Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прощение – реальность будущего века, нового неба и новой земли. Оно творит нового человека и новую жизнь внутри ветхого мира.⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Прощение – жизнь в Царстве
Когда мы говорим о Царстве Небесном, нам вспоминается дивная картина из последних глав Апокалипсиса: Небесный Иерусалим, пронизанный светом город, где растет древо жизни и текут реки воды живой. При этом мы понимаем, что это лишь один из образов Царства. Царство Божье повсюду, где Бог царствует. Оно может открываться уже на земле, в самых неожиданных местах.
Фильм Стивена Фрирза [109] «Филомена» основан на подлинной истории, даже имена главных героев там сохранены. Филомена разыскивает своего сына, которого родила пятьдесят лет назад в монастырском приюте. Мальчика отдали в приемную семью, и она ничего не знает о его судьбе. Филомене помогает журналист Мартин. В финале фильма выясняется, что монахини обманывали женщину и скрывали от нее правду о ребенке. Мартин, человек неверующий, носитель светской этики, гневно обличает их, тогда как христианка Филомена прощает тех, кто лишил ее возможности встретиться с сыном. В этот момент мы видим, как торжествует правда Божья внутри обычной жизни, полной несовершенства и греха. Фрирз не случайно называет фильм именем главной героини: Филомена – греческое имя, образованное от слов φιλέω (любить) и μένος (сила).
Прощение позволяет нам, оставаясь в мире, быть подданными Царства. Дар прощения – возможность прямых и простых отношений с Богом, не разрушимых никакими жизненными обстоятельствами. Этти Хилессум[110], голландская учительница, христианка, во время нацистской оккупации работала добровольцем в пересыльном лагере Вестерборк. Затем она и ее семья были арестованы. Вместе с другими евреями она погибла в Освенциме в 1943 году. В 1941–1942 годах Этти вела дневник, в котором она часто прямо обращается к Богу. Глядя на реалии концлагеря, она ясно понимает, что сегодня Бога изгоняют из мира. Можно просить Его о помощи, но гестаповцы, собаки, колючая проволока никуда не исчезнут. И она делает удивительный вывод. Если Богу нет места в этом мире, надо дать Ему место в своем сердце: «Я помогу Тебе, Господи, не угаснуть во мне. Сейчас мне предельно ясно одно: это мы должны помогать Тебе, а не Ты нам, и таким образом мы поможем сами себе. Единственное, что мы можем спасти в это время и что действительно имеет значение, – это маленький кусочек Тебя в нас самих, мой Бог».
Этти понимает спасение Бога в себе как взращивание прощения и смирения: «Единственное нравственное обязательство – это вспахивать в себе просторные поляны внутреннего мира и постепенно расширять их, пока эта мирность не перекинется и на других. Чем больше мира будет в людях, тем больше будет его и в этом взбудораженном мире». Прощение – возможность предоставить место Богу в своем сердце. Поэтому оно особенно важно в те времена, когда Он изгоняется и вытесняется из мира.
Послесловие
Мы хотим завершить наш разговор о прощении коротким стихотворением и небольшим комментарием к нему.
Иосиф Бродский На столетие Анны Ахматовой
Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос – Бог сохраняет все, особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос. В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст, и заступ в них стучит; ровны и глуховаты, затем что жизнь – одна, они из смертных уст, звучат отчетливей, чем из надмирной ваты. Великая душа, поклон через моря, за то, что их нашла, – тебе и части тленной, что спит в родной земле, тебе благодаря, обретшей речи дар в глухонемой вселенной.
