Прощение – реальность будущего века, нового неба и новой земли. Оно творит нового человека и новую жизнь внутри ветхого мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прощение – реальность будущего века, нового неба и новой земли. Оно творит нового человека и новую жизнь внутри ветхого мира.



 

Прощение – жизнь в Царстве

 

Когда мы говорим о Царстве Небесном, нам вспоминается дивная картина из последних глав Апокалипсиса: Небесный Иерусалим, пронизанный светом город, где растет древо жизни и текут реки воды живой. При этом мы понимаем, что это лишь один из образов Царства. Царство Божье повсюду, где Бог царствует. Оно может открываться уже на земле, в самых неожиданных местах.

 

Фильм Стивена Фрирза [109]  «Филомена» основан на подлинной истории, даже имена главных героев там сохранены. Филомена разыскивает своего сына, которого родила пятьдесят лет назад в монастырском приюте. Мальчика отдали в приемную семью, и она ничего не знает о его судьбе. Филомене помогает журналист Мартин.

В финале фильма выясняется, что монахини обманывали женщину и скрывали от нее правду о ребенке. Мартин, человек неверующий, носитель светской этики, гневно обличает их, тогда как христианка Филомена прощает тех, кто лишил ее возможности встретиться с сыном. В этот момент мы видим, как торжествует правда Божья внутри обычной жизни, полной несовершенства и греха. Фрирз не случайно называет фильм именем главной героини: Филомена – греческое имя, образованное от слов φιλέω (любить) и μένος (сила).

 

Прощение позволяет нам, оставаясь в мире, быть подданными Царства. Дар прощения – возможность прямых и простых отношений с Богом, не разрушимых никакими жизненными обстоятельствами.

Этти Хилессум[110], голландская учительница, христианка, во время нацистской оккупации работала добровольцем в пересыльном лагере Вестерборк. Затем она и ее семья были арестованы. Вместе с другими евреями она погибла в Освенциме в 1943 году.

В 1941–1942 годах Этти вела дневник, в котором она часто прямо обращается к Богу. Глядя на реалии концлагеря, она ясно понимает, что сегодня Бога изгоняют из мира. Можно просить Его о помощи, но гестаповцы, собаки, колючая проволока никуда не исчезнут. И она делает удивительный вывод. Если Богу нет места в этом мире, надо дать Ему место в своем сердце: «Я помогу Тебе, Господи, не угаснуть во мне. Сейчас мне предельно ясно одно: это мы должны помогать Тебе, а не Ты нам, и таким образом мы поможем сами себе. Единственное, что мы можем спасти в это время и что действительно имеет значение, – это маленький кусочек Тебя в нас самих, мой Бог».

Этти понимает спасение Бога в себе как взращивание прощения и смирения: «Единственное нравственное обязательство – это вспахивать в себе просторные поляны внутреннего мира и постепенно расширять их, пока эта мирность не перекинется и на других. Чем больше мира будет в людях, тем больше будет его и в этом взбудораженном мире».

Прощение – возможность предоставить место Богу в своем сердце. Поэтому оно особенно важно в те времена, когда Он изгоняется и вытесняется из мира.

 

 

Послесловие

 

Мы хотим завершить наш разговор о прощении коротким стихотворением и небольшим комментарием к нему.

 

Иосиф Бродский

На столетие Анны Ахматовой

 

Страницу и огонь, зерно и жернова,

секиры острие и усеченный волос –

Бог сохраняет все, особенно – слова

прощенья и любви, как собственный свой голос.

В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,

и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,

затем что жизнь – одна, они из смертных уст,

звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.

Великая душа, поклон через моря,

за то, что их нашла, – тебе и части тленной,

что спит в родной земле, тебе благодаря,

обретшей речи дар в глухонемой вселенной.

 

У Бродского было немало оснований быть благодарным Ахматовой, но в юбилейном стихотворении он избирает одну тему – благодарит за слова прощения и любви. Он говорит о словах, звучащих из грубого и предельного страдания, вплоть до костного хруста и могильной ямы, о словах, которые возвратили дар речи немотствующей родной земле. Основываясь на этом, можно предположить, что он имеет в виду «Реквием», поминальную поэму в честь жертв террора, среди которых были друзья и близкие Ахматовой.

