Рассмотрено                                                         утверждаю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрено                                                         утверждаю



РАССМОТРЕНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета                            Директор МУДО г. Горловки «ЦТКЭ»

МУДО г. Горловки «ЦТКЭ»                                        _____________ Т.И. Кабанцова

Протокол № ___ от «____» ____ 2021 г.                     «____» ____ 2021 г.

 

Дополнительная образовательная программа

«Историческое краеведение»

 

                                                   Возраст обучающихся:

                                                   10-16 лет

Срок реализации:

                                                   8 месяца

                                                                          

                                                   Автор (составитель):

                                                   Мамонтов Вадим Игоревич,

                                                   руководитель кружка

 

г. Горловка - 2021

Программа кружка «Историческое краеведение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» имеет туристско-краеведческую направленность.

Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

· Конституция Донецкой Народной Республики.

· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72).

· Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.

· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, утверждённая приказом министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322 и Министерства молодёжи, спорта и туризма от 22 июня 2015 г. № 94.

· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016г. № 815.

· Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832.

· Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8.

· Требования к программам дополнительного образования детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392.

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793.

В классификации программ по уровню освоения данная авторская программа имеет углубленный уровень, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – программа, интегрированная по субъектам деятельности, модульная, составленная из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Всестороннее изучение определенной части своей страны, региона, города, района, поселка, то есть той территории, которая считается родным краем, способствует познанию своих исторических корней, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Историческое краеведение - прошлое и настоящее какого-либо «края» (чаще всего родного или места жительства) — от деревни, небольшого города, улицы, учебного заведения и т. д. до крупного региона. Это форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей). Опирается краеведение на междисциплинарные научные связи, выводы научных теорий, первичные наблюдения житейской практики.

Краеведение — это и освоение местного исторического опыта, и определение, исходя из локальных условий и традиций, конкретных путей в будущее. Основными задачами работы краеведа являются: просветительская, научная, памятнико-охранная (охрана историко-культурного и природного наследия) деятельность.

Издавна знания о своем крае определяли конкретные представления об историческом прошлом, источниках его познания, особенностях явлений природы. Желание узнать то, что ближе всего, — основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого остального, к развитию общих представлений о мире и обществе, взаимосвязи явлений и времен. Тем самым краеведение — метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявлению общего и особенного в прошлом и настоящем. Поэтому краеведению уделяют большое внимание, как в школьном, так и во внешкольном обучении.

Краеведение воспитывает уважение к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков.

Учитывая тот факт, что в Донецкой Народной Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система образования и воспитания может и должна базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих республику. Главным стержнем этой системы, ее основой сегодня является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания.

Вот почему историко-патриотическому (краеведческому) воспитанию в Республике уделяется особое место.

Оно предполагает:

- изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии;

- понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений;

- проведение конференций и экспедиций, посвященных неизвестным и замалчиваемым страницам истории Донбасса;

- поиск исторической справедливости и развенчивание мифов, навязанных националистическими силами;

- максимально широкое освещение деятельности известных исторических личностей – выходцев из Донбасса;

- археологические экспедиции и исторический туризм;

- развитие идеи преемственности Донецко-Криворожской республики и ДНР.

Программа «Историческое краеведение» предназначенадля проведения кружковых занятий по краеведению и направлена на:

· развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края;

· привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания;

·  поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края;

· экскурсионную, музейную, архивную и экспедиционную работу;

· формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, толерантности;

· способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в кружке «Историческое краеведение», расширить знания по истории, культурным традициям родного края, изучить свою родословную. От близкого, знакомого ребенок продвигается к неизведанному, новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Работа кружка построена так, чтобы дети хорошо знали свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу своей малой родины, любили ее и дорожили ею. Основу содержания программы составляет история Донбасса и работа по изучению истории города Горловки и других районов ДНР.

Новизна данной образовательной программы дополнительного образования детей состоит в том, что познание родного края обучающимися происходит путём активной практической деятельности под руководством педагога,от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство малой Родины - к систематизированному знанию о родном крае. Поисково-собирательская и исследовательская деятельность осуществляется коллективом обучающихся с учётом индивидуальных наклонностей детей. Впервые собранные ребятами материалы систематизируются и составляют основу краеведческих материалов о республике, районе, городе.

