Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назовите отличительные признаки общества и проиллюстрируйте↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОЦИОЛОГИЯ МОДУЛЬ 1 «Системные характеристики общества»
1. Дайте определение понятиям: - социология – это наука об обществе, как о целостной системе отношений и взаимодействий между людьми, и возникающих в процессе этих взаимодействий социальных структурах. - объект социологии -общество как объективно существующая реальность. - предмет социологии -изучение взаимодействия как отдельных людей, так и их групп в рамках социальной системы, в процессах изменения и развития общества. - теоретическая социология - уровень социологического знания, в рамках которого разрабатываются основные категории и законы, описывающие социальную действительность и создается методологическая основа социологического познания. - прикладная социология - уровень социологического знания, ориентированный на решение актуальных социальных проблем практического характера. - отраслевые социологические теории - раздел социологического знания, сформированный на стыке социологии с другими науками и изучающий особенности развертывания социальных процессов в отдельных сферах (отраслях) общества – экономической, политической, культурной и т.д. - специальные социологические теории - раздел социологического знания, изучающий социальные тенденции и особенности функционирования отдельных социальных процессов и явлений. - теории «среднего уровня»- термин, введенный в середине ХХ в. американским социологом Р.Мертоном с целью преодоления резкого разграничения между теоретической и прикладной социологией. С термином «теории среднего уровня» часто соотносят специальные и отраслевые социологические теории. Составьте таблицу «Основные подсистемы общества» по следующему образцу:
Контрольное задание по модулю 1 «Системные характеристики общества»
Макросоциология занимается изучением А) индивидов и их взаимодействия с ближайшим окружением Б) отдельных сфер общества В) больших социальных групп и общностей МОДУЛЬ 3 «Социодинамика общества и культуры»
1. Дайте определение понятиям: - социальная динамика - совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества, ведущих к его обновлению. - социальные изменения - многообразные перемены, происходящие в течении определённого времени в обществе, его социальной структуре, социальных общностях, группах, институтах, организациях, социальных статусах и ролях, взаимодействиях между людьми. - социальное развитие - такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов норм и ценностей. - социальный прогресс - направленность развития, при которой происходит усовершенствование социального устройства общества и улучшение качества жизни человека. - социальный регресс - это отступление общества с завоеванной позиции, возвращение к предыдущему уровню жизни общества. Развитее от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному. • критерии социального прогресса: 1.Материалистические.(Уровень производительности труда и благосостояния населения); 2. Либеральные (Степень свободы личности) 3. Гуманистические.(Уровень нравственности в обществе). МОДУЛЬ 4 «Семья как социальный институт и социальная группа. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ. |
|||||||||||||||||
Функция | Пример | |||||||||||||||||
Экономическая | Отец получил премию, которую решено потратить на покупку стиральной машины. | |||||||||||||||||
Хозяйственно-бытовая | На выходных семья вместе занимается уборкой в доме, во дворе. | |||||||||||||||||
Репродуктивная | В семье родилась двойня. Этот пример иллюстрирует репродуктивную функцию семьи, то есть воспроизводство населения. | |||||||||||||||||
Функция первичного социального контроля | Ребенок на улице обидел своего сверстника. Родители это заметили, и поговорили с ребенком, объяснив ему, что нельзя никого обижать, и потребовали попросить прощение у обиженного мальчика. | |||||||||||||||||
Воспитательная (социализационная) | В семье родители с детства объясняли ребенку, что хорошо, а что плохо, учили его общаться и вести себя в обществе. Благодаря этому ребенок усвоил социальные ценности и культурные нормы, тем самым интегрируясь в общество. | |||||||||||||||||
Коммуникативная (функция духовного общения) | На выходные всей семьей отправились к бабушке и дедушке, чтобы с ними пообщаться и помочь. | |||||||||||||||||
Эмоционально-психологическая | Дочка не подготовилась к контрольной работе, поэтому плохо ее написала, и очень переживала из-за этого. Она рассказала маме об этом, и та ее утешила, объяснила, что в этом нет ничего страшного и что в следующий раз она подготовится и хорошо напишет контрольную. | |||||||||||||||||
Рекреационная (досуговая) | Для семьи выдалась трудная неделя: дети уставали в школе, родители на работе. Отец решил, что на выходных они все вместе пойдут в аквапарк и отдохнут. |
Контрольное задание
По модулю 4 «Семья как социальный институт»
1. Какой признак не обязателен для определения семьи?