«Бог сохраняет все», «Deus conservat omnia» – это девиз рода Шереметевых, написанный на их гербе. Ахматова многие годы прожила в одном из флигелей Фонтанного дома в Петербурге и умерла в больнице имени Склифосовского в Москве, бывшем шереметевском странноприимном доме. Оба здания были отмечены гербом с этими словами.

Бог сохраняет все, и в Его памяти сохранены и страдающие, и их мучители, но это не означает, что они уравнены. В мире, исполненном страданий и вражды, есть те, через кого звучит голос Божий, – люди, способные к прощению и любви. Они становятся пророками Бога Живого.

Право быть Божьим голосом и произносить слова прощения и любви приобретается страданием смертного человека. «Надмирная вата» стерильных нравоучений – совсем не то же самое, что речь того, у кого сердце рвется, кому ломают кости, кто слышит стук лопаты, роющей ему могилу.

Подлинность прощения и любви проверяется как раз тогда, когда человек выбит из привычной колеи спокойного существования и поставлен на край. Легко благодушествовать в комфорте, а попробуй сказать слова прощения, когда кости твои трещат. Блаженна душа, которая смогла найти эти слова. Она спасает себя, оправдывает свою землю, дает в мире место Богу.

 

Литература

 

Ампелонов И. В. Психологические аспекты прощения: Дипломная работа / Факультет психологии и философии человека. Русская христианская гуманитарная академия. Науч. рук. Архипова М. В. СПб., 2012 / На правах рукописи хранится в библиотеке Русской христианской гуманитарной академии.

Антоний, митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010.

Антоний, митр. Сурожский. Пути христианской жизни: Беседы. Киев: Дух i Лiтера, 2001.

Антоний, митр. Сурожский. Человек перед Богом. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010.

Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000.

Архипова М. В., Орлова А. В. Педагогическое взаимодействие: ситуационный анализ: На материале аудиодневников учителей: Учебно‑метод. пособие. СПб.: Изд‑во С.‑Петерб. ун‑та, 2006.

Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994.

Ванье Ж., Хауэрвас С. Жить мирно посреди насилия: Пророческое свидетельство слабости. Киев: Дух i Лiтера; М.: МХК «Осанна», 2015.

Ванье Ж. Каждый человек – священная история. М.: Вера и Свет, 2008.

Ванье Ж. Община – место прощения и праздника. Новосибирск: ЦЭРИС, 2000.

Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014.

Галкин А. К., Бовкало А. А. Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. СПб., 2006.

Де Грааф Ф. Разлуки не будет: Как пережить смерть и страдания близких. М.: Никея, 2016.

Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. (Мастера психологии).

Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб.: Питер, 2016.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. (Мастера психологии).

Инина Н. Испытание детством. М.: Никея, 2015.

Менх Н. А. Исследование взаимосвязи стратегий избавления от чувства вины с некоторыми характеристиками личности: Дипломная работа / Факультет психологии и философии человека. Русская христианская гуманитарная академия. Науч. рук. Архипова М. В. Санкт‑Петербург, 2012 / На правах рукописи хранится в библиотеке Русской христианской гуманитарной академии.

Мень А., прот. Любить Бога и любить человека. М.: Жизнь с Богом, 2012.

Мень А., прот. О Христе и Церкви: Домашние беседы. М.: Жизнь с Богом, 2010.

Орлов Ю. М. Обида. Вина / Сост. А. В. Ребенок. Серия: Исцеление размышлением, кн. 1. 5‑е изд., испр. М.: Слайдинг, 2004.

Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 655.

Седакова О. А. Moralia. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2010.

Софроний (Сахаров), арх. Преподобный Силуан Афонский. М.: Свято‑Троицкая Сергиева Лавра, 2010.

Филоник М. Простить – не значит забыть // URL: http://www.pravmir.ru/ne‑mogu‑prostit‑chto‑delat/

Франкл В. Сказать жизни «ДА!»: Психолог в концлагере. М.: Альпина нон‑фикшн, 2009.

Хендерсон М. Прощение: разрывая оковы ненависти / Пер. с англ. 2‑е изд. М.: Библейско‑богословский институт св. Апостола Андрея, 2007. (Услышать человека).

