Программа кружка «Историческое краеведение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа кружка «Историческое краеведение»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» имеет туристско-краеведческую направленность.

Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

· Конституция Донецкой Народной Республики.

· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72).

· Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.

· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, утверждённая приказом министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322 и Министерства молодёжи, спорта и туризма от 22 июня 2015 г. № 94.

· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016г. № 815.

· Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832.

· Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8.

· Требования к программам дополнительного образования детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392.

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793.

В классификации программ по уровню освоения данная авторская программа имеет углубленный уровень, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – программа, интегрированная по субъектам деятельности, модульная, составленная из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Всестороннее изучение определенной части своей страны, региона, города, района, поселка, то есть той территории, которая считается родным краем, способствует познанию своих исторических корней, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Историческое краеведение - прошлое и настоящее какого-либо «края» (чаще всего родного или места жительства) — от деревни, небольшого города, улицы, учебного заведения и т. д. до крупного региона. Это форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей). Опирается краеведение на междисциплинарные научные связи, выводы научных теорий, первичные наблюдения житейской практики.

Краеведение — это и освоение местного исторического опыта, и определение, исходя из локальных условий и традиций, конкретных путей в будущее. Основными задачами работы краеведа являются: просветительская, научная, памятнико-охранная (охрана историко-культурного и природного наследия) деятельность.

Издавна знания о своем крае определяли конкретные представления об историческом прошлом, источниках его познания, особенностях явлений природы. Желание узнать то, что ближе всего, — основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого остального, к развитию общих представлений о мире и обществе, взаимосвязи явлений и времен. Тем самым краеведение — метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявлению общего и особенного в прошлом и настоящем. Поэтому краеведению уделяют большое внимание, как в школьном, так и во внешкольном обучении.

Краеведение воспитывает уважение к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков.

Учитывая тот факт, что в Донецкой Народной Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система образования и воспитания может и должна базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих республику. Главным стержнем этой системы, ее основой сегодня является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания.

Вот почему историко-патриотическому (краеведческому) воспитанию в Республике уделяется особое место.

Оно предполагает:

- изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии;

- понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений;

- проведение конференций и экспедиций, посвященных неизвестным и замалчиваемым страницам истории Донбасса;

- поиск исторической справедливости и развенчивание мифов, навязанных националистическими силами;

- максимально широкое освещение деятельности известных исторических личностей – выходцев из Донбасса;

- археологические экспедиции и исторический туризм;

- развитие идеи преемственности Донецко-Криворожской республики и ДНР.

Программа «Историческое краеведение» предназначенадля проведения кружковых занятий по краеведению и направлена на:

· развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края;

· привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания;

·  поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края;

· экскурсионную, музейную, архивную и экспедиционную работу;

· формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, толерантности;

· способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в кружке «Историческое краеведение», расширить знания по истории, культурным традициям родного края, изучить свою родословную. От близкого, знакомого ребенок продвигается к неизведанному, новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Работа кружка построена так, чтобы дети хорошо знали свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу своей малой родины, любили ее и дорожили ею. Основу содержания программы составляет история Донбасса и работа по изучению истории города Горловки и других районов ДНР.

Новизна данной образовательной программы дополнительного образования детей состоит в том, что познание родного края обучающимися происходит путём активной практической деятельности под руководством педагога,от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство малой Родины - к систематизированному знанию о родном крае. Поисково-собирательская и исследовательская деятельность осуществляется коллективом обучающихся с учётом индивидуальных наклонностей детей. Впервые собранные ребятами материалы систематизируются и составляют основу краеведческих материалов о республике, районе, городе.

Актуальность программы состоит в создании условий для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, воспитания поколения патриотов родной земли, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, педагогики сотрудничества. Вместе с усвоением теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края, обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. У них формируется понимание места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений; потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности, т.е. происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Благодаря формированию и развитию у детей таких важнейших социально значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, готовность к преодолению трудностей, возрастают их потребности и возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах деятельности, создаются условия для творческой самореализации личности ребенка, взаимодействия образовательной организации с семьей.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. предполагает организацию деятельности обучающихся в архивах, музеях, самостоятельный исследовательский поиск и, наконец, овладение навыками основ научной краеведческой работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, культурно-образовательной работы, что  способствует формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, возможно, поможет детям в выборе будущей профессии.

При реализации содержания данной программы дополняются знания, полученные детьми при изучении учебных курсов истории, изобразительного искусства, литературы, географии, биологии, экологии, уроков гражданственности и духовности Донбасса и других.

Цели программы:

· развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

·  приобретение обучающимися личностных компетентностей в процессе овладения основами краеведческой и экскурсионной деятельности;

· формирование гражданской идентичности, осознания принадлежности к родной земле, народу Донбасса;

· формирование чувства любви к родному краю путём познания своей родословной, судеб земляков, изучения истории и культуры родного края;

· сохранение исторической памяти;

· воспитание чувства патриотизма, преданности в служении Родине.

Задачи:

Обучающие задачи:

· дополнить и углубить знания по истории и развитию Донецкого края;

· способствовать формированию представлений о связи событий на территории родного края с событиями в Республике и в Русском мире в целом;

· ознакомить и изучить памятники археологии, истории и культуры через краеведческое исследование, краеведческое путешествие, музееведческую деятельность;

· содействовать приобретению знаний, умений и навыков поисково-собирательской и исследовательской работы, а также опыта работы с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.

