Урок 14 Почему Земля из космоса кажется голубой ? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 14 Почему Земля из космоса кажется голубой ?



Наша планета из космоса выглядит как голубой шарик. На шарике есть ажурные белые облака и коричнево-зеленые пятнышки - континенты. Но в целом в окрасе Земли преобладает модный нынче синий цвет. Сегодня попробуем объяснить, почему.

Вода-вода, кругом вода

Конечно, ответ на этот вопрос напрашивается сам собой. Земля - голубая планета, потому что 2/3 ее площади занимают океаны. А слышали ли вы фантастическую версию о том, почему сами океаны синие? Потому что в них отражается...голубое небо!:-)

Честно сказать, я даже опешила, что кто-то может так думать. Если бы вода отражала небо и голубела, то "голубели" бы и остальные предметы на поверхности Земли. И даже мы с вами, как бы превратно это не звучало. Хотя доля истины тут есть. У голубизны неба и океана причина связана с одним и тем же физическим явлением.

Цвет определяет длина волны

Из всех световых волн самая короткая длина у сине-фиолетовой (390-440 нм) и синей (440-480 нм). А самую длинную длину волны имеет красный цвет. Синие световые волны рассеиваются эффективнее других. Поэтому и небо голубое - свет рассеивается и синий цвет становится преобладающим. А вот солнце на рассвете красное - голубые волны рассеиваются сквозь толстые слои атмосферы, и остается самый "длинный" красный (620-770 нм).

Теперь давайте разберемся с океанами. Океаны состоят из воды, а вода, как и все вещества, из молекул. Эти хитрые молекулы очень любят поглощать инфракрасный, красный и ультрафиолетовый свет. Поэтому подводный мир мы видим как будто сквозь голубую призму. Чем дальше ко дну, тем меньше цветов нам встречается. На огромной глубине остается только темно-синий. Все другие световые волны здесь уже поглощены и у синего не остается конкурентов.

Вывод

Как видите, у голубизны неба и океана природа одна, а причина разная. Поэтому небо останется голубым даже если с поверхности планеты исчезнут океаны. А океан будет синим, даже если на Земле куда-то пропадет небо. В общем, нашей планете никак не отвертеться от прозвища "голубой".

Почему Земля из космоса кажется голубой?

 

 

Урок 15 Воздушная оболочка-защитаЗемли

Назовите планеты, на которых есть жизнь.

- Почему только на Земле есть жизнь?

- Все условия нужные для существования жизни есть только на нашей

планете.

Воздушной оболочкой Земли называют атмосферой

Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км.(сл.6) Атмосфера состоит из нескольких слоев. Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км – тропосфера. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов.(сл.7) В этом слое формируется погода.

-Следующий слой - стратосфера достигает 50-60 км. В этом слое атмосферы находится слой озона, так называемый защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца. (сл.8) Одним из результатов этого является потепление воздуха в этом слое. Но более важно то, что озон препятствует проникновению на Землю ультрафиолетовых лучей. Часть этих лучей полезна, но значительное количество ультрафиолета губит жизнь на Земле. Поэтому очень важно, чтобы все выбросы в атмосферу не оказывали разрушительного воздействия на озоновый слой. В последнее время замечено возникновение так называемых «озоновых дыр».(сл.9)

-Некоторые ученые связывают их появление с тем, что в атмосферу в результате деятельности человека поступает большое количество газов, разрушающих озон. Через озоновую дыру солнечные ультрафиолетовые лучи в избытке попадают на нашу планету, что отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и некоторых видов растений.(сл.10)

За стратосферой – безвоздушное пространство. Здесь начинается космос.

Атмосфера это газовая смесь. Каков ее состав?

Проведение опытов.

- Газовая смесь Земли имеет определенные свойства. Некоторые из этих свойств мы можем пронаблюдать, проведя ряд несложных опытов.

- Мне будут нужны помощники. Кто хочет поучаствовать в эксперименте?

Опыт 1. Посмотрите вокруг себя: воздух повсюду. Имеет ли он цвет? Запах? - Воздух бесцветный и не имеет запаха.

Опыт 2. А теперь посмотрите в окно на небо. Почему наше небо имеет такой цвет (серый, голубой)? Если бы вы были на Луне, то какой цвет неба там увидели? Правильно, черный. Почему? На Луне нет атмосферы. Лучи света, проходя сквозь частицы воздуха рассеиваются, а голубой цвет лучше всего склонен к рассеиванию.

 - Проведем опыт, подтверждающий это. В стакане налита вода. Посмотрите, вода прозрачная, свет легко проходит сквозь нее. Добавим немного молока. Видите, цвет воды стал серо-голубым, вода стала мутной. Проходя сквозь частицы молока, лучи света рассеиваются. Подобный процесс происходит и в атмосфере Земли.