У Бродского было немало оснований быть благодарным Ахматовой, но в юбилейном стихотворении он избирает одну тему – благодарит за слова прощения и любви. Он говорит о словах, звучащих из грубого и предельного страдания, вплоть до костного хруста и могильной ямы, о словах, которые возвратили дар речи немотствующей родной земле. Основываясь на этом, можно предположить, что он имеет в виду «Реквием», поминальную поэму в честь жертв террора, среди которых были друзья и близкие Ахматовой. «Бог сохраняет все», «Deus conservat omnia» – это девиз рода Шереметевых, написанный на их гербе. Ахматова многие годы прожила в одном из флигелей Фонтанного дома в Петербурге и умерла в больнице имени Склифосовского в Москве, бывшем шереметевском странноприимном доме. Оба здания были отмечены гербом с этими словами. Бог сохраняет все, и в Его памяти сохранены и страдающие, и их мучители, но это не означает, что они уравнены. В мире, исполненном страданий и вражды, есть те, через кого звучит голос Божий, – люди, способные к прощению и любви. Они становятся пророками Бога Живого.
Право быть Божьим голосом и произносить слова прощения и любви приобретается страданием смертного человека. «Надмирная вата» стерильных нравоучений – совсем не то же самое, что речь того, у кого сердце рвется, кому ломают кости, кто слышит стук лопаты, роющей ему могилу. Подлинность прощения и любви проверяется как раз тогда, когда человек выбит из привычной колеи спокойного существования и поставлен на край. Легко благодушествовать в комфорте, а попробуй сказать слова прощения, когда кости твои трещат. Блаженна душа, которая смогла найти эти слова. Она спасает себя, оправдывает свою землю, дает в мире место Богу.
Литература
Ампелонов И. В. Психологические аспекты прощения: Дипломная работа / Факультет психологии и философии человека. Русская христианская гуманитарная академия. Науч. рук. Архипова М. В. СПб., 2012 / На правах рукописи хранится в библиотеке Русской христианской гуманитарной академии. Антоний, митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010. Антоний, митр. Сурожский. Пути христианской жизни: Беседы. Киев: Дух i Лiтера, 2001. Антоний, митр. Сурожский. Человек перед Богом. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. Архипова М. В., Орлова А. В. Педагогическое взаимодействие: ситуационный анализ: На материале аудиодневников учителей: Учебно‑метод. пособие. СПб.: Изд‑во С.‑Петерб. ун‑та, 2006. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. Ванье Ж., Хауэрвас С. Жить мирно посреди насилия: Пророческое свидетельство слабости. Киев: Дух i Лiтера; М.: МХК «Осанна», 2015. Ванье Ж. Каждый человек – священная история. М.: Вера и Свет, 2008. Ванье Ж. Община – место прощения и праздника. Новосибирск: ЦЭРИС, 2000. Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. Галкин А. К., Бовкало А. А. Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. СПб., 2006. Де Грааф Ф. Разлуки не будет: Как пережить смерть и страдания близких. М.: Никея, 2016. Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. (Мастера психологии). Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб.: Питер, 2016. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. (Мастера психологии). Инина Н. Испытание детством. М.: Никея, 2015. Менх Н. А. Исследование взаимосвязи стратегий избавления от чувства вины с некоторыми характеристиками личности: Дипломная работа / Факультет психологии и философии человека. Русская христианская гуманитарная академия. Науч. рук. Архипова М. В. Санкт‑Петербург, 2012 / На правах рукописи хранится в библиотеке Русской христианской гуманитарной академии. Мень А., прот. Любить Бога и любить человека. М.: Жизнь с Богом, 2012. Мень А., прот. О Христе и Церкви: Домашние беседы. М.: Жизнь с Богом, 2010. Орлов Ю. М. Обида. Вина / Сост. А. В. Ребенок. Серия: Исцеление размышлением, кн. 1. 5‑е изд., испр. М.: Слайдинг, 2004.
Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 655. Седакова О. А. Moralia. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2010. Софроний (Сахаров), арх. Преподобный Силуан Афонский. М.: Свято‑Троицкая Сергиева Лавра, 2010. Филоник М. Простить – не значит забыть // URL: http://www.pravmir.ru/ne‑mogu‑prostit‑chto‑delat/ Франкл В. Сказать жизни «ДА!»: Психолог в концлагере. М.: Альпина нон‑фикшн, 2009. Хендерсон М. Прощение: разрывая оковы ненависти / Пер. с англ. 2‑е изд. М.: Библейско‑богословский институт св. Апостола Андрея, 2007. (Услышать человека). Хиллесум Э. Я никогда и нигде не умру: Дневник 1941–1943 гг. Харьков: Книжный клуб «КСД», 2016. Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. Derrida J. Composing «Circumfession» // Augustine and Postmodernism: Confessions and Circumfession. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 2005.