Актуальность программы состоит в создании условий для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, воспитания поколения патриотов родной земли, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, педагогики сотрудничества. Вместе с усвоением теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края, обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. У них формируется понимание места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений; потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности, т.е. происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Благодаря формированию и развитию у детей таких важнейших социально значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, готовность к преодолению трудностей, возрастают их потребности и возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах деятельности, создаются условия для творческой самореализации личности ребенка, взаимодействия образовательной организации с семьей.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. предполагает организацию деятельности обучающихся в архивах, музеях, самостоятельный исследовательский поиск и, наконец, овладение навыками основ научной краеведческой работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, культурно-образовательной работы, что  способствует формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, возможно, поможет детям в выборе будущей профессии.

При реализации содержания данной программы дополняются знания, полученные детьми при изучении учебных курсов истории, изобразительного искусства, литературы, географии, биологии, экологии, уроков гражданственности и духовности Донбасса и других.

Цели программы:

· развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

·  приобретение обучающимися личностных компетентностей в процессе овладения основами краеведческой и экскурсионной деятельности;

· формирование гражданской идентичности, осознания принадлежности к родной земле, народу Донбасса;

· формирование чувства любви к родному краю путём познания своей родословной, судеб земляков, изучения истории и культуры родного края;

· сохранение исторической памяти;

· воспитание чувства патриотизма, преданности в служении Родине.

Задачи:

Обучающие задачи:

· дополнить и углубить знания по истории и развитию Донецкого края;

· способствовать формированию представлений о связи событий на территории родного края с событиями в Республике и в Русском мире в целом;

· ознакомить и изучить памятники археологии, истории и культуры через краеведческое исследование, краеведческое путешествие, музееведческую деятельность;

· содействовать приобретению знаний, умений и навыков поисково-собирательской и исследовательской работы, а также опыта работы с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.

Развивающие задачи:

· развивать творческие способности в процессе погружения в нравственный, духовный, исторический, эстетический опыт поколений через подготовку краеведческих экспедиций, написание статей, исследовательских работ, составление презентаций;

· способствовать развитию исследовательской деятельности обучающихся через поисковую работу, умение описывать краеведческий объект и предмет исследования, оформление и монтаж музейной экспозиции;

· развивать самостоятельное мышление, память, волевые качества, правильную речь в устной и письменной форме через умение брать интервью, проведение краеведческих экскурсий и экскурсий по музейным экспозициям образовательной организации;

· создавать условия для расширения кругозора детей, развития коммуникативных способностей: социальной активности, способности к сотрудничеству, умение работать в коллективе, умения доводить дело до конца, способности к решению конфликтов в соответствии с демократическими принципами на основе общечеловеческих ценностей.

Воспитательные задачи:

· обеспечить эмоционально-личностное восприятие исследуемого материала и потребности в общении с ним;

· воспитать чувство товарищества, внимания к людям, отзывчивость, уважительное отношение к членам своей семьи, землякам, социуму; чувство личной ответственности культуру общения;

· прививать бережное отношение к семейным реликвиям, предметам старины, историческим и культурным памятникам;

· способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, инициативности; понимания духовного единства поколений и общности культурного наследия;

· сформировать гражданскую позицию, приобщать детей к сохранению памяти о подвигах участников Великой Отечественной войны;

· укреплять товарищеские отношения в детском коллективе.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих, является то, что «Историческое краеведение» ориентировано на применение широкого комплекса образовательных блоков: (теория, практика, исследование или проект). Содержание курса также объединено в три тематических модуля, во все годы обучения одинаковых, но с разной детализацией проработки:

Раздел 2 предусматривает изучение истории и культуры родного края;

Раздел 3 знакомит с земляками, людьми, прославившими город, район, село;

Раздел 4 рассматривает вопросы семьи и родовых связей.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские поисково-исследовательские работы краеведческой направленности, презентовать их перед общественностью.

Программа основана на принципах:

- научности – включение в содержание основных понятий;

- системности обучения и воспитания;

- практической направленности – реализуется за счёт введения в каждую часть практических занятий, экскурсий, творческих заданий;

- гуманизации – способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, края;

- системности и последовательности;

- сознательности и активности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Данная программа рассчитана на детей 10-16 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В этом возрасте, пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна дельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Занятия в кружке являются для подростка именно той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создать возможность реализации своей индивидуальности.

Состав групп может быть как одного, так и разных возрастов. Количество учащихся в учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения дополнительного образования, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей – 12-15 человек. Прием детей происходит на добровольной основе, по заявлению родителей. Начиная со 2-го года обучения, предусмотрена возможность доукомплектования групп по результатам собеседования.

Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на 8 месяцев обучения (192 часа).

Формы занятий: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

Методы обучения:

· словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста),

· наглядные (наблюдение, показ педагогом приемов выполнения, показ видеоматериалов, иллюстраций).

