солнца и луны, в некоторых они больше, чем у нас, в других более многочисленны. Расстояния между мирами разные, где-то миров больше, где-то меньше, одни растут, другие в расцвете, третьи в упадке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.066 с.)