Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Колорит древнеРусской иконы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Колорит – явление историческое, его наиболее совершенное воплощение создано в период с Х1V по ХV1 в. Чтобы изучить развитие колорита древнерусской иконописи, необходимо прежде всего понять его внутреннюю закономерность и смысл того, к чему неустанно стремились русские мастера. Древнейшие русские иконы Х11 – Х111 веков по своим краскам близко примыкают к традициям византийской иконописи и мозаики. Для византийцев икона – это изображение живого человеческого естества, озарённого небесной благодатью. Поверх плотных тонов ложатся светлые блики. Пребладают тёмно-синие, тёмно-зелёные, пурпурные, коричневые тона. Обилие золота – характерная особенность византийской иконописи. Можно сказать, что византийский колорит – тяжеловесен, производит впечатление монументальности, пышности и изящества одновременно, как и сама Империя. Русские художники уже с Х11 века вносили в византийскую гамму нотки открытых чистых цветов. В Х111-Х1V веках в русских иконах пробивается стихия чистого цвета, прежде всего – ярко-красная киноварь, в то время как мир византийской иконы пребывает в таинственной синей гамме. В Новгороде, например, открытый цвет даётся прямолинейно, а в московской и среднерусской иконах – присутствует больше тональности. Можно сказать, что новгородский колорит – это гармония ярких и прозрачных тонов, псковский колорит экспрессивен, а московский – уравновешен, изыскан. Феофан Грек оставался верным традициям византийского колорита. В его палитре – густые плотные насыщенные низкие тона. Феофан владел редким даром сочетать сближенные краски,- они перетекают одна в другую и никогда не нарушают единства целого. Также огромное значение приобретают световые блики, которые преображают тьму и оживляют форму. Колорит Феофана с его световыми контрастами – более драматичный и напряжёный, чем у его византийских предшественников Х11 в. Цветовые гармонии Феофана произвели сильнейшее впечатление на русских мастеров, и, в первую очередь, на Рублёва. Но он по-своему понимает цвет. Вместо аккордов в миноре он ищет и обретает аккорды в мажоре. Различие понимания цвета у Феофана Грека и прп. Андрея Рублёва – это коренное различие между русским и византийским искусством. О колорите рублёвском можно сказать, что ему присуща созерцательная гармония, золотое /Божественное/ сечение в красках, глубокое чувство меры.
В течение четырёх столетий /Х1-ХV/ искусство на Руси имело характер преимущественно византийский. Сначала церковными зодчими, иконописцами были только выходцы из Греции - греки и родственные нам славяне, потом немногие ученики из русских. Цветущая пора греческого искусства на Руси была только в Х1 и Х11 столетиях, затем оно постепенно падало ниже и ниже, и влияние его на русских мастеров становилось слабее по мере того, как слабее становились отношения Руси с Грецией. Одним из последних великих колористов древнерусской иконописи был Дионисий /ХV в./. Он унаследовал от Рублёва тонкость тональных отношений, и вместе с тем его привлекло богатство и разнообразие красочной гаммы новгородских икон. В его иконах свт. Алексия и свт. Петра исчезает противоположность цвета предметов свету, который падает на них. Стихия света входит в стихию красок, сливается с ней и преображает спектральные краски. Утрачивая былую плотность и силу, краски Дионисия становятся прозрачными. Вместе с тем появляется множество полутонов, колорит – изысканно – утончённый, но не теряет одухотворённости. Безукоризненно владея нежными тонами, Дионисий противопоставляет им тёмные, почти чёрные тона, и этот контраст ещё более усиливает прозрачность и воздушность цветовой атмосферы его икон. О колорите Донисия можно сказать, что он тонок и изыскан, «переливчат» нежными тонами подобно жемчужине. Задание 1. Приведите примеры. Задание 2 для урока в музее. Тема: цветовой и иконографический анализ икон разных школ. Предлагается на основе пойденного материала рассмотреть основные иконописные школы: византийскую, среднерусскую, псковскую, новгородскую и московскую /рублёвскую/. Ход урока. 1/ Сначала каждый человек высказывается по одному-двум словам о первом восприятии своём того или иного образа в целом. Затем всё сказанное суммируется, определяются достоинства и недочёты в восприятии иконы каждого ученика, делается дополнение. Такой анализ проводится по каждой иконе. От каждой иконописной школы рассматривается по 2-3 иконы. 2/ Обращается внимание на композицию /выявляются закономерности построения образа – трети, четверти, дигональные линии, квадраты, круги, треугольники и т.д./. Также отмечается соотношение динамики и статики образа, расположение цветовых пятен, цветовая гармония его – сближенность или контрастность цветового колорита, присутствие дополнительных цветовых пар или триад. Особо обратить внимание на композиционную и цветовую троичность иконы/в цвете это – триада основных цветов /красного, синего, жёлтого=золотого/.