Об авторах
Архипова Марина Вениаминовна
Родилась в 1963 году в Ленинграде. В 1990 году окончила психологический факультет ЛГУ. С 1990 по 1997 год была организатором психолого‑педагогических семинаров, круглых столов и конференций для учителей, администрации школ, родителей. Работала как психолог‑тренер. С 1994 по 1999 год работала психологом в средней общеобразовательной частной школе. Преподавала психологию в вузах Санкт‑Петербурга: НИЯиК (1997–1999), БИЭПП (1999–2014), СПбГУКИ (2007–2011). С 1998 года преподает в РХГА, является заместителем директора Института психологического консультирования и психотерапии РХГА, автором и куратором обучающих и практических программ. Cовместно с протоиереем Григорием Григорьевым, доктором богословия, доктором медицинских наук, профессором, ведет проект «Психологические мастерские» РХГА. Является психологом‑консультантом психологической службы храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт‑Петербурга. Автор более 40 научных и научно‑методических работ. Сфера профессиональных интересов: христианская психология, психология личности, психология повседневности, этническая психология. Направления практической деятельности: психологическая диагностика, индивидуальное консультирование, семейное консультирование, групповая работа (тренинги, семинары, мастер‑классы, мастерские). Увлекается художественной фотографией, победитель фотоконкурсов. Персональные выставки проходили в Российской академии художеств им. И. Е. Репина и др.
Михайлова Марина Валентиновна
Родилась в 1963 году в Норильске. В 1984 году окончила русское отделение филологического факультета ЛГУ. Работала в литературной секции Ленинградского городского бюро экскурсий. В РГПУ им. А. И. Герцена защитила кандидатскую (1999, «Молчание как форма духовного опыта: эстетико‑культурологический аспект») и докторскую (2012, «Эстетика классического текста») диссертацию по философии. Преподавала в СПбГИКиТ (1999–2012), с 2013‑го – профессор РХГА. С 1997 по 2015 год работала в православном приходе церкви Рождества св. Иоанна Предтечи, читала курс введения в богословие для взрослых, вела занятия с детьми и родителями в воскресной школе и семейном клубе. С 2002 года работает на радио Санкт‑Петербургской митрополии «Град Петров» в качестве автора и ведущей программ «Беседы о Символе веры», «Бог и человек в мировой литературе», «Словарь», «Культурная реакция» и др. Автор более 80 научных публикаций, в том числе монографий «Эстетика молчания» (1‑е изд. – СПб., 2009; 2‑е изд – М., 2011) и «Эстетика классического текста» (СПб., 2012). Сфера научных интересов – практическая философия, исследование языковых и жизненных практик. Тексты, аудио‑ и видеозаписи лекций и передач доступны на сайтах «Антропология» (www.anthropology.ru), «Град Петров» (www.grad‑petrov.ru), «Русский журнал» (www.russ.ru), «Философская Самара» (www.phil63.ru), www.youtube.com и др. Участник движения «Вера и Свет» (община «Солнечная Горка»). Замужем, мать троих сыновей.
Об издательстве
Живи и верь Для нас православное христианство – это жизнь во всем ее многообразии. Это уникальная возможность не пропустить себя, сделав маленький шаг навстречу своей душе, стать ближе к Богу. Именно для этого мы издаем книги. В мире суеты и вечной погони за счастьем человек мечется в поисках чуда. А самое прекрасное, светлое чудо – это изменение человеческой души. От зла – к добру! От бессмысленности – к Смыслу и Истине! Это и есть настоящее счастье! Мы работаем для того, чтобы помочь вам жить по вере в многосложном современном мире, ощущая достоинство и глубину собственной жизни. Надеемся, что наши книги принесут вам пользу и радость, помогут найти главное в своей жизни!
www.nikeabooks.ru
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях! Интересные события, участие в жизни издательства, возможность личного общения, новые друзья!
facebook.com/nikeabooks vk.com/nikeabooks
[1] Эсхил (525–456 до н. э.) – древнегреческий поэт. Его называют отцом трагедии, поскольку именно его произведения возвысили трагедию до уровня всенародного действа, наполненного нравственным и мистическим значением.
