Владимир Фёдорович Одоевский (1803–1869) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Владимир Фёдорович Одоевский (1803–1869)



ЛИТЕРАТУРА

Класс

   

I-й уровень (6 заданий по 5 баллов= 30 баллов)

1.  «Там русский дух, там Русью пахнет»,– писал А.С. Пушкин. Где «там»? (5 баллов).

Ключ: в сказочном лукоморье (на морском берегу) (1 б.) в прологе (1 б.) к поэме (1 б.) «Руслан и Людмила» (2 б.).

2. А.С. Пушкин писал: «Правдив и свободен их вещий язык…» Чей язык? (5 баллов).

Ключ: волхвов, кудесников (2 б.); в широком понимании – истинных поэтов (2 б.) («Песнь о вещем Олеге») (1 б.)

3. Какие «зимние стихи» А.С. Пушкина можно назвать? (два-три) (5 баллов).

Ключ: «Зимний вечер», «Зимне утро», «Зимняя дорога» (2. +2. +1 б.)

4. «Ах! Умолчу ль о мамушке моей...» Кого имел в виду А.С. Пушкин?

Ключ: Свою няню (2,5 б.) Арину Родионовну (2,5 б.)

5. О ком и почему начинающий поэт скажет: «Вы дядя мой и на Парнасе» (5 баллов).

Ключ: О Василии Львовиче Пушкине, родном брате его отца (2,5.) и известном поэте (2,5 б.).

6. В каком месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья день открытия Лицея? (5 баллов).

Ключ: 19 октября (2,5б.+2,5б.)

II -й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите литературную задачу (10 баллов).

В цифровой поэзии используют только числительные. Для экономии места так числами и записывают, однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.

В цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.

Установите соответствие между цифровым стихотворением и жанром. Вспомните и запишите считалку (2,5б.*3=7,5+2,5.б=10б.).

1. 127 148 230. 14 12 20? 0... А) Маpш  
2. 30000... 103 000 000... 48... 102 000 000 000 000... 115... 106... 43... - 8000... 2003... Б) Считалка Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить – Всё равно тебе водить.
3. 18 17! 18 16! 115 13 3006! 90 17! 90 16! 240 110! 526! В) Элегия  

Ключ

Б), 2 – В), 3 – А)

Считалка

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить –

Всё равно тебе водить.

8. Отвечая на поставленные вопросы, напишите сочинение-анализ произведения. Пишите внятно, разборчиво, доказательно, связным текстом. Ответ на каждый вопрос пишите с красной строки (20 баллов).

Владимир Фёдорович Одоевский (1803–1869)

ЖИТЕЛЬ АФОНСКОЙ ГОРЫ

(Из «Сказок дедушки Иринея»)

На Афонской горе жил учёный, благочестивый муж. Смолоду он научился разным наукам, знал целебную силу трав и кореньев. Часто он ходил по хижинам бедных людей, лечил больных, утешал умирающих. И были ему от всех любовь и почёт.

Однажды ту страну посетила страшная зараза – чума моровая. Люди заболевали, и многие умирали; во всех хижинах были больные, и отовсюду посылали за добрым и учёным лекарем, чтобы пришёл он утешить и помочь страждущим.

Без устали ходил по больным добрый лекарь и раздавал лекарства. Иногда, когда мог захватить болезнь вовремя, он вылечивал; но чаще беспечные люди присылали за лекарем тогда, когда уже больной был при последнем издыхании, когда уж никакие лекарства помочь не могут, а неразумные люди упрекали и бранили доброго лекаря, как будто он был виноват в их беспечности.

Эти упрёки оскорбляли доброго лекаря; изнемог он и от усталости, и пришло ему на мысль:

– Зачем тружусь я для людей, да ещё неблагодарных? Зачем я жертвую собою для неразумных, которые не считают, кому я помог моим лекарством, а только жалуются, что я не вылечиваю полумёртвых? Зачем я подвергаю себя опасности заразиться от больных, мне вовсе чужих? Останусь я спокойно на горе; чума сюда не заходит, а там внизу пусть заболевают неразумные; мне дела нет: их вина!