Хиллесум Э. Я никогда и нигде не умру: Дневник 1941–1943 гг. Харьков: Книжный клуб «КСД», 2016.

Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005.

Derrida J. Composing «Circumfession» // Augustine and Postmodernism: Confessions and Circumfession. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 2005.

 

Об авторах

 

Архипова Марина Вениаминовна

 

Родилась в 1963 году в Ленинграде.

В 1990 году окончила психологический факультет ЛГУ.

С 1990 по 1997 год была организатором психолого‑педагогических семинаров, круглых столов и конференций для учителей, администрации школ, родителей. Работала как психолог‑тренер.

С 1994 по 1999 год работала психологом в средней общеобразовательной частной школе.

Преподавала психологию в вузах Санкт‑Петербурга: НИЯиК (1997–1999), БИЭПП (1999–2014), СПбГУКИ (2007–2011).

С 1998 года преподает в РХГА, является заместителем директора Института психологического консультирования и психотерапии РХГА, автором и куратором обучающих и практических программ.

Cовместно с протоиереем Григорием Григорьевым, доктором богословия, доктором медицинских наук, профессором, ведет проект «Психологические мастерские» РХГА.

Является психологом‑консультантом психологической службы храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт‑Петербурга.

Автор более 40 научных и научно‑методических работ.

Сфера профессиональных интересов: христианская психология, психология личности, психология повседневности, этническая психология.

Направления практической деятельности: психологическая диагностика, индивидуальное консультирование, семейное консультирование, групповая работа (тренинги, семинары, мастер‑классы, мастерские).

Увлекается художественной фотографией, победитель фотоконкурсов. Персональные выставки проходили в Российской академии художеств им. И. Е. Репина и др.

 

Михайлова Марина Валентиновна

 

Родилась в 1963 году в Норильске.

В 1984 году окончила русское отделение филологического факультета ЛГУ. Работала в литературной секции Ленинградского городского бюро экскурсий. В РГПУ им. А. И. Герцена защитила кандидатскую (1999, «Молчание как форма духовного опыта: эстетико‑культурологический аспект») и докторскую (2012, «Эстетика классического текста») диссертацию по философии. Преподавала в СПбГИКиТ (1999–2012), с 2013‑го – профессор РХГА.

С 1997 по 2015 год работала в православном приходе церкви Рождества св. Иоанна Предтечи, читала курс введения в богословие для взрослых, вела занятия с детьми и родителями в воскресной школе и семейном клубе.

С 2002 года работает на радио Санкт‑Петербургской митрополии «Град Петров» в качестве автора и ведущей программ «Беседы о Символе веры», «Бог и человек в мировой литературе», «Словарь», «Культурная реакция» и др.

Автор более 80 научных публикаций, в том числе монографий «Эстетика молчания» (1‑е изд. – СПб., 2009; 2‑е изд – М., 2011) и «Эстетика классического текста» (СПб., 2012).

Сфера научных интересов – практическая философия, исследование языковых и жизненных практик.

Тексты, аудио‑ и видеозаписи лекций и передач доступны на сайтах «Антропология» (www.anthropology.ru), «Град Петров» (www.grad‑petrov.ru), «Русский журнал» (www.russ.ru), «Философская Самара» (www.phil63.ru), www.youtube.com и др.

Участник движения «Вера и Свет» (община «Солнечная Горка»).

Замужем, мать троих сыновей.

 

Об издательстве

 

Живи и верь

Для нас православное христианство – это жизнь во всем ее многообразии. Это уникальная возможность не пропустить себя, сделав маленький шаг навстречу своей душе, стать ближе к Богу. Именно для этого мы издаем книги.

В мире суеты и вечной погони за счастьем человек мечется в поисках чуда. А самое прекрасное, светлое чудо – это изменение человеческой души. От зла – к добру! От бессмысленности – к Смыслу и Истине! Это и есть настоящее счастье!

Мы работаем для того, чтобы помочь вам жить по вере в многосложном современном мире, ощущая достоинство и глубину собственной жизни.

Надеемся, что наши книги принесут вам пользу и радость, помогут найти главное в своей жизни!