а) общая территория
б) общая хозяйственная деятельность
в) общие дети
г) общая духовная деятельность
2. Выберите наиболее правильное определение семьи, рассматриваемой
на микроуровне:
а) первичная ячейка общества, основанная на супружеском союзе и
представляющая собой добровольное объединение людей
б) союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по
отношению друг к другу и к детям
в) основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены
которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной
ответственностью
г) единство взаимодействующих личностей
3. Расширенная семья состоит из представителей:
а) одного поколения
б) двух поколений
в) трех и более поколений
г) четырех и более поколений
Женщиной
а) моногамия
б) полигамия
в) полиандрия
г) групповой брак
Брака
а) эндогамия
б) моногамия
в) полигамия
г) полиандрия
МОДУЛЬ 5
«Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси»
Дайте определение понятиям:
- Социология религии – отрасль социологического знания, изучающая религию как социокультурный феномен.
- Религия – способ преодоления противоречий человеческой жизни. Человек находится во власти противоречий между биологическим и социальным, между личным и общественным, поэтому постоянно испытывает чувство неудовлетворенности собой и окружающим миром.
- Религиозная организация – выделяет следующие типы: община, секта, церковь, деноминация, культ. Социальные роли религиозных организаций могут изменяться в зависимости от ряда условий (конфессиональной принадлежности, конкретной исторической ситуации и т.п.)
- Церковь –религиозная организация, в основе которой лежит единое вероучение, определяющее религиозную этику и деятельность, систему управления жизнью и поведением верующих. Характеризуется наличием священства и мирян.
- Секта – религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления и противостоящая ему.
- Деноминация – наделение новым именем, переименование) – промежуточный тип религиозной организации современного типа, находящийся между церковью и сектой, имеющий черты как первой, так и второй. Отличается веротерпимостью, отсутствием жесткой
- дисциплины и священства.
- Религиозная община - ячейка религиозного объединения, которая выделяется на основе общих идейных принципов (религиозные представления, цели и задачи), общей религиозной деятельности (культовой и внекультовой) и организационной структуры согласно традиции, устава и т.д.
- Религиозная деятельность - реальное поведение верующих, в котором реализуется религиозное сознание. Представлена культовой и внекультовой формами.
- Религиозное сознание – верования, которые устанавливают связь
между человеком, окружающей природой и сверхъестественными силами
- Религиозные отношения – разновидность общественных отношений, которые определяются религиозным сознанием и находят выражение в религиозной деятельности..
- Культ – система действий, с помощью которых люди пытаются повлиять на сверхъестественные силы, являющиеся предметом их веры
(религиозные обряды, проповедь, молитва, пост, жертвоприношение и др.).
- Сакрализация – процесс вовлечения в сферу религиозного регулирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений институтов.
- Секуляризация – процесс противоположный сакрализации т.е. процесс освобождения из сферы религиозного регулирования сознания деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов.
- Неокульты – новые религиозные движения, альтернативные традиционной религии, религии «Нового века».
- Конфессиональная политика - комплекс стратегий и шагов светского
государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом
Охарактеризуйте религиозную ситуацию в Беларуси по следующим параметрам:
1) количество верующих - По данным Министерства иностранных дел Белоруссии верующими считают себя 58,9 % населения страны. Из них 82 % — православные, 12 % — католики, 6 % — представители других конфессий.
2) количество конфессий
Всего в Беларуси насчитывается 25 религиозных конфессий, общая численность религиозных общин на начало 2021 г. составила более 3,3 тыс.
3) наиболее крупные конфессии (количество верующих, приходов)
80 % — православные (около 40 % от общей численности населения)
4) основные типы религиозных организаций
Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1709 общин, 15 епархий, 6 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, одну миссию.
