Из всего сказанного можно сделать вывод, что требуется не количественный подход в реализации конкурса, а качественная подготовка участников.
Конкурс способствует обобщению имеющейся практики духовно-нравственного воспитания и обучения детей и молодежи в образовательных организациях республики, внедрению инновационных разработок в сферу образования, позволяет выявить актуальные проблемные области, характерные для процесса духовно-нравственного образования и воспитания.
Реализация предметной области ОДНКНР в РХ
В 2021 году
1. Предметная область ОДНКНР реализуется в образовательных организациях Республики Хакасия в урочной и внеурочной форме.
Урочная форма осуществляется в обязательном порядке во всех 5-х классах. Некоторые ОО проводят в урочной форме в 5–6-х классах.
С 6-го класса предметная область ОДНКНР реализуется во внеурочной деятельности. Есть ОО, которые организуют внеурочную деятельность с 6-го по 9-й классы.
2. Для реализации предметной области ОДНКНР используются учебники:
· Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Полякова А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс, под ред. Н. Ф. Виноградовой (М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ);
· Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 5 класс (М.: Русское слово-учебник).
3. Реализуют предметную область ОДНКНР следующие педагоги-предметники: учителя истории (50%), литературы (40%), географии (4%), ИЗО (3%), музыки (3%).
4. Успешный опыт и региональная практика реализации предметной области ОДНКНР
Предметная область ОДНКНР в 5-6 классах, продолжающая учебный курс ОРКСЭ (4 кл.), направлена на формирование и развитие эстетического и духовного потенциала школьника. В 7-9-х классах предметная область ОДНКНР реализуется через внеурочную деятельность. В 10-11-х классах – через элективные курсы (например, «Христианские сюжеты и образы в русской и мировой культуре»).
|
Такой опыт представляет МБОУ «СОШ № 11» г. Абакана (http://школа11.абакан.рф/8/359.html)
Заключение
Региональный мониторинг по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» позволил выявить определенную динамику процессов в образовании Республики Хакасия, связанных с реализацией комплексного курса ОРКСЭ по основным содержательным линиям: общие сведения об изучении курса ОРКСЭ, соблюдение инструктивно-нормативных рекомендаций и документов Минобрнауки России и Республики Хакасия, в частности, о выполнении режима регламента выбора модуля, кадровое и методическое сопровождение курса ОРКСЭ, об условиях и проблемах ведения курса ОРКСЭ, перспективы развития курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.
Мониторинг позволяет сделать процесс управления состоянием и развитием данного направления в системе образования непрерывным, научно-обоснованным и диагностико-прогностическим, принимать решения на различных уровнях управления образованием, в том числе и по реализации в ОО предметной области ОДНКНР. Изучение материалов мониторинга дает информацию для планирования процесса повышения квалификации, определять содержание ДПП повышения квалификации, планировать методическую работу ММО и ШМО, определять парадигму самообразования каждому учителю ОРКСЭ, планировать просветительскую работу с родителями и общественностью.
По представлению органов управления образования городов и районов, в мониторинге приняли участие представители всех муниципальных образований РХ: руководители ОО, руководители муниципальной системы образования, методисты муниципальных методических служб, родители и обучающиеся в 4 классе.
Мониторинг показал, что комплексный учебный курс ОРКСЭ ведётся во всех общеобразовательных школах. Ведут курс ОРКСЭ в школах учителя различных специальностей: начальных классов, истории, русского языка и литературы, иностранного языка, других предметов, педагоги дополнительного образования, руководители ОО и другие специалисты системы образования. Таким образом, в кадровом составе учителей ОРКСЭ серьёзных изменений не наблюдается, остаются тенденции увеличения или уменьшения доли участия указанных категорий педагогов, которая зависит от ряда причин, в том числе прохождения или не прохождения курсов повышения квалификации, выбора родителями модулей, образовательной политикой МУО и рядом других причин.
|
Анализ состава преподавателей ОРКСЭ в РХ подтверждает нестабильность преподавательского состава, реализующего модули комплексного учебного курса ОРКСЭ. Необходимо создать качественно новые программы и разработать материалы для подготовки учителей, повторно проходящих курсы повышения квалификации по ОРКСЭ, а также программы курсовой подготовки для сотрудников МУО и руководителей ОО, курирующих преподавание ОРКСЭ. Сотрудникам МУО и руководителям ОО, курирующим преподавание ОРКСЭ необходимо повысить квалификацию по данному направлению в 2022 году.
Рекомендуем МУО заранее предусмотреть для учителей возможность повысить квалификацию по ОРКСЭ повторно через различные формы ПК.
На основе изложенных выводов можно сформулировать следующие рекомендации:
1. Рассмотреть на уровне муниципалитета вопрос о регулярном (согласно графика) прохождении курсов для преподавателей ОРКСЭ и ОДНКНР, о формах и месте их проведения. Так как серьезным препятствием для повышения качества преподавания курсов духовно-нравственной направленности является форма дистанционного образования педагогов, необходимо проводить повышение квалификации для педагогов ОРКСЭ и ОДНКНР только в очной форме. Повышать квалификацию педагогов по преподаванию учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР только в очном формате и в объеме не менее 72 часов.
2. Проводить анализ результатов мониторинга по реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР, обсуждение вопросов преподавания на уровне МО.
3. Продолжить работу над решением проблемы добровольного и сознательного выбора модуля, неукоснительно соблюдать регламент выбора модуля, проводить работу с родителями в два этапа, предлагать для выбора все шесть модулей. На этапе ознакомления родителей с религиозной культурой шире использовать ресурс представителей религиозных конфессий, общественных организаций, СМИ.
4. На этапе ознакомления родителей с религиозной культурой шире использовать ресурс представителей религиозных конфессий, общественных организаций, СМИ.
5. Проводить разъяснительную работу по выбору модуля ОРКСЭ и с обучающимися в 3 классе с привлечением обучающихся в 4 классе, которые подготовили итоговые проекты по модулям.
6. Создавать в ОО условия для качественной реализации курса ОРКСЭ, обеспечить учителей ОРКСЭ техническими средствами.
7. Подготовить программы курсов и семинаров по ОРКСЭ для различных категорий слушателей и по различным модулям курса.
8. Усилить подготовку педагогов в части православной культуры и мировых религиозных культур, провести семинары по содержанию этих модулей.
9. Организовать системную работу по подготовке педагогов к участию во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя».
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.008 с.)