Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество как форма жизнедеятельности людейСтр 1 из 9Следующая ⇒
Быть личностью Индивид –– отдельно взятый представитель рода человеческого Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное, становясь личностью (личность - человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством). Мировоззрение – система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности). Фазы становления личности:
Социализация - процесс становления личности. Агенты социализации: Ближайшее окружение человека: семья, родственники, сверстники, друзья, приятели. Формальное окружение человека: организации и учреждения, например, школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации.
Общество как форма жизнедеятельности людей Общество – в узком смысле - группа людей, объединённая какой-либо целью. Общество- в широком смысле – часть мира, отличная от природы, но тесно связанная с ней, включающая способы взаимодействия людей. Основные сферы общества: 1. Экономическая включает в себя промышленное и с/х производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. 2. Социальная - слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семья, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга. 3. Политическая – государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп. 4. Духовная – наука, нравственность, религия, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры. Формы социальных норм:
К социальным нормам относятся обычаи и традиции
Ступени развития общества: 1. Традиционное (аграрное) общество: - характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, - решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам либо церкви и армии. 2. Индустриальное общество: - преобладает промышленное производство, - решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам; - в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорация (акционерная компания). 3. Постиндустриальное общество: -производство ориентировано не на объёмы, а на качество продукции, на потребителя, -особое значение имеют квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве, - главным фактором в производстве является научно-технический прогресс, информационные технологии, - ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование, - в экономике сфера услуг преобладает над производством товаров, - возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями. Развитие общества Пути развития общества: 1. Эволюционный путь – постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. 2. Революционный путь – качественный скачок в развитии общества путем смены общественного строя. Пути сознательного преобразования общества: 1. Революция – резкий, скачкообразный путь развития общества; движение «снизу». 2. Реформы – более мягкий характер воздействия на общественные отношения, большая продуманность и организованность со стороны властей, движение «сверху».
Особенности современного общественного развития: 1.Заметное ускорение его темпов 2. Глобализация (глобализация – стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов) 3. Информационные революции.
Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие интересы всех государств и народов мира, ныне живущих и последующих поколений, требующие для своего решения объединённых усилий всех стран:
- экологические проблемы; - проблемы исчерпания природных материалов; - проблемы предотвращения ядерной войны; - проблемы народонаселения (демографическая), - проблемы мирового терроризма и т.д.
Долг и совесть 1. Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять Часто общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. 2. Моральный долг – это когда человек превращает требования морали в личную задачу. Он сам знает о моральных требованиях, сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни без подсказок и принуждения. Совесть - внутренний моральный самоконтроль, придирчиво проверяющий, как мы выполняем свой моральный долг.
Образование Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества. Основные элементы системы образования в РФ. - Общеобразовательная: 1) дошкольное образование (до 6 лет) 2) начальное образование (1-4 кл.) 3) общее основное образование (9 кл.) 4) среднее (полное) общее образование (11 кл.) - Профессиональная: 1) начальное профобразование (училища, лицеи) 2) среднее профобразование (техникумы, колледжи) 3) высшее профобразование (институты, университеты, академии) 4) послевузовское профобразование (аспирантура, академии и т.д.). Требования времени – непрерывность образования (непрерывное образование – процесс образования, охватывающий всю жизнь человека от детства до старости), самообразование (чтение, изучение литературы).
Глава 3. Экономика Конспект «Собственность» Собственность – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определённым лицам – собственникам.