[2] Александр Дмитриевич Шмеман, протопресвитер (1921–1983) – священник и богослов. Преподавал в Свято‑Владимирской духовной семинарии в США, около тридцати лет проповедовал на радио «Свобода».
[3] Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 31.
[4] Сергей Сергеевич Аверинцев (1937–2004) – филолог, философ, библеист, поэт и переводчик. Он обладал энциклопедической образованностью и имел большие способности к изучению языков. Автор более 800 научных работ. Переводил библейские тексты, писал духовные стихи.
[5] Ольга Александровна Седакова (р. 1949) – поэт, переводчик, филолог, богослов. Ее поэзия соединяет простоту и отчетливость взгляда с насыщенностью культурными ассоциациями.
[6] Запомнилось, как одна студентка на зачете по истории религии стала пересказывать евангельские события по Дэну Брауну. Когда ей было указано, что при сдаче учебной дисциплины следует держаться авторитетных источников, девушка возмутилась: «Но я же имею право на свое мнение!» Пришлось объяснять, что это право может быть реализовано в ток‑шоу или на лавочке возле дома, а в университете другие правила.
[7] Его литературные версии дали Еврипид в трагедии «Ипполит», а позже, в XVII веке – Расин в «Федре».
[8] Клайв Стейплз Льюис (1898–1963) – британский писатель, богослов, филолог. Его трактаты «Просто христианство», «Страдание», «Любовь», «Чудо» и др., его радиопередачи помогли многим людям прийти к Богу, а повесть «Хроники Нарнии» по сей день остается одним из лучших катехизисов для детей.
[9] Фредерика де Грааф (р. 1949) – голландский филолог‑славист, психолог, врач‑рефлексотерапевт. Крещена в православие в 1977 году. Более десяти лет живет в России, работает в Первом московском хосписе.
[10] Антоний Сурожский (Андрей Борисович Блум, 1914–2003) – священник и богослов. Его проповеди и радиопередачи, переведенные на многие языки, содержат христианское свидетельство большой силы, простоты и убедительности.
[11] Де Грааф Ф. Разлуки не будет: Как пережить смерть и страдания близких. М.: Никея, 2016. С. 43.
[12] Там же. С. 44.
[13] Мирослав Вольф (р. 1956) – хорватский протестантский богослов. Учился в Германии, работает в США. Его книга «Exclision and Embrace» (в рус. пер. «Презрение и принятие») имела большой общественный резонанс в Европе и США.
[14] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 138.
[15] Ханна Арендт (1906–1975) – немецкий философ еврейского происхождения. Училась у знаменитых философов М. Хайдеггера и К. Ясперса, богослова Р. Бультмана. После прихода к власти нацистов была арестована, бежала во Францию, оттуда в США.
[16] Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. С. 318–319.
[17] Там же. С. 320.
[18] Филоник М. Простить – не значит забыть. URL: http://www.pravmir.ru/ne‑mogu‑prostit‑chto‑delat/
[19] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 148.
[20] Там же. С. 149.
[21] Argule M., Furnham A., Graham J. A. Social situations. L.: Cambridge Univ Press. 1981. Цит. по: Архипова М. В., Орлова А. В. Педагогическое взаимодействие: ситуационный анализ: На материале аудиодневников учителей: Учебно‑метод. пособие. СПб.: Изд‑во С.‑Петерб. ун‑та, 2006. С. 27.
[22] Анри Пьерон (1881–1964) – психолог, один из основоположников французской экспериментальной психологии. Разрабатывал систему психологии на основе анализа естественно‑научных данных. Отстаивал принцип изучения психики лишь на основании поведения человека.
[23] Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб: Питер, 2016. С. 103.
[24] Там же. С. 102.
