Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как подготовиться к написанию эссе?

Поиск

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕР-КЛАССА

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения. По определению М.М. Поташника, мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы[1].

Мастерэкстра-классный профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не владеет основная масса специалистов.

Классформа обучения и показатель высокого качественного уровня.

Процесс профессионального роста – это цепочка: ученик – специалист – профессионал – мастер. Если занятие ведет специалист для неспециалистов – это урок. Если профессионал обучает специалистов – это курсы повышения квалификации, мастерские, обмен опытом, диспуты, дискуссии. А когда мастер обучает профессионалов – это мастер-класс.

Мастер-класс – это не просто демонстрация знаний и умений, это передача теоретического и практического опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Только профессионал способен на высоком уровне, мудро и просто поделиться с коллегами достигнутым, уберечь их от ошибок, бесплодных мечтаний, опрометчивых решений. На мастер-классе предоставляется возможность увидеть, как мастер выполняет те или иные приемы и получает в результате целое произведение.

Наиболее действенным является мастер-класс, который проводится в режиме реального времени и включает в себя следующие этапы:

- теоретическую или методологическую часть;

- демонстрацию процесса;

- приобретение каждым участником определенных знаний и опыта, а также методического материала для дальнейшей самостоятельной работы: тезисов, кратких рекомендаций, модулей занятий и т.д. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу: рассказать, показать и научить за короткий промежуток времени.

Структура педагогической технологии включает в себя взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательность действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат. На примере технологии подготовки мастер-класса эти блоки выглядят следующим образом:

Цель – создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер-класса:

Ø обобщение опыта работы педагога-Мастера по определенной проблеме;

Ø передача педагогом-Мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Ø совместная отработка методических подходов педагога-Мастера и приемов решения поставленной в мастер-классе проблемы;

Ø рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

Ø оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать занятие в режиме технологии, в которой эффективно работает Мастер.

Возможная тематика педагогического мастер-класса:

- общие проблемы воспитания современного школьника,

- организация работы с одаренными учащимися,

- основные ориентиры современного воспитания,

- представление системы воспитания с наблюдением по заранее заданному плану,

- организационно-методическое обеспечение деятельности педагога,

- вопросы педагогической диагностики и целеполагания в работе педагога,

- отбор и конструирование содержания урока, занятия,

- развитие различных видов памяти на материале урока, занятия

- оптимальное использование современных информационно-коммуникационных технологий,

- использование компьютера для выполнения реальных задач, для реализации различных видов деятельности, как средства развития ребенка,

- организация творческой деятельности учащихся,

- использование в образовательной деятельности аудиовизуальных средств и др.

Примерный алгоритм технологии проведения педагогического мастер-класса:

1 шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

1.1. Краткая характеристика учащихся класса, обучающихся по предоставляемой технологии, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.

1.2. Краткое обоснование основных идей технологии.

1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера.

1.4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующее об эффективности использования педагогической технологии.

2 шаг. Представление системы уроков, занятий.

2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать участникам мастер-класса.

3 шаг. Имитационная игра.

3.1. Педагог-Мастер проводит урок, занятие с участниками, демонстрируя приемы работы с учащимися.

3.2. Участники одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке, занятии.

4 шаг. Моделирование.

4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели урока, занятия в режиме технологии мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность участников и управляет ею).

4.2. Обсуждение авторских моделей, разработанных участниками.

5 шаг. Рефлексия.

5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и участников.

Результатом совместной деятельности является модель урока или занятия, которую разработал «педагог-ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Таким образом, мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ [2]

Рецептов безупречного эссе нет. Подсказку ищи в своём сердце и чувстве языка

Оставь частицу души на бумаге...

Разговариваем ли мы, ведём беседу или выступаем с сообщением, устная речь для нас – естественное и непринуждённое занятие, не требующее больших усилий и тщательной подготовки. Но создание творческой работы на бумаге, высказывание мыслей в письменном виде – задача нелёгкая. Ибо каждое слово тут должно соответствовать определённому понятию, чётко выражать мысли, чувства, идеи; язык по возможности должен быть образным, ярким, богатым, стиль – лёгким, со свойственной конкретному автору манерой. С этой точки зрения эссе – жанр уникальный: это сплав утончённого использования языкового богатства и пристального, заинтересованного наблюдения за нашим миром, а также за тем, что происходит в душе человека.

