Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм распределения части прибыли между его подразделениями

Поиск

На промышленном предприятии, при существовании нескольких и больше производственных подразделений возникают трудности с определением прибыли, заработанной на конкретном этапе производственного процесса. Профессор Волков О.И. [1] предлагает следующий механизм распределения прибыли между его производственными подразделениями (рис. 8).

 

 

 

Рис. 8. Схема формирования и распределения прибыли

производственного подразделения предприятия

 

Критерием распределения части прибыли предприятий между его производственными подразделениями являются добавленные издержки производства подразделений, которые включают в себя собственные затраты данного производственного подразделения и затраты (добавленные издержки) вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих подразделений, которые на договорной основе с ним сотрудничают.

Распределение производится с помощью специального коэффициента распределения:

,

где D ПР – часть прибыли предприятия от реализации, которая подлежит распределению между его производственными подразделениями;

S ИД – суммарные добавленные издержки производства в полной себестоимости реализуемой предприятием продукции;

Коэффициент q РП доводится до подразделений в виде нормы рентабельности, одинаковой для всех цехов и служб, что обеспечивает равную стартовую базу и сбалансированность финансовых ресурсов на уровне предприятия. На основе коэффициента распределения qРП формируются планово-расчетные внутризаводские цены на продукцию, работы и услуги подразделений, а следовательно формируется прибыль подразделений.

Добавленные издержки производства – это все текущие затраты производства в подразделениях, для которых учитывается цена на изделие, за исключением стоимости покупаемых материалов и ресурсов и стоимости полуфабрикатов, поступивших по внутризаводским кооперируемым поставкам от других подразделений предприятия.

,

где СЗ ij – смета затрат на производство j -го изделия i -м подразделением (смета затрат на проведение j -го вида работ, оказания услуг);

Мij – стоимость покупных материалов и ресурсов в себестоимости j -го вида продукции (работ, услуг) i -го подразделения;

П j ki – объем кооперируемых поставок комплектов для j -го изделия k -м подразделением i -му подразделению по технологической цепочке производства;

ЦПР j ki – планово-расчетная цена комплекта для j -го изделия, получаемого от k -го подразделения.

По добавленным издержкам производства формируются планово-расчетные цены внутри предприятия:

,

где ЦПРji – планово-расчетная цена j-го изделия (вида работ или услуг) i -го подразделения;

ЦДji – добавленные издержки на производство j -го изделия (на выполнении j -го вида работ или услуг) i -м подразделением;

q РП – коэффициент распределения прибыли, который доводится до всех подразделений в виде единой нормы рентабельности.

Прибыль подразделения формируется теперь следующим образом:

,

где ПРji – прибыль i -го подразделения, получаемая от реализации j -го вида продукции (выполнении работ, оказание услуг).

При отсутствии соответствующих оптовых (прейскурантных) цен кооперативы и товарищества реализуют свою продукцию (работы, услуги) по договорным ценам с рентабельностью, которая может не должна быть выше рентабельности продукции АО:

ЦМ = СМ (1 + РМ); РМ £ Р3,

где ЦМ – договорная цена на продукцию (работы, услуги), товариществ и кооперативов в составе АО;

СМ – себестоимость продукции (работ, услуг), товариществ и кооперативов в составе АО;

РМ – рентабельность продукции товариществ и кооперативов в составе АО;

Р3 – средняя по предприятию рентабельность продукции.

 

5.7. Планирование прибыли

Планируется прибыль раздельно по видам:

· от реализации товарной продукции;

· от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

· от реализации основного фонда и другого имущества;

· от внереализационных расходов и доходов.

Основные способы планирования прибыли от реальной товарной продукции методом прямого счета и аналитическим.

Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответственных ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

П = В ЦВ С,

где П – планируемая прибыль;

В – выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С – полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

Недостаток метода – не позволяет выявить влияние отдельных факторов на планируемую прибыль и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.

Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.

Преимущество – позволяет определить влияние отдельных факторов на планируемую прибыль. Здесь прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравниваемой продукции в целом.