В составе Римско-католической церкви в Беларуси 4 епархии, 498 общин, 6 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.
Протестантские религиозные организации представлены 1038 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 13 религиозных направлений.
Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской (524 общины), евангельских христиан баптистов (281 община), адвентистов седьмого дня (73 общины). Исторически традиционным на территории страны является лютеранство, которое насчитывает 25 общин.
В трех иудейских религиозных объединениях насчитываются 53 религиозные общины, они располагают 9 культовыми зданиями, одним духовным учебным заведением.
В Беларуси действуют 24 мусульманские религиозные общины, которые располагают 9 культовыми зданиями, в том числе Соборной мечетью в Минске. Ее официальное открытие состоялось 11 ноября 2016 года с участием Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Президента Турции Р.Т.Эрдогана.
В 2015 году зарегистрирована буддистская община в Минске "Шен Чен Линг" традиции Бон.
5) правой с татус религии и религиозных организаций.
С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица. Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.
Контрольное задание по модулю 5
«Религия как социокультурное явление»
1. Социология религии относится:
а) к уровню конкретно-социологических исследований
б) к общесоциологическим теориям
в) к теориям среднего уровня
2. Религиозные отношения как компонент религии подразделяются:
а) на мирские и клерикальные
б) на межличностные и межгрупповые
в) на культовые и внекультовые
3. Религиозное объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией, где отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны называется:
а) церковь
б) секта
в) деноминация
г) религиозная группа
д) культ
4. Совокупность повторяющихся, регулярно совершаемых действий в установленном порядке – это:
а) обычай
б) магия
в) ритуал
г) символы
5. Социология религии изучает:
а) взаимосвязь религии и других областей культуры
б) мировоззренческие вопросы об обществе, человеке и мире
в) социальные условия возникновения религии
г) развитие и функции религии
6. Секуляризация – это:
а) религиозные догматы, разрабатываемые священнослужителями
б) философская доктрина
в) ритуал
г) процесс освобождения различных сфер общества от влияния религии
7. Что из ниже перечисленного относится к религиозной внекультовой деятельности?
а) проведение богослужения
б) преподавание богословия
в) распространение религиозных верований
8. Религиозная организация, не требующая преданности от большинства членов общества и конкурирующая с другими религиозными организациями в борьбе за новых адептов:
а) этническая группа
б) секта
в) культ
г) деноминация
МОДУЛЬ 6
«Возможности эмпирического социологического исследования общества»
1.
Прикладное социологическое исследование — тип социологического
исследования, которое направлено на изучение конкретных социальных
объектов и решение определённых социальных проблем.
Пилотажное исследование — пробное, разведывательное исследование, цель которого – проверка качества подготовленного инструментария для сбора информации, надежности применяемых опросных листов (анкет, бланков интервью) и т.д.
Описательное исследование — исследование, ориентированное на получение эмпирической социологической информации, которая позволит получить относительно целостное, непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении многочисленных общностей людей с разнообразными характеристиками.
Аналитическое исследование — исследование, риентированное не только на описание изучаемого объекта, но и на выявление причин, обусловливающих его особенности и сущность. Имеет комплексный характер, осуществляется с использованием различных социологических методов.
Точечное исследование — разовое исследование, которое даёт возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса, но не позволяет проследить динамику изучаемого объекта;
Повторное исследование — изучает один и тот же объект или его компоненты на протяжении определённого промежутка времени несколько раз.
Социологический мониторинг — представляет собой
целостную систему отслеживания происходящих в обществе или его
отдельных структурах изменений на основе изучения и анализа массовых
представлений о них. Основная цель мониторинга – получение новой
систематизированной социологической информации об изучаемых явлениях ипроцессах в различных сферах.
Программа социологического исследования — документ, в котором изложена общая концепция исследовательского проекта, определены его основные цели и задачи, а также пути и способы их реализации. Содержание программы отвечает на вопросы: 1) что надо делать? 2) кто будет осуществлять задуманное, какие будут использоваться научно-технические средства? 3) как будет выполняться задуманное?
