Цвет в древнерусских иконах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цвет в древнерусских иконах.



ИКОНА И РЕАЛЬНОСТЬ.

 

Современный человек может задать такой вопрос: какое отношение имели краски древнерусской иконописи к реальности, которая окружает человека? Или: передавал ли мастер Древней Руси краски, которые он видел в мире и в какой степени? Некоторые утверждали, что яркие краски новгородских икон – это отзвук полыхающих летних закатов в северном крае, а в тихие вечера при мягком освещении заходящего солнца нежная зелень воды сливалась с серебристым небом, и это тоже можно увидеть на новгородских иконах. Многие видели в рублёвской гамме краски русского летнего дня – синие васильки, нежно зеленеющие овсы, золотистые зреющие хлеба…

 По словам князя Евгения Трубецкого, «смысловая гамма иконописных досок – необозрима, как и передаваемая его природная гамма небесных цветов. Прежде всего, иконописец знает великое многообразие оттенков голубого – и тёмно-синий цвет звёздной ночи, и яркое дневное сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых. Нам – жителям севера - очень часто приходится наблюдать эти зеленоватые тона после захода солнца. Но голубым представляется лишь тот общий фон неба, на котором развёрытывается бесконечное разнообразие небесных красок,- и ночное звёздное блистание, и пурпур зари, и пурпур ночной грозы, и пурпуровое зарево пожара, и многоцветная радуга, и, наконец, яркое золото полуденного, достигшего зенита, солнца».

 Наблюдательность и любовь к природе русского народа неоспорима, не потому ли в русском языке существует много названий различных цветовых оттенков, асоциированные с природой. Например, оттенки красного имеют названия - «вишнёвый, малиновый, брусничный…»; светло-жёлтого – «соломенный, пшеничный», голубого – «небесный, васильковый, морской волны» и т.д. Можно привести множество других примеров.

В природе редко можно видеть чистые цвета, чаще всего мы встречаемся со сложными цветами, однако в живописи существует стремление к чистому цвету. Чистые цвета не только радуют глаз, давая ощущение предельной полнокровной красочности, они ещё дают уверенность, что представлены не такие предметы, которые каждый способен увидеть рядом с собой, но такие, о которых можно только мечтать, которые доступны только возвышенному созерцанию.

Одной из самых высоких задач русской иконописи есть создание красочной симфонии из чистых, незамутнённых красок. Художники знают, как трудно работать с чистыми спектральными красками, чтобы избегнуть пестроты. Между тем древнерусские мастера достигали этой желанной цели. Главным для древнерусских мастеров было превращение плотной материи красок в чистый цвет, освобождение цвета от его плоти, раскрытие в нём его духовной силы. Создатели древних икон – иконописцы – знали секреты этого таинственного ремесла и «расточали краски с такой простодушной детской щедростью, на какую никогда не решится ни один взрослый художник». Древнерусские мастера совсем близко подошли к идеалу чистой живописи, когда цвет значит только то, что он реально собой представляет. Это предмет мечты многих колористов нового времени. Древний художник не пытается навязать цвету более того, чем он на это способен по своей природе,- никакого насилия, никакого усилия, никаких натяжек, - в таких случаях краски звучат во всю силу, чисто и ясно. Они тождественны сами себе. В живописи побеждает реальность красок.

 

Задание. Приведите примеры.

 

§ Говоря о колорите и гармонии иконы, упомянем и живую икону Бога – человека. В связи с нашей темой отметим лишь один аспект гармоничности творения Божия – человека, а именно – гармоничное сочетание цвета глаз и волос.

Приходилось ли вам замечать, что у большинства блондинок, имеющих «пшеничные» волосы,- голубые глаза, а у рыжеволосых – глаза зелёные? Что шатены с каштановыми волосами имеют глаза карие с болотным оттенком, а темноволосые имеют тёмные глаза в большинстве своём? В первых двух случаях мы можем усмотреть цветовую гармонию взаимодополнительных цветов, а во втором – гармонию сближенных, «родственных» цветов.

Как премудр Художник Вселенной! И как немудры те, кто пытается изменить дарованную Богом гармонию цветов на искусственную краску для облика своего, искажающую божественный замысел Творца о индивидуальном колорите каждого человека!

         Такое же соотношение имеют и краски для иконы – минеральные, Богом данные, и искусственные,-сотворённые человеком. Насколько гармоничны первые, настолько грубы вторые. В первых – дыхание Жизни, в последних – отсутствие его.

 

Задание. Приведите примеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.10.239 (0.008 с.)