Опыт 3. Наша атмосфера имеет определенный вес. И он не маленький. На каждого из нас давит атмосферный столб весом 15 тонн (3 грузовика). Это давление называется атмосферным давлением. Нас должно раздавить такой массой, но мы ее не чувствуем. Это происходит потому, что внутри нашего организма тоже есть давление (внутреннее). И оно уравновешивается с внешним давлением. Но мы можем доказать, что давление воздуха существует.

- Возьмем стакан с некоторым количеством воды. Накроем его бумагой (желательно плотной) и придерживая бумагу аккуратно перевернем. Бумагу больше не придерживаем рукой. Бумага не падает, вода не выливается. Бумагу удерживает давление воздуха.

Опыт 4. Воздух достаточно упругий.

- Надуем шарик. Чем больше воздуха в шарике, тем он больше в размере. Попробуем сжать его. Легко? Сделаем вывод: воздух упругий.

Опыт 5. Определение свойства движения воздуха.

- Когда мы наблюдали осеннее небо, мы отметили движение облаков. Воздушные массы находятся в постоянном движении и вращаются вместе с Землей.

- Попробуем доказать, что воздух находится в движении. Надуем воздушный шарик. Попробуем отпустить его. Что произошло? Делаем вывод.

 - Воздух всегда находится в движении.

Опыт 6. Атмосфера Земли является нашей защитой.

- Атмосфера защищает нашу планету от вредных космических лучей, сохраняет тепло, полученное от Солнца и защищает нашу планету от падения метеоритов. Проходя через толщу воздуха на большой скорости метеориты сгорают.

- Возьмем 5 литровую бутыль с водой. Бросим в воду шипучую таблетку (Эффералган Упса). Видим, как падая, она растворяется, испуская пузырьки. Подобное происходит и с падающим метеоритом.

- Итак, мы провели серию опытов, подтверждающих некоторые свойства газов из которых состоит наша атмосфера.

Индивидуальная работа.

Диагностика качества освоения темы.

- Предлагаю небольшой тест по сегодняшнему уроку. Необходимо отметить правильный ответ.

1. Как называется газовая оболочка Земли? а) гидросфера б) атмосфера в)литосфера.

2. Что такое воздух? а) смесь газов б) чистый азот в) чистый кислород.

3. Какого газа в воздухе больше? а) кислорода б) азота в) углекисл. газа.

4. Какой газ поддерживает дыхание? а) азот б) кислород в) углекисл.газ.

5. Какой цвет у воздуха? а) бесцветный б) белый в) голубой.

6. Какой вкус и запах у воздуха? а) приятный б) неприятный в) не имеет вкуса и запаха.

7. Какой процесс происходит при прохождении лучей света сквозь частицы воздуха? а) кипение б) рассеивание в) испарение

Урок 16 Почему небо голубое?

 

 

Лучи солнца имеют семь цветов, как у радуги. Можно показать ее ребенку, чтобы он назвал все цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Солнечные лучики, чтобы осветить Землю, проходят через толщу воздуха (атмосферу), как через сито и разделяются на разные цвета. Одни цвета легко проходят через воздух, а другие разлетаются по сторонам. Среди всех цветов больше всего в воздухе разлетаются фиолетовый, синий и голубой цвета, и придают небу голубой оттенок.

Воздействие красного, оранжевого и желтого цветов можно наблюдать на рассвете или закате, когда солнечным лучам необходимо пробиться через более толстый слой воздуха (атмосферы). Поэтому в эти моменты, мы видим небо частично окрашенное в красный или оранжевый цвета, как на фото заката выше.

Проведи опыт

В стакане с водой смешай фиолетовый и зеленый цвет? Опиши что получилось

Урок 17 Что такое воздух?

Что такое воздух? Во́здух — естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, составляющая земную атмосферу.

 

МИНИ-ПРОЕКТЫ

1. Проведи любой опыт самостоятельно, сними на видео или сфотографируй

 

2. Сделай по схемам игрушки, которые доказывают присутствие воздуха (вертушка, веер, самолетик...)

3. Нарисуй плакаты по защите воздуха

4. Нарисуй плакат "Воздух в опасности"

5. Предложи креативные способы очищения воздуха (мини-проект)

6. Узнай, что в твоем городе больше всего загрязняет воздух. Предложи способ защиты или очищения своего города (поселка)

7. Составь список интересных фактов о воздухе

Урок 18 Значение воздуха для жизни на Земле

Значение воздуха для жизни на Земле. Атмосфера Защищает: - От метеоритов - От перегрева и холода - От губительных солнечных лучей

 

Чем важен воздух? Говорим и слушаем Дышим Летаем на самолетах Плаваем на яхтах Пылесосим Чувствуем запахи Сушим белье и волосы Поём Слушаем музыкальные инструменты Могут дышать, летать, щебетать и петь издавать звуки Благодаря воздуху мы: Животные: Мир: Лишен безмолвия

 

 

Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану: 1. Как человек использует воздух 2. Источники загрязнения воздуха 3. Охрана чистоты воздуха нарисовать рисунок «Берегите воздух!»

