Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей



Учебник ВОДИТЕЛЯ

В.А. Родичев, А.А. Кива

УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

ДОПУЩЕНО

МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3-е издание, стереотипное

 


УДК 629.114.6

ББК 39.335.52

Р607

Совместная программа КЖИ «За рулем» и ИЦ «Академия»

по выпуску учебников для подготовки водителей

Автотранспортных средств

Рецензент —доцент Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета), канд. техн. наук О.В. Майборода

Родичев В. А.

Р6О7 Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей: Учебник водителя автотранспортных средств категории «В» / В. А. Родичев, А. А. Кива. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 80 с.

ISBN 5-7695-1186-9

Учебник предназначен для подготовки водителей легковых автомобилей Написан в соответствии с новой учебной программой, утвержденной Минооразованием России по согласованию с ГИБДД и Минтрансом РФ. Доступно изложены принципиальное устройство, работа механизмов и систем легковых автомобилей.

Для учащихся начального профессионального образования и обучающихся в ав тошколах и учебно курсовых комбинатах на водителей автотранспортных средств ка­тегории «В».

УДК 629.114.6 ББК 39.335.52

Учебное издание

Родичев Вячеслав Александрович, Кива Александр Алексеевич

Устройство и техническое обслуживание

Легковых автомобилей

Учебник

Редакторы Г.Н.Губанов. А.М.Ладыгин. Технический редактор Н И.Горбачева. Компьютерная верстка: Г.А.Берковский. Корректоры Е.В.Соловьева. С.Ю.Свиридова

Изд. № A-676-III. Подписано в печать 15.09.2005. Формат 60x90/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,0. Доп. тираж 10000 экз. Заказ № 8240.

Издательский центр «Академия».

Санитарно-эпидемиологическое заключение 77.99.02.953 Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (095]330-1092. 334 8337.

Отпечатано в ОАО «Тверской полиграфический комбинат». 170024, г. Тверь, пр-т Ленина. 5 Телефон: (0822) 44-42-15 Интернет/Home-page — www.tverpk.ru. Электронная почта (E-mail): salesBtverpk.ru.

© Родичев В. А., Кива А Д., 2004

© Образовательно-издательский центр «Академия». 2004
ISBN 5-7695-118Б-9 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................... 4

Глава 1 Общие сведения.................................. 5

1.1. Основные части автомобиля......................... 5

1.2. Классификация автомобилей........................ 7

Глава 2. Двигатель....................................... 10

2.1. Общее устройство и работа......................... 10

2.2. Механизмы двигателя................................. 14

2.3. Система охлаждения................................... 17

2.4. Смазочная система..................................... 19

2.5. Система питания......................................... 22

Глава 3. Электрооборудование.................... 28

3.1. Общие сведения......................................... 28

3.2. Аккумуляторная батарея............................ 29

3.3. Генератор.................................................. 31

3.4. Стартер..................................................... 32

3.5. Система зажигания.............. т..................... 33

3.6. Системы освещения и сигнализации............. 36

3.7. Контрольно-измерительные приборы......... 37

Глава 4. Трансмиссия................................... 39

4.1. Общее устройство...................................... 39

4.2. Сцепление.................................................. 40

4.3. Коробка передач........................................ 43

4.4. Ведущий мост............................................ 48

Глава 5. Несущая система............................ 51

5.1. Кузов и органы управления........................ 51

5.2. Ходовая часть............................................ 54

5.3. Колеса и шины........................................... 57

Гл а в а 6. Системы управления........................ 61

6.1. Система рулевого управления..................... 61

6.2. Тормозные системы.................................... 63

Глава 7 Основы технического обслуживания     69

7.1. Виды и периодичность технического обслуживания 69

7.2. Ежедневное техническое обслуживание....... 70

Глава 8. Устранение мелких неисправностей 72

8.1. Полезные советы........................................ 72

8.2. Неисправности двигателя и его систем......... 73

8.3. Неисправности, влияющие на безопасность вождения 78


ВВЕДЕНИЕ

Водители транспортных средств категории «В» — самая быст­рорастущая «армия» автомобилистов. Парк легковых автомо­билей в стране быстро увеличивается, из рук в руки перехо­дят подержанные автомобили. Обучать автолюбителей нужно не только правилам дорожного движения и технике вождения. Зачас­тую смысл положений Правил и приемов вождения можно постичь, лишь зная хотя бы начальные сведения по устройству автомобиля, которым управляешь.

