Сущность и критерии нематериальных активов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и критерии нематериальных активов



Нематериальные активы (далее НМА) — особый вид активов, специфика которого заключается в отсутствии материальной формы — деловая репутация (гудвилл) и исключительные права на обладание интеллектуальной собственностью, такой, как изобретения, селекционные достижения и др.[9]. Их стоимость является частью стоимости товара, производимого компанией. Следовательно, при покупке любого товара потребитель платит как за пользование самим товаром, так и (в какой-то мере) за пользование брендом, под которым товар был произведен.

Исторически первым видом интеллектуальной собственности является авторское право — его появление относят к моменту изобретения в Европе печатного станка (примерно 1440 год), облегчившего процесс копирования книг, что способствовало появлению нелегального копирования (пиратства). Первое время защиту от нелегального копирования проводила церковь по совместительству с цензурным контролем, но после ослабления ее влияния был создан новый механизм защиты от копирования — авторское право, дающее правообладателю исключительные полномочия в части произведенного им проекта интеллектуального труда. Хотя официальное их регулирование началось только в 1886 году в рамках Бернской конвенции, а окончательно свой современный вид они приняли гораздо позже.

Следующим видом НМА, появившимся в современном виде, стало право на изобретение, подкрепленное патентом. Его появление было обусловлено необходимостью защиты исключительных прав на производство определенных товаров по определенным технологиям, охранявшимся производителями для сохранения уникальности своей продукции — например, производство стекла в Венеции. Ранее предпринимавшиеся методы по охране коммерческой тайны, например, изоляция работающих по этой технологии мастеров, не дали необходимого эффекта, поэтому производители предприняли попытку охраны своего исключительного права на производство с помощью его юридического подтверждения. Подтверждение в виде патента впервые было выдано в 1421 году во Флоренции. Законодательное регулирование было впервые предпринято в республике Венеция в 1474 году. Но действительно массовое распространение (в том числе в России) патентная система получила в конце XVIII-начале XIX вв[1].

В качестве объекта учета НМА появились во второй половине XIX в..

В ХХ веке началось более активное развитие НМА, поэтому его можно считать началом нового этапа. Первый этап, таким образом, длился с середины XV в. по конец XIX в. и характеризуется появлением первых НМА и их постепенным приходом к относительно современному виду. Из того факта, что до конца данного периода авторское право не имело официального регламента, можно предположить, что большой роли в экономике оно не играло. Заметно большую роль играло право на изобретение — наиболее близкий к материальному производству НМА. Другими словами, самые актуальные НМА для того времени были максимально приближены активам материальным, имели материальную базу. Активы, лишенные таковой базы, или не существовали, или не имели большого веса. Этот этап можно назвать этапом генезиса и самоидентификации НМА.

Говоря о новом этапе становления НМА, который можно назвать этапом увеличения их роли в экономике, сразу скажем о ситуации в СССР/РФ. В СССР НМА не учитывались совсем (вся собственность, включая интеллектуальную, являлась государственной), а в РФ их постановка на учет началась только в 1998 в соответствии с положениями МСФО (с появлением соответствующего стандарта — МСФО №38). Собственное законодательство по учету НМА было разработано в России уже в 2000. В остальном мире официальный регламент учета НМА начался в 1944 году в соответствии с бюллетенем «Амортизация нематериальных активов», который впоследствии сменил МСФО №9 «Затраты на исследования и разработки», уже впоследствии смененный вышеупомянутым МСФО №38, в некоторых странах используемым до сих пор отдельными организациями в связи с положениями законодательства (например, в Бельгии отчетность по МСФО требуют от банков, а в Германии от листинговых компаний).

В настоящее время НМА — одна из самых важных разновидностей имущества любой компании. Доказательством тому могут послужить вызвавшие заметный резонанс в прессе судебные процессы, связанные с нарушениями авторских и иных подобных прав, возбужденные крупными компаниями. Например, в начале 2019 года популярный блогер-кинокритик Евгений Баженов, работающий под ник-неймом BadComedian, получил иск о нарушении авторских прав от киностудии Kinodanz за использование в новом видеообзоре кадров из принадлежащего студии фильма «За гранью реальности». Сумма иска составила 1 миллион рублей.

Понятие «нематериальные активы» используется во всех сферах экономики, но содержание этого понятия различно. Изначально «нематериальные активы» (НМА) - учетная категория с неоднозначным толкованием в зависимости от вида учета.

Согласно проекта ФСБУ «Нематериальные активы» объект, принимаемый к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива, обладает следующими свойствами.