[25] Там же. С. 122.
[26] Менх Н. А. Исследование взаимосвязи стратегий избавления от чувства вины с характеристиками личности. Дипломная работа. Науч. руководитель Архипова М. В. РХГА, Санкт‑Петербург, 2012 год.
[27] Ампелонов И. В. Психологические аспекты прощения. Дипломная работа. Науч. руководитель Архипова М. В. РХГА, Санкт‑Петербург, 2012 год.
[28] Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 636.
[29] Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб: Питер, 2016. С. 105.
[30] См. 2 Кор. 3: 6.
[31] О философии дружбы см. работы О. А. Седаковой «Европейская традиция дружбы» и «Голос друга. Голос Европы» // Седакова О. А. Moralia. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2010.
[32] Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949) – поэт, философ, филолог, переводчик. Один из крупнейших теоретиков русского символизма, раскрывающий в своих работах религиозное понимание искусства. Знаток античности, хозяин знаменитого петербургского салона «Башня».
[33] Карл Маркс (1818–1883) – немецкий философ и экономист. Оказал сильное влияние на социалистическое и коммунистическое движение.
[34] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М.: Гос. изд‑во политической литературы, 1960. С. 62.
[35] Виктор Франкл (1905–1977) – австрийский психиатр и психолог, создатель метода логотерапии. Узник нацистских концлагерей. В своих работах подчеркивает целительность и освобождающую силу осмысленного проживания жизни.
[36] Франкл В. Сказать жизни «ДА!»: Психолог в концлагере. М.: Альпина нон‑фикшн, 2009. С. 57.
[37] См.: Инина Н. Испытание детством. М.: Никея, 2015.
[38] Де Грааф Ф. Разлуки не будет: Как пережить смерть и страдания близких. М.: Никея, 2016. С. 131.
[39] Жан Ванье (р. 1928) – канадский философ, богослов, психолог. В центре основанных им общин находятся умственно отсталые люди, но целью «Ковчега» является не столько забота об особом человеке, сколько опыт евангельских отношений в принципе: милость, принятие, прощение. Его книги переведены на многие языки, в том числе на русский. Общины «Вера и Свет» существуют в Москве, Подмосковье и Петербурге.
[40] См. Лк. 15: 17.
[41] Аполлинер Г. Лирика. Письма к любимой. М.: Эксмо‑Пресс, 1999. С. 385.
[42] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 84–85.
[43] Там же. С. 89.
[44] Франкл В. Сказать жизни «ДА!»: Психолог в концлагере. М.: Альпина нон‑фикшн, 2009. С. 164–165.
[45] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 130.
[46] Франкл В. Сказать жизни «ДА!»: Психолог в концлагере. М.: Альпина нон‑фикшн, 2009. С. 150.
[47] Ахматова А. Поэма без героя. URL: http://e‑libra.ru/read/170919‑poyema‑bez‑geroya.html
[48] Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 655.
[49] Поль Рикёр (1913–2005) – французский философ, один из ведущих представителей философской герменевтики – науки о понимании. Был воспитан в протестантской семье и до конца своей жизни оставался христианином, дружил с папой Иоанном‑Павлом II и посещал общину Тэзе.
[50] Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 656.
[51] Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 128–129.
[52] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 45.
[53] Петр Львович Вайль (1949–2009) – журналист, эссеист. В 1977 году эмигрировал в США. Главный редактор Русской редакции радио «Свобода». Составитель нескольких сборников стихов Иосифа Бродского.
[54] Даниил Борисович Шафран (1923–1997) – виолончелист. Один из лучших исполнителей мирового виолончельного репертуара. Начал концертировать в 14 лет. Был председателем жюри многих международных конкурсов виолончелистов.
[55] Софокл (495–406 до Р. Х.) – греческий трагический поэт. Его произведения отличаются совершенством слога, точным построением формы, яркостью и убедительностью характеров, глубиной и значительностью нравственной проблематики.
[56] Андре Боннар (1888–1959) – швейцарский филолог‑эллинист и общественный деятель. Профессор Лозаннского университета. Член Всемирного совета мира (с 1950). Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» 1954 года.