Право собственности – совокупность правовых норм, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям и организациям. 1) Владение – фактическое обладание вещью. 2) Пользование – это извлечение из имущества полезных свойств. 3) Распоряжение – решение юридической судьбы вещи (продать, обменять, подарить и т. д.) Субъекты права собственности(т.е. собственники): 1) граждане (физические лица) 2) юридические лица (предприятие, организация) 3) государство 4) органы местного самоуправления.(муниципальные образования)
Формы собственности: 1) частная собственность – принадлежность средств и результатов производства только отдельному субъекту собственности (физические и юридические лица); 2) государственная собственность- принадлежность средств и результатов производства РФ либо субъектам РФ 3) муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям (например, школа). Рыночная экономика» Характерные черты рыночной экономики: - свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки; - частная собственность на экономические ресурсы; - материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений. Условия нормальной деятельности рынка:
1) Конкуренция – соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли-продажи на рынке. Это главный мотор рыночной экономики. Конкуренция позволяет создавать новые и долее дешёвые товары и способы их производства, более совершенные технологии. 2) Свобода предпринимательской деятельности 3) Свободное ценообразование
Спрос – это желание потребителя купить конкретный товар, подкреплённое способностью оплатить покупку. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар. Факторы, влияющие на спрос: - цена товара; - наличие денежных средств у покупателей; - полезность товара (например, погода); - мода на товар; - - качество товара. Предложение– это желание и возможность производителя продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать (закон предложения). Факторы, влияющие на предложение: - цена товара; - количество затрат на выпуск продукции (больше затраты – меньше продукции, и наоборот).
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену. Равновесная цена – цена, по которой заключается реальная сделка (соглашение) купли-продажи на рынке.
Распределение доходов» 1) Прожиточный минимум – стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. 2) Потребительская корзина – перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров услуг (жилищно-коммунальные и транспортные). Экономически меры социальной поддержки населения: 1)Социальные выплаты и социальное обслуживание (стипендии, пенсии, пособия, льготы, компенсации на жилье – субсидии и т.д.) 2)Помощь малоимущим гражданам в увеличении заработанных средств: - закон устанавливает минимальный размер оплаты труда, надбавки за сверхурочную работу, в ночную смену, в праздничные дни и т.д; - государство стремится обеспечить льготные условия для ведения малого и среднего бизнеса; - государство оказывает помощь предприятиям, на которых работают инвалиды. Молодёжь. 3) Помощь безработным (выходные пособия при увольнении, пособия по безработице; повышаются меры по повышению занятости населения).
Потребление» Потребление – использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей. Основные проявления экономики: 1) Производство 2) Распределение 3) Обмен 4) Потребление Расходы семьи делятся на: - обязательные (питание, одежда, обувь, хозяйственные товары, лекарства, транспорт, квартплата, оплата электроэнергии, газа, отопления, других коммунальных услуг; налоги и платежи по заключённым договорам). - произвольные. Закон «О защите прав потребителя»: 1)Потребителю обязательно должны предоставляться, во-первых, все сведения об изготовителе товара, а во-вторых, полная информация на языке той страны, где она реализуется. 2)Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: - безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, -соразмерного уменьшения покупной цены, - замены на товар аналогичной марки, - замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены, - расторжения договора купли-продажи. 3) По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Глава 4. Социальная сфера Социальные статусы и роли Социальный статус – социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определёнными правами и обязанностями. Пример, подросток 15 лет, сын, внук, брат в своей большой семье, гражданин России, ученик средней школы, житель города, капитан школьной футбольной команды. Пример, женщина, русская, 35 лет, служащая, имеет высшее образование, учитель, мать, жена и др. Виды статусов: 1 )- приписанный (предписанный ) – принадлежит человеку от рождения и - достигаемый – является результатом прилагаемых усилий (образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификация и др.) 2)Или, прирождённый (пол, этническая принадлежность, раса) и - приписываемый (тоже приобретается от рождения или будет обязательно признан обществом, но не носит биологического характера, пример, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы). Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком. Социальная роль – ожидаемое от человека данного социального статуса поведения. Пример, ожидаемое поведение учащегося – посещать школу, учить уроки, уважительно относиться к учителям и т.д. Составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом, называются гендер – социальный пол.(Гендерное воспитание – например, мальчик должен защищать, девочка – домохозяйка.)
Отклоняющееся поведение Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с социальными нормами.
