Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подбор методик, которые можно провести, ориентируясь на характеристики детей с аргументацией выбора методик
Индивидуальные: 1. Цель занятия: Создание положительного эмоционального настроя на труд, снятие эмоционального напряжения. Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Создание доброжелательной, комфортной атмосферы на занятии. 2. Цель занятия: Создание положительного эмоционального настроя. Развитие логического и образного мышления, внимания, воображения, памяти, мелкой моторики и координации движений. Формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества. 3. Цель занятия: Развитие эмоционально-волевой сферы и общих интеллектуальных способностей ребенка. Развитие умения ребенка логически и грамматически правильно рассуждать и высказывать свои мысли, формировать элементарные образные представления об окружающем мире, развитие мелкой моторики руки. Подрупповые: 1. Тема: закрепление представлений о форме предметов на материале учебной темы «Квадрат. Треугольник. Круг». Цели: Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о основных геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг), их свойствах. Коррекционно-развивающие: • Развитие зрительно-тактильного восприятия. • Развитие слуховой, зрительной, тактильной и двигательной памяти. • Развитие мыслительных процессов (сравнение, синтез, умозаключение). • Развитие мелкой моторики. Коррекционно-воспитательные: • Формирование умения действовать в соответствии с инструкцией взрослого. • Закрепление навыков произвольного поведения на занятии. 2. Тема: «Фрукты». Тип занятия: подгрупповое развивающее Цель: Закрепить представления ребенка о фруктах. Задачи: коррекционные, обучающие, развивающие. Коррекционно-образовательные: расширение, активизация словарного запаса, закрепление счета в пределах 5, закрепление обобщающего понятия «Фрукты». Коррекционно-обучающие: Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Коррекционно-развивающие: развивать различные виды памяти (слуховую, зрительную, вкусовую). Продолжать развивать логическое мышление. Материал: демонстрационные картинки (груша, яблоко, киви, банан, лимон), свежие фрукты, тарелочка с нарезанными фруктами, тарелочка с нарисованными фруктами.
Словарная работа: груша, яблоко, банан, киви, лимон, фрукты, кислый, сладкий, желтый, красный, зеленый. 3. Тема: «Обувь». Цель: Продолжать формировать представление об обуви и ее необходимости для жизни человека, ее назначении и функциях в зависимости от времени года, погодных условий, возраста, пола человека. Учить ухаживать за обувью. Коррекционно-развивающие и образовательные задачи: - расширять, уточнять и систематизировать представления об обуви, уточнить понятие «обувь»; познакомить с деталями обуви; учить ухаживать за обувью; - продолжать учить выделять лишний предмет; - развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей; улучшать координацию движений обеих рук Речевые задачи: - пополнять активный словарь за счет усвоения названий обуви и её деталей, их сезонной принадлежности, названий действий с обувью; - закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитательные задачи: - учить действовать по очереди, выслушивать педагога и детей до конца, не перебивать; - продолжать формировать простые навыки опрятности; - вызывать интерес и любопытство к окружающей среде. Оборудование: детали костюма Бабы-Яги, картинки с изображением обуви, разрезные картинки по количеству детей, мешок, обувь (по возможности – сапог на молнии, туфля на каблуке, сандалия с «липучкой», ботинок с шнуровкой). Клеёнка, ведро или таз с водой, бутылка с водой, губки, щётки, тряпки, фартуки и перчатки по количеству детей. Групповые коррекционно-развивающих занятия: Занятие №1 Цель: развитие саморефлексии, создание благополучной атмосферы занятия, развитие устойчивости и распределения внимания, развитие зрительной памяти детей. Занятие №2 Цель: развитие зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения, релаксация и развитие воображения. Занятие №3 Цель: развитие логического мышления, речи; развитие эмоционально-выразительных движений. См. Приложение 2.
ВЫВОДЫ Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.
Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития. Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР: - причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга; - общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта; - отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий; - социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию. Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта. В данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднознач- но складывается формирование социально зрелой личности. В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР. Многочисленные исследования показали, что дети с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитие внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Выражено недоразвитие коммуникативной сферы и представлений о себе и окружающих. О моральных нормах представления нечеткие. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.
Таким образом, коррекционная работа по преодолению ЗПР в условиях ДОУ оказывается более эффективной, чем в условиях школы. Преодоление ЗПР у детей до поступления в школу позволит снять проблему школьной дезадаптации. Для детей с задержкой психического развития создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения 7 вида. Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода.
Список литературы
1. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // - М.: Начальная школа. - 1997. № 6, с. 60-64. 2. Борякова, Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова // - М.: Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. 3. Венгер М. А. Диагностика умственного развития дошкольников. / М.А. Венгер. //– М.: Педагогика, 1978. – 248 с 4. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер. // – М., Просвещение, 1973. – 175 С. 5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. // - М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с. 6. Выготский Л.С. Лекции по психологии.// - СПб., Союз, 1997. – 140 с. 7. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколов// – М., Просвещение, 1986. – 72 с. 8. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики, учебные пособия для студентов высших педагогических заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева // – М.: Академия, 2004. – 272с. 9. Дети с задержкой психологического развития / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, В. А. Шипициной // – М., Просвещение, 1984. – 47 с. 10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. //- М.: Аркти, 2001. - 224 с. 11. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сборник научных трудов / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер// – М.: НИИ ОПП, 1981. – 157 с.
12. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная // – М.: Просвещение, 1988. – 94 с. 13. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. // – М.: Творческий Центр Сфера, 2007. – 126 с. 14. Исаев, Д. Н. Психическое недоразвитие у детей / Д. Н. Исаев. – Л.: Медицина. – 1982. – 224 с. 15. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. / В. В. Ковалев.// - М.: Медицина, 1985. - 286 с. 16. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики // Народное образование, 2007. – № 8. – С. 184 – 192. 17. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систиматики задержки психического развития /Г. П. Бертынь, З М. Дунаева, К. С. Лебединская и др./ Под ред. К. С. Лебединской.// - М.: Педагогика, 1982. - 127 с. 18. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 4. 19. Лубовский В.И. Задержка психического развития / В. И. Лубовский и др.; / под ред. В. И. Лубовского. - 3-е изд., стер.// - М.: Academia, 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат). – 460 с. 20. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика)// - М., Компенс-центр, 1993. — 198 с. 21. Марковская И.Ф. Клинико-катамнестический анализ задержки развития соматогенного генеза // Дефектология. - 1993. - № 1. 22. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗПР у детей // - М.: АПН СССР, 1991. - 160 с. 23. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика/ Е. М. Мастюкова.// - М.: Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1997. - 303 с. 24. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов./ В. Б. Никишина.// - М.: ВЛАДОС, 2003 (Великолук. гор. тип.). - 126 с 25. Никишина В.Б. Причинная обусловленности ЗПР у детей. //- Ярославль, Междунар. Акад. Психол. Наук, 2000. – 200с. 26. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. //М.: Просвещение, 1981. – 119 с. 27. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. -№ 3. 28. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 1989. - №1. 29. Подъячева И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР/ Метод. пособие / Н. П. Подъячева, Л. Н. Панкина; Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования при Ульян. гос. пед. ун-те им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. - 119 с. 30. Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 2. 31. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 1991. - № 2. 32. Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития//- М.: Педагогика, 1990. 33. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР// - Минск: Нар. асвета, 1989. – 62 с.
34. Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1988. - № 6. 35. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1, 1955; Т. 2.1959; Т. 3// - М., Медгиз, 1955-1965 36. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольников с ЗПР // Дефектология. - 1982. - № 4. 28. Ульенкова У.В. К проблеме ранней компенсации ЗПР // Дефектология. - 1980. 37. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно - педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. - 1997. - № 4. 38.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. // - М.: Педагогика, 1990. – 180 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.043 с.) |