[57] Александр Вольфович Мень, протоиерей (1935–1990) – священник, богослов, библеист. Создал общину, которая дала начало значительному числу существующих сегодня православных приходов и движений. Его книги и проповеди оказали влияние на общество и привели многих людей к Христу.
[58] Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов‑на‑Дону: Феникс, 1994. Кн. 1. С. 338.
[59] Тенгиз Евгеньевич Абуладзе (1924–1994) – грузинский кинорежиссер, автор знаменитых фильмов «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Ожерелье для моей любимой», «Мольба», «Древо желания», «Покаяние». Его творчество отличается богатством и сложностью мысли и киноязыка.
[60] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 290.
[61] Экзорци́зм (exorcism, греч. ἐξορκισμός, «запрещение бесам», «хуление бесов») – изгнание бесов от (из) человека.
[62] Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 620.
[63] Лев Николаевич Большаков, протоиерей (р. 1945) – священник, настоятель Успенской церкви в г. Кондопога (Карелия). Один из основателей благотворительного Братства св. Анастасии Узорешительницы (Санкт‑Петербург).
[64] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 129.
[65] Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. С. 313–314.
[66] Ванье Ж. Община – место прощения и праздника // Благотворительный фонд Предание. ру. URL: http://predanie.ru/lib/book/74578/ (дата обращения 26.09.2016).
[67] Задания способа 3 основываются на методике Дж. Пеннейбейкера в переводе и адаптации Дарьи Кутузовой.
[68] Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 614–615.
[69] Дитрих Бонхеффер (1906–1945) – немецкий лютеранский пастор, теолог, участник антинацистского заговора, за участие в котором он был казнен.
[70] Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. С. 130.
[71] Это выражение Б. П. Вышеславцева Шмеман использует для характеристики общественной жизни США. В той же записи говорится: «Система, в которой каждый все время должен хвалить и рекламировать самого себя… Конечно, все это лучше, чем что бы то ни было остальное в мире, и все же – печаль „падшести“ даже лучшего, от отсутствия в нем подлинности, вздоха, глубины» (Шмеман А., прот. Дневники. 1973–1983. М., 2005. С. 296).
[72] «Вечером – речь президента о борьбе с инфляцией. Чего, однако, никто не говорит и, очевидно, не понимает, что „инфляция“ – это, прежде всего, состояние духовное, психологическое, форма сознания. Весь мир стал „инфляцией“: слов, переживаний, самого отношения к жизни. Инфляция – это состояние лягушки, начинающей пыжиться. <…> И когда сам воздух, которым мы дышим, наполнен, становится инфляцией, то – жизнь разрушается. <…> И потому начинать нужно не с экономической, а с духовной борьбы с инфляцией как состоянием души и сознания…» (Там же. С. 114).
[73] «Мелочность – души, отношений, интересов, „забот“ – не только мешает Богу в душе, она и есть сущность демонического. Падший мир – это, прежде всего, мир „мелочный“, мир, в котором не звучит высокое» (Там же. С. 98. – Курсив автора).
[74] Тютчев Ф. «Цицерон»
[75] Речение это в его афористическом отточенном виде принадлежит святому Афанасию Великому, но выражает основную идею всей святоотеческой антропологии.
[76] Ванье Жан. Каждый человек – священная история / Пер. М. Завалова. М.: Вера и Свет, 2008.
[77] Святой Исаак Сирин (VII в.) – священник, монах, христианский писатель. Его произведения, посвященные молитве, созерцанию, аскетической практике, оказали сильное влияние на многие поколения монашествующих и мирян.
[78] Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 129.
[79] Цит. по: Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 136.
[80] Аврелий Августин Гиппонский (354–430) – богослов, философ, священнослужитель, один из Отцов церкви. Его труды заложили фундамент христианского богословия. «Исповедь» Августина – одно из первых произведений в жанре автобиографии, свидетельствующее о пути души к Богу.