 

www.nikeabooks.ru

 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!

Интересные события, участие в жизни издательства, возможность личного общения, новые друзья!

 

facebook.com/nikeabooks

vk.com/nikeabooks

 


[1]  Эсхил (525–456 до н. э.) – древнегреческий поэт. Его называют отцом трагедии, поскольку именно его произведения возвысили трагедию до уровня всенародного действа, наполненного нравственным и мистическим значением.

 

[2]  Александр Дмитриевич Шмеман, протопресвитер (1921–1983) – священник и богослов. Преподавал в Свято‑Владимирской духовной семинарии в США, около тридцати лет проповедовал на радио «Свобода».

 

[3]  Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 31.

 

[4]  Сергей Сергеевич Аверинцев (1937–2004) – филолог, философ, библеист, поэт и переводчик. Он обладал энциклопедической образованностью и имел большие способности к изучению языков. Автор более 800 научных работ. Переводил библейские тексты, писал духовные стихи.

 

[5]  Ольга Александровна Седакова (р. 1949) – поэт, переводчик, филолог, богослов. Ее поэзия соединяет простоту и отчетливость взгляда с насыщенностью культурными ассоциациями.

 

[6] Запомнилось, как одна студентка на зачете по истории религии стала пересказывать евангельские события по Дэну Брауну. Когда ей было указано, что при сдаче учебной дисциплины следует держаться авторитетных источников, девушка возмутилась: «Но я же имею право на свое мнение!» Пришлось объяснять, что это право может быть реализовано в ток‑шоу или на лавочке возле дома, а в университете другие правила.

 

[7] Его литературные версии дали Еврипид в трагедии «Ипполит», а позже, в XVII веке – Расин в «Федре».

 

[8]  Клайв Стейплз Льюис (1898–1963) – британский писатель, богослов, филолог. Его трактаты «Просто христианство», «Страдание», «Любовь», «Чудо» и др., его радиопередачи помогли многим людям прийти к Богу, а повесть «Хроники Нарнии» по сей день остается одним из лучших катехизисов для детей.

 

[9]  Фредерика де Грааф (р. 1949) – голландский филолог‑славист, психолог, врач‑рефлексотерапевт. Крещена в православие в 1977 году. Более десяти лет живет в России, работает в Первом московском хосписе.

 

[10]  Антоний Сурожский (Андрей Борисович Блум, 1914–2003) – священник и богослов. Его проповеди и радиопередачи, переведенные на многие языки, содержат христианское свидетельство большой силы, простоты и убедительности.

 

[11]  Де Грааф Ф. Разлуки не будет: Как пережить смерть и страдания близких. М.: Никея, 2016. С. 43.

 

[12] Там же. С. 44.

 

[13]  Мирослав Вольф (р. 1956) – хорватский протестантский богослов. Учился в Германии, работает в США. Его книга «Exclision and Embrace» (в рус. пер. «Презрение и принятие») имела большой общественный резонанс в Европе и США.

 

[14]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 138.

 

[15]  Ханна Арендт (1906–1975) – немецкий философ еврейского происхождения. Училась у знаменитых философов М. Хайдеггера и К. Ясперса, богослова Р. Бультмана. После прихода к власти нацистов была арестована, бежала во Францию, оттуда в США.

 

[16]  Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. С. 318–319.

 

[17] Там же. С. 320.

 

[18]  Филоник М. Простить – не значит забыть. URL: http://www.pravmir.ru/ne‑mogu‑prostit‑chto‑delat/

 

[19]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 148.

 

[20] Там же. С. 149.

 

[21]  Argule M., Furnham A., Graham J. A. Social situations. L.: Cambridge Univ Press. 1981. Цит. по: Архипова М. В., Орлова А. В. Педагогическое взаимодействие: ситуационный анализ: На материале аудиодневников учителей: Учебно‑метод. пособие. СПб.: Изд‑во С.‑Петерб. ун‑та, 2006. С. 27.

 

[22]  Анри Пьерон (1881–1964) – психолог, один из основоположников французской экспериментальной психологии. Разрабатывал систему психологии на основе анализа естественно‑научных данных. Отстаивал принцип изучения психики лишь на основании поведения человека.

