Учение о праве и государстве Г. Шершеневича 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о праве и государстве Г. Шершеневича



Габриэль Шершеневич (1863–1912). «Общая теория права». Одной из центральных тем науки о праве в тот период было построение философии права и ее отграничение от общей теории права.

Философия права изучает право в двух аспектах: право, как оно есть и право, каким оно должно быть. Теория: изучение основных понятий: источник права, норма права и т.д. Положительное право: тенденции развития права. Ошибка современного права в том, что оно «тоскует по идеалу» вместо того, чтобы заняться исследованием юридических вопросов, определяемых временем и местом, т.е. правом, как оно есть.

Понятие права включает в себя только действующее право. Объективное право – совокупность правовых норм. Субъектив- ное право – возможность осуществления субъектом права своих интересов. Ему всегда соответствует объективное право – основное понятие права.

Сущностные черты права: предполагает поведение лица; обладает принудительным характером; всегда связано с государственной властью. Право – это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. Право, как явление общественное, есть понятие социологическое, и потому уяснение сущности права невозможно без понимания его проявлений в других областях.

Понятие права Шершеневич строго отграничивал от понятия нравственности. Был против деления норм нравственнос ти на индивидуальные и социальные. Они всегда имеют социальный характер, т.к. определяют требования общества к человеку.

Принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, каноническое и международное право. Нормы права выражают требования, обращенные государственной властью к подчиненным ей лицам. Действия государственной власти находятся всецело под санкцией общественного мнения, т.е. в сфере морали. Церковные каноны не могут иметь правового характера, т.к. они исходят не от государства, а от церкви. Сюда относятся также те правила, которыми определяются взаимные отношения государств. Государство – источник права.

Граница между правом и произволом в том, что право есть правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью. Государство само заинтересовано в благосостоянии своих граждан и, как результат, в стабильности государственной власти. Государство и общество взаимодействуют друг с другом. В государстве существуют различные общественные интересы. Общество может одобрять политический режим, но может и воздействовать на политику государства через общественно мнение.

В основе деятельности любого государства – инстинкт политического самосохранения. Реформы – единственный путь для существования и развития общества, политической власти. Правовое государство – это теоретическая конструкция; конституционное – средство для осуществления политики реформ в цивилизованном обществе.

Правовая теория Г. Кельзена

«Чистая» теория права Кельзена

Австрийский и американский юрист Ганс Кельзен (1881-1973) стал одним из основателей нормативизма в праве. Основной труд – «Чистая теория права».

В «чистой» теории права Г. Кельзена устанавливалось, что специальная наука права (юриспруденция) должна быть отделена от философии справедливости, социологии и политологии. Предмет изучения – исключительно законодательные нормы, их элементы и взаимоотношения, правопорядок (позитивный законный порядок) как целое, его структура, отношения между различными правопорядками.

Цель правовой теории – снабдить практикующего юриста пониманием и описанием позитивного права. Эта теория не должна предписывать (например, законодателю), каким он должен быть с точки зрения некоторых ценностных предпочтений.

Изучаемая реальность в правовой науке – специфическая правовая реальность, заключающаяся в позитивности закона, причем правовая реальность не зависит от своего соответствия либо несоответствия справедливости или естественному праву.

Основание теории права – гипотеза о базисной норме. Согласно этой гипотезе базисная (основная) норма – универсальное логическое предположение и оправдание значимости позитивного права. Эта норма призвана вводить все официальные дей ствия должностных лиц в контекст правопорядка, а также придавать юридически значимым актам должностных лиц и граждан общезначимый характер. Основная норма – «самая первая из конституций».

Государство выступает в двух измерениях – как господство и как право. Государство является «законным правовым порядком», при котором одни приказывают и правят, а другие подчиняются и управляются. Право не может существовать без власти, т.к. оно – «специфический порядок власти или организации власти».

Г. Кельзен полагал, что социальная теория зачастую – жертва политических интересов и, пока в правовой науке все еще отсутствует влиятельное противодействие такому преобладающему интересу, время чистой теории права еще не наступило. Наука в отличие от политики направлена на познание, объяснение явлений, а не на управление ими. Ученый не должен изначально склоняться в пользу какой-либо ценности, даже господствующей на данный момент в обществе. Он должен ограничивать себя объяснением и описанием объекта своих исследований и не обсуждать его с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

Г. Кельзен критиковал естественно-правовую концепцию, т.к. «естественное право» скрывает лишь субъективные оценки того или иного мыслителя, принадлежащего к естественно-правовой школе. В реальной научной жизни существует не одна-единственная доктрина естественного права, а несколько, содержащих подчас прямо противоположные постулаты. Например, идею Т. Гоббса о естественной неограниченности государственной власти совершенно не разделяли Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо. Г. Кельзен считает, что тяга к естественно-правовой доктрине коренится в психологической потребности правоведов оправдать собственные субъективные ценностные решения и попытаться выдать их за основанные на высших объективных принципах, единственно истинные.

Психологическая школа права

Психологическая школа права, одно из направлений буржуазной правовой науки, сложившееся на рубеже 20 в. одновременно с появлением психологических направлений в социологии и др. социальных науках. С точки зрения представителей П. ш. п., причины, обусловливающие существование и действие права, коренятся не в социально-экономических и классово-политических условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы. Право рассматривается ими как продукт различного рода психологических установок, инстинктов (например, властвования и подчинения), эмоций. Один из родоначальников П. ш. п. — французский социолог и правовед Г. Тард, считавший, что в основе всех социальных ценностей и норм, в том числе и правовых, лежит инстинкт подражания. Наиболее глубоким и оригинальным представителем П. ш. п. был русский юрист Л. И. Петражицкий. В немецкой литературе под влиянием фрейдизма и бергсонианства сложилась концепция «правового чувства» (Рюмелин, Рицлер, Изай и др.), согласно которой главным в праве являются не нормы, а судебные решения, в основе которых лежат интуиция, подсознательные переживания, глубинные психологические установки судьи. В 30-х гг. эта концепция, безгранично расширяющая в нарушение принципа законности т. н. «свободное судейское усмотрение», была воспринята в США реалистической школой права. После 2-й мировой войны 1939—45 в буржуазной литературе сохраняли значение такие разновидности П. ш. и., как т. н. скандинавская школа права Хагерстрёма-Росса, концепции Р. Веста, П. А. Сорокина и Н. С. Тимашева, которые, модернизируя отдельные положения Петражицкого, основой права считали психологию социальной группы, а не отдельного индивида.

Марксизм не отрицает важной роли индивидуальной и социальной психологии в процессе функционирования права. Однако с точки зрения материалистического понимания права как продукта социально-экономических и классово-политических отношений теоретико-методологические позиции П. ш. п. ошибочны. Они ведут к идеалистической трактовке социальных корней права и его генезиса, к оправданию субъективно-волюнтаристских тенденций в процессе правотворчества и применения права, к принципиальной недооценке гарантий правопорядка и законности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.005 с.)