[81] Оскар Уайльд (1854–1900) – британский писатель, поэт, философ. Его произведения до сегодняшнего дня вызывают большой интерес, а при жизни он был не только знаменитым автором, но и законодателем моды. Был осужден за «непристойное поведение» и провел два года в тюрьме, где обратился к Христу.
[82] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 155.
[83] Старец Силуан Афонский. URL: https://predanie.ru/sofroniy‑saharov‑arhimandrit/book/69621‑starec‑siluan‑afonskiy/
[84] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 153.
[85] Павел Павликовский (р. 1957) – польский кинорежиссер. Его фильм «Ида» (2013), получивший широкое международное признание, по словам самого режиссера, снят о христианском прощении.
[86] Рикер П. Память, история, забвение. М.: Изд‑во гуманитарной литературы, 2006. С. 644.
[87] Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 615.
[88] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 231.
[89] Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. С. 231.
[90] Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 525.
[91] Антоний, митр. Сурожский. О молитве Господней // Антоний, митр. Сурожский. Человек перед Богом. М.: Фонд «Духовное наследие Митрополита Антония Сурожского», 2010. URL: http:// www.mitras.ru/molitva/otche.htm
[92] Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. С. 40.
[93] Карл Пауль Рейнгольд Нибур (1882–1971) – американский протестантский пастор и богослов немецкого происхождения. Преподавал в Нью‑Йоркской богословской семинарии, где был учителем Д. Бонхеффера. В центре его внимания были проблемы христианской этики в современном мире.
[94] Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. С. 40.
[95] Святой Вениамин Петроградский (Василий Павлович Казанский, 1873–1922) – митрополит Петроградский и Гдовский. Известен как просветитель, создатель христианских общин и движений. Был избран на Петроградскую кафедру свободным голосованием клириков и мирян в 1917 году. Расстрелян в 1922 году.
[96] Цит. по: Жизнеописание Святителя Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского (1873–1922). URL: http://www.orthodox.spbu.ru/veniamin.htm
[97] Мень А., прот. Христианство. URL: http://www.lib.ru/HRISTIAN/mennhr.txt
[98] Антоний, митр. Сурожский. Смерть // Антоний, митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. М.: Фонд «Духовное наследие Митрополита Антония Сурожского», 2010. URL: http:// www.mitras.ru/illness/ill_smert.htm
[99] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 366–367.
[100] Шмеман А., прот. Дневники: 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 365.
[101] Ванье Ж., Хауэрвас С. Жить мирно посреди насилия: Пророческое свидетельство слабости. Киев – М., 2015. С. 91.
[102] Антоний, митр. Сурожский. Последнее содержание жизни // Антоний, митр. Сурожский. Пути христианской жизни: Беседы. Киев: Дух i Лiтера, 2001. URL: http:// www.mitras.ru/pouty/posledn.htm
[103] Иосиф Александрович Бродский (1940–1996) – поэт, эссеист, переводчик. Один из самых ярких русских поэтов ХХ века. Каждый год писал рождественские стихи, объясняя это тем, что хотел бы принести дар Тому, Кто родился.
[104] Бродский И. «Я входил вместо дикого зверя в клетку».
[105] Из молитв Евхаристического канона, который читается во время совершения Литургии.
[106] Вольф М. Презрение и принятие: Богословские размышления о самосознании, восприятии Другого и примирении. Черкассы: Коллоквиум, 2014. С. 145.
[107] Жак Деррида (1930–2004) – французский философ и теоретик литературы. Один из самых влиятельных философов конца ХХ века. Ряд его работ посвящен рассмотрению религиозно‑этических вопросов: дару, прощению, негативной теологии и др.
[108] Derrida J. Composing «Circumfession» // Augustine and Postmodernism. Confessions and Circumfession. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 2005. C. 23.
[109] Стивен Фрирз (р. 1941) – британский кинорежиссер, лауреат нескольких кинофестивалей. Некоторые его работы посвящены острым нравственным проблемам.
[110] Этти Хилессум (1914–1943) – голландская учительница еврейского происхождения. Ее дневник и письма времен Второй мировой войны представляют собой сильное свидетельство о реалиях той поры. Погибла в Освенциме.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.229 с.) |