 

[23]  Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб: Питер, 2016. С. 103.

 

[24] Там же. С. 102.

 

[25] Там же. С. 122.

 

[26]  Менх Н. А. Исследование взаимосвязи стратегий избавления от чувства вины с характеристиками личности. Дипломная работа. Науч. руководитель Архипова М. В. РХГА, Санкт‑Петербург, 2012 год.

 

[27]  Ампелонов И. В. Психологические аспекты прощения. Дипломная работа. Науч. руководитель Архипова М. В. РХГА, Санкт‑Петербург, 2012 год.

 

[28]  Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 636.

 

[29]  Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб: Питер, 2016. С. 105.

 

[30] См. 2 Кор. 3: 6.

 

[31] О философии дружбы см. работы О. А. Седаковой «Европейская традиция дружбы» и «Голос друга. Голос Европы» // Седакова О. А. Moralia. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2010.

 

[32]  Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949) – поэт, философ, филолог, переводчик. Один из крупнейших теоретиков русского символизма, раскрывающий в своих работах религиозное понимание искусства. Знаток античности, хозяин знаменитого петербургского салона «Башня».

 

[33]  Карл Маркс (1818–1883) – немецкий философ и экономист. Оказал сильное влияние на социалистическое и коммунистическое движение.

 

[34]  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М.: Гос. изд‑во политической литературы, 1960. С. 62.

 

[35]  Виктор Франкл (1905–1977) – австрийский психиатр и психолог, создатель метода логотерапии. Узник нацистских концлагерей. В своих работах подчеркивает целительность и освобождающую силу осмысленного проживания жизни.

 

[36]  Франкл В. Сказать жизни «ДА!»: Психолог в концлагере. М.: Альпина нон‑фикшн, 2009. С. 57.

 

[37] См.: Инина Н. Испытание детством. М.: Никея, 2015.

 

[38]  Де Грааф Ф. Разлуки не будет: Как пережить смерть и страдания близких. М.: Никея, 2016. С. 131.

 

[39]  Жан Ванье (р. 1928) – канадский философ, богослов, психолог. В центре основанных им общин находятся умственно отсталые люди, но целью «Ковчега» является не столько забота об особом человеке, сколько опыт евангельских отношений в принципе: милость, принятие, прощение. Его книги переведены на многие языки, в том числе на русский. Общины «Вера и Свет» существуют в Москве, Подмосковье и Петербурге.

 

[40] См. Лк. 15: 17.

 

[41]  Аполлинер Г. Лирика. Письма к любимой. М.: Эксмо‑Пресс, 1999. С. 385.

 

[42]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 84–85.

 

[43] Там же. С. 89.

 

[44]  Франкл В. Сказать жизни «ДА!»: Психолог в концлагере. М.: Альпина нон‑фикшн, 2009. С. 164–165.

 

[45]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 130.

 

[46]  Франкл В. Сказать жизни «ДА!»: Психолог в концлагере. М.: Альпина нон‑фикшн, 2009. С. 150.

 

[47]  Ахматова А. Поэма без героя. URL: http://e‑libra.ru/read/170919‑poyema‑bez‑geroya.html

 

[48]  Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 655.

 

[49]  Поль Рикёр (1913–2005) – французский философ, один из ведущих представителей философской герменевтики – науки о понимании. Был воспитан в протестантской семье и до конца своей жизни оставался христианином, дружил с папой Иоанном‑Павлом II и посещал общину Тэзе.

 

[50]  Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 656.

 

[51]  Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 128–129.

 

[52]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 45.

 

[53]  Петр Львович Вайль (1949–2009) – журналист, эссеист. В 1977 году эмигрировал в США. Главный редактор Русской редакции радио «Свобода». Составитель нескольких сборников стихов Иосифа Бродского.

 

[54]  Даниил Борисович Шафран (1923–1997) – виолончелист. Один из лучших исполнителей мирового виолончельного репертуара. Начал концертировать в 14 лет. Был председателем жюри многих международных конкурсов виолончелистов.

 

[55]  Софокл (495–406 до Р. Х.) – греческий трагический поэт. Его произведения отличаются совершенством слога, точным построением формы, яркостью и убедительностью характеров, глубиной и значительностью нравственной проблематики.