С этими мыслями он пошёл на гору. Вдруг видит он, невдалеке растёт прекрасный цветок, и такой он красивый, и такой от него запах.

– Вот, – подумал лекарь, – и цветок меня тому же научает: растёт он здесь на горе, красуется, и ни до кого ему нет дела; ему здесь хорошо, ветерок повевает, солнышко греет, роса обливает, и растёт он здесь никому другому, а только себе на радость. Так буду и я жить, думать только о себе, а о других не заботиться.

Между тем он наклонился над цветком, чтобы лучше разглядеть. Смотрит: внутри цветка – мёртвая пчела. Собирая мёд и цветочную пыль, она ослабела, прилипла к цветку и замерла. Лекарь посмотрел, подумал, и краска стыда выступила у него на лице.

– Боже! – сказал он, – прости моему унынию и неразумию! По Твоей воле набрёл я на этот цветок, чтобы простое насекомое пристыдило меня. Для кого трудилась эта пчела, для кого собирала мёд? Не для себя, а для других. Так же, как и мне, ей никто не скажет спасибо; так же, как и меня, её всякий гнал, а между тем она всё трудилась и на труд свою жизнь положила. Прости, Господи, моему унынию и неразумию. Умудри и меня, как ты умудрил пчелу-медоносицу!

И снова начал лекарь собирать целебные травы, и снова до пота лица стал ходить по хижинам и помогать больным, утешать умирающих.

(1840)

Вопросы и задания

1. Что Вы знаете о горе Афон? Почему писатель обозначил именно это место?

2. Почему люди ругали доктора, который их лечил?

3. Что заставило доктора отправиться на гору?

4. Почему цветок и пчела навели доктора на мысль вернуться к людям?

5. Что для лекаря значит вера в Бога и обращение к Нему?

6. Можно ли предположить время действия?

7. Как объяснить особенности этого произведения в цикле сказок? Сравните с другими знакомыми Вам сказками.

Материалы к ответу

Произведение В.Ф Одоевского «Житель Афонской горы» поучительно. Связано оно с древней легендой, согласно которой Богородица вместе с Иоанном Богословом плыли на корабле. На море поднялся шторм, и корабль прибило к берегу. Дева Мария обратилась к богу с просьбой основать здесь монастырь в память о чудесном спасении. С тех времен каждый человек, попав в беду, мог надеяться на помощь этих святых мест. Я считаю, что именно поэтому автор избирает гору Афон для своей сказки. Сейчас в этом месте живут монахи-отшельники и молятся обо всех людях на земле, а гора считается святой.

Герой произведения – благочестивый ученый, который помогал людям в трудных ситуациях. Пока ему это удавалось, все восхищались «добрым и ученым лекарем». Люди привыкли, что им уделяет много времени добрый человек, но никто из них не подумал о том, что и лекарю нужна помощь – доброе слово, благодарность. Ведь ради них он подвергал свою жизнь опасности во время моровой чумы.

Ученый не охладил свое сердце, просто он устал от тяжелого труда, который не приносил удовольствия и пользы никому. Так казалось беспечным людям. А ученый знал, как трудно лечить людей, которые не умеют сами о себе позаботиться. От безвыходности обиделся и отправился на святую гору, чтобы отгородиться ото всех. Сначала нам кажется, что лекарь очерствел, что все его поступки были корыстными, неискренними. Но потом мы понимаем, что у каждого, даже очень сильного, может быть такой период. Цветок и мертвая пчела дали ему возможность понять, что не может человек жить в одиночестве, даже в окружении красоты. Он погибает. Важно не то, что думает совершить человек, важно, какой выбор он сделает, чему посвятит свою жизнь.

