Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несобственные качества цвета.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Несобственные качества цвета – это те качества, которые объективно цветам неприсущи, они появляются вследствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии. Это такие свойства, которые характеризуются, например, словами: тёплый – холодный, лёгкий – тяжёлый, глухой – звонкий, выступающий – отступающий (цветовая перспектива), мягкий – жёсткий (по насыщенности), вялый – активный и т.д. Задание. Приведите примеры вышеозначенных пар. Таким образом, цветовосприятие зависит от настроения человека, от тех чувств, которые переживает он в момент созерцания художественного произведения (чувство страха, радости, тревоги или стыда, например). Исследуя воздействие отдельно изолированного цвета на чувство зрения, Гёте, например, утверждал, что через зрение цвет воздействует и на душу человека. Так, жёлтый обладает, по его мнению, прелестью, вызывает благодушие; синий всегда приносит что-то тёмное, чувство холода, пустоты, пространства, печали, красный даёт впечатление достоинства, прелести, грации, в зелёном глаз находит реальное удовлетворение. При этом нужно иметь ввиду, что Гёте говорил о чистых цветах. Он отмечал, что изменение их чистоты приводит иногда к другому действию. Так, например, грязный жёлтый цвет весьма неприятен.
Задание. 1.Проанализировать воздействие чистых цветов на себя и своих близких. 2. Также и замутнённых цветов. 3. Сравнить результаты с Гёте и другими исследователями.
СИМВОЛИКА ЦВЕТА.
Данный раздел большей частью заимствован из 4-го тома «Настольной книги священнослужителя».
О символике цветов не говорится в церковной литургической литературе, а в иконописных подлинниках указывается только, какого цвета одеяния следует писать на иконах, но не объясняется почему. В связи с этим «расшифровка» символического значения цветов в Церкви довольна затруднительна. Однако, некоторые указания Священного Писания Ветхого и Нового Завета, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в Деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Помогают этому и труды современных светских учёных. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного учёного В.В.Бычкова «Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве». Труд этот основан на данных истории, археологии и писаниях учителей Церкви. Другой автор работы по символике цвета Н.Б.Бахилина основывается на других источниках - памятниках письменности и фольклора.
В сложившемся церковном каноне по существу мы имеем два явления – белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которое он разлагается), и чёрный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике даётся с учётом современных научных исследований в этой области.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ. В церковной символике белый цвет – не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета. Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9.3). А снег при ярком блистании на солнце даёт, как известно, именно радужные переливы. Бычков подчёркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты. По мнению А.Н.Овчинникова, исследователя и реставратора древних икон, «белый свет и золотой имеют разное значение. Исходя из иерархии цветов, белый стоит на первом месте. Золотой, обозначающий божественный свет,- тоже на первом». Однако, исследуя белофонные и золотофонные иконы, также и древние фрески, автор статьи пришёл к выводу, что белый цвет символизирует свет рая, и всякое изображение на белом фоне следует принимать как сопричастное раю. Райский свет наглядно представлен на таких иконах как Страшный Суд, Лествица Иоанна Лествичника, О Тебе радуется и т.д. «Белый цвет является синонимом не золота, а серебра»,- утверждает автор. Белый цвет принят в Церковной практике в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Преображения и Вознесения Господня потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. Также принят белый цвет и для поминовения усопших, потому что выражает смысл упокоения со святыми отошедших в иной мир, в селениях праведников, облечённых, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного Света.
Привести примеры.