2
Структура социологического исследования (этапы):
1) подготовительный этап;
2) полевой этап;
3) подготовка к обработке и обработка информации;
4) анализ информации и подготовка итоговых документов
социологического исследования.
Подготовительный этап:
Обсуждение вопросов социального исследования с заказчиком. Разработка программы социального исследования – ответ на вопрос «что и как будет изучаться». Разработка организационного плана («кто участвует и за что отвечает»). Подготовка социального исследования не может быть сведена только к одному ее элементу. Она завершается, если разработаны все ее элементы в отдельности и одновременно выяснены все ее взаимосвязи: - уточнение темы;
-разработка теоретической концепции;
-составление программы исследования;
-установление выборки;
-формирование исследовательских групп (инструктаж, обучение, репетиция);
-составление графиков работ, которые осуществляют взаимодействие между исполнителями в пространстве и во времени;
-решение вопросов материально- технического обеспечения (финансы, инструментарий).
Подготовка к обработке и обработка информации
Подготовка информации к обсчету (установление точности, полноты и качества заполнения анкет или бланков опроса, карточек наблюдения, выбраковка несоответсвующих документов, кодировка, ремонт выборки). Обработка информации с помощью ЭВМ или вручную. Основные вычислительные работы (одномерное распределение, группировки, классификации, вычисление зависимостей между признаками переменных). Проверка вычислений (для исключения ошибок ввода). Дополнительные вычисления на основе результатов обработки информации (неопределенное количество раз). Проверка и упорядочение полученной информации.
Анализ информации и подготовка итоговых документов
Качественный анализ информации. Написание текстов. Техническое оформление итоговых документов (информационная справка – разведывательное исследование, информационная записка – описательное исследование, аналитическая записка и отчет об исследовании – аналитическое исследование). В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы о подтверждении или опровержении гипотез и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.
Результатирующий этап включает также анализ и оценку эффективности выполнения социального исследования.
3.
Методы прикладного исследования | Описание метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
Анкетный опрос | Метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы. | -Высокая степень анонимности. -Конфиденциальность информации. -Оперативность. -Массовость (возможность использования для опроса больших совокупностей людей по различной тематике); -Репрезентативность полученных данных. -Полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между социологом (анкетером) и респондентом. | Невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса. Данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами. |
Социологическое интервью | Метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента в соответствии с поставленной целью. | -Наличие обратной связи между объектом и субъектом, что допускает некоторое разнообразие линии поведения последнего при проведении интервью. -Обеспечение максимальной полноты ответов респондентов (в анкете отдельные вопросы могут быть пропущены). -Получение более конкретной и образной информации. -Возможность создания непринужденной обстановки при беседе, возможность установления большей степени искренности ответов. | -Поиск психологического контакта с каждым респондентом. -Значительные временные затраты. -Трудоемкость подготовки интервьюиров. -Решение проблемы анонимности. |
Наблюдение | Метод сбора первичной социологической информации путём направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых для исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. | -Непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что часто бывает незаменимым на начальных этапах исследования. Это помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования, позволяет сформулировать гипотезы. -Гибкость и многовариантность. -Отсутствие опосредствующих звеньев. -Оперативность получения информации -Дешевизна, малозатратность. | -Метод весьма субъективен, (наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий), личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на результатах. -Социологическое наблюдение селективно (избирательно), направлено на определенные объекты и не принимает во внимание остальные. - Ограниченность применения: далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. |
Эксперимент | Метод исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых и контролируемых исследователем новых факторов. | Возможность подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, получить новые знания об изучаемых социальных объектах, которые можно использовать для повышения эффективности функционирования изучаемого объекта, сформулировать и обосновать новые научные концепции о тех или иных сферах и явлениях социальной жизни. | Наличие вероятности того, что выводы, которые исследователь делает на основе экспериментальных результатов, могут не отражать суть происходившего во время самого эксперимента. Источниками этой проблемы могут быть: - несопоставимость экспериментальной и контрольной групп; - изменение самих участников эксперимента в процессе эксперимента; - влияние инструмента, используемого в процессе эксперимента, включая и самого экспериментатора. |
Анализ документов | Совокупность методических приёмов и процедур, которые применяются для извлечения социологической информации из документальных источников. | - Высокая степень надежности полученной информации. -Исключение влияния исследователя на изучаемый объект. | -Возможность субъективной интерпретации материала. |
4.