Алкоголизм – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, ведущее к физической, психической, социальной деградации личности. Наркомания – болезненное, часто непреодолимое влечение к наркотическим средствам, приводящее к глубокому истощению психических и физических сил человека, к разрушению его личности. Глава I. Политика Государство Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом Формы государства: 1.По форме правления (организации высших органов власти): а) монархия (во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству) - абсолютная монархия (Саудовская Аравия), б) республика (высшие органы власти избираются на строго установленный срок) Гражданство – устойчивая политико-правовая связь человека с государством, предполагающая определённые права, обязанности и ответственность.
Глава 2. Право Правоохранительные органы Правоохранительные органы – специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделённые правом применения мер принуждения
Виды правоохранительных органов: 1.Суд – осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный порядок на основе строгого соблюдения Конституции и законов. Виды судов (согласно Главы 7 Конституции РФ): 1) Конституционные суды (Конституционный суд РФ, конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); 2) Суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, военные суды); 3) Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации) Судьёй может стать только профессиональный юрист, проработавший по специальности не менее 5 лет и достигший 25-летнего возраста. По ходатайству обвиняемого его дело может быть рассмотрено судом присяжных (12 человек в возрасте от 25 до 70 лет и не являющийся священником, судьёй, военнослужащим). Без разрешения суда задерживать подозреваемого не могут более чем на 48 часов. Прокуратура Прокуратура – государственная система органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих в стране законов. Функции прокуратуры: - прокурорский надзор за исполнением законов; Адвокатура Адвокатура – объединение юристов-профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается Функция адвокатуры - защита интересов и прав граждан. Нотариат Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав в совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения. Функции нотариата: - засвидетельствовать верность копий документов, подписей на них, - удостоверить сделку, - выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, - удостоверяют факт нахождения гражданина в определённом месте или факт его нахождения в живых и т.д. 5.Органы внутренних дел (полиция) – следят за общественным порядком, борются с правонарушениями. 6. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства. 7. Таможня – государственная служба, осуществляющая контроль за перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов и взимание предусмотренных пошлин и сборов с этих товаров. Трудовой договор - Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. - В случае получения основного общего образования (9 классов) трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет. - С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключён с учащимися, достигшими 14 лет, для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда из здоровью и не нарушающего процесса обучения, но не более 2,5 часов. - В организациях кинематографии, театрах, театральных студиях и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. - Запрещается привлекать к работе в ночное время работников моложе 18 лет.
- До достижении работником 16 лет рабочий день не должен превышать 2,5 часа, до 18 лет – 3,5 часа. Семейные правоотношения Семья в социальном смысле – это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой. C емья в юридическом смысле – это союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими прежде сего из официально оформленного брака. Брак – союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Условия вступления в брак: · Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак
Права и обязанности детей:
Права и обязанности родителей:
Лишившись родительских прав, родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты. Уголовно-правовые отношения Уголовное право – отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих какие деяния являются преступлениями и какие наказания устанавливаются за совершение этих деяний. Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания. Признаки преступлений: 1. Преступление всегда деяние (действие или бездействие). //Пример уч. стр.176 Общественная опасность 3. Противоправность означает, что только то общественно опасное деяние может называться преступлением, которое предусмотрено в той или иной статье УК РФ. 5. Наказуемость как признак преступления означает, что за данное деяние в УК РФ предусмотрено конкретное наказание. Уголовное наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления. При установлении наказания учитывается множество факторов. В числе смягчающих обстоятельств – явка с повинной, содействие раскрытию преступления и др. А отягчающие – неоднократность преступлений, совершение преступлений в группе лиц, т.е. соучастников, и др. Пример, группа подростков решила «проучить» человека, который сделал одному из них замечание. Они набросились на него и стали избивать. «Обиженный» - организатор и подстрекатель преступления (он распределил роли). Кто стоял «на стрёме» - пособник, кто избивало – исполнители. Необходимая оборона – это правомерная защита от общественно опасного посягательства путём причинения вреда нападавшему. Обязанности граждан: -соблюдение Конституции и законов РФ; -уплата налогов и сборов; - сохранение окружающей среды; - защита Отечества, несение военной службы; - забота о детях; -забота о нетрудоспособных родителях; -получение основного общего образования (9 кл); Пример эссе по обществознанию «Семья - это та первичная среда, в которой человек должен учиться делать добро» (В.