Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации.



 Подготовка условий для проведения полевых работ: людей, помещений, технических средств. Инструктаж руководителей опросной сети и интервьюеров. Работа в «поле», т.е. в аудиториях, домах, на улицах, предприятиях. Сбор информации от её носителей (т.е. от людей) с использованием различных методов: опроса, анкетирования, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документации. Контроль за работой интервьюеров (логический контроль инструментария и телефонный).

Подготовка к обработке и обработка информации

Подготовка информации к обсчету (установление точности, полноты и качества заполнения анкет или бланков опроса, карточек наблюдения, выбраковка несоответсвующих документов, кодировка, ремонт выборки). Обработка информации с помощью ЭВМ или вручную. Основные вычислительные работы (одномерное распределение, группировки, классификации, вычисление зависимостей между признаками переменных). Проверка вычислений (для исключения ошибок ввода). Дополнительные вычисления на основе результатов обработки информации (неопределенное количество раз). Проверка и упорядочение полученной информации.

Анализ информации и подготовка итоговых документов

Качественный анализ информации. Написание текстов. Техническое оформление итоговых документов (информационная справка – разведывательное исследование, информационная записка – описательное исследование, аналитическая записка и отчет об исследовании – аналитическое исследование). В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы о подтверждении или опровержении гипотез и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

Результатирующий этап включает также анализ и оценку эффективности выполнения социального исследования.

 

3.

Методы прикладного исследования Описание метода Достоинства метода Недостатки метода
Анкетный опрос Метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы. -Высокая степень анонимности. -Конфиденциальность информации. -Оперативность. -Массовость (возможность использования для опроса больших совокупностей людей по различной тематике); -Репрезентативность полученных данных. -Полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между социологом (анкетером) и респондентом.     Невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса. Данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами.  
Социологическое интервью   Метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента в соответствии с поставленной целью. -Наличие обратной связи между объектом и субъектом, что допускает некоторое разнообразие линии поведения последнего при проведении интервью. -Обеспечение максимальной полноты ответов респондентов (в анкете отдельные вопросы могут быть пропущены). -Получение более конкретной и образной информации. -Возможность создания непринужденной обстановки при беседе, возможность установления большей степени искренности ответов.   -Поиск психологического контакта с каждым респондентом. -Значительные временные затраты. -Трудоемкость подготовки интервьюиров. -Решение проблемы анонимности.  
Наблюдение   Метод сбора первичной социологической информации путём направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых для исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. -Непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что часто бывает незаменимым на начальных этапах исследования. Это помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования, позволяет сформулировать гипотезы. -Гибкость и многовариантность. -Отсутствие опосредствующих звеньев. -Оперативность получения информации -Дешевизна, малозатратность.   -Метод весьма субъективен, (наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий), личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на результатах. -Социологическое наблюдение селективно (избирательно), направлено на определенные объекты и не принимает во внимание остальные. - Ограниченность применения: далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию.
Эксперимент   Метод исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых и контролируемых исследователем новых факторов.   Возможность подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, получить новые знания об изучаемых социальных объектах,  которые можно использовать для повышения эффективности функционирования изучаемого объекта, сформулировать и обосновать новые научные концепции о тех или иных сферах и явлениях социальной жизни.   Наличие вероятности того, что выводы, которые исследователь делает на основе экспериментальных результатов, могут не отражать суть происходившего во время самого эксперимента. Источниками этой проблемы могут быть: - несопоставимость экспериментальной и контрольной групп; - изменение самих участников эксперимента в процессе эксперимента; - влияние инструмента, используемого в процессе эксперимента, включая и самого экспериментатора.
Анализ документов   Совокупность методических приёмов и процедур, которые применяются для извлечения социологической информации из документальных источников. - Высокая степень надежности полученной информации. -Исключение влияния исследователя на изучаемый объект.    -Возможность субъективной интерпретации материала.

 

4.

На сегодняшний день основными видами выборки в социологических исследованиях являются следующие их виды:

  Стихийная выборка. Здесь опрашиваются респонденты, которые являются наиболее доступными. Основными примерами стихийных выборок являются опросы в газетах или журналах, анкеты, которые были переданы респондентам на само заполнение, а также Интернет-опросы. Размер и состав стихийных выборок заранее является не известным. Он выявляется таким показателем, как активность респондентов;

 Случайная выборка. Данный вид выборки является одним из наиболее строгих видов. В его основе лежит принцип вероятностного отбора. Основным условием возможности данного отбора является доступность для исследователя каждого из имеющихся компонентов генеральной совокупности. Из-за этого случайная выборка осуществляется только на довольно небольших по объему генеральных совокупностях, или уже на заключительном этапе отбора;

Механическая выборка. Данный вид выборки основывается на том, что традиционно отбор единиц в выборочную совокупность из генеральной, которая традиционно разбивается по какому-либо нейтральному признаку на одинаковые промежутки, происходит таким образом, что из каждой группы в выборку выбирается только одна единица;

Гнездовая выборка. Это такой вид выборки, при котором выбираемые объекты являются группой или гнездом более мелких единиц. Гнездо в свою очередь является единицей отбора высшей ступени, которая включает в себя более мелкие единицы низшей ступени. Примером гнезда могут являться населенные пункты, районы, дома и многое другое;

Квотная выборка. В данном случае отбор респондентов происходит целенаправленно. При этом важно соблюдать параметры квоты; Многоступенчатая выборка. В данном случае отбор происходит в несколько этапов. Например, сначала выбираются в каком-либо городе предприятие, на предприятии выбирается цех, а уже непосредственно в цехах подбираются респонденты

 

Контрольное задание по модулю 6
«Возможности эмпирического исследования общества»


В-1
1. Пилотажное исследование — пробное, разведывательное исследование, цель которого – проверка качества подготовленного инструментария для сбора информации, надежности применяемых опросных листов (анкет, бланков интервью) и т.д.
2.
К нестатистическим методам формирования выборки относятся:
а) простой отбор
б) квотный отбор
в) метод основного массива
г) многоступенчатый отбор
д) кластерный отбор
3. Приведите примеры вопросов для социологической анкеты: о знаниях, о
фактах, о мнениях.

Каков ваш пол?

Каков ваш возраст?

Какой уровень вашего образования?

Приверженцем какой религии вы являетесь?

Отмечают ли в вашей семье религиозные праздники?

В-2
1. Описательное исследование — исследование, ориентированное на получение эмпирической социологической информации, которая позволит получить относительно целостное, непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении многочисленных общностей людей с разнообразными характеристиками.


2.
К статистическим методам формирования выборки относятся:
а) простой отбор
б) квотный отбор
в) стратифицированный отбор
г) метод снежного кома
д) кластерный отбор
3. Приведите примеры вопросов для социологической анкеты: об оценках, об
отношении, о мотивах.

Понравился ли вам наш сервис?

С какой целью вы посетили наш сайт?

Насколько информация была полезна для вас?


В-3
1. Что представляет собой аналитическое социологическое исследование?

Аналитическое исследование исследование, риентированное не только на описание изучаемого объекта, но и на выявление причин, обусловливающих его особенности и сущность. Имеет комплексный характер, осуществляется с использованием различных социологических методов.


2. К типам социологического эксперимента относятся:
а) случайный
б) лабораторный
в)полевой
г) многофакторный
д) невключенный
3. Приведите примеры вопросов для социологической анкеты: основного,
контрольного, вопроса-фильтра

Нравится ли вам ваша работа?

Хотели бы вы перейти на другую работу?

Если бы вам пришлось выбирать снова фитнес-клуб повторили бы вы свой выбор?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.01 с.)