Развивающие задачи:

· развивать творческие способности в процессе погружения в нравственный, духовный, исторический, эстетический опыт поколений через подготовку краеведческих экспедиций, написание статей, исследовательских работ, составление презентаций;

· способствовать развитию исследовательской деятельности обучающихся через поисковую работу, умение описывать краеведческий объект и предмет исследования, оформление и монтаж музейной экспозиции;

· развивать самостоятельное мышление, память, волевые качества, правильную речь в устной и письменной форме через умение брать интервью, проведение краеведческих экскурсий и экскурсий по музейным экспозициям образовательной организации;

· создавать условия для расширения кругозора детей, развития коммуникативных способностей: социальной активности, способности к сотрудничеству, умение работать в коллективе, умения доводить дело до конца, способности к решению конфликтов в соответствии с демократическими принципами на основе общечеловеческих ценностей.

Воспитательные задачи:

· обеспечить эмоционально-личностное восприятие исследуемого материала и потребности в общении с ним;

· воспитать чувство товарищества, внимания к людям, отзывчивость, уважительное отношение к членам своей семьи, землякам, социуму; чувство личной ответственности культуру общения;

· прививать бережное отношение к семейным реликвиям, предметам старины, историческим и культурным памятникам;

· способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, инициативности; понимания духовного единства поколений и общности культурного наследия;

· сформировать гражданскую позицию, приобщать детей к сохранению памяти о подвигах участников Великой Отечественной войны;

· укреплять товарищеские отношения в детском коллективе.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих, является то, что «Историческое краеведение» ориентировано на применение широкого комплекса образовательных блоков: (теория, практика, исследование или проект). Содержание курса также объединено в три тематических модуля, во все годы обучения одинаковых, но с разной детализацией проработки:

Раздел 2 предусматривает изучение истории и культуры родного края;

Раздел 3 знакомит с земляками, людьми, прославившими город, район, село;

Раздел 4 рассматривает вопросы семьи и родовых связей.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские поисково-исследовательские работы краеведческой направленности, презентовать их перед общественностью.

Программа основана на принципах:

- научности – включение в содержание основных понятий;

- системности обучения и воспитания;

- практической направленности – реализуется за счёт введения в каждую часть практических занятий, экскурсий, творческих заданий;

- гуманизации – способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, края;

- системности и последовательности;

- сознательности и активности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Данная программа рассчитана на детей 10-16 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В этом возрасте, пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна дельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Занятия в кружке являются для подростка именно той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создать возможность реализации своей индивидуальности.

Состав групп может быть как одного, так и разных возрастов. Количество учащихся в учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения дополнительного образования, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей – 12-15 человек. Прием детей происходит на добровольной основе, по заявлению родителей. Начиная со 2-го года обучения, предусмотрена возможность доукомплектования групп по результатам собеседования.

Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на 8 месяцев обучения (192 часа).

Формы занятий: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

Методы обучения:

· словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста),

· наглядные (наблюдение, показ педагогом приемов выполнения, показ видеоматериалов, иллюстраций).

· практические (тренировочные упражнения).

По типу занятия теоретические и практические. Практическая деятельность детей на занятиях примерно ровна теоретической.

Формы проведения занятий: беседа, обсуждение, наблюдение, викторина, турнир, выставка, занятие-игра, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, зашита проектов, презентация, конкурс, выставка, практическое занятие, экскурсия, экспедиция, форум, конференция, посиделки, встречи с интересными людьми, со старожилами, с ветеранами войны и труда города, района, республики и др.

Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы – подготовка сообщений, рефератов, презентаций, видео и слайд-фильмов работа в архиве, музеях, с электронными базами данных.

Педагог, учитывая уровень подготовки, возраст, интересы обучающихся, состояние материально-технической базы учреждения, в котором работают кружки, может вносить изменения в распределение часов внутри соответствующего раздела программы. При этом разделы программы и общее количество часов, отведенное на них, остается неизменным.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Продолжительность занятия 45 мин.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения будут знать:

· подробные сведения об истории, достопримечательностях, достижениях культуры Донецкого края, своего города, района;

· биографии выдающихся земляков, прославивших город, район;

· историю своих предков, семейных реликвий;

· традиции и обычаи жителей Донбасса;

· творчество местных поэтов и писателей.

Уметь:

· составлять свою родословную;

· применять краеведческие знания на уроках;

· проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению;

· собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;

· работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.

Способы определения результативности

Данная программа предусматривает следующие методы отслеживания результативности:

• педагогическое наблюдение;

• педагогический анализ участия обучающихся в коллективных мероприятиях, конкурсах, решения задач поискового и исследовательского характера, выполнения индивидуальных заданий, стабильности посещения занятий и т.п.

• педагогический мониторинг (ведение журнала учета, анкетирование, отслеживание динамики роста интереса обучающихся к истории родного края, собеседование, тесты);

• мониторинг образовательной деятельности детей (ведение творческого дневника обучающегося, портфолио обучающегося, формирование фотоотчетов).

Виды контроля

В начале учебного года, с целью определения уровня развития детей проводится входной контроль в форме беседы, анкетирования.

В течение всего учебного года, для определения степени усвоения учащимися учебного материала, подбора наиболее эффективных методов и средств обучения, повышения ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении, проводятся педагогическое наблюдение и опрос.

Для определения результатов обучения наиболее приемлемой формой промежуточного контроля является участие детей в краеведческих акциях и экспедициях, слетах поисковиков и краеведов, конференциях, форумах, конкурсах различного уровня, творческий отчет.

В конце учебного года и курса обучения проводится итоговый контроль - коллективный анализ работы и открытое занятие с приглашением родителей. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся. В программе этапа совершенствования предусмотрены итоговые работы, либо защита проектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.057 с.)