Император Петр, помазанник божий, считал своею обязанностью спасти будущее России, пожертвовав сыном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Император Петр, помазанник божий, считал своею обязанностью спасти будущее России, пожертвовав сыном



[150 лет назад известнейший русский историк Сергей Михайлович Соловьев, живя в православной Российской Империи, писал[292]: «…самая черная туча нашла на [Петра Алексеевича] по семейному делу, по делу царевича Алексея.

Время, с которым мы имеем дело, есть время тяжкой борьбы, какая обыкновенно знаменует великие перевороты в жизни народов. Во время этих переворотов рушатся самые крепкие связи; борьба не ограничивается жизнью общественною, она проникает в заповедную внутренность домов, вносит вражду в семейства. Божественный основатель религии любви и мира объявил, что пришел не водворить мир на земле, но ввергнуть нож среди людей, внести разделение в семье, поднять сына на отца и дочь на мать. То же явление представляет нам и гражданская история.

[Сам Иисус Христос предупреждает верных Своих: Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10,21-22). Люди делятся на спасающихся и на погибающих. Спасающиеся – это те, кто идет за Иисусом Христом и ревнует творить Его волю, выполняя волю своих законных царей и господ. Но спасется только претерпевший до конца все искушения, даже от самых близких своих, ибо для православного христианина враги — домашние его (Мф. 10,36), не находящиеся в правой вере. Погибающие же – это те, кто не желают идти за Христом, но желают жить по своей воле или по воле незаконных царей и господ.]

Неудивительно, что страшный переворот, который испытала Россия в первой четверть XVIII века, внес разделение и вражду в семью преобразователя и повел к печальной судьбе, постигшей сына Его, царевича Алексея. Мы ежедневно встречаемся с явлением, что дети не бывают умственно и нравственно похоже на родителей. Сильные столкновения часто происходят от этого и в частных семьях, но подобные столкновения в семьях владельческих ведут иногда к кровавым последствиям. Святой [ равноапостольный Император ] Константин Великий [первый внешний епископ земной Церкви, первый новозаветный блюститель престола царя Давида,] казнил сына Своего Криспа. В XVIII веке прусский король Фридрих Вильгельм I едва не казнил сына, знаменитого впоследствии Фридриха II. В семьях владельческих несходство между отцом и сыном условливает несходство настоящего с будущим для многих людей, иногда для целого народа, особенно это несходство может быть обильно последствиями, грозить реакциями во времена сильных переворотов.

Понятно, следовательно, почему в царствование Петра вопрос: сын и наследник преобразователя похож ли на отца? – был вопросом первой важности. Переворот, движение, при котором родился и воспитался Петр, который не был начат, создан Петром, но к которому совершенно пришлась Его огненная, не знающая покоя природа, переворот повредил Его семейным отношениям в первом браке. Жена пришлась не по мужу; Петр испытал на Себе ту невыгоду старого обычая, от которого хотел потом освободить Своих подданных, назначив время для ознакомления между женихом и невестою. В древней России следствием такого отсутствия предварительного ознакомления было заключение жен в монастыри; то же случилось и с царицею Евдокиею. Петр женился на Екатерине Алексеевне, которая совершенно приходилась по Нем, которая могла не отставать от мужа, а муж не умел ходить, а только бегать. Но от первого брака остался сын и наследник, царевич Алексей.

Царевич был умен; об этом свидетельствует Сам Петр, который писал ему: “Бог разума тебя не лишил”. Царевич был охотник приобретать познания, если это не стоило большого труда, был охотник читать и пользоваться прочитанным, признавал необходимость образования. Мы знаем, что в России и до Петра чувствовалась необходимость образования и преобразования. [Но эта тяга к образованию была недостаточна для решения тех проблем, которые встали пред Петром]. С учеными западнорусскими монахами, с учителями из польских шляхтичей, которые могли выучить по-латыни и по-польски и внушить интерес к спорам о хлебопоклонной ереси[293], - с помощью одних этих людей нельзя было сделать Россию одною из главных держав Европы, побороть шведа, добиться моря, создать войско и флот, вскрыть естественные богатства России, развить промышленность и торговлю. Для этого нужны были другие люди, другие средства, для этого нужна была не одна школьная и кабинетная работа, для этого нужна была страшная, напряженная деятельность, незнание покоя; для этого Сам Петр идет в плотники, шкипера и солдаты, для этого призывает всех русских людей забыть на время выгоды, удобства, покой и дружными усилиями вытянуть родную страну на новую, необходимую дорогу.

Многим этот призыв показался тяжек, и тяжек он показался не раскольникам каким-нибудь, ибо эти люди также из-за своих убеждений готовы были на лишения и подвиги[294]: этот призыв показался тяжек людям образованным, которые были вовсе не прочь попользоваться европейскою цивилизациею для выгод и удобств житейских, но чтоб эта цивилизация не так дорого стоила, пришла бы сама собою, без большого напряжения сил с их стороны. Представителем этих-то людей был царевич Алексей.