Актив не имеет материально-вещественной формы; актив идентифицируется; актив предназначен организацией для использования в течение периода свыше 12 мес.; актив предназначен организацией для использования в ходе обычной деятельности; существует высокая вероятность, что понесенные затраты обеспечат организации получение экономических выгод в будущем; организация имеет право на получение экономических выгод от актива; сумма понесенных затрат или приравниваемая к ней величина может быть надежно определена. Учитывая вышеперечисленные условия, к нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, которые классифицируют следующим образом:

- объекты, регулируемые патентным правом (изобретение, промышленный образец, полезная модель);

- объекты, регулируемые авторским правом (программа для ЭВМ, база данных, объекты гуманитарной сферы);

- нетрадиционные объекты (топология интегральных микросхем, селекционные достижения, «ноу-хау»);

- средства индивидуализации (товарный знак (знак обслуживания), фирменное наименование, коммерческое обозначение, наименование мест происхождения товара).

Однако с развитием цифровых технологий формируется новый вид активов – цифровые активы. По нашему мнению, следует выделить в отдельную группу нематериальных активов – цифровые активы.

С 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2]. Согласно данному документу к цифровым активам относятся цифровые права на некоторые финансовые вложения (денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг). Вместе с тем, к цифровым нематериальным активам следует отнести оцифрованные данные, обладающие стоимостью.

Это и персональные данные: ИИН, серия и номер паспорта, фотография, цифровые трудовые книжки, цифровые СНИЛС и т.д., т.н. «цифровой образ» человека[3]. При этом к цифровым НМА можно отнести часть объектов интеллектуальной собственности: программа для ЭВМ, база данных. Тем более, что авторское свидетельство на эти объекты оформляются по желанию автора. Кроме того, необходимо учитывать «активы», которые можно назвать так условно, тат как они, с одной стороны, не принадлежащие фирме, с другой стороны, контролируются ею, влияют на стоимость бизнеса – человеческий и клиентский капитал. В некоторых случаях влияние таких «активов» на стоимость предприятия (бизнеса) оказывается решающим.

Таблица 1.1. Операции по учету НМА

Операции по учету НМА Сумма Д/т К/т
Оплата приобретения права на товарный знак 472000 76 51
Цена права 400000 08.05 76
НДС на приобретенное право 72000 19.02 76
НДС к вычету 72000 68.02 19.02
Уплачена пошлина за регистрацию соглашения 10000 76 51
Включены регистрационные расходы в затраты на приобретение НМА 10000 08.05 76
Уплата пошлины за внесение изменений в реестр ТЗ 3000 76 51
Расходы включены в затраты на приобретение 3000 08.05 76
Актив принят к учету в составе НМА 413000 04.01 08.05

При этом в бухгалтерском учете не признаются нематериальными активами «интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду»[4], то есть человеческий капитал. Человеческий капитал – это совокупность знаний, практических навыков, творческих способностей работников фирмы, приложенных к выполнению трудовых задач.

Клиентский, или покупательский капитал – совокупность знаний, позволяющих фирме осуществлять поиск и работу с покупателем (списки клиентов, портфель заказов, каналы распространения и т.д.).

Нематериальный актив приобретается, либо создается. Например, компания приобретает исключительное право на товарный знак. Цена, указанная в договоре составляет 400 тыс. руб. без НДС. Для регистрации соглашения компания уплатила госпошлину 10 тыс. руб., а для внесения в реестр товарных знаков изменения – 3 тыс. руб. Бухгалтер делает следующие записи:

Первичные документы по учету НМА – карточки учета НМА, где указываются все характеристики имущества, его первоначальная стоимость, сумма ежемесячного износа и другая информация. Кроме этого, любое приобретение активы оформляется соответствующим пакетом документов: договор, счет-фактура, платежные поручения, акт приема и др.

Стоимость актива компенсируют начислением сумм износаНМА. Счет учета 05. Обычно амортизация начисляется ежемесячно по кредиту сч. 05 с дебета счетов производства 20, 23, 25, 26, (для производственных компаний), либо торговых издержек сч. 44 (для предприятий торговли). Бухгалтерские проводки:

Таблица 1.2. Бухгалтерские проводки

Операция Сумма Д/т К/т
Начисление амортизации:      
на счет 05

с НДС

20,23,44 05
без применения счета 05 20,23,44 04.01
на актив, используемый в другой организации 91.02 05

 

Таким образом, цифровые нематериальные активы следует подразделить на: клиентский капитал, объекты интеллектуальной собственности, человеческий капитал. При этом активы, связанные с фирмой - клиентский капитал и человеческий капитал в части деловых качеств персонала; активы, не связанные с фирмой - человеческий капитал в части персональных данных; активы смешанного характера - программа для ЭВМ, база данных (они могут быть созданы как по инициативе одного или нескольких авторов, так и в пределах установленных трудовых обязанностей). Необходимо разработать механизмы защиты права собственности на такие активы, отрегулировать вопросы оборота цифровых активов, вопросы учета и отчетности, фискальную политику.


2. Анализ наличия и управления нематериальными активами коммерческих организаций и предприятий в РФ на примере ООО «Гарант-Софт»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.023 с.)