Сегодня эссе как жанр публицистики набирает силу, становится распространённым явлением в общественной и литературной жизни. Эссе требуют при поступлении в зарубежные и некоторые отечественные университеты и бизнес-школы. Общественные организации проводят конкурсы эссе. Наконец, это жанр философской, литературной, историко-биографической, публицистической прозы, к которому рано или поздно обращается Творческая натура. Образованный человек должен уметь написать эссе.

Что такое эссе?

Английское «essai» имеет два значения: 1 –очерк, этюд, эссе; 2 – попытка, проба, испытание. В русском языке за эссе закрепилось такое его значение, как очерк.

Словарь иностранных слов даёт термину «эссе» следующее определение: «Жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, где представлены общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному».

Словарь русского языка в четырёх томах трактует эссе как очерк, раскрывающий литературные, философские, социальные и иные проблемы не в систематическом научном виде, а свободной форме.

Классическое эссе – это сочинение скромного объёма на вольную тему, свободное от художественного вымысла. Его цель — раскрыть избранную (предложенную) тему путём приведения различных аргументов, тезисов. Они должны быть подкреплены доказательствами, иллюстрироваться примерами.

Для эссе характерны практически неограниченная тематика, подчёркнуто индивидуальная позиция автора, основанная, как правило, на собственном опыте, непринуждённое, часто парадоксальное изложение. Немаловажную роль играют стиль, ориентация на разговорную речь. При проведении различных конкурсов эссе (как при испытаниях перед приёмом на учёбу, так и на самостоятельных творческих состязаниях) часто задают объём, например, 500 слов.

Человек – хозяин своего слова и в прямом и в переносном смысле. Нет и не может быть стандартов и готовых рецептов безупречного эссе, однако существуют правила и рекомендации, которые помогают совершенствовать навыки письменной речи.

Прежде всего, нужно иметь ясное представление о предмете своего сообщения, рассуждения. Не менее важно понять, что заставляет взяться за перо, кто будет читать эссе. И нужно выбрать точные, выразительные и сильные слова, чтобы передать свои мысли, чувства, настроение, чтобы привлечь внимание читающего. Владение словом, умение писать чётко, ясно, логично, образно и эффектно, так, чтобы затрагивать чувства другого — весьма важные качества для эссеиста.

Советы напоследок

Филигранная обработка текста, естественно, будет продолжаться до последнего. Уместно напомнить, что жаргон и модные словечки хороши к месту, порой они могут привести к возникновению коммуникативного барьера. Клише, хотя и донесёт до читателя мысль быстрее, вряд ли затронет его. Нелишне контролировать появление в тексте положительно и отрицательно заряженных слов. Особенно внимательным нужно быть при использовании многозначных слов: смешение оттенков значений может затруднить понимание.

Вы хотите знать, какой эффект может произвести ваше эссе? Есть несколько способов проверить это: прочитать его вслух, попытаться увидеть свой текст глазами читателя, узнать, в конце концов, мнение других людей.

И всегда нужно помнить, что слово ценится по силе, с которой говорит человек. «У сильного, - писал Михаил Пришвин, - слов меньше».

 


ПРИМЕРЫ КОНКУРСНЫХ ЭССЕ

«Я – учитель»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕР-КЛАССА

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения. По определению М.М. Поташника, мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы[1].

Мастерэкстра-классный профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не владеет основная масса специалистов.

Классформа обучения и показатель высокого качественного уровня.

Процесс профессионального роста – это цепочка: ученик – специалист – профессионал – мастер. Если занятие ведет специалист для неспециалистов – это урок. Если профессионал обучает специалистов – это курсы повышения квалификации, мастерские, обмен опытом, диспуты, дискуссии. А когда мастер обучает профессионалов – это мастер-класс.

Мастер-класс – это не просто демонстрация знаний и умений, это передача теоретического и практического опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Только профессионал способен на высоком уровне, мудро и просто поделиться с коллегами достигнутым, уберечь их от ошибок, бесплодных мечтаний, опрометчивых решений. На мастер-классе предоставляется возможность увидеть, как мастер выполняет те или иные приемы и получает в результате целое произведение.

