Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древнегреческая наутрфилософия.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Древнеиндийская философия
Древнекитайская философия Мифология уже пытается объяснить возникновение мира из него самого. Вначале был хаос, породивший два духа – Инь и Ян, которые его упорядочили Ян – управляет небом Инь – управляет землей Мир состоит из 5 первоэлементов: Воды, Огня, Металла, Дерева и Земли Природа одушевлена, каждая вещь, явление, место имеет своих демонов. Даосим: Цель человека – слияние с природой, поскольку он ее часть. Человек не может влиять на мир, но должен быть смиренен и находиться в покое Теория не-деяния как умения соблюдать меру. Мудрец уединяется, отстраняется от мира, чтобы его познавать. Государь существует, чтобы предотвращать смуты, а его подданые сами разберутся, что делать
Древнегреческая наутрфилософия. Милетская школа Фалес: Основой всего сущего считал воду В бесконечной воде содержится потенция дальнейшего развития, а остальное возникает путем сгущения и разряжения этой первоматерии Земля имеет форму диска и плавает в бесконечной воде, землетрясения – это колебания Земли на взволнованной воде Анаксимандр: Первоначало – беспредельное, апейрон Считается, что апейрон Анаксимандра вещественнен, но не вода и не огонь, некая неограниченная природность, из которой возникает все. Он не ограничен ни временем, ни пространством, бессмертен и неуничтожим. Находясь во вращательном движении выделяет противоположности Влажное и сухое, холодное и теплое Сухое + холодное = земля влажное + холодное = вода Сухое + горячее = влажное + горячее = воздух Анаксимер: Первоначало самая бескачественная из стихий – воздух, который беспределен, а потому его атрибут – апейрон. Все возникает из воздуха его сгущением и разряжением. Разряжение: огонь, а потом эфир Сгущение: облака, вода, земля, камень. Земля и небесные светила парят в воздухе, Земля неподвижна, а светила движимы небесными вихрями. Душа и боги – из воздуха Древнегреческий атомизм Левкипп, Демокрит) Левкипп: «Сущее не более чем не сущее и оба они являются равной причиной возникновения вещей. Суть атомов плотная и полная, они есть сущее, движущееся в пустоте. Пустоту называл не сущим» Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением Вещи возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Демокрит: Добавляет атомам величину и тяжесть Число форм – бесконечно, значит материя бесконечна Миры бесконечны, отличаются размерами. В некоторых нет солнца и луны, в некоторых они больше, чем у нас, в других более многочисленны. Расстояния между мирами разные, где-то миров больше, где-то меньше, одни растут, другие в расцвете, третьи в упадке.
Философия Аристотеля Основа бытия – первая материя, которая не может быть определена или отождествлена с бытием. Ее наипростейшая определенность – 4 элемента, которые промежуточная стадия между чувственно-непостижимой первой материей и реальным миром Все элементы – модификации первой материи, комбинации свойств холодного, теплого, сухого и влажного. Конкретные вещи – постижимы и являются взаимодействием элементов в разных комбинациях
Форма образует из потенциального бытия (первой материи, 4-х элементов) реальное бытие Материальная причина - характер первой материи Формальная причина – форма, активный принцип, творящий из потенции\материи реальное бытие Движущая причина – источник движения, причина перехода возможности в реальность Конечная или целевая причина – смысл и цель движения.
Эллинистическая философия. Общая характеристика Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам. Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а стремление к отказу от категоричности. В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных. Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.
Патристика. Тесная связь со Священным писанием, которое признавалось исчерпывающим знанием о мире и человеке Основанная на традиции и Писании философия была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм Философия теоцентрична – реальность сущего не природа, а Бог Формализм и герменевтика как искусство толкования, интерпретации текста Креационизм главный принцип онтологии, а откровение – гносеологии.
