Кластерная модель текста-повествования: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кластерная модель текста-повествования:



Таким образом, составление кластерной модели можно проводить с любым видом текста и на любом этапе урока. Прием кластера будет уместен и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

Метод   моделирования в начальной школе помогает учащимся  и при работе с художественными произведениями в стихотворной форме. Учительначальных классов ГБОУ начальная школа - детский сад № 620 Центрального района Санкт-Петербурга «РОСТОК» Киселёва Анна Борисовна активно применяет этот метод при анализе стихотворений.

Из опыта работы учителя: На уроках развития речи решаются важные задачи для формирования личности младших школьников, совершенствуются коммуникативные умения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, умения правильно излагать свои мысли.

Для достижения поставленных задач особое внимание на уроках развития речи следует уделить методу моделирования. Данный метод предполагает структурирование информации в некую систему знаков, понятных ученику. Моделирование на уроке развития речи позволяет сформировать последовательность повествования, выстроить причинно-следственные связи, а также составить закономерность цепочки действий и фактов.

Учащиеся начальной школы лучше запоминают конкретные образы: предметы, персонажей и т.п., нежели объяснения или определения. Поэтому метод моделирования является эффективным способом для успешного построения учебного процесса на уроках развития речи.

Так, для запоминания стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» целесообразно построить мнемотаблицу - модель, в которой используются понятные ребенку изображения, заменяющие слова или фразы.

Зима   недаром злится  ,

Прошла её пора —

Весна  в окно  стучится  

И гонит  со двора .

После следует использовать более сложные методики моделирования, к примеру блок-схемы.Блок-схема– распространённый тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединённых между собой линиями, указывающими направление последовательности.

Пример блок-схемы на стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится». 

 

     
 

     

     

 

 


 

При использовании метода моделировании на уроках развития речи при анализе стихотворения необходимо соблюдать следующие педагогические принципы:

- на уроках ученик должен развиваться как интеллектуально, так и личностно;

- необходимо последовательно усложнять задания;

- использовать системный подход в обучении;

- позволять ученикам проявлять самостоятельность и творчество в образовательном процессе;

- использовать визуальные способы подачи информации;

- сочетать как коллективные, так и индивидуальные формы обучения.

Целесообразно создавать модели, используя изображения и символы (создание мнемотаблиц), далее усложняя модель, вводя новые условия (создание блок-схем), для формирования речевых данных и корректного и связанного изложения мыслей.

В начальной школе моделирование применяется как метод анализа жанровых особенностей басни в стихотворной форме.

Компомпозиционные о собенности басни: Текст басни состоит из двух частей: повествовательной (рассказ, повествование) и поучительной (мораль басни)

Герои басни: Героями басни выступают люди, предметы, явления природы, но чаще всего – животные, которые говорят человеческим языком, совершают поступки, свойственные человеку. Выступая под маской животных, истинные герои басни, разыгрывают картины человеческой жизни. Таким образом, баснописец прибегает к аллегории. Рассмотрим особенности составления моделей при анализе басни И.А. Крылова «Лебедь, щука, рак». В результате анализа текста (по ключевым словам и выражениям, или по последовательности событий и действиям героев) может получиться модель басни.

Как мы видим из рисунка – это модель текста-рассуждения, где присутствует основной тезис (мораль басни), аргументы доказательства выдвинутого тезиса (повествование, рассказ) и обобщение, вывод. По такой модели мы можем рассмотреть особенности композиции басни, характеристику героев и вывести идею басни – мораль. Данная модель поможет учащимся в заучивании текста наизусть.

Как мы видим из рисунка – это модель текста-рассуждения, где присутствует основной тезис (мораль басни), аргументы доказательства выдвинутого тезиса (повествование, рассказ) и обобщение, вывод. По такой модели мы можем рассмотреть особенности композиции басни, характеристику героев и вывести идею басни – мораль. Данная модель поможет учащимся в заучивании текста наизусть.

Таким образом, применение метода  моделирования является важнейшим учебным средством для изучения и анализа текстов любых жанров и стилей. Составление моделей поможет педагогу и самому учащемуся:

- осуществить различные учебные цели и задачи, где требуется извлечение и понимание информации, заложенной в тексте;

- выделить существенное и главное в изучаемом тестовом материале;

- обобщить изучаемый материал и запомнить структуру, связи и отношения данного учебного материала.

Вопросы и задания по разделу 1.3.

1.Какое понятие используется в филологической науке при характеристике текста?

2. Перечислите этапы тематического моделирования текста.

3. Назовите отличительные особенности текста-рассуждения.

4. Дайте объяснение понятию «кластерное моделирование текста».

Список литературы по разделу

Основная литература

1. Гончарова Н.А. Коммуникативное моделирование семантики слова в художественном тексте /Н.А.Гончарова, В.М.Швецова //Восточно-европейский научный журнал – 2018, - № 4 (32).

2. Журкова М.С. Смысловое моделирование художественного текста /М.С.Журкова //Вестник Челябинского государственного университета – 2019 - № 1(423). 

3. Игровые технологии на уроках русского языка. /авт.-сост. К.Е. Виноградова. – изд. 2-е., испр. – Волгоград: Учитель, 2019. – 238с.

4. Использование логико-смысловых моделей на уроках. /авт.-сост. С.Г.Жегалова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 157с.

5. Кушкина Л.В. К вопросу о моделировании текста научной аннотации/ Л.В.Кушкина, С.К.Филипсон //Вестник Удмуртского университета – 2018, - Т 28, выпуск 6.

Дополнительная литература    

6. Букарева Ю.В. Применение метода моделирования текста на уроках русского языка в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта /Ю.В.Букарева. // Приволжский научный вестник – №11(27), – 2016, – С.117-122.

7. Гальперин Г.Ф. Интеграция и завершенность текста // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. – 1980. – № 6.

8. Гальперин И.Р. К проблеме зависимости предложения от контекста // Вопросы языкознания. – 1977. – № 1.

9. Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания. – 1974. –№ 6.

10. Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (Абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе. – 1967. – № 1. – С. 78, 93.

11. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. - М., 1999

12. Моисеева М.С. Моделирование текста как средство развития связной речи младших школьников: Дис. канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2004.

13. Поспелов Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры /Н.С.Поспелов. // Доклады и сообщения Ин-та русского языка. Вып. 2. – М.: Изд-во АН СССР, – 1948. –198с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.014 с.)