Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Родичев Вячеслав Александрович, Кива Александр Алексеевич
Устройство и техническое обслуживание Легковых автомобилей Учебник Редакторы Г.Н.Губанов. А.М.Ладыгин. Технический редактор Н И.Горбачева. Компьютерная верстка: Г.А.Берковский. Корректоры Е.В.Соловьева. С.Ю.Свиридова Изд. № A-676-III. Подписано в печать 15.09.2005. Формат 60x90/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,0. Доп. тираж 10000 экз. Заказ № 8240. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953 Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (095]330-1092. 334 8337. Отпечатано в ОАО «Тверской полиграфический комбинат». 170024, г. Тверь, пр-т Ленина. 5 Телефон: (0822) 44-42-15 Интернет/Home-page — www.tverpk.ru. Электронная почта (E-mail): salesBtverpk.ru. © Родичев В. А., Кива А Д., 2004 © Образовательно-издательский центр «Академия». 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...................................................... 4 Глава 1 Общие сведения.................................. 5 1.1. Основные части автомобиля......................... 5 1.2. Классификация автомобилей........................ 7 Глава 2. Двигатель....................................... 10 2.1. Общее устройство и работа......................... 10 2.2. Механизмы двигателя................................. 14 2.3. Система охлаждения................................... 17 2.4. Смазочная система..................................... 19 2.5. Система питания......................................... 22 Глава 3. Электрооборудование.................... 28 3.1. Общие сведения......................................... 28 3.2. Аккумуляторная батарея............................ 29 3.3. Генератор.................................................. 31 3.4. Стартер..................................................... 32 3.5. Система зажигания.............. т..................... 33 3.6. Системы освещения и сигнализации............. 36 3.7. Контрольно-измерительные приборы......... 37 Глава 4. Трансмиссия................................... 39 4.1. Общее устройство...................................... 39 4.2. Сцепление.................................................. 40 4.3. Коробка передач........................................ 43 4.4. Ведущий мост............................................ 48 Глава 5. Несущая система............................ 51 5.1. Кузов и органы управления........................ 51 5.2. Ходовая часть............................................ 54 5.3. Колеса и шины........................................... 57 Гл а в а 6. Системы управления........................ 61 6.1. Система рулевого управления..................... 61 6.2. Тормозные системы.................................... 63 Глава 7 Основы технического обслуживания 69
7.1. Виды и периодичность технического обслуживания 69 7.2. Ежедневное техническое обслуживание....... 70 Глава 8. Устранение мелких неисправностей 72 8.1. Полезные советы........................................ 72 8.2. Неисправности двигателя и его систем......... 73 8.3. Неисправности, влияющие на безопасность вождения 78 ВВЕДЕНИЕ Водители транспортных средств категории «В» — самая быстрорастущая «армия» автомобилистов. Парк легковых автомобилей в стране быстро увеличивается, из рук в руки переходят подержанные автомобили. Обучать автолюбителей нужно не только правилам дорожного движения и технике вождения. Зачастую смысл положений Правил и приемов вождения можно постичь, лишь зная хотя бы начальные сведения по устройству автомобиля, которым управляешь. Начинающие водители являются причиной многочисленных аварий из-за своей бравады в совокупности с недостатком опыта вождения и плохими знаниями устройства автомобиля. Они думают, что машина послушно во всем подчиняется воле водителя, и представляют себя гонщиками. А создав аварийную ситуацию, такие водители теряются и за секунды до аварии не могут выбрать правильное решение. На благополучный выход из создавшейся ситуации за короткий промежуток времени большое влияние оказывают знания водителем устройства и работы механизмов, систем и агрегатов автомобиля. Подробности об устройстве вашего личного автомобиля можете узнать из руководства завода-изготовителя по эксплуатации и техническому обслуживанию, составленного специалистами завода, и из другой технической литературы. Этот учебник — для тех, кто впервые знакомится с легковым автомобилем. В доступной форме в нем изложены принципиальное устройство и работа механизмов и систем легкового автомобиля. Даны рекомендации по основам технического обслуживания и устранению мелких неисправностей, которые позволят вам с честью выйти из ситуации, когда из-за пустяковой неисправности автомобиль вдруг «закапризничает» и остановится в дороге. Глава 1 Общие сведения Основные части автомобиля Нужда в механических транспортных средствах существовала с давних времен. Первые самодвижущиеся (безлошадные) экипажи использовали в качестве движителя мускульную силу человека (педальная «самокатка» русского механика Ивана Кулибина, построенная им в конце XVIII в.), силу ветра (парусные повозки), а впоследствии и энергию пара. Разумеется, первые автомобили были крайне неуклюжи и по всем параметрам проигрывали экипажам на конной тяге. Однако даже в этих примитивных конструкциях прослеживались черты современных механизмов. Так, в «самокатке» И. Кулибина для сглаживания рывков от нажима на педали применялся массивный маховик, оси колес вращались в подшипниках, а при подъеме в гору силу тяги можно было увеличить, перемещая колеса редуктора (прообраза коробки передач).