Схоластика Схоластика представляет собой особое направление в философии средних веков, которое склоняло богословие христианства к учению Аристотеля. Основной задачей этого направления было оправдать веру с помощью разума. Иными словами, мыслители старались найти рациональное объяснение веры в Бога. Из-за её философии схоластику иногда путают с патристикой. Основанная задача философии – поиски способов доказать то, что утверждает вера. Поскольку истина одна, то нет различия между философией, наукой и теологией. Патристика создает систематическую догматику, опираясь на Святое Писание Схоластика – упорядочивает догматику. Метод схоластики: истина данная в откровении излагается и доказывается разумом.
Спор об Универсалиях. Платон: идеи существуют до чувственного познания Аристотель: идеи зависят от чувственного познания. Реалисты - realis - существует лишь общее Крайние реалисты - идеи существуют до вещей и вне вещей ante res Умеренные реалисты - общее реально существует в вещах, но не вне их in rebus Номиналисты – nomen - общее существует лишь после вещей Крайние номиналисты - общее пустые звуки Концептуалисты (умеренные номиналисты) – Post res – понятия имеют важную познавательную функцию и основа возможности речь
Реформация. Мартин Лютер (1483 – 1546), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооружённой) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим: Ø общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; Ø между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая церковь; Ø необходимо упрощение обрядов; Ø Церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям; Ø необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства; Ø необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм; Ø необходимо запретить индульгенции
Жан Кальвин (1509 – 1564), французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Возглавил реформационное движение в Женеве. Добился признания реформированной церкви в качестве официальной. Провёл реформы: в Женеве были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, танцы, установлен строгий надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританизма. Ключевой идеей протестантизма считал идею предопределения. Смысл этой идеи состоит в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасёнными, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению. Успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.
Французское Просвещение. Монтескье: О духе законов Естественные законы вытекают из сути человека, выражают основные принципы отношения человека и природы, регулируют естественные отношения между людьми Позитивные законы – устанавливаются законодателями (международные, общественно-политические, гражданские) Законы должны учитывать климат, характер почвы и образ жизни народа – географический детерменизм Вольтер: Человек существо общественное, живущее среди других людей. Люди равны перед законом, но не в социальном и имущественном плане Естественный закон нравственности: поступай с другими как хочешь, чтобы поступали с тобой Руссо: Социальное зло корениться в имущественном неравенстве, оно не является естественным состоянием Государство – это вторая ступень неравенства, когда богатые и бедные заключают между собой договор как между властвующими и подвластными. Если законная власть превращается в деспотическую, а деспот обманывает народ и законы – то есть по отношению к деспоту все бесправны - народ имеет моральное и юридическое право на бунт. Естественное состояние - когда человек самодостаточен и как потребитель, и как производитель Частная собственность – порождает вражду и войны. Власть должна принадлежать «объединенному народу». Высший тип свободы – гражданская, как послушание тем законам, которые сами люди и установили
Философия Канта. Критика чистого разума Что можно познать априорно: разумом и доказательствами, а не из опыта? Как возможны математика, естествознание, метафизика? Метод получения ответов – трансцендентальный (не доступный опыту, но его обуславливающий), а сами ответы – трансцендентальная теория. Опыт и наука возможны тогда, когда к чувственным данным добавляется нечто внечувственное: суждения и чистые (временные и пространственные) созерцания. То есть опыт опирается на априорную основу, которая позволяет упорядочивать данные опыта. Априорная основа: 1. Априорные формы чувственности – пространство и время 2. Интеллектуальные синтезы – категории, которыми мы упорядочиваем чувственные данные
Философия Гегеля. Этапы сознания человека 1. Чувственной достоверности – когда предмет понимается как вещь со свойствами 2. Позиция рассудка – ищет за чувственным нечто внутреннее – внешнее явление вещи, ее внутренняя суть противопоставляются и мы получаем вещь-в-себе Канта. 3. Понимание – суть явления в чем-то ином, к чему можно приблизиться только размышлением, а значит познаваемое и познающий тождественны.
