Родичев Вячеслав Александрович, Кива Александр Алексеевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родичев Вячеслав Александрович, Кива Александр Алексеевич



Устройство и техническое обслуживание

Легковых автомобилей

Учебник

Редакторы Г.Н.Губанов. А.М.Ладыгин. Технический редактор Н И.Горбачева. Компьютерная верстка: Г.А.Берковский. Корректоры Е.В.Соловьева. С.Ю.Свиридова

Изд. № A-676-III. Подписано в печать 15.09.2005. Формат 60x90/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,0. Доп. тираж 10000 экз. Заказ № 8240.

Издательский центр «Академия».

Санитарно-эпидемиологическое заключение 77.99.02.953 Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (095]330-1092. 334 8337.

Отпечатано в ОАО «Тверской полиграфический комбинат». 170024, г. Тверь, пр-т Ленина. 5 Телефон: (0822) 44-42-15 Интернет/Home-page — www.tverpk.ru. Электронная почта (E-mail): salesBtverpk.ru.

© Родичев В. А., Кива А Д., 2004

© Образовательно-издательский центр «Академия». 2004
ISBN 5-7695-118Б-9 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................... 4

Глава 1 Общие сведения.................................. 5

1.1. Основные части автомобиля......................... 5

1.2. Классификация автомобилей........................ 7

Глава 2. Двигатель....................................... 10

2.1. Общее устройство и работа......................... 10

2.2. Механизмы двигателя................................. 14

2.3. Система охлаждения................................... 17

2.4. Смазочная система..................................... 19

2.5. Система питания......................................... 22

Глава 3. Электрооборудование.................... 28

3.1. Общие сведения......................................... 28

3.2. Аккумуляторная батарея............................ 29

3.3. Генератор.................................................. 31

3.4. Стартер..................................................... 32

3.5. Система зажигания.............. т..................... 33

3.6. Системы освещения и сигнализации............. 36

3.7. Контрольно-измерительные приборы......... 37

Глава 4. Трансмиссия................................... 39

4.1. Общее устройство...................................... 39

4.2. Сцепление.................................................. 40

4.3. Коробка передач........................................ 43

4.4. Ведущий мост............................................ 48

Глава 5. Несущая система............................ 51

5.1. Кузов и органы управления........................ 51

5.2. Ходовая часть............................................ 54

5.3. Колеса и шины........................................... 57

Гл а в а 6. Системы управления........................ 61

6.1. Система рулевого управления..................... 61

6.2. Тормозные системы.................................... 63

Глава 7 Основы технического обслуживания     69

7.1. Виды и периодичность технического обслуживания 69

7.2. Ежедневное техническое обслуживание....... 70

Глава 8. Устранение мелких неисправностей 72

8.1. Полезные советы........................................ 72

8.2. Неисправности двигателя и его систем......... 73

8.3. Неисправности, влияющие на безопасность вождения 78


ВВЕДЕНИЕ

Водители транспортных средств категории «В» — самая быст­рорастущая «армия» автомобилистов. Парк легковых автомо­билей в стране быстро увеличивается, из рук в руки перехо­дят подержанные автомобили. Обучать автолюбителей нужно не только правилам дорожного движения и технике вождения. Зачас­тую смысл положений Правил и приемов вождения можно постичь, лишь зная хотя бы начальные сведения по устройству автомобиля, которым управляешь.

Начинающие водители являются причиной многочисленных ава­рий из-за своей бравады в совокупности с недостатком опыта вож­дения и плохими знаниями устройства автомобиля. Они думают, что машина послушно во всем подчиняется воле водителя, и представ­ляют себя гонщиками. А создав аварийную ситуацию, такие води­тели теряются и за секунды до аварии не могут выбрать правиль­ное решение.

На благополучный выход из создавшейся ситуации за короткий промежуток времени большое влияние оказывают знания водите­лем устройства и работы механизмов, систем и агрегатов автомо­биля. Подробности об устройстве вашего личного автомобиля мо­жете узнать из руководства завода-изготовителя по эксплуатации и техническому обслуживанию, составленного специалистами за­вода, и из другой технической литературы.

Этот учебник — для тех, кто впервые знакомится с легковым ав­томобилем.