· практические (тренировочные упражнения).

По типу занятия теоретические и практические. Практическая деятельность детей на занятиях примерно ровна теоретической.

Формы проведения занятий: беседа, обсуждение, наблюдение, викторина, турнир, выставка, занятие-игра, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, зашита проектов, презентация, конкурс, выставка, практическое занятие, экскурсия, экспедиция, форум, конференция, посиделки, встречи с интересными людьми, со старожилами, с ветеранами войны и труда города, района, республики и др.

Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы – подготовка сообщений, рефератов, презентаций, видео и слайд-фильмов работа в архиве, музеях, с электронными базами данных.

Педагог, учитывая уровень подготовки, возраст, интересы обучающихся, состояние материально-технической базы учреждения, в котором работают кружки, может вносить изменения в распределение часов внутри соответствующего раздела программы. При этом разделы программы и общее количество часов, отведенное на них, остается неизменным.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Продолжительность занятия 45 мин.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения будут знать:

· подробные сведения об истории, достопримечательностях, достижениях культуры Донецкого края, своего города, района;

· биографии выдающихся земляков, прославивших город, район;

· историю своих предков, семейных реликвий;

· традиции и обычаи жителей Донбасса;

· творчество местных поэтов и писателей.

Уметь:

· составлять свою родословную;

· применять краеведческие знания на уроках;

· проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению;

· собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;

· работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.

Способы определения результативности

Данная программа предусматривает следующие методы отслеживания результативности:

• педагогическое наблюдение;

• педагогический анализ участия обучающихся в коллективных мероприятиях, конкурсах, решения задач поискового и исследовательского характера, выполнения индивидуальных заданий, стабильности посещения занятий и т.п.

• педагогический мониторинг (ведение журнала учета, анкетирование, отслеживание динамики роста интереса обучающихся к истории родного края, собеседование, тесты);

• мониторинг образовательной деятельности детей (ведение творческого дневника обучающегося, портфолио обучающегося, формирование фотоотчетов).

Виды контроля

В начале учебного года, с целью определения уровня развития детей проводится входной контроль в форме беседы, анкетирования.

В течение всего учебного года, для определения степени усвоения учащимися учебного материала, подбора наиболее эффективных методов и средств обучения, повышения ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении, проводятся педагогическое наблюдение и опрос.

Для определения результатов обучения наиболее приемлемой формой промежуточного контроля является участие детей в краеведческих акциях и экспедициях, слетах поисковиков и краеведов, конференциях, форумах, конкурсах различного уровня, творческий отчет.

В конце учебного года и курса обучения проводится итоговый контроль - коллективный анализ работы и открытое занятие с приглашением родителей. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся. В программе этапа совершенствования предусмотрены итоговые работы, либо защита проектов.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Начальный этап подготовки (1 год обучения)

Название раздела, темы

Количество часов

Теория Практика Всего

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Историческое краеведение»

РАЗДЕЛ І

Вступительная часть (15ч)

1.1. Комплектование группы (12 часов).

Теоретические занятия (6 часов):

Разработка мероприятий по набору детей в кружок.

Практические занятия (6 часов):

Разъяснительная работа в школах. Беседы о историческом краеведении, демонстрация фотоматериалов и видеороликов. Набор желающих в группу.

1.2. Вступительное занятие. Цели, задачи и содержание деятельности кружка (2ч)

Организационные моменты. Обсуждение и составление плана работы кружка. Права и обязанности членов кружка. Ознакомление с расписанием занятий, требованиями к учащимся.

РАЗДЕЛ ІІ

Годов (24ч)

Город, район в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Практические занятия. Экскурсии в районный краеведческий и школьный исторический музеи. Работа с электронными базами данных Министерства обороны РФ.

2.5. Наш район сегодня: строительство, образование, медицина (3ч)

Изучение инфраструктуры, социальных объектов города, района.

Практические занятия. Посещение наиболее значимых объектов.

РАЗДЕЛ ІІІ

  Земляки. Люди, прославившие наш родной край (39ч)

Известные люди района (6ч)

Знакомство с биографиями известных земляков, их трудовым подвигом. Кто такой Почетный гражданин? Почему это звание почетно?

Практические занятия. Встречи (в т.ч. и виртуальные) с известными земляками, людьми, прославившими наш край – свою «малую Родину», почетными гражданами Республики. Составление буклетов, презентаций, оформление альбома.

РАЗДЕЛ І V

Семья. Родовые связи (12ч)

Генеалогическое древо (6ч)

Принципы построения родового дерева. Сведения, необходимые для построения родового дерева.