Он был тяжел на подъем, не способен к напряженной деятельности, к сильному труду, чем отличался отец его: он был ленив физически и потому домосед, любивший узнать любопытные вещи из книги, из разговора только. Сын по природе своей жаждал покоя и ненавидел все то, что требовало движения, выхода из привычного положения и окружения. Отец, которому по природе Его были более всего противны домоседство и лежебокость, во имя настоящего и будущего России требовал от сына внимания к тем средствам, которые могли обеспечить России приобретенное ею могущество. Отец работал без устали, видел уже, как зрели плоды Им насажденного, но вместе чувствовал упадок физических сил и слышал зловещие голоса: “Умрет, и все погибнет с Ним, Россия возвратится к прежнему варварству”. Эти зловещие голоса не могли бы смутить Его, если б Он оставлял по себе наследника, могшего продолжать Его дело.

Понятно, что Петр не мог позволить Себе странного требования, чтоб сын Его и наследник обладал всеми теми личными средствами, какими обладал Он Сам. Но Он считал совершенно законным для Себя требование, чтоб сын и Наследник имел охоту к продолжению Его дела, имел убеждение в необходимости продолжать его. Недостаток сильных способностей восполнялся относительной легкостью дела, ибо начальная, самая трудная его часть уже была совершена. Дело было легко и потому, что преемнику приходилось работать в кругу хороших работников, приготовленных отцом. Для успеха при таких условиях нужна была только охота, только сочувствие делу. “ Не трудов, но охоты желаю ”, - писал Петр сыну. Петр при Своей работе в сонме сотрудников не досчитался одного - родного сына и наследника! При перекличке русских людей, имевших право и обязанность непосредственно помогать преобразователю в Его деле, наследник один не откликался. Отец требует от сына, чтоб тот переменил свою природу, сын считает отца мучителем, только тогда и спокоен, когда находится вдали от отца; и вот в его сердце закрадывается страшная мысль, как было бы хорошо, если б навсегда освободиться от присутствия отца, как было бы хорошо, если б отец умер. Алексей кается в грешной мысле духовнику; духовник, имевший сильное влияние на духовного сына, отвечал: “Бог простит: мы и все того желаем ”.

[Ну о всех-то этот поп соврал, но все равно, вы подумайте, что происходит. Господь Бог через совесть сына Богопомазанника обличает его в греховной мысли и понуждает покаяться в ней, а священнослужитель в место того, чтобы помочь грешнику понять суть греха, сообщает ему о своем и его единомышлеников таком же грехе, при этом лжет, говоря, что этим богомерзким грехом грешат все. Этот неправославный священник успокаивает царевича: “Мол ты не одинок в своем желании смерти своему отцу- Богопомазаннику. Мы все (?!?) тоже обрадуемся, когда Он умрет и перестанет нас, темных и кривоверных попов, понуждать к изучению Веры православной”.

Вот эта та измена, о которой позднее будет говорить Императору Павлу Первому Авель Тайновидец, что она растет и умножается.]

Итак, все [якобы] того же желают, все [якобы] ненавидят отца, все [якобы] сочувствуют сыну, который [якобы] становится представителем, любимцем народа именно потому, что не похож на отца. Зачем же после того меняться, исполнять отцовские требования? Сын считает своею обязанностью удаляться от дел отцовских; отец [ Помазанник Божий ] считает Своею обязанностью спасти будущее России, пожертвовав сыном. [Конечно вся вина гибели царевича лежит на самом царевиче: он не знал и не желал знать своих обязанностей наследника престола Российского: наследовать дело своего Великого отца по укреплению державы Российской. Но и на окружении царевича, и особенно на его матери и этом попе, его "духовном" отце (правильнее: на духовном растлители), лежит тяжелейший грех совращение наследника в цареборческую ересь.]

«Я, - пишет к царевичу Алексею Петр, - за Свое Отечество и за людей жизни не жалел и не жалею, то как могу тебя негодного пожалеть?» Петр потребовал решительно, чтобы царевич или переменил свое поведение, или отрекся от престола, но простого отречения было мало, ибо его можно было выставить невольным и разрешить всякие клятвы, потому царевич должен был постричься. Алексей бежит за границу, отдается под покровительство германского императора, призывает чужого государя в судьи между собою и отцом [непонимая, чем отличается государь любого государства от Государя народа Божьего, чем отличается обычный царь от Царя-Богопомазанника, каковым и был его отец Петр Алексеевич.]

Алексея возвращают, и по его показаниям вскрывается обширное дело [обширная измена!], в котором участвуют и старица Елена (постриженная царица Евдокия), и сестра Петра царица Мария, много людей духовных и светских, начиная с высших; вскрывается целый арсенал суеверий: опять пытки, казни и опалы. Алексей умер. Тайна его смерти не открыта историей [ знание этой тайны Богопомазанника не полезно для спасения! ], но открыта тайна отцовских страданий. [А вот сочувствие этим страданиям Богопомазанника очень и очень полезно для спасения! ] «Страдаю, - говорит Петр, - а все за Отечество, желая ему пользы; враги делают Мне пакости демонские[295]; труден разбор невиновности Моей тому, кому это дело неизвестно, Бог видит правду». [Это и естественно, что Помазанник Божий апеллирует к Богу, а не к человекам.]

Все эти черные тучи и преимущественно дело сына расстраивали здоровье Петра, сокращали Его жизнь.»[296]]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.008 с.)