В доступной форме в нем изложены принципиальное устройство и работа механизмов и систем легкового автомобиля. Даны реко­мендации по основам технического обслуживания и устранению мелких неисправностей, которые позволят вам с честью выйти из ситуации, когда из-за пустяковой неисправности автомобиль вдруг «закапризничает» и остановится в дороге.


Глава 1

Общие сведения

Основные части автомобиля

Нужда в механических транспортных средствах существовала с давних времен. Первые самодвижущиеся (безлошадные) экипажи использовали в качестве движителя мускульную силу человека (пе­дальная «самокатка» русского механика Ивана Кулибина, постро­енная им в конце XVIII в.), силу ветра (парусные повозки), а впо­следствии и энергию пара. Разумеется, первые автомобили были крайне неуклюжи и по всем параметрам проигрывали экипажам на конной тяге. Однако даже в этих примитивных конструкциях про­слеживались черты современных механизмов. Так, в «самокатке» И. Кулибина для сглаживания рывков от нажима на педали приме­нялся массивный маховик, оси колес вращались в подшипниках, а при подъеме в гору силу тяги можно было увеличить, перемещая колеса редуктора (прообраза коробки передач).

Толчком к созданию автомобиля стало изобретение двигателя внутреннего сгорания — более мощного и компактного, чем паро­вой. В конце XIX в. был создан первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и разработана «классическая» компоновка с передним расположением двигателя и приводом на ведущие задние колеса, сохранившаяся в общих чертах до наших дней (рис. 1).

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя 1, шас­си и кузова.

Двигатель является источником механической энергии.

Кузов — несущая часть легкового автомобиля, на которой за­креплены двигатель и агрегаты трансмиссии, ходовой части и сис­темы управления.

В кузове размещаются пассажиры и багаж.

Шасси — совокупность агрегатов, предназначенных для пере­дачи механической энергии от двигателя к ведущим колесам, пере­движения автомобиля и управления им.

Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть и системы управления. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста.

Сцепление   позволяет водителю кратковременно разъединять вал двигателя и трансмиссию перед включением передачи и плавно их соединять после переключения для трогания автомобиля с ме­ста или изменения скорости. При отсутствии сцепления автомобиль вынужден был бы трогаться с места в момент пуска двигателя.

Коробка передач необходима для выбора скорости и реализа­ции мощности двигателя в разных режимах движения путем вклю­чения различных передач, а также для изменения направления дви­жения (например, с переднего хода на задний и наоборот).

Карданная передача 6 (на заднеприводном автомобиле) переда­ет крутящий момент от валов коробки передач к ведущему мосту.

 

 

 

 


Ведущий мост 5 объединяет главную передачу и приводные валы (полуоси 4), передающие вращение и усилие валов трансмиссии к ведущим колесам автомобиля.

Ходовая часть объединяет колеса и системы их крепления к ку­зову (переднюю и заднюю подвески). Она обеспечивает движение автомобиля с помощью ведущих колес.

с включают в себя рулевое управление для из­менения направления движения автомобиля и тормозную систему.

Классификация автомобилей

К категории «В» относятся автомобили с разрешенной макси­мальной массой не более 3,5 т и с числом мест не более 8. Это широ­ко распространенная категория. Она объединяет множество типов автомобилей — от микролитражек («Ока») до вседорожников (УАЗ) и микроавтобусов («Соболь»).

Отечественные легковые автомобили разделяют на классы в за­висимости от рабочего объема двигателя (табл. 1). В соответствии с этой классификацией каждой модели дается сокращенное буквен­ное название завода-изготовителя и присваивается четырехзнач­ный цифровой индекс.

Первая цифра в индексе означает класс, вторая — вид автомо­биля (легковой) — обозначен цифрой 1Г, а третья и четвертая — но­мер модели. Например, марка автомобиля Волжского автозавода ВАЗ-2110 означает, что это автомобиль малого класса, легковой, серийный номер модели — 10.

В зависимости от взаимного расположения двигателя, коробки передач и ведущего моста различают несколько конструктивных схем легковых автомобилей:

а) «классическая» компоновка (рис. 1, а): двигатель 1 расположен спереди (как правило, продольно), крутящий момент передается от

Тхблица 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Класс                                                Обозначение Рабочий объем       Сухая масса .                                               _

«.                                       * _  Автомобили



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.01 с.)