Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод моделирования при работе с текстами разных стилей и жанров в начальной школе
В современном обществе постоянно нарастает поток информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором особое место занимают вопросы обучения смысловому чтению, поскольку чтение является основой начального общего образования Чтение – один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Текст рассматривается с разных точек зрения: во-первых, текст (от лат. textus – ткань, сплетение, связь – это сочетание и осмысленная последовательность знаков, несущая определенный смысл для человека; во-вторых, это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью; в-третьих, это форма представления информации и средство общения; в-четвертых, это средство формирования УУД и организации учебной деятельности младших школьников. Однако существует и лингвистическая трактовка текста, в которой текст представляет собой сложное образование, которое, в свою очередь, членится на непосредственно составляющие его компоненты. Одним из них является сложное синтаксическое целое (ССЦ). Профессор Н.С. Поспелов одним из первых выделил и дал название – сложное синтаксическое целое – особой синтаксической единице. Ученый считает, что ССЦ в отличие от предложения служит для выражения сложной и законченной мысли и имеет в составе окружающего контекста относительную независимость, которой нет у отдельного предложения. Именно сложное синтаксическое целое, по мнению исследователя, выражает законченную мысль автора, «…формируя, таким образом, отдельное авторское высказывание, непосредственно адресованное слушателю или читателю» [13]. Л.М. Лосева полагает, что ССЦ приближается порой к отдельному рассказику, который можно озаглавить, назвав его микротему [10]. В.Л. Ринберг важными признаками ССЦ справедливо считает микротему, которой объединены предложения, образующие структурно-смысловое единство, и функциональную направленность данного единства.
Таким образом, опираясь на филологические исследования можно заключить, что т екст представляет собой совокупность наименьших единиц - предложений-высказываний, которые группируются на основе смысловых и структурных связей в ССЦ, которые трактуются как «сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов [7]. В структуре ССЦ значительную конструктивную роль имеет первая фраза-зачин, которая определяет тематическое и структурное развитие ССЦ. Иначе ее называют тематической, так как она позволяет определить тему ССЦ и заставляет строго ее придерживаться в других предложениях. Тематическое предложение ССЦ позволяет выделить предмет речи. Оно содержит слово, словосочетание, часть предложения, требующие распространения, пояснения. Вокруг фразы-зачина группируются предложения-высказывания, конкретизирующие предмет высказывания. Предложения раскрывают тему высказывания следующими способами: детализацией, приведением примеров, объяснением, аналогией, предположением, причинно-следственным обоснованием, сопоставлением и многими другими способами [7]. Рассмотренные взаимоотношения предложений-высказываний в тексте можно представить в виде модели. М одель текста определяется как «графический способ представления смысловой информации текста, в которой отражены иерархические внутритекстовые связи его структурных компонентов» [9]. Моделирование текста рассматривается в практике начального общего образования как метод в основе, которого лежит построение, изучение моделей существующих текстов с целью глубокого их понимания и преобразования текстов из вербальной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены их существенные характеристики. Метод моделирования направлен на:
- формирование и овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; - интеллектуальное развитие младших школьников и формирование операций мышления: анализа, синтеза, обобщения и классификации. Моделирование текста дает возможность научить младшего школьника обобщать, классифицировать, приводить в систему полученные знания, устанавливать связи и взаимоотношения между изучаемыми явлениями. Умение прочитать модель предполагает умение вычленить в результате анализа конкретных языковых явлений общие существенные их свойства и связи между ними, сделать соответствующий грамматический вывод в виде грамматического правила или положения и представить результат этого анализа путем условных схематических изображений. Основываясь на теории о выделении в структуре текста значимой тематической фразы (предложения), которая определяет тематическое и структурное развитие ССЦ, можно применять на практике следующий алгоритм моделирования текста различных стилей и жанров [11]: 1 шаг. Пронумеровать все предложения текста. 2 шаг. Найти тематическое предложение текста. 3 шаг. В тематическом предложении выделить информемы (слово/слова), словосочетание/словосочетания, части предложения), которые детализируют основную тему текста. 4 шаг. В модели обозначить: - тематическое предложение четырехугольником ; - информемы тематического предложения в этом четырехугольнике изобразить кружочками ; - предложения, детализирующие и раскрывающие смысл информем, отметить треугольниками . Рассмотрим такой прием моделирования на примере модели учебного текста:
Как мы видим, вершину модели представляет предложение, содержащие тему текста. Второй ярус представлен предложениями, раскрывающими тематическое содержание ключевых словосочетаний основного предложения. Третий ярус представлен дополнительной информацией, помогающей понять тематическое значение второго яруса. Опираясь на данный прием моделирования, рассмотрим некоторые виды работы по моделированию научно-учебного и научно-популярного текста.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.008 с.) |