 

[56]  Андре Боннар (1888–1959) – швейцарский филолог‑эллинист и общественный деятель. Профессор Лозаннского университета. Член Всемирного совета мира (с 1950). Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» 1954 года.

 

[57]  Александр Вольфович Мень, протоиерей (1935–1990) – священник, богослов, библеист. Создал общину, которая дала начало значительному числу существующих сегодня православных приходов и движений. Его книги и проповеди оказали влияние на общество и привели многих людей к Христу.

 

[58]  Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов‑на‑Дону: Феникс, 1994. Кн. 1. С. 338.

 

[59]  Тенгиз Евгеньевич Абуладзе (1924–1994) – грузинский кинорежиссер, автор знаменитых фильмов «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Ожерелье для моей любимой», «Мольба», «Древо желания», «Покаяние». Его творчество отличается богатством и сложностью мысли и киноязыка.

 

[60]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 290.

 

[61]  Экзорци́зм (exorcism, греч. ἐξορκισμός, «запрещение бесам», «хуление бесов») – изгнание бесов от (из) человека.

 

[62]  Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 620.

 

[63]  Лев Николаевич Большаков, протоиерей (р. 1945) – священник, настоятель Успенской церкви в г. Кондопога (Карелия). Один из основателей благотворительного Братства св. Анастасии Узорешительницы (Санкт‑Петербург).

 

[64]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 129.

 

[65]  Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. С. 313–314.

 

[66]  Ванье Ж. Община – место прощения и праздника // Благотворительный фонд Предание. ру. URL: http://predanie.ru/lib/book/74578/ (дата обращения 26.09.2016).

 

[67] Задания способа 3 основываются на методике Дж. Пеннейбейкера в переводе и адаптации Дарьи Кутузовой.

 

[68]  Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 614–615.

 

[69]  Дитрих Бонхеффер (1906–1945) – немецкий лютеранский пастор, теолог, участник антинацистского заговора, за участие в котором он был казнен.

 

[70]  Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. С. 130.

 

[71] Это выражение Б. П. Вышеславцева Шмеман использует для характеристики общественной жизни США. В той же записи говорится: «Система, в которой каждый все время должен хвалить и рекламировать самого себя… Конечно, все это лучше, чем что бы то ни было остальное в мире, и все же – печаль „падшести“ даже лучшего, от отсутствия в нем подлинности, вздоха, глубины» (Шмеман А., прот. Дневники. 1973–1983. М., 2005. С. 296).

 

[72] «Вечером – речь президента о борьбе с инфляцией. Чего, однако, никто не говорит и, очевидно, не понимает, что „инфляция“ – это, прежде всего, состояние духовное, психологическое, форма сознания. Весь мир стал „инфляцией“: слов, переживаний, самого отношения к жизни. Инфляция – это состояние лягушки, начинающей пыжиться. <…> И когда сам воздух, которым мы дышим, наполнен, становится инфляцией, то – жизнь разрушается. <…> И потому начинать нужно не с экономической, а с духовной борьбы с инфляцией как состоянием души и сознания…» (Там же. С. 114).

 

[73] «Мелочность – души, отношений, интересов, „забот“ – не только мешает Богу в душе, она и есть сущность демонического. Падший мир – это, прежде всего, мир „мелочный“, мир, в котором не звучит высокое» (Там же. С. 98. – Курсив автора).

 

[74] Тютчев Ф. «Цицерон»

 

[75] Речение это в его афористическом отточенном виде принадлежит святому Афанасию Великому, но выражает основную идею всей святоотеческой антропологии.

 

[76]  Ванье Жан. Каждый человек – священная история / Пер. М. Завалова. М.: Вера и Свет, 2008.

 

[77]  Святой Исаак Сирин (VII в.) – священник, монах, христианский писатель. Его произведения, посвященные молитве, созерцанию, аскетической практике, оказали сильное влияние на многие поколения монашествующих и мирян.

 

[78]  Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 129.

 

[79] Цит. по: Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 136.

 

[80]  Аврелий Августин Гиппонский (354–430) – богослов, философ, священнослужитель, один из Отцов церкви. Его труды заложили фундамент христианского богословия. «Исповедь» Августина – одно из первых произведений в жанре автобиографии, свидетельствующее о пути души к Богу.