СЕРЕБРО. Серебро символизирует райский свет и вечность божественной гармонии. Привести примеры. ЗОЛОТО. Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый свет. Оно имеет и особое смысловое значение – царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа «Божественного света», «Солнца правды» и «Света миру». Господь Иисус Христос есть «Свет от Света» (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе. В.В.Бычков в указанной выше статье пишет об этом так: «Свет играл важную роль практически на любом уровне восточно-христианской культуры. Весь мистический путь «познания» первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе «Божественного света». «Преображённый» человек мыслился как «просветлённый». Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей имело большое значение в структуре богослужения – литургическом пути приобщения к высшему знанию. «Канон утрени» завершался восклицанием предстоятеля: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: «Я свет миру» (Ин. 9.5). Поэтому и золото – устойчивый символ истины». О.П.Флоренский в работе «Иконостас» пишет: «Икона пишется на свету, и этим высказана вся онтология иконописная. Свет золотится, т.е. является именно светом, чистым светом, а не цветом. Иначе говоря, все изображения возникают в море золотой благодати, омываемые потоками Божественного света. Хорошо сказал о золоте свт. Василий Великий, уподобляя его воздействие с воздействием света на человека: «Как понятие красоты удерживает место в свете, который по природе прост и однороден? Не потому ли, что свету приписывается соразмерность не в отношении к собственным его частям, но в отношении к неболезненному и приятному действию на зрение? Так и золото прекрасно, хотя имеет привлекательность для взора и приятность не по размерности частей, но по одной доброцветности. И вечерняя звезда приятнее всех звёзд не потому, что соразмерны части, из которых она состоит, но потому, что лучи её падают на глаза, не производя никакого болезненного ощущения и с приятностью». Привести примеры.
О соотношении спектра и золота хорошо сказал кн.Евгений Трубецкой. Читаем: «Иконописная мистика – это прежде всего солнечная мистика в высшем духовном значении этого слова. Как бы ни были прекрасны другие небесные цвета, всё-таки золото полуденного солнца – из цветов цвет и из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении и как бы образуют вокруг него «чин». Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звёзд и зарево ночного пожара. Самый пурпур зари – только предвестник солнечного восхода. И, наконец, игрою солнечных лучей обусловливаются все цвета радуги: ибо всякому цвету и свету на небе и в поднебесьи источник – солнце.
Такова в нашей иконописи иерархия красок вокруг «солнца незаходимого». Нет того цвета радуги, который не находил бы себе места в изображении потусторонней Божественной славы. Но изо всех цветов один только золотой, солнечный означает центр божественной жизни, а все прочие – её окружение. Один Бог – сияющий «паче солнца» - есть источник царственного света. Словно иконописец каким-то мистическим чутьём предугадывает открытую веками позже тайну солнечного спектра, будто все цвета радуги ощущаются им как многоцветные преломления единого солнечного луча Божественной жизни».
СПЕКТР. Спектр солнечного света – это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение «завета вечного между Богом и между землёю и между всякою душёю живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9,16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами, и «мост» между жизнью временной и вечной в Царствии Небесном. Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе за весь род человеческий, дабы он более не был истреблён волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, «и вокруг престола радуга» (Откр.4,3). В другом месте он видит «Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга» (Откр.10,1). Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу 7, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия,- шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т.д. Праздник праздников – Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстаёт каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл: игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.
Внешний, вещественный земной свет всегда рассматривался Церковью как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определённых Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определённым духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена «жена Агнца» – Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветии радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит «Новый Иерусалим», духовно также означающий Церковь – «жену Агнца». Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев – священников Тайнозритель видит золотые венцы. Задание. Найти в природе отражения спектра и наблюдать, в какой последовательности находятся в спектре цвета, в какой среде они более ярки и чисты. Найти или изготовить призму для наблюдения эффекта спектра в повседневной жизни.
¨ Приступая к рассмотрению цветового спектрального ряда, отметим в нём три самостоятельных цвета – красный, жёлтый, синий /голубой/. Наличие в красках трёх непроизводных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице, а производные от этой триады цвета соответственно напоминают нам о созданном Богом - Троицей творении. Примечание. Троичность в цветоведении можно наблюдать ещё и в зрительном аппарате человека /см. выше/. Привести примеры.