М.Сухомлинский) В.М. Сухомлинский сказал: «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро» Автор в своем заявлении затрагивает представление о роли семьи, ее значении в жизни человека. Эта идея остается актуальной сегодня. Смысл этого утверждения состоит в том, что семья - это социальный институт, который оказывает огромное влияние на формирование личности и является агентом первичной социализации, от которого зависит, кем человек станет в будущем. Именно семья влияет на человека, формирует его мировоззрение и интересы Из курса социальных наук мы знаем, что семья - это социальная система, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общей жизнью, взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет определенные функции. Например, репродуктивная функция, которая заключается в воспроизводстве, экономической, психологической, социальной и нравственной функциях социализации и духовно-нравственной деятельности, проявляется в влиянии на развитие членов семьи. Родители воспитывают детей, показывают, «что хорошо, а что плохо» на конкретных примерах, учат добру. Они закладывают фундамент личности, строят его личность по кирпичику. Пример идеальной модели семьи - семья Гриневых из А.С. Пушкинская работа «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру необходимые знания об окружающей среде, навыках, способностях, сложившихся нормах, представлениях о нравственной и аморальной деятельности. Именно этому способствовало не только наличие у главного героя таких качеств, как мужество, честность, доброта, но и формирование достойной личности в обществе. Другим примером, подтверждающим это утверждение, является личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял родителей и оказался в обстановке противостояния бояр. Иван был оставлен на произвол судьбы и жил в жестокой среде. У него не было полноценной семьи, которая могла бы дать ему основные понятия морали, добра и зла. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным. Итак, подводя итог, можно сказать, что В. Сухомлинский был прав в своем заявлении, говоря, что семья является основным агентом социализации человека и что именно семья воспитывает в человеке способность делать добро.
Быть личностью Индивид –– отдельно взятый представитель рода человеческого Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное, становясь личностью (личность - человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством). Мировоззрение – система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности). Фазы становления личности:
Социализация - процесс становления личности. Агенты социализации: Ближайшее окружение человека: семья, родственники, сверстники, друзья, приятели. Формальное окружение человека: организации и учреждения, например, школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации.
Общество как форма жизнедеятельности людей Общество – в узком смысле - группа людей, объединённая какой-либо целью. Общество- в широком смысле – часть мира, отличная от природы, но тесно связанная с ней, включающая способы взаимодействия людей. Основные сферы общества: 1. Экономическая включает в себя промышленное и с/х производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. 2. Социальная - слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семья, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга. 3. Политическая – государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп. 4. Духовная – наука, нравственность, религия, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры. Формы социальных норм:
К социальным нормам относятся обычаи и традиции Ступени развития общества: 1. Традиционное (аграрное) общество: - характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, - решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам либо церкви и армии. 2. Индустриальное общество: - преобладает промышленное производство, - решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам; - в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорация (акционерная компания). 3. Постиндустриальное общество: -производство ориентировано не на объёмы, а на качество продукции, на потребителя, -особое значение имеют квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве, - главным фактором в производстве является научно-технический прогресс, информационные технологии, - ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование, - в экономике сфера услуг преобладает над производством товаров, - возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями. Развитие общества Пути развития общества: 1. Эволюционный путь – постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. 2. Революционный путь – качественный скачок в развитии общества путем смены общественного строя. Пути сознательного преобразования общества: 1. Революция – резкий, скачкообразный путь развития общества; движение «снизу». 2. Реформы – более мягкий характер воздействия на общественные отношения, большая продуманность и организованность со стороны властей, движение «сверху».
Особенности современного общественного развития: 1.Заметное ускорение его темпов 2. Глобализация (глобализация – стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов) 3. Информационные революции.
Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие интересы всех государств и народов мира, ныне живущих и последующих поколений, требующие для своего решения объединённых усилий всех стран: - экологические проблемы; - проблемы исчерпания природных материалов; - проблемы предотвращения ядерной войны; - проблемы народонаселения (демографическая), - проблемы мирового терроризма и т.д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.159 с.) |