От обычной сказки произведение Одоевского отличается, на мой взгляд, тем, что в ней нет положительных и отрицательных героев. Есть те, кто чувствует чужую боль как свою, задумывается над своими поступками, оценивает их. Этот герой – ученый. И есть те, кто привык только принимать помощь, ничего не давая взамен, беспокоиться только о себе, не замечая старания других. 

Еще одно отличие – открытый сюжет. Лекарь возвращается к людям. Значит, чума отступит, отступит человеческое равнодушие, излечатся души людей. В это хочется верить.

Для себя я сделала вывод: это сказка-притча как никогда актуальна в наше время, когда безразличие и жестокость становятся нормой. Автор помогает нам понять, что хорошие дела не зависят от времени и места, они зависят от чуткости человеческого сердца.

III -й уровень. Творческое задание (30 баллов: 15 баллов – содержание, 1 5 баллов – языковое оформление)

Мой Пушкин

«И всюду страсти роковые, // И от судеб защиты нет». Сила судьбы в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина

«Кого ж любить? Кому же верить?» (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Не называя имени (но дав ответ в конце), представьте словесный
портрет любимого писателя

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (10 баллов)

Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.                        P.S. Всего 100 баллов


ЛИТЕРАТУРА

Класс

   

I-й уровень (6 заданий по 5 баллов = 30 баллов)

1. А.С. Пушкин писал: «Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам…» Что называет он Отечеством?» (5 баллов).

Ключ: Царское Село (4 б.), где располагался Лицей, в котором учился поэт (1 б.)

2. Одно из первых посвящений А.С. Пушкину: «Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пением» – предсказывало ему будущую славу. Кто сумел предугадать её? Назовите этого человека (5 баллов).

Ключ: Антон Дельвиг (4 б.) – лицейский друг Пушкина (1 б.)

3. Один из русских поэтов признал Пушкина своим наследником, другой – «победителем-учеником». Кто и в связи с чем? (5 баллов)

  Ключ: Державин после лицейского экзамена (2 б.) и Жуковский, прочитав «Руслана и Людмилу» (1 б.), прислал Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя» (2 б.).

4. В качестве эпиграфа к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин берёт в сокращенном вид русскую пословицу. Вспомните и запишите её полностью (5 баллов).

Ключ: «Береги платье снову, а честь смолоду» (4 б.). Именно в таком виде она прозвучала в наставлении Андрея Петровича Гринёва своему сыну при расставании в начале романа (1 б.).

5. Какую формулу поэзии создал А.С. Пушкин: «ищу союза волшебных…, … и …»? (5 баллов).

Ключ: «звуков» (1 б.), «чувств» (2 б.), «дум» (2 б.)

6. Кто из современников считал А.С. Пушкина человеком будущего, каким он явится, может быть, через 200 лет? (5 баллов).

Ключ: Н.В. Гоголь

II -й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите литературную задачу: ( 10*1 б .=10 баллов).

В цифровой поэзии используют только числительные. Для экономии места так числами и записывают, однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.

В цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.

Установите соответствие между цифровым стихотворением и жанром. Вспомните и запишите хайку (2,5б.*3=7,5+2,5.б=10б.).

1. 40 9 3 15    30 8 2 17 20 10 60 7 13 50

2 12 46

48 3 06

33 1 102

8 30 32

А) Хайку  
2. 2 4 37 42 15 230 5 6 7 29 20 10 40 5 15 1.000.000 14, 39 8 20, 25 11… 117 117 19 9 5! 117 117 48 35! Б) Частушка
3.

127 148 230.
14 12 20?
0...

В) Маpш  
           

Ключ

В), 2 – Б), 3 – А)

К колокольчику Цветку долетит ли комар? Так грустно звенит. На черной ветке Ворон расположился. Осенний вечер Жадно пьет нектар Бабочка-однодневка. Осенний вечер.
Кто ж это, ответь, В новогоднем наряде? Сам себя не узнал. В чашечке цветка Дремлет шмель. Не тронь его, Воробей-дружок!  