Наиболее действенным является мастер-класс, который проводится в режиме реального времени и включает в себя следующие этапы:

- теоретическую или методологическую часть;

- демонстрацию процесса;

- приобретение каждым участником определенных знаний и опыта, а также методического материала для дальнейшей самостоятельной работы: тезисов, кратких рекомендаций, модулей занятий и т.д. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу: рассказать, показать и научить за короткий промежуток времени.

Структура педагогической технологии включает в себя взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательность действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат. На примере технологии подготовки мастер-класса эти блоки выглядят следующим образом:

Цель – создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер-класса:

Ø обобщение опыта работы педагога-Мастера по определенной проблеме;

Ø передача педагогом-Мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Ø совместная отработка методических подходов педагога-Мастера и приемов решения поставленной в мастер-классе проблемы;

Ø рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

Ø оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать занятие в режиме технологии, в которой эффективно работает Мастер.

Возможная тематика педагогического мастер-класса:

- общие проблемы воспитания современного школьника,

- организация работы с одаренными учащимися,

- основные ориентиры современного воспитания,

- представление системы воспитания с наблюдением по заранее заданному плану,

- организационно-методическое обеспечение деятельности педагога,

- вопросы педагогической диагностики и целеполагания в работе педагога,

- отбор и конструирование содержания урока, занятия,

- развитие различных видов памяти на материале урока, занятия

- оптимальное использование современных информационно-коммуникационных технологий,

- использование компьютера для выполнения реальных задач, для реализации различных видов деятельности, как средства развития ребенка,

- организация творческой деятельности учащихся,

- использование в образовательной деятельности аудиовизуальных средств и др.

Примерный алгоритм технологии проведения педагогического мастер-класса:

1 шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

1.1. Краткая характеристика учащихся класса, обучающихся по предоставляемой технологии, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.

1.2. Краткое обоснование основных идей технологии.

1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера.

1.4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующее об эффективности использования педагогической технологии.

2 шаг. Представление системы уроков, занятий.

2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать участникам мастер-класса.

3 шаг. Имитационная игра.

3.1. Педагог-Мастер проводит урок, занятие с участниками, демонстрируя приемы работы с учащимися.

3.2. Участники одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке, занятии.

4 шаг. Моделирование.

4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели урока, занятия в режиме технологии мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность участников и управляет ею).

4.2. Обсуждение авторских моделей, разработанных участниками.

5 шаг. Рефлексия.

5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и участников.

Результатом совместной деятельности является модель урока или занятия, которую разработал «педагог-ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Таким образом, мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ [2]

Рецептов безупречного эссе нет. Подсказку ищи в своём сердце и чувстве языка

Оставь частицу души на бумаге...

Разговариваем ли мы, ведём беседу или выступаем с сообщением, устная речь для нас – естественное и непринуждённое занятие, не требующее больших усилий и тщательной подготовки. Но создание творческой работы на бумаге, высказывание мыслей в письменном виде – задача нелёгкая. Ибо каждое слово тут должно соответствовать определённому понятию, чётко выражать мысли, чувства, идеи; язык по возможности должен быть образным, ярким, богатым, стиль – лёгким, со свойственной конкретному автору манерой. С этой точки зрения эссе – жанр уникальный: это сплав утончённого использования языкового богатства и пристального, заинтересованного наблюдения за нашим миром, а также за тем, что происходит в душе человека.

Сегодня эссе как жанр публицистики набирает силу, становится распространённым явлением в общественной и литературной жизни. Эссе требуют при поступлении в зарубежные и некоторые отечественные университеты и бизнес-школы. Общественные организации проводят конкурсы эссе. Наконец, это жанр философской, литературной, историко-биографической, публицистической прозы, к которому рано или поздно обращается Творческая натура. Образованный человек должен уметь написать эссе.

Что такое эссе?

Английское «essai» имеет два значения: 1 –очерк, этюд, эссе; 2 – попытка, проба, испытание. В русском языке за эссе закрепилось такое его значение, как очерк.

Словарь иностранных слов даёт термину «эссе» следующее определение: «Жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, где представлены общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному».