Прибыль определяется тремя методами:

· определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравниваемой товарной продукции за тот же товарной период;

· исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

· учет влияния на планируемую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравниваемой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

В данном случае прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно 9 месяцев и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал)).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действующих к концу года. Поэтому если в течении истекшего года имели место изменения цен или ставки налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений.

На основе найденного уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой товарной продукции.

Поскольку планируемый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на планируемую прибыль. Для окончательного расчета планируемой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

Свод. Расчет прибыли от реализации продукции исчисляется аналитическим методом.

Существует ее один метод планирования прибыли – метод совмещенного результата. В этом случае применимы элементы первого и второго способов. Стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на планируемую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышения качества, изменения ассортимента, цен и других, выявляются с помощью аналитического метода.

При планировании прибыли предприятия необходимо также учитывать влияние ряда факторов. Изменение прибыли в результате изменения объемов производства и реализации

,

где Q РП, Q РФ – объем реализованной продукции в отчетном и планируемом периоде, тыс. руб.;

ПФ – фактическая прибыль отчетного периода, тыс. руб.

Изменение прибыли за счет изменения себестоимости продукции.

,

где SБi, SПi – себестоимость i-го изделия в отчетном и планируемом годах, тыс. руб.;

Ni т – объем выпуска изделия в планируемом году, тыс. руб.

 

5.8. Цена, ценообразование

Цена – это денежное выражение потребительской стоимости товара с учетом рыночной привлекательности продукта.

На конкурентном рынке преобладает так называемая рыночная цена товара, которая может меняться со временем и очень быстро.

Для того, чтобы соизмерить цены на отдельные товары с общим их уровнем существуют действительная и реальная цена товаров.

Действительная цена товара (цена в текущих денежных единицах) представляет собой его номинальную цену.

Реальная (сопоставимая) цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен, такого, как индекс цен на потребительские товары (ИПЦ). ИПЦ рассчитывается при помощи статических данных и фиксирует, как стоимость обширного набора товаров на рынке меняется во времени.

.

Маркетолог Филипп Котлер [2] предлагает следующие основные подходы к ценообразованию. Максимальная цена определяется спросом, минимальная издержками (затратами). На установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции.

Назначение цены, исходя из этого, может проходить следующим образом (рис. 9).

 

Слишком низкая цена

Возможная цена

Слишком высокая цена
Получение прибыли при этой цене невозможно Себестоимость продукции Цены конкурентов и цены товаров-заменителей Уникальные достоинства товара Формирование спроса при этой цене невозможно
         

 

Рис. 9

 

Предприятия решает проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен, в которой учитываются как минимум одно из этих трех соображений.

1. Расчет цен по методике «средние издержки плюс прибыль»:

Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товаров.

Наиболее распространенный так как:

· продавцы больше знают об издержках, чем о спросе;

· если этим методом ценообразования будут пользоваться все предприятия, их цены, скорее всего, будут схожи, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.

· многие считают данную методику более справедливой по отношению как к конкурентам, так и к продавцам.

Недостатки метода: не учитывается особенность текущего спроса и конкуренции, а значит, не определяется оптимальная цена товара.

2. Расчет цены на основании анализа безубыточности и обеспечения условной прибыли.

Методика целесообразна с расчетом на получение условной прибыли основана на графике безубыточности. На рис. 10 представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных уровнях объема продаж.

Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияние на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения условной прибыли, а также вероятности достижения этого при максимально возможной цене товаров.

3. Установление цены на основании ощущаемой ценности товаров.

Основным фактором ценообразования здесь является покупательское восприятие товара. Цена в этом случае соответствует ощущению ценностной значимости товара.

4. Установка цены на основе уровня текущих цен.

5. Установка цены на основе закрытых торгов.

При данном методе фирма для определения цены на свой товар руководствуется ожидаемыми ценами предложений конкурентов.