Мицуо Басе, (1644-1694). Хайку

8.Проведите целостный анализ прозаического текста, опираясь на вопросы после него. Ответ оформите в виде связного текста (20 баллов).

ДРУЖИЩЕ ТОБИК (О СОБАКЕ АЛЕКСАНДРА ГРИНА)

У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.

Когда соседской цепной собаке – лохматому Жоре – хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил, страшась предостерегающего Жориного рыка.

Тобик останавливался в нескольких шагах от Жоры, но так, чтобы тот не мог его достать, становился перед Жорой на задние лапки и «служил» долго и терпеливо.

Так он привык выпрашивать кусочки еды у людей. Но Жора не давал ему даже понюхать похлёбки.

За это стояние на задних лапках перед такой же собакой, как и он сам, люди считали Тобика дураком: зря, мол, старается.

Точно так же Тобик выпрашивал кусочки еды у самого Грина, и всякий раз удачно. Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. Обращаясь к Тобику, он говорил ему: «Дружище!»

Косясь на Тобика, Жора рычал и давился. Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от тоски напрасного ожидания. Иной раз даже слёзы появлялись у него на глазах, когда Жора кончал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску. После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски – не завалилась ли там какая-нибудь косточка.

– Ну и дурак ваш Тобик, – злорадно говорили Грину соседи – Нет никакого соображения у этой собаки.

На это Грин спокойно отвечал соседям:

– Не дурак, а просто умная и вежливая собака.

В спокойствии гриновского голоса слышался нарастающий гнев, и соседи, всю жизнь привыкшие лезть в чужие дела, уходили, пожимая плечами, – лучше подальше от этого человека.

Я увидел Тобика после смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. Услышав, какскрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер.

Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую крымскую пыль.

– Давно он ослеп? – спросил я.

– Да после смерти хозяина. Всё тоскует, всё ждёт.

Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, – это собаки.

Только один раз за всю жизнь я видел действительно глупую собаку. Это было под Москвой в дачной местности Переделкино. Молодой рыжий сеттер лаял на шишки, падавшие с вершин сосен. Дул сильный, порывистый ветер, и чем сильнее он дул, тем всё чаще падали шишки и тем всё больше разъярялся сеттер. Он свирепо гонялся за шишками, грыз их, мотал головой и отплёвывался. Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле, где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не падали. Он сел среди поля, начал лаять на небо и лаял до рассвета, пока не охрип. По мнению одного поэта – знатока астрономии, он лаял на созвездие Малой Медведицы. Очевидно, он полагал, что все шишки сыплются из этого созвездия.

Выражение «собака – друг человека» безнадёжно устарело. У нас нет ещё слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, какими обладает собака. Я точно знаю, что человек, избивающий или мучающий собаку, – отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.

Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой-нибудь Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для него изобретение человека – обыкновенное велосипедное колесо.

Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью.

Вопросы и задания

1. Как объяснить, что автор свел вместе людей и собак в этом рассказе? Приведите примеры произведений о собаках.

2. Два персонажа – писателя: как объяснить их присутствие, в чём их сходство и, возможно, различие? Знакомо ли Вам их творчество? О Грине сказано, что он «очень добр», – можно ли так же сказать об авторе-повествователе?

3. Прокомментируйте антитезы (противопоставления) и параллели (сопоставления на основе близости) в этом рассказе, приведите примеры из текста.

4. Как меняется интонация рассказчика в этом произведении?

5. Убедителен ли рассказ? Сочувствуете ли Вы последней строке – обращению к читателю?

Материалы к ответу

1. Животный мир является отражением человеческого общества.
Произведения о собаках: Антон Чехов «Каштанка», Александр Куприн «Белый пудель», Георгий Владимов «Верный Руслан», Гавриил Троепольский «Белый Бим Черное ухо», Михаил Булгаков «Собачье сердце».