Практические занятия. Составление генеалогического древа.

РАЗДЕЛ V

Туристско-спортивная подготовка (15ч)

Туристское снаряжение (3ч)

Теоретические занятия (1 час):

Общие требования к снаряжению (масса, надежность, компактность, эстетичность, соответствие назначению). Групповое, индивидуальное, специальное снаряжение.

Практические занятия (2 часа):

Выполнение тестовых заданий «Индивидуальное и групповое снаряжение». Укладка рюкзака. Соревнования по укладке рюкзака.

Туристский быт (3ч)

Теоретические занятия (1 час):

Общие требования к местам привалов и ночлегов. Различные типы костров и их назначение. Безопасность жизнедеятельности при разжигании костра и приготовлении пищи.

Практические занятия (2 час):

Обустройство бивака (места привала и ночевки), установка палаток. Обустройство места для костра, заготовка дров, разжигание костра. Противопожарные мероприятия. Организация питания в полевых условиях, охрана природной среды.

 

РАЗДЕЛ V I

Общая физическая подготовка и безопасность жизнедеятельности (15ч)

6.1. Физическая подготовка. Спортивные игры (3ч)

Практические занятия (3 часа):

Разучивание комплексов утренней гимнастики и техники правильного дыхания; проведение спортивных эстафет, подвижных и спортивных игр на внимание, силу, выносливость, ловкость.

РАЗДЕЛ VII

РАЗДЕЛ VIII

Итоговое занятие (3ч)

Подведение итогов работы кружка за год, мониторинг результатов освоения программы. Награждение лучших учащихся кружка по итогам обучения. Составление плана работы на лето.


Методическое обеспечение образовательной программы

«Историческое краеведение»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы

1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. - М.: Просвещение, 1980.— 192c., ил.

2. Белякова А.А. Использование потенциала школьного музея в учебно-воспитательном процессе / А.А. Белякова // История и правоведение. - 2006. -№8-9. С.72-73.

3. Исследовательская работа школьников: педагогическая мастерская /Н.С. Криволап. - Мн.: Краско-Принт, 2005.-175с.

4. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособие/ Т.В. Ишекова.– Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. – 40с.

5. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся / Кацюба Д.В. – М.: Орел, 1965. – 282с.

6. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе / Д. В. Кацюба; Кемер. гос. ун-т. - Кемерово: КГУ, 1994. - 335с.

7. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. — М.: Просвещение, 1975. — 192с.

8. Корнеев В.П. Родной край / В.П. Корнеев // Родная школа. - 1993 - №2. - С. 41.

9. Краеведение как наука и как деятельность. Историческое краеведение в СССР: вопросы теория и практики: Сб. ст. / АН Украины. Ин-т истории Украины и др.; Редкол.: П.Т. Тронько (отв. ред.) и др. Киев: Наукова думка, 1991.- 312с.

10. Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 2. – С. 40-48.

11. Лукиева Е.Б. Историческое краеведение. Учеб. пособие /Том. политехн. ун-т. – Томск, 2003 – 156с.

12.  Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов но спец. № 2108 «История». - M.: Просвещение, 1987, -207с.

13.  Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / [Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба]; Под ред. Н. С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982. - 224с.

14.  Никонова М.А. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / М.А.Никонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192с.

15.  Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А.А.Остапец. – М.: Педагогика, 2001.-206с.

16. Строев К.Ф. Краеведение. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1974. — 144с.

17.  Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 1988. - 175с.

18.  Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. - М-во культуры РФ. Рос.ин-т культурологии. – М., 2001. – 223с.

Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога

· Конституция Донецкой Народной Республики.

· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72).

· Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.

· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, утверждённая приказом министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322 и Министерства молодёжи, спорта и туризма от 22 июня 2015 г. № 94.

· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016г. № 815.

· Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832.

· Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8.

· Требования к программам дополнительного образования детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392.

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793

Список литературы, рекомендованный педагогам

РАССМОТРЕНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета                            Директор МУДО г. Горловки «ЦТКЭ»

МУДО г. Горловки «ЦТКЭ»                                        _____________ Т.И. Кабанцова

Протокол № ___ от «____» ____ 2021 г.                     «____» ____ 2021 г.

 

Дополнительная образовательная программа

«Историческое краеведение»

 

                                                   Возраст обучающихся:

                                                   10-16 лет

Срок реализации:

                                                   8 месяца

                                                                          

                                                   Автор (составитель):

                                                   Мамонтов Вадим Игоревич,

                                                   руководитель кружка

 

г. Горловка - 2021



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.131 с.)