Итак, сначала рассмотрим 3 основных (непроизводных) цвета – красный, синий /голубой/, жёлтый, а затем все остальные.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ «После белого вторым цветом по значению является красный цвет – символ Воскресения, Второго Пришествия, Небесной действительности - огненной природы небесного мира (издревле небесная стихия представлялась огненной)». /А.Н.Овчинников/ Красный цвет принято считать первым как цвет пламенной любви и огня. Он преимущественно связан с представлением Ипостаси Бога Отца. «Бог есть Любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи всего человечества. Бог есть огнь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю.
«Красный цвет, кроме всего, символизирует неразрывную связь Христа и Богоматери. На службе Введения во храм Пресвятой Богородицы поётся: «Пречистая! Царь и Бог пройдя (чрез Тебя) и одевшись в пурпур из красноты Твоей, обновил весь род человеческий по милосердию Своему»» /А.Н.О./. Красный цвет усвоен праздником мучеников в богослужебной практике в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душёю» (Мк. 12,30). Красный цвет в церковной символике – это цвет безграничной любви Бога и человека. Привести примеры.
СИНИЙ ЦВЕТ. Третий по значению – синий цвет, представляющий небесную истину и символ бессмертия. Также синий цвет символизирует Софию – Премудрость Божию /Овчинников/. По словам кн. Трубецкого, «краски здешнего, видимого неба, получили условное, символическое значение знамений неба потустороннего». ! Сочетание красного цвета с синим при множестве вариантов сводится в основном к главной идее православия – воскресению и бессмертию по устроению Премудрости Божией, т.е. возвращению сотворённого к Творцу. Привести примеры.
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ. Голубой цвет неба, извечно льющий дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного – невещественной области небесного бытия, Дух Святой и называется Царём Небесным. Привести примеры.
ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ. Жёлтый цвет преимущественно является синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото. Жёлтый /золотой/, как уже отмечалось, есть цвет царского и архиерейского достоинства., что символизирует «сияние славы Отчей», «Царя мира», «Архиерея грядущих благ» – Сына Божия Иисуса Христа. Привести примеры. § Лица Святой Троицы едины в Существе Своём, так что, по учению Православной Церкви, Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца – Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и Крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины. Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, жёлтый /золотой/- Боге Сыне, синий /голубой/ - о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, фрески, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трёх основных, непроизводных цветов. Привести примеры.
ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ. Оранжевый цвет присутствует в церкви с древнейших времён. Этот цвет очень тонкий. Будучи соединением красного и жёлтого цветов, он постоянно скользит: с оттенком в сторону жёлтого он может восприниматься как жёлтый /золото часто даёт оранжевый отлив/, а с преобладанием красного – как красный. Привести примеры.
ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ. Зелёный цвет образуется сочетанием голубого и жёлтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Своё обетование послать от Отца на соединённую со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа Животворящего». Всё имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом Вечной Жизни является Древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. Поэтому праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, - Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зелёный цвет. Зелёный цвет используется в богослужении также и во дни памяти подвижников и преподобных. Это означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его с Царём Славы (жёлтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы. Привести примеры.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ. Фиолетовый цвет – седьмой по счёту от красного, с которого начинается спектральная гамма. Это соответствует седьмому дню творения мира, упокоению Бога от дел творения после создания человека. Фиолетовый цвет присущ памяти о Кресте и Распятии Спасителя. Крестная смерть явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его Дел Спасения человека в земном человеческом естестве. Кроме того, он обозначает некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в Крестном Подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею Смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом круге никакого места черноте как символу смерти. Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о Крестном Подвиге Спасителя этот цвет употреблён для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в Крестный Подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные смысловые значения имеют фиолетовые наградные скуфьи и камилавки духовенства. Привести примеры.
ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ.
В церковном каноне чёрный цвет является сионимом отсутствия света, символ небытия, траура, смерти или отречения от мирской суеты и богатства. Чёрный цвет как противоположность белому означает цвет ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже – в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни чёрный цвет, то старались этот цвет заменить каким – нибудь другим. Например, чёрных коней рисовали синими. Привести примеры.
КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ. В древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом «земли» и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец всё же имел в виду тёмно-жёлтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, повреждённую грехом. Привести примеры.
Слово о символике цвета в иконе о. Павла Флоренского. «Цвет в иконе символичен. Он предопределён и лишён произвола. Например, в софийных иконах мы видим три основных цвета: красный, синий и зелёный. Красный мы видим тогда, когда, склоняясь к закату, солнце пробивает своими лучами толщу земной атмосферы. Красный цвет активен. Голубой – зовущий, уводящий – это цвет неба с противоположной стороны заката. Зелёный цвет нейтрален, и им окрашена средняя часть неба, находящаяся выше красной полосы заката. Те же цвета мы обнаруживаем в софийных иконах. Цвета эти глубоко символичны. София – Премудрость Божия – есть мысль Бога о мире, о его первичных судьбах, заключённая в едином мире вечность. Поскольку мысль эта стала плотью, она активна и символизируется красным цветом. Поскольку Божество самобытно, Оно не нуждается в мире, но мир нуждается в Нём. Это стремление мира к Божеству выражается голубым цветом. Диалектический синтез двух первых атрибутов софийности выражен в зелёном цвете, являющим гармонию Божественного бытия в Его первичном покое. Божия Матерь изображают в красной одежде, когда хотят возвеличить Её Богоматеринство, и в голубой – когда хотят прославить Её Приснодевство. На иконе «Знамение» Богородица изображена в красном одеянии, ибо этот образ запечатляет Её предвечную избранность как Пречистого Сосуда, воплотившего Слово. Богоматерь «Нерушимая Стена» Киевского Софийного Собора изображена в синем гиматии. Здесь Она прославляется как Невеста Неневестная, Взбранная Воевода, Заступница христиан». Привести примеры. ЦВЕТОВОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ.
«На вкус и цвет товарищей нет» - поговорка, известная в народе. Но всё же в результате исследований выявилась некоторая закономерность в цветовом предпочтении у людей разного пола и возраста. Так, по исследованиям Г.Фрилинга и К.Ауэра, у детей любимыми являются яркие цвета, причём, для детей 7-8 лет предпочтительные цвета: -у мальчиков – красный, у девочек – синий. -вообще, у дошкольного возраста более любимый цвет – красный. -у взрослых – синий, а потом красный. Причём, в следующей последовательности, которую можно обозначить как крестоперекрёстную: У МУЖЧИН У ЖЕНЩИН 1. ЗЕЛЁНЫЙ 1. СИНИЙ 2. СИНИЙ 2.ЗЕЛЁНЫЙ 3. КРАСНЫЙ 3.БЕЛЫЙ 4. БЕЛЫЙ 4.КРАСНЫЙ 5. ЖЁЛТЫЙ 5.ЧЁРНЫЙ 6.ЧЁРНЫЙ 6. ЖЁЛТЫЙ Табл. 7 Вообще, более предпочтительны пастельные, серые тона. Больной человек не воспринимает яркий цвет так, как здоровый человек, но более бледным. Ещё немаловажное замечание: предпочтение цвета зависит от среды обитания и внутренних склонностей человека. Так, где ландшафт составляет лес, т.е. зелёная среда обитания, глаз «скучает» по противоположному цвету – красному. Наблюдение русского художника К.Петрова-Водкина, которое подтверждает психофизиологическую основу предпочтения цветов: «Наш кумачовый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающий выход зелёному. И того красного не встретить у народов среди другой пейзажной расцветки». Где же городская среда обитания с малым количеством лесного массива, там человек скучает по зелени. Также существует и другой эффект: например, у жителей морской державы Греции, где среда обитания сине–голубая /небо-море/, любимый цвет – сине-голубой. Поскольку там яркая природа, то и жители предпочитают яркие цвета. Вообще, это касается южных стран. Задание. Привести другие примеры. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ. Раздел заимствован из книги А.Зайцева «Наука о цвете и живописи».
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.019 с.) |