2. Александр Степанович Грин, Константин Георгиевич Паустовский.

А. Грин – герой рассказа, хозяин и друг Тобика. К. Паустовский же – рассказчик.

3. Антитезы: «невзрачный пёсик-дворняга Тобик» «лохматый пёс Жора», «дурак ваш Тобик» «просто умная и вежливая собака», Тобик «служил долго и терпеливо» – Жора «рычал и давился», соседи говорили «злорадно»– Грин отвечал «спокойно», «зря, мол, старается» – «всякий раз удачно», в «спокойствии голоса слышался нарастающий гнев»

Параллели: «Жора рычал и давился» – соседи «злорадно говорили», Тобик «служил долго и терпеливо» – «хозяин был молчаливый и очень добрый человек».

4. Первая часть – повествование (до слов «… лучше подальше от этого человека»), вторая – рассуждение.

III -й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов: 15 и 1 5 баллов)

9. Напишите сочинение-миниатюру (от 0,75 страницы) ( 15С + 15ЯО = 30 баллов).

Ø Мой Пушкин

Ø Почему не сбылась счастливая «сказка» Германа в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»?

Ø Как любимые герои повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина проявляют себя «людьми чести»?

Ø Почему сегодня люди стали меньше читать? Мои предложения по искоренению этого зла

Ø Не называя имени (но дав ответ в конце), представьте словесный
портрет любимого писателя

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть.

Художественное чтение.

Поясните выбор художественного произведения (10 баллов)

P.S. Всего 100 баллов


ЛИТЕРАТУРА

Класс

I-й уровень (6 заданий по 5 баллов = 30 баллов)

1. Назовите юношеское увлечение А.С. Пушкина, которое он описал в романе «Евгений Онегин» как пребывание в «волшебном краю» (5 баллов).

Ключ: «Волшебный рай» – это театр

2. Перечислите оперы и балеты, написанные на пушкинские стихи (не более пяти) (5*1б=5 баллов).

Ключ: Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки;

«Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского,

«Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского;

«Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.

    По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиэра; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.
3. У кого из пушкинских героев были няни и как их звали? (5 баллов).

Ключ: у Татьяны Лариной – Филиппьевна, у Владимира Дубровского – Егоровна!

4. Какое первое стихотворение опубликовал А.С. Пушкин и под каким псевдонимом? (5 баллов). Ключ: «К другу-стихотворцу» (В «Вестник Европы», 1814 г.) Нкшп – согласные «перевёрнутой» фамилии.  

5. «Горишь ты, лампада наша, Подруга бдений и пиров?», «Зелёная лампа нагорела – кажется, гаснет – а жаль…» О какой лампе говорит А.С. Пушкин? (5 баллов).

Ключ: О литературном кружке «Зелёная лампа», филиале «Союза Благоденствия», – членом которого был Пушкин.

6. Кто сказал о Пушкине-лицеисте: «…скоро явится свету второй Державин» и «это надежда нашей словесности»? (5 баллов).

Ключ: Державин и Жуковский

 

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите литературную задачу. (10 баллов)

В цифровой поэзии используют только числительные. Для экономии места так числами и записывают, однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.

В цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.

Установите соответствие между цифровым стихотворением и стихотворением и отрывком из произведения А.С. Пушкина (2,5б.*4=10).

1. 138 5 15 12 8 45 17 19 20 4 225 А) А.С. Пушкин (письмо Татьяны к Онегину) «Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать...»
2. 17 30 29 128 35 133 149 516 2 105 5020 6 108 15 30 47 127 5 2 08 2000 0 27 Б) А.С. Пушкин (из романа в стихах «Евгений Онегин») Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!»
3. 511 16 5 20 337 712 19 2000047 3 1512 16025 11 0 3 15 100006 0 23 В) А.С. Пушкин (К ***) – к Анне Керн Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревоге шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
4. 17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501 Д) А.С. Пушкин (из поэмы «Руслан и Людмила») У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;

Ключи

Б), 2 – Д), 3 – В), 4 – А)

8. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». Проведите идейно-художественный анализ произведения. Оформите его в виде связного текста. При ответе напишите, почему поэт сравнивает лица людей с окнами и домами, а не с чем-то другим, какие лица нравятся автору. Согласны ли вы с ним? Почему? (20 баллов).