На сегодняшний день основными видами выборки в социологических исследованиях являются следующие их виды:
Стихийная выборка. Здесь опрашиваются респонденты, которые являются наиболее доступными. Основными примерами стихийных выборок являются опросы в газетах или журналах, анкеты, которые были переданы респондентам на само заполнение, а также Интернет-опросы. Размер и состав стихийных выборок заранее является не известным. Он выявляется таким показателем, как активность респондентов;
Случайная выборка. Данный вид выборки является одним из наиболее строгих видов. В его основе лежит принцип вероятностного отбора. Основным условием возможности данного отбора является доступность для исследователя каждого из имеющихся компонентов генеральной совокупности. Из-за этого случайная выборка осуществляется только на довольно небольших по объему генеральных совокупностях, или уже на заключительном этапе отбора;
Механическая выборка. Данный вид выборки основывается на том, что традиционно отбор единиц в выборочную совокупность из генеральной, которая традиционно разбивается по какому-либо нейтральному признаку на одинаковые промежутки, происходит таким образом, что из каждой группы в выборку выбирается только одна единица;
Гнездовая выборка. Это такой вид выборки, при котором выбираемые объекты являются группой или гнездом более мелких единиц. Гнездо в свою очередь является единицей отбора высшей ступени, которая включает в себя более мелкие единицы низшей ступени. Примером гнезда могут являться населенные пункты, районы, дома и многое другое;
Квотная выборка. В данном случае отбор респондентов происходит целенаправленно. При этом важно соблюдать параметры квоты; Многоступенчатая выборка. В данном случае отбор происходит в несколько этапов. Например, сначала выбираются в каком-либо городе предприятие, на предприятии выбирается цех, а уже непосредственно в цехах подбираются респонденты
Контрольное задание по модулю 6
«Возможности эмпирического исследования общества»
В-1
1. Пилотажное исследование — пробное, разведывательное исследование, цель которого – проверка качества подготовленного инструментария для сбора информации, надежности применяемых опросных листов (анкет, бланков интервью) и т.д.
2.
К нестатистическим методам формирования выборки относятся:
а) простой отбор
б) квотный отбор
в) метод основного массива
г) многоступенчатый отбор
д) кластерный отбор
3. Приведите примеры вопросов для социологической анкеты: о знаниях, о
фактах, о мнениях.
Каков ваш пол?
Каков ваш возраст?
Какой уровень вашего образования?
Приверженцем какой религии вы являетесь?
Отмечают ли в вашей семье религиозные праздники?
В-2
1. Описательное исследование — исследование, ориентированное на получение эмпирической социологической информации, которая позволит получить относительно целостное, непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении многочисленных общностей людей с разнообразными характеристиками.
2.
К статистическим методам формирования выборки относятся:
а) простой отбор
б) квотный отбор
в) стратифицированный отбор
г) метод снежного кома
д) кластерный отбор
3. Приведите примеры вопросов для социологической анкеты: об оценках, об
отношении, о мотивах.
Понравился ли вам наш сервис?
С какой целью вы посетили наш сайт?
Насколько информация была полезна для вас?
В-3
1. Что представляет собой аналитическое социологическое исследование?
Аналитическое исследование — исследование, риентированное не только на описание изучаемого объекта, но и на выявление причин, обусловливающих его особенности и сущность. Имеет комплексный характер, осуществляется с использованием различных социологических методов.
2. К типам социологического эксперимента относятся:
а) случайный
б) лабораторный
в)полевой
г) многофакторный
д) невключенный
3. Приведите примеры вопросов для социологической анкеты: основного,
контрольного, вопроса-фильтра
Нравится ли вам ваша работа?
Хотели бы вы перейти на другую работу?
Если бы вам пришлось выбирать снова фитнес-клуб повторили бы вы свой выбор?