Урок 19 Полезные и вредные примеси в воздухе

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Степень загрязнения атмосферного воздуха изменяется во времени и пространстве и определяется следующими факторами: • особенностями источников эмиссии загрязнителей (тип источника, природа и свойства загрязняющих воздух веществ, объём выброса); • влиянием метеорологических и топографических факторов (направление и скорость ветра, температурные инверсии, атмосферное давление, влажность воздуха, рельеф местности и расстояние до источника загрязнения). Для борьбы с загрязнением атмосферного воздуха необходимы стандарты качества воздуха (в нашей стране – предельно допустимые концентрации ПДК), на базе которых осуществляются все мероприятия по сохранению чистоты окружающей среды. Стандарты качества воздуха позволяют направлять усилия по оздоровлению атмосферного воздуха в нужное русло в тех регионах, где уровень загрязнений воздуха превышает

Загрязнители воздуха • В зависимости от источника и механизма образования различают первичные и вторичные загрязнители воздуха. • Первичные представляют собой химические вещества, попадающие непосредственно в воздух из стационарных или подвижных источников. • Вторичные образуются в результате взаимодействия в атмосфере первичных загрязнителей между собой и с присутствующими в воздухе веществами (кислород, озон, аммиак, вода) под действием ультрафиолетового излучения. Часто вторичные загрязнители, например, вещества группы пероксиацетилнитратов (ПАН), гораздо токсичнее первичных загрязнителей воздуха. Большая часть присутствующих в воздухе твёрдых частиц и аэрозолей является вторичными загрязнителями. С учётом токсичности и потенциальной опасности загрязнителей, их распространенности и источников эмиссии они были разделены условно на несколько групп: 1) основные (критериальные) загрязнители атмосферы – оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, углеводороды, твёрдые частицы и фотохимические оксиданты; 2) полициклические ароматические углеводороды (ПАУ); 3) следы элементов (в основном металлы); 4) постоянные газы (диоксид углерода, фторхлорметаны и др.); 5) пестициды; 6) абразивные твёрдые частицы (кварц, асбест и др.); 7) разнообразные загрязнители, оказывающие многостороннее действие на организм (нитрозамины, озон, полихлорированные бифенилы (ПХБ), сульфаты, нитраты, альдегиды, кетоны и др.).

Процедура отбора проб воздушной среды Включает создание потока воздуха через пробоотборное устройство (с помощью побудителей расхода), измерение расхода воздуха (расходомеры), фиксацию анализируемых ингредиентов пробы внутри пробоотборного устройства. Для удобства отбора проб в производственных условиях широко применяют аспирационные устройства, включающие побудитель расхода, расходомерное устройство, позволяющие отбирать вещества в различном агрегатном состоянии. Аспирационные устройства подразделяют на типы в зависимости от следующих факторов: 1) расхода воздуха – на малорасходные и высокорасходные; 2) источника энергии – на сетевые, аккумуляторные, универсальные и ручные; 3) объекта отбора проб – на устройства для газовых и аэродисперсных примесей; 4) степени автоматизации программы работ – на аспираторы ручного управления, при использовании которых начало и режим отбора пробы фиксируются оператором; полуавтоматические, работа которых прекращается по достижении заданного времени или объёма пропущенного воздуха; автоматические, работающие без вмешательства оператора; 5) количества одновременно отбираемых проб – на одноканальные и многоканальные; 6) условий эксплуатации – на стационарные, переносные, а также индивидуальные пробоотборники.

ЭКОПОСТ - это долгосрочный проект, направленный на: - развитие активной гражданской позиции в области общественного контроля в сфере охраны окружающей среды; - повышение экологической грамотности; - создание системы общественного экологического мониторинга; - выявления достоверной информации о состоянии окружающей среды; - формирование навыков практического решения локальных экологических проблем.

 

 

Расскажи о полезных и вредных веществах воздуха.

Мини проект «Чистый воздух»

 

Урок 20 Кому вредит завод?

Экологический кризис — такое состояние среды обитания, при котором она становится непригодной для существования различных форм жизни, в том числе и человека.

 

 

 

 

Одна из наиболее серьезных экологических проблем — выброс в окружающую среду загрязнителей — веществ, попадающих в воздух, воду, почву и нарушающих протекающие естественные круговороты элементов.

 

 

 

1.Расскажи, чем вредят заводы и кому?

Урок 21От куда появляется ветер?

Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.

Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Речевое упражнение

Подберите как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер.

Какой ветер?Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.056 с.)