Существуют отпускные, оптовые и розничные цены [4]. Отпускная цена (цена предприятия – изготовителя) товара без НДС определяется следующим образом:

Цотп (безНДС) = S полнн,

где S — полная себестоимость единицы продукции (руб.), Пн — норматив прибыли на единицу продукции (руб.);

Цотп (без НДС) = S полн (1+ K р).

Kp — коэффициент рентабельности

Оптовая цена без НДС

Цопт (безНДС) = S полннопт,

где Нопт – оптовая надбавка (руб.)

Розничная цена без НДС

Црозн (безНДС) = S полнноптторг,

где Нторг – торговая надбавка (руб.)

Реализация товаров снабженческо-сбытовыми, оптовыми предприятиями и т.д. покупателям производится по ценам с НДС, который устанавливается к сумме приобретения товара этими предприятиями (без НДС) и соответствующей надбавки.

Рассмотрим схематично структуру розничной цены [3] при различных вариантах продвижения товара.

Структура розничной цены подакцизного товара, реализуемого предприятием производителем в розничную сеть представлена на рис. 11.

 

Себестоимость Прибыль Акциз Торговая надбавка НДС

Отпускная цена (без НДС)

Розничная цена

 

Рис. 11

 

Структура розничной цены подакцизного товара, поступающего в розничную сеть через одно (оптовое) предприятие представлена на рис. 12.

Себестоимость Прибыль Акциз Оптовая надбавка Торговая надбавка НДС

Отпускная цена (без НДС)

 

Цена закупки (без НДС)

 

Розничная цена

Рис. 12

Структура розничной цены подакцизного товара, поступающего в розничную сеть через одно оптовое предприятие и одно предприятие — посредника будет выглядеть следующим образом (рис. 13).

 

Себестоимость Прибыль Акциз Снабженческо-сбытовая (оптовая надбавка) Надбавка посредника Торговая надбавка НДС посредника

Отпускная цена (без НДС)

   

 

Цена передачи товара

посреднику (без НДС)  

 

Цена закупки (без НДС)

 

 

Розничная цена (с НДС)

 

 

 

Рис. 13

 

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Для оценки эффективности работы применяется относительный показатель, называемый рентабельностью. Этот показатель характеризует величину прибыли, получаемую в расчете на единицу применяемых ресурсов.

Рентабельность производственных фондов – отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

,

где ПБ – балансовая прибыль;

k СР – среднегодовая стоимость основных производственных средств;

k ОБ – сумма нормируемых оборотных средств.

Рентабельность производства продукции – отношение прибыли к полной себестоимости продукции. Рентабельность означает безубыточную прибыльную работу. Предприятие работающее рентабельно покрывает затраты на выпуск продукции доходами от ее реализации и получает прибыль, обеспечивающую окупаемость производства.

Мировая практика оценки финансового состояния предприятия при помощи коэффициентов рентабельности предполагает:

1) использование системы взаимосвязей показателей рентабельности, каждый из которых несет определенную нагрузку;

2) использование этой системы как одного из элементов финансово-экономической оценки текущего положения предприятия;

3) необходимость проведения динамического и сравнительного анализа показателей по секторам основной деятельности и по предприятиям – аналогам и предприятиям-конкурентам. 

С этой целью выработана система, которая объединяет три основные класса показателей рентабельности:

1 класс: рассчитывается на основании прибыли (дохода).

2 класс: рассчитывается в связи с использованием производственных активов.

3 класс: рассчитывается на основании потоков наличных денежных средств.

 

1. Расчет показателей рентабельности в первой группе основан на данных бухгалтерского отчета о прибылях и убытках.

Коэффициент пред. уровня валовой прибыли:

,

где ПВ – сумма валовой прибыли;

k ПР – стоимость продаж;

V ПР – чистый объем продаж;

Коэффициент пред. уровня прибыли от основной деятельности:

;

где ПД – сумма прибыли, от всей основной деятельности.