Н. Заболоцкий

О красоте человеческих лиц

 

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

1955 г.

 

Материалы к ответу

Тема стихотворения – человеческое лицо как зеркало души. Поэт утверждает, что скульптором наших лиц является внутреннее состояние, которое может придать величия или жалкости. Внимательно читая произведение, нетрудно догадаться, какие обличья являются идеалом красоты для самого автора. Стихотворение посвящено не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны” характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору со знаниями не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит ее по-своему.

При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.

Ключевые образы стиха – человеческие лица. Автор создает целую галерею их, проводя параллели с архитектурными сооружениями пышными порталами, жалкими лачугами, темницами и башнями. Н. Заболоцкий оригинально описывает человеческое одиночество: «Другие — как башни, в которых давно // Никто не живет и не смотрит в окно». Кажется, в строчках стихотворенья лица теряют человеческий облик, превращаясь в маски.

Среди всех «домов»-обличий Н. Заболоцкий выделяет «малую хижинку». Она не отличается красотой или изящностью, но излучает «дыхание весеннего дня», которое как бы намекает на душевное богатство. Напоследок поэт говорит о лицах подобных песням, которые издают ноты похожие на солнце. Последние два типа лиц являются эталоном красоты для автора, хоть прямо об этом он и не говорит.

Произведение «О красоте человеческих лиц» Н. Заболоцкого построено на контрасте: «жалкое» – «великое», «неказистое» – «подобие ликующих песен». Между противоположными образами автор пытается сохранить плавный переход, который можно наблюдать между лицами в толпе людей. Он не критикует некрасивые «хижины» понимая, что очень часто внешность – результат жизненных обстоятельств.

Главное художественное средство в произведение – метафора. Практически в каждой строке автор создает метафорический образ дома, символизирующий лицо. Важную роль играют и сравнения, выполняя в этом стихе те же функции, что и метафора: «лица, подобные пышным порталам», «… лица, закрыты решетками, словно темница». Дополнительный троп – эпитеты: «малая хижинка», хижинка «неказиста, небогата», «жалкая лачуга». Они помогают уточнить детали, ярче передать авторскую мысль, реализовать идею.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» не поделено на строфы, хоть по смыслу в нем четко выделяются катрены. Такая композиция, вероятно, символизирует совокупность разных лиц, за которыми мы можем наблюдать ежедневно. Рифма в стихе параллельная, стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. Спокойный интонационный рисунок произведения только раз прерывается восклицанием, выражающим восхищение автора. Ритмическая и интонационная организация текста гармонично сплетаются с его содержанием и композицией.

Стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» раскрывает вечную тему взаимозависимости души и внешности, но автор не идет дорожками, протоптанными другими писателями, облачая свои мысли в оригинальную художественную форму.

III -й уровень. Творческое задание (1 задание – С 15 б.+ЯО1 5 б.=30 баллов)

9. Напишите сочинение (от 1,25 страницы)

Мой Пушкин

Мир пушкинской поэзии

ЛИТЕРАТУРА

Класс

I-й уровень (6 заданий по 5 баллов= 30 баллов)

1. В каком произведении Пушкин следовал Шекспиру в «вольном и широком изображении характеров» и Карамзину – в «светлом развитии происшествий»? (5 баллов).

Ключ: В трагедия «Борис Годунов»

2. В двух посланиях своему другу Пушкин употребляет словосочетания «наши имена». В одном – «На камне, дружбой освящённом, Пишу я наши имена» А в другом? (5 баллов).