Словарь русского языка в четырёх томах трактует эссе как очерк, раскрывающий литературные, философские, социальные и иные проблемы не в систематическом научном виде, а свободной форме.

Классическое эссе – это сочинение скромного объёма на вольную тему, свободное от художественного вымысла. Его цель — раскрыть избранную (предложенную) тему путём приведения различных аргументов, тезисов. Они должны быть подкреплены доказательствами, иллюстрироваться примерами.

Для эссе характерны практически неограниченная тематика, подчёркнуто индивидуальная позиция автора, основанная, как правило, на собственном опыте, непринуждённое, часто парадоксальное изложение. Немаловажную роль играют стиль, ориентация на разговорную речь. При проведении различных конкурсов эссе (как при испытаниях перед приёмом на учёбу, так и на самостоятельных творческих состязаниях) часто задают объём, например, 500 слов.

Человек – хозяин своего слова и в прямом и в переносном смысле. Нет и не может быть стандартов и готовых рецептов безупречного эссе, однако существуют правила и рекомендации, которые помогают совершенствовать навыки письменной речи.

Прежде всего, нужно иметь ясное представление о предмете своего сообщения, рассуждения. Не менее важно понять, что заставляет взяться за перо, кто будет читать эссе. И нужно выбрать точные, выразительные и сильные слова, чтобы передать свои мысли, чувства, настроение, чтобы привлечь внимание читающего. Владение словом, умение писать чётко, ясно, логично, образно и эффектно, так, чтобы затрагивать чувства другого — весьма важные качества для эссеиста.

Как подготовиться к написанию эссе?

Прежде чем начать писать эссе, неплохо было бы задать себе вопросы: «Почему и зачем я пишу?», «Кто будет читать мою работу?», «Какие идеи я хочу сообщить?», «Где я могу найти нужную информацию?», «Каких мыслей и действий я ожидаю от читателей?».

Конкретная цель написания эссе полностью или частично совпадает с одной из общих целей:

n высказать и доказать своё мнение;

n изложить своё понимание вопроса;

n информировать читателя;

n доставить удовольствие себе и читателю, развлечь;

n выразить и возбудить эмоции;

n побудить к действию.

Цель определяет средства её достижения. Автор должен написать ровно столько, сколько надо, чтобы получить результат. Тексты будут чёткими и ясными, если человек будет знать, чего хочет достичь, и задумывать, составлять, оценивать, пересматривать свои письменные труды с этой точки зрения.

Можно попытаться определить общие особенности групп, к которым принадлежат будущие читатели, а также их ценности, взгляды и возможные точки зрения на тему эссе. данный подход поможет определить, как следует изложить информацию, чтобы сделать её интересной, ясной, убедительной, оригинальной и конкретной для тех или иных групп людей и воздействовать на них в соответствии с поставленной целью.

Ответив себе на вопрос о том, какую идею вы стремитесь выразить, какую информацию сообщить, вы тем самым помогаете себе сосредоточиться на сущности темы эссе.

Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и так далее. Причём одни идеи не нуждаются в особенной аргументации, другие же без подкрепления доводами и фактами голословны. И ещё: пока человек исследует свою тему, у него могут появляться новые идеи, новые мысли, которые он захочет ввести в своё сообщение.

Хотя в основе авторской позиции, составляющей содержание эссе, лежат личные впечатления, вполне возможно, что автору эссе (тем более начинающему) понадобится дополнительная информация. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Это могут быть библиотеки, интернет-ресурсы, словари, справочники, прочитанные некогда книги, которые захочется перечитать. Может, понадобится информация от окружающих людей. Возможен опрос и даже эксперимент.

Следующий этап – подготовка: сбор информации, составление тезисов, разработка структуры работы, определение способа изложения и подхода.

Сбор информации занимает довольно много времени: нужно проверить факты, удостовериться, что вы работаете с продуктивными идеями, пересмотреть, проанализировать и выстроить по порядку имеющийся материал. Некоторые сведения придётся отбросить, другие расширить, в любом случае – записать, систематизировать то, что удалось собрать.

Тезисы помогут выстроить информацию, которую нужно представить в работе, определить соотношение между идеями. Начинать лучше с выбора самой важной информации – той, что поможет добиться цели, ради которой, собственно, эссе пишется. Затем последует менее значимая информация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.014 с.)