Коэффициент пред. уровня прибыльности от всей деятельности предприятия – операционной, инвестиционной и финансовой:

;

где ПО – сумма прибыли до выплаты процентных сумм по долгосрочным обязательствам и до вычета налоговых издержек.

Коэффициент пред. уровня чистой прибыли:

;

где ПЧ – сумма чистой прибыли после выплаты процентных сумм по долгосрочным обязательствам и после уплаты налогов.

Критический коэффициент рентабельности:

,

где И – сумма переменных издержек в составе стоимости продаж.

Все приведенные коэффициенты имеют одну и ту же базу сравнения – чистый объем продаж. Различие отдельных показателей рентабельности основано на градации показателей прибыли согласно отчетному документу – от суммарной валовой прибыли до чистого дохода предприятия.

Перечисленные показатели рентабельности дополняют друг друга в объяснении отдельных сторон формирования доходов предприятия.

Коэффициенты k 1, k 2, k ПР используются в производственном менеджменте при контроле взаимосвязи цен, качества товаров и суммарных издержек.

Снижение уровня этих показателей рентабельности означает падение спроса на продукцию, снижение степени возмещения цен на ресурсы ценами проданной продукции.

Оценка бизнес-риска по k КР используется в контроле за ценами и издержками в условиях изменения конъюнктуры рынка, изменения емкости рынка, степени участия в нем данного предприятия, специфики ресурсопотребления и т.п.

Сравнение k 3 и k 4 показывает эффект от использования заемных средств, экстраординарных доходов или убытков, эффективность управления налоговыми издержками, и также меру связи с объемом продаж финансовых результатов от основной деятельности.

2. Вторая группа показателей рентабельности исчисляется как соотношение прибыли и средств, вложенных в предприятие учредителями, акционерами и инвесторами.

Коэффициент отдачи на всю сумму производственных активов.

;

где АСР.Г – среднегодовая величина всех производственных активов предприятия.

Коэффициент отдачи на инвестируемый капитал:

;

где  – среднегодовая сумма всех активов предприятия за минусом краткосрочных обязательств, или среднегодовая сумма капитализации средств (акционерный капитал плюс долгосрочные обязательства).

Коэффициент отдачи на акционерный капитал:

;

где k СОБСТ – среднегодовая сумма собственного капитала, представленного акционерным капиталом.

Коэффициент  характеризует степень доходности от всего потенциала, которым обладает предприятие (  называют показателем степени искусства использования капитала менеджерами предприятия). Этот коэффициент исчисляется в разных модификациях: заменяя ПЧ различными показателями прибыли: валовой, операционной, до вычета процентов сумм и налогов и т.п.

Коэффициент  характеризует эффективность отдачи только части всего капитала – в долгосрочных инвестициях и капитализированной прибыли предприятия. По нему судят о финансовом положении предприятия: например, финансовая устойчивость падает, когда процентная ставка на заемные средства оказывается выше, чем .

 – для акционеров; расчет по ПЧ, так как часть заработанных доходов им не принадлежит.

Для кредиторов, заемщиков и акционеров важно иметь представление о степени возможности предприятия обеспечить их наличными средствами в связи с использованием имеющегося у него потенциала.

Отсюда вытекает необходимость третей группы показателей рентабельности по данным внешней (финансовой) отчетности о движении наличных средств.

3. Коэффициент рентабельности оборота:

,

где ДЧ – чистый приток денежной наличности (разность поступлений и расходов, учтенных по статьям наличных средств).

Коэффициент рентабельности совокупного капитала:

.

Коэффициент рентабельности собственного капитала:

.

Коэффициент обслуживания долга:

,

где р – сумма основного долга по обязательствам;

I – сумма интерактивных (процентных денег) выплачиваемых по обязательствам.

Часть вопросов курса «Экономика предприятия (организации)» выносится на самостоятельное изучение.

Общий перечень вопросов для подготовки к экзамену представлен ниже.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

1. Предприятие, как субъект рыночной экономики.

2. Организационно-правовые формы предприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.77 (0.01 с.)