Ключ: «К Чаадаеву», 1818 г. («И на обломках самовластья напишут наши имена»)

3. После появления романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русском стиховедении утвердилось понятие «онегинская строфа». Какова ее формула? (5 баллов).

Ключ: Традиционная форма онегинской строфы, которой был написан роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», – 14 строк четырёхстопного ямба. Рифменная схема онегинской строфы: AbAb CCdd EffE gg

4. О ком из своих героев Пушкин сказал, что хотел изобразить в нём «равнодушие к жизни и к её наслаждениям» и «преждевременную старость души», и к каким ещё героям можно отнести эту характеристику (5 баллов).

Ключ: О Пленнике (2 б.), но можно эту характеристику отнести и к Алеко (1,5 б.), и к Онегину (1,5 б.).

5. Для чего, по мнению, А.С. Пушкина, рождаются поэты на свет: «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв…»? (5 баллов).

Ключ: «Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв»

6. Кому принадлежит известный афоризм: «Пушкин – наше всё»? А кто определил пафос его поэзии как «лелеющую душу гуманность»? (5 баллов)

Ключ: А.А. Григорьеву – поэту и литературному критику (2,5 б.), В.Г. Белинский (2, 5 б.)– русский литературный критик.

II-й уровень (2 задания: 10 б. +20 б. = 30 баллов)

7. Решите литературную задачу (10 баллов).

В цифровой поэзии используют только числительные. Для экономии места так числами и записывают, однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.

В цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.

Определите авторов данных строк (2б.*2=4 б.). В качестве подтверждения правильности выбора запишите строфу из стихотворения каждого из этих авторов (3б.*2=6 б.)

А) 40 18 42 06 20 8 20 219 300 40 6   Б) 17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501

Ключи:

А) А. Фет Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой Б) А.С. Пушкин (К ***) Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

 

 

8. Напишите полный анализ стихотворения А.А. Фета «На заре ты её не буди…», отражая идейно-тематическое своеобразие, художественные средства и технику произведения (20 баллов).

А.А. Фет

На заре ты ее не буди...

 

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

 

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

 

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

 

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

 

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

1842 г.

 

Материалы к ответу

Должен быть реализован последовательный анализ текста: идейно-тематическое своеобразие, художественные средства и техника стиха. Оценивается анализ образной системы, лексического, звукового, ритмического и синтаксического уровней. При оценивании учитывается:

1. Поэтическая тема, идея – 2 балла

2. Композиция – 1 балла

3. Лирический герой – 2 балла

4. Лексический уровень – 2 балла

5. Рифма – 1 балл

6. Тропы – 3 балла

7. Синтаксические фигуры – 2 балла

8. Ритм, звукопись – 2 балла

9. Восприятие – 2 балла

10. Речь (целостность, законченность высказываний) – 3 балла

 

Стихотворение «На заре ты ее не буди…» стало очень популярным и красивым романсом. В сознании большинства читателей и слушателей оно воспринимается как прекрасное произведение о любви. Но немногие знают, что оно было написано Фетом по поводу очень трагической ситуации. В 1842 г. поэт ночевал у своих друзей. В их доме поселилось страшное горе: от неизлечимой болезни умирала маленькая дочь. Фет принял это известие очень близко к сердцу. Под свежим впечатлением он создал удивительно проникновенные строки, за которыми скрыта искренняя боль за судьбу невинного ребенка.

Люди, находящиеся на краю смерти, находят забвение от страданий только во сне. В спящем состоянии они предстают перед окружающими в своем прежнем облике, который еще не обезображен болезнью. Считается, что Фет обращается к убитой горем матери с просьбой не прерывать сна девочки. Пробуждение вернет ее к суровой действительности. А во сне она уносится в неведомые страны, где ей уже никогда не суждено побывать. В это время девочка переживает настоящее счастье. Поэт призывает просто полюбоваться на нее, ведь этот сон вполне может стать последним.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.169 с.)