СОЦИОЛОГИЯ
МОДУЛЬ 1
«Системные характеристики общества»
1. Дайте определение понятиям:
- социология – это наука об обществе, как о целостной системе отношений и взаимодействий между людьми, и возникающих в процессе этих взаимодействий социальных структурах.
- объект социологии -общество как объективно существующая реальность.
- предмет социологии -изучение взаимодействия как отдельных людей, так и их групп в рамках социальной системы, в процессах изменения и развития общества.
- теоретическая социология - уровень социологического знания, в
рамках которого разрабатываются основные категории и законы,
описывающие социальную действительность и создается методологическая
основа социологического познания.
- прикладная социология - уровень социологического знания,
ориентированный на решение актуальных социальных проблем практического
характера.
- отраслевые социологические теории - раздел социологического
знания, сформированный на стыке социологии с другими науками и
изучающий особенности развертывания социальных процессов в отдельных
сферах (отраслях) общества – экономической, политической, культурной и т.д.
- специальные социологические теории - раздел социологического
знания, изучающий социальные тенденции и особенности функционирования
отдельных социальных процессов и явлений.
- теории «среднего уровня»- термин, введенный в середине ХХ в.
американским социологом Р.Мертоном с целью преодоления резкого
разграничения между теоретической и прикладной социологией. С термином
«теории среднего уровня» часто соотносят специальные и отраслевые
социологические теории.
Назовите отличительные признаки общества и проиллюстрируйте
их конкретными примерами.
1) Социальность (от. лат. socialis – совместный, общественный) –
специфическая черта, отличающая человеческое общество от форм
взаимодействия в животном мире (волчьей стаи, стада обезьян, муравейника).
Социальность можно определить как предрасположенность человека к
осознанному взаимодействию с другими людьми (в отличие от животных,
у которых взаимодействие строится на инстинктивном уровне).
2) Высокая интенсивность взаимодействий между людьми. Само
существование общества и его элементов возможно только там, где люди
вступают во взаимодействие друг с другом. Для сохранения целостности
общества, возможности его функционирования взаимодействия должны быть
постоянными и интенсивными
3)Т ерритория, на которой разворачиваются те или иные
социальные взаимодействия. Характер общества, образ жизни людей,
традиции, обычаи, религиозные представления неизбежно связаны с
особенностями территории, на которой сформировалось общество. Ещё в
XVIII в. появилась концепция «географического детерминизма», т.е.
обусловленности развития общества географическими факторами.
4) Социальное пространство и социальное время. Под
социальным пространством понимается многомерное пространство, в
котором происходят социальные процессы, разворачиваются
социальные отношения, выполняются социальные роли. Под
социальным временем понимается время существования общества. И
социальное пространство, и социальное время по своим характеристикам не
совпадают с физическими. Так, люди, находящиеся вблизи друг друга в
физическом пространстве, могут одновременно быть очень далеко в
пространстве социальном (из-за разницы в статусах, социальном положении),
и наоборот. Именно социальным статусом обусловливается место человека в
социальном пространстве, которое, в отличие от физического, более
многомерно.
5 )Способность к самоутверждению и саморегуляции. Общество
самодостаточно, способно без вмешательства извне создавать необходимый
на данном этапе уровень организации, обеспечивать саморазвитие и
самопроизводство, удовлетворять основные жизненные способности людей.
6)Наличие социальных институтов. Социальный институт –
устойчивая форма деятельности социальных групп и общностей,
направленных на осуществление важнейших потребностей общества,
обеспечивающая устойчивость в его развитии. К социальным институтам
относятся государство, семья, религия, культура, здравоохранение,
образование и др. С помощью социальных институтов общество обеспечивает
саморегуляцию, поддерживает свою стабильность и целостность.
7)Волевой характер происходящих в обществе изменений и
событий. Все социальные процессы и явления осуществляются только
людьми, их группами и общностями, социальными институтами, т.е.
субъектами общественного развития.
8)Наличие социальной структуры. Общество неоднородно, оно
обладает сложной структурой (устройством), в которую входят как отдельные
индивиды, так и социальные группы, общности, различающиеся между собой
и находящиеся в сложных взаимодействиях.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.140 (0.017 с.)