Хотя история производит впечатление хаоса и неразберихи – в ней можно и нужно находить как смысл, так и разумность История – развитие мирового Духа во времени и ее цель – развитие свободы в обществе ради того, чтобы Дух осознал себя как свободного
23. "Мир как воля и представление" Шопенгауэра.
Воля – вещь-в-себе, но мы можем видеть кк проявления в мире Низшая ступень - силы природы: тяжесть, непроницаемость, твердость, текучесть, магнетизм Средняя – индивидуальность Высшая – личность Природа – борьба высших форм объективации против низших: человек ест животных, животные – едят растения, растения едят почву, воду, химические элементы. Воля должна пожирать самое себя, она вечно голодна – отсюда поиски, тоска, страдание Наш мир – худший из миров. Надо отказаться от воли к жизни, обрести безмятежность через отсутствие желаний, но суицид – признание того, что от желаний и жизни отказаться невозможно
Волюнтаризм Ницше У мира есть 2 свойства – постоянное становление (органические процессы) и воля к власти – вынуждающая всех становиться сильнее и создающая иерархию живых существ. Мир не познается, а только интерпретируется живыми существами, все можно толковать иначе «Воля к истине» – бессилие «Воли к творчеству» Наука ради ист ны – убежище тех, кто не способен действовать Доверие к науке – признак рабской дущи Человек мало отличим от животного, но «искусственное и лживое животное», которое врет, что является смыслом творения Сократовско-иудейская мораль – противоречит силе и счастью
Древнеиндийская философия
Древнекитайская философия Мифология уже пытается объяснить возникновение мира из него самого. Вначале был хаос, породивший два духа – Инь и Ян, которые его упорядочили Ян – управляет небом Инь – управляет землей Мир состоит из 5 первоэлементов: Воды, Огня, Металла, Дерева и Земли Природа одушевлена, каждая вещь, явление, место имеет своих демонов. Даосим: Цель человека – слияние с природой, поскольку он ее часть. Человек не может влиять на мир, но должен быть смиренен и находиться в покое Теория не-деяния как умения соблюдать меру. Мудрец уединяется, отстраняется от мира, чтобы его познавать. Государь существует, чтобы предотвращать смуты, а его подданые сами разберутся, что делать
Древнегреческая наутрфилософия. Милетская школа Фалес: Основой всего сущего считал воду В бесконечной воде содержится потенция дальнейшего развития, а остальное возникает путем сгущения и разряжения этой первоматерии Земля имеет форму диска и плавает в бесконечной воде, землетрясения – это колебания Земли на взволнованной воде Анаксимандр: Первоначало – беспредельное, апейрон Считается, что апейрон Анаксимандра вещественнен, но не вода и не огонь, некая неограниченная природность, из которой возникает все. Он не ограничен ни временем, ни пространством, бессмертен и неуничтожим. Находясь во вращательном движении выделяет противоположности Влажное и сухое, холодное и теплое Сухое + холодное = земля влажное + холодное = вода Сухое + горячее = влажное + горячее = воздух Анаксимер: Первоначало самая бескачественная из стихий – воздух, который беспределен, а потому его атрибут – апейрон. Все возникает из воздуха его сгущением и разряжением. Разряжение: огонь, а потом эфир Сгущение: облака, вода, земля, камень. Земля и небесные светила парят в воздухе, Земля неподвижна, а светила движимы небесными вихрями. Душа и боги – из воздуха Древнегреческий атомизм Левкипп, Демокрит) Левкипп: «Сущее не более чем не сущее и оба они являются равной причиной возникновения вещей. Суть атомов плотная и полная, они есть сущее, движущееся в пустоте. Пустоту называл не сущим» Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением Вещи возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Демокрит: Добавляет атомам величину и тяжесть Число форм – бесконечно, значит материя бесконечна Миры бесконечны, отличаются размерами. В некоторых нет солнца и луны, в некоторых они больше, чем у нас, в других более многочисленны. Расстояния между мирами разные, где-то миров больше, где-то меньше, одни растут, другие в расцвете, третьи в упадке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.012 с.) |