 

[81]  Оскар Уайльд (1854–1900) – британский писатель, поэт, философ. Его произведения до сегодняшнего дня вызывают большой интерес, а при жизни он был не только знаменитым автором, но и законодателем моды. Был осужден за «непристойное поведение» и провел два года в тюрьме, где обратился к Христу.

 

[82]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 155.

 

[83] Старец Силуан Афонский. URL: https://predanie.ru/sofroniy‑saharov‑arhimandrit/book/69621‑starec‑siluan‑afonskiy/

 

[84]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 153.

 

[85]  Павел Павликовский (р. 1957) – польский кинорежиссер. Его фильм «Ида» (2013), получивший широкое международное признание, по словам самого режиссера, снят о христианском прощении.

 

[86]  Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 644.

 

[87]  Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 615.

 

[88]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 231.

 

[89]  Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. С. 231.

 

[90]  Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 525.

 

[91]  Антоний, митр. Сурожский. О молитве Господней // Антоний, митр. Сурожский. Человек перед Богом. М.: Фонд «Духовное наследие Митрополита Антония Сурожского», 2010. URL: http:// www.mitras.ru/molitva/otche.htm

 

[92]  Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. С. 40.

 

[93]  Карл Пауль Рейнгольд Нибур (1882–1971) – американский протестантский пастор и богослов немецкого происхождения. Преподавал в Нью‑Йоркской богословской семинарии, где был учителем Д. Бонхеффера. В центре его внимания были проблемы христианской этики в современном мире.

 

[94]  Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. С. 40.

 

[95]  Святой Вениамин Петроградский (Василий Павлович Казанский, 1873–1922) – митрополит Петроградский и Гдовский. Известен как просветитель, создатель христианских общин и движений. Был избран на Петроградскую кафедру свободным голосованием клириков и мирян в 1917 году. Расстрелян в 1922 году.

 

[96] Цит. по: Жизнеописание Святителя Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского (1873–1922). URL: http://www.orthodox.spbu.ru/veniamin.htm

 

[97]  Мень А., прот. Христианство. URL: http://www.lib.ru/HRISTIAN/mennhr.txt

 

[98]  Антоний, митр. Сурожский. Смерть // Антоний, митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. М.: Фонд «Духовное наследие Митрополита Антония Сурожского», 2010. URL: http:// www.mitras.ru/illness/ill_smert.htm

 

[99]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 366–367.

 

[100]  Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 365.

 

[101]  Ванье Ж., Хауэрвас С. Жить мирно посреди насилия: Пророческое свидетельство слабости. Киев – М., 2015. С. 91.

 

[102]  Антоний, митр. Сурожский. Последнее содержание жизни // Антоний, митр. Сурожский. Пути христианской жизни: Беседы. Киев: Дух i Лiтера, 2001. URL: http:// www.mitras.ru/pouty/posledn.htm

 

[103]  Иосиф Александрович Бродский (1940–1996) – поэт, эссеист, переводчик. Один из самых ярких русских поэтов ХХ века. Каждый год писал рождественские стихи, объясняя это тем, что хотел бы принести дар Тому, Кто родился.

 

[104]  Бродский И. «Я входил вместо дикого зверя в клетку».

 

[105] Из молитв Евхаристического канона, который читается во время совершения Литургии.

 

[106]  Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 145.

 

[107]  Жак Деррида (1930–2004) – французский философ и теоретик литературы. Один из самых влиятельных философов конца ХХ века. Ряд его работ посвящен рассмотрению религиозно‑этических вопросов: дару, прощению, негативной теологии и др.

 

[108]  Derrida J. Composing «Circumfession» // Augustine and Postmodernism. Confessions and Circumfession. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 2005. C. 23.

 

[109]  Стивен Фрирз (р. 1941) – британский кинорежиссер, лауреат нескольких кинофестивалей. Некоторые его работы посвящены острым нравственным проблемам.

 

[110]  Этти Хилессум (1914–1943) – голландская учительница еврейского происхождения. Ее дневник и письма времен Второй мировой войны представляют собой сильное свидетельство о реалиях той поры. Погибла в Освенциме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.229 с.)