Задание индивидуальное. Разобрать колористическое решение выбранной иконы. ПОСТРОЕНИЕ КОЛОРИТА ИКОНЫ.
Возникает естественный вопрос: как же древние иконописцы строили колорит иконы? Ответ на этот вопрос мы можем найти в статье А.Н.Овчинникова «Из опыта реконструкции древних икон», опубликованную в книге «Реставрация икон» в 1993 году. Изучая древнерусские иконы, Овчинников выявил общую закономерность: во всех без исключения колерах присутствуют пигменты – киноварь, аурипигмент или реальгар и почти во всех смесях, хотя и в самой малой дозе,- кристаллы и группы синих или зелёных /или лазурит, или азурит, или медная зелень/. Иначе говоря, три основных цвета спектра – красный, жёлтый, синий – мастер строит по принципу фуги в музыке. «Из этого следует,- пишет автор,- что метод построения колорита восточно-христианской живописи, обязательный почти для всех её произведений, есть феномен, сохранивший свою структуру на протяжении многих веков – независимо от вида техники /будь то фреска или икона/, ни от школ, ни от индивидуальности, ни вообще от каких бы то ни было причин. Автору статьи удалось проследить этот принцип на многих произведениях из разных мест и эпох с Х1 до ХV1 века. Овчиников пишет: «Если сравнивать под микроскопом структуру и оптические свойства пигментов современной живописи с минеральными пигментами древних художников, имеющих не только яркий цвет, но и блестящую стекловидную поверхность, активно отражающую свет, разница становится очевидной. Если в первом случае художник удовлетворяется внешней связью пигментов, то есть с цветовым совпадением с явлениями природы или декоративными комбинациями, то в иконописи в подборе соотношений пигментов видно мистическое понимание элементов, составляющих колорит живописи, желание обозначить каждым минералом стихии мироздания – огонь, воздух, воду и т.д. Ведущие мастера видели в пигментах олицетворение стихий, способных изобразить подобие Божественной гармонии.» Это существенный момент в понимании роли натуральных «Богом зданных» минеральных красок. Без него иконописное ремесло не может быть вполне осознано как мистическое действо. Далее читаем: «Византийские духовидцы стремились свести в единое понятие сущность этих подобий и сущность своей этики. В этих стремлениях угадываются попытки создания мистической натурфилософии. Этим же отчасти можно объяснить и то, что главной целью художника с древнейших времён было наглядное раскрытие идеи света как одной из субстанций Бога. Отсюда их пристальный подбор именно таких минералов, частицы которых наполняли живописную поверхность постоянным свечением и связывали разнородные, некристаллические пигменты /будучи к ним подмешанными/ в единую идею. Любой пигмент, имеющий матовое зерно и положенный рядом с золотом фона, неизбежно «проваливается», т.е. смотрится аппликативным пятном».
Характер материала определял характер образа и делал его сущность сопричастной вселенской гармонии! Подробно этот вопрос рассматривается в статье «Практика работы с цветом в иконе».
ЛИТЕРАТУРА. 1. Ареопагит сщмч. Дионисий. Небесная иерархия. 2. Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. Москва, 1974. 3. Аксёнов Ю., Левидова М. Цвет и линия. Москва, 1986. 4. Библия. Изд. МП, Москва, 1990. 5. Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее. Москва, 1866. 6. Великий свт. Василий. Беседы на Шестоднев. Изд. МП. Москва, 2000. 7. Гёте И.В. Мои скромные мысли о краске. Собр. соч., т. 10., Худлит, Москва,1980. 8. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Филология, Москва, 1997. 9. Закон Божий. Джорданвилль, 1987. 10. Зайцев А. Наука о цвете и живописи. Искусство, Москва,1986. 11. Икона. Секреты ремесла. Век России, Москва, 1993. 12. Кравков С.В. Цветовое зрение. АН СССР, Москва, 1951. 13. Настольная книга священнослужителя, т.4. Изд. МП, Москва, 1983. 14. Овчинников А.Н. Реставрация икон. ВХН-Р Центр им. Грабаря, Москва, 1993. 15. Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. Родник, Москва, 1999. 16. Пэдхем Ч., Сандерс Дж. Восприятие света и цвета. Мир, Москва,1978. 17. Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. Москва, 1952. 18. Ровинский Д.А. Иконописание в России. Изд. А.С. Суворина, 1903. 19. Трубецкой кн.Е. Умозрение в красках. 20. Успенский кн.Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд. Зап.-Евр. Экзархата МП, 1989. 21. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Прогресс, Москва, 1993. 22. Флоренский о. Павел А. Богословские труды № 9. Москва, 1972. 23. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек. Цвет. Пространство. Москва, 1973. 24. Корзушин иером. Тихон. Свет в иконе. СД «Уникальная коллекция виртуальных икон».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.01 с.) |