Толчком к созданию автомобиля стало изобретение двигателя внутреннего сгорания — более мощного и компактного, чем паровой. В конце XIX в. был создан первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и разработана «классическая» компоновка с передним расположением двигателя и приводом на ведущие задние колеса, сохранившаяся в общих чертах до наших дней (рис. 1). Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя 1, шасси и кузова. Двигатель является источником механической энергии. Кузов — несущая часть легкового автомобиля, на которой закреплены двигатель и агрегаты трансмиссии, ходовой части и системы управления. В кузове размещаются пассажиры и багаж. Шасси — совокупность агрегатов, предназначенных для передачи механической энергии от двигателя к ведущим колесам, передвижения автомобиля и управления им. Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть и системы управления. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста. Сцепление позволяет водителю кратковременно разъединять вал двигателя и трансмиссию перед включением передачи и плавно их соединять после переключения для трогания автомобиля с места или изменения скорости. При отсутствии сцепления автомобиль вынужден был бы трогаться с места в момент пуска двигателя. Коробка передач необходима для выбора скорости и реализации мощности двигателя в разных режимах движения путем включения различных передач, а также для изменения направления движения (например, с переднего хода на задний и наоборот). Карданная передача 6 (на заднеприводном автомобиле) передает крутящий момент от валов коробки передач к ведущему мосту.
Ведущий мост 5 объединяет главную передачу и приводные валы (полуоси 4), передающие вращение и усилие валов трансмиссии к ведущим колесам автомобиля. Ходовая часть объединяет колеса и системы их крепления к кузову (переднюю и заднюю подвески). Она обеспечивает движение автомобиля с помощью ведущих колес. с включают в себя рулевое управление для изменения направления движения автомобиля и тормозную систему. Классификация автомобилей К категории «В» относятся автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т и с числом мест не более 8. Это широко распространенная категория. Она объединяет множество типов автомобилей — от микролитражек («Ока») до вседорожников (УАЗ) и микроавтобусов («Соболь»). Отечественные легковые автомобили разделяют на классы в зависимости от рабочего объема двигателя (табл. 1). В соответствии с этой классификацией каждой модели дается сокращенное буквенное название завода-изготовителя и присваивается четырехзначный цифровой индекс.
Первая цифра в индексе означает класс, вторая — вид автомобиля (легковой) — обозначен цифрой 1Г, а третья и четвертая — номер модели. Например, марка автомобиля Волжского автозавода ВАЗ-2110 означает, что это автомобиль малого класса, легковой, серийный номер модели — 10. В зависимости от взаимного расположения двигателя, коробки передач и ведущего моста различают несколько конструктивных схем легковых автомобилей: а) «классическая» компоновка (рис. 1, а): двигатель 1 расположен спереди (как правило, продольно), крутящий момент передается от Тхблица 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Класс Обозначение Рабочий объем Сухая масса . _ «. * _ Автомобили
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.01 с.) |