Начинающие водители являются причиной многочисленных ава­рий из-за своей бравады в совокупности с недостатком опыта вож­дения и плохими знаниями устройства автомобиля. Они думают, что машина послушно во всем подчиняется воле водителя, и представ­ляют себя гонщиками. А создав аварийную ситуацию, такие води­тели теряются и за секунды до аварии не могут выбрать правиль­ное решение.

На благополучный выход из создавшейся ситуации за короткий промежуток времени большое влияние оказывают знания водите­лем устройства и работы механизмов, систем и агрегатов автомо­биля. Подробности об устройстве вашего личного автомобиля мо­жете узнать из руководства завода-изготовителя по эксплуатации и техническому обслуживанию, составленного специалистами за­вода, и из другой технической литературы.

Этот учебник — для тех, кто впервые знакомится с легковым ав­томобилем.

В доступной форме в нем изложены принципиальное устройство и работа механизмов и систем легкового автомобиля. Даны реко­мендации по основам технического обслуживания и устранению мелких неисправностей, которые позволят вам с честью выйти из ситуации, когда из-за пустяковой неисправности автомобиль вдруг «закапризничает» и остановится в дороге.


Глава 1

Общие сведения

Основные части автомобиля

Нужда в механических транспортных средствах существовала с давних времен. Первые самодвижущиеся (безлошадные) экипажи использовали в качестве движителя мускульную силу человека (пе­дальная «самокатка» русского механика Ивана Кулибина, постро­енная им в конце XVIII в.), силу ветра (парусные повозки), а впо­следствии и энергию пара. Разумеется, первые автомобили были крайне неуклюжи и по всем параметрам проигрывали экипажам на конной тяге. Однако даже в этих примитивных конструкциях про­слеживались черты современных механизмов. Так, в «самокатке» И. Кулибина для сглаживания рывков от нажима на педали приме­нялся массивный маховик, оси колес вращались в подшипниках, а при подъеме в гору силу тяги можно было увеличить, перемещая колеса редуктора (прообраза коробки передач).

Толчком к созданию автомобиля стало изобретение двигателя внутреннего сгорания — более мощного и компактного, чем паро­вой. В конце XIX в. был создан первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и разработана «классическая» компоновка с передним расположением двигателя и приводом на ведущие задние колеса, сохранившаяся в общих чертах до наших дней (рис. 1).

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя 1, шас­си и кузова.

Двигатель является источником механической энергии.

Кузов — несущая часть легкового автомобиля, на которой за­креплены двигатель и агрегаты трансмиссии, ходовой части и сис­темы управления.

В кузове размещаются пассажиры и багаж.

Шасси — совокупность агрегатов, предназначенных для пере­дачи механической энергии от двигателя к ведущим колесам, пере­движения автомобиля и управления им.

Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть и системы управления. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста.

Сцепление   позволяет водителю кратковременно разъединять вал двигателя и трансмиссию перед включением передачи и плавно их соединять после переключения для трогания автомобиля с ме­ста или изменения скорости. При отсутствии сцепления автомобиль вынужден был бы трогаться с места в момент пуска двигателя.

Коробка передач необходима для выбора скорости и реализа­ции мощности двигателя в разных режимах движения путем вклю­чения различных передач, а также для изменения направления дви­жения (например, с переднего хода на задний и наоборот).

Карданная передача 6 (на заднеприводном автомобиле) переда­ет крутящий момент от валов коробки передач к ведущему мосту.

 

 

 

 


Ведущий мост 5 объединяет главную передачу и приводные валы (полуоси 4), передающие вращение и усилие валов трансмиссии к ведущим колесам автомобиля.

Ходовая часть объединяет колеса и системы их крепления к ку­зову (переднюю и заднюю подвески). Она обеспечивает движение автомобиля с помощью ведущих колес.

с включают в себя рулевое управление для из­менения направления движения автомобиля и тормозную систему.

Классификация автомобилей

К категории «В» относятся автомобили с разрешенной макси­мальной массой не более 3,5 т и с числом мест не более 8. Это широ­ко распространенная категория. Она объединяет множество типов автомобилей — от микролитражек («Ока») до вседорожников (УАЗ) и микроавтобусов («Соболь»).

Отечественные легковые автомобили разделяют на классы в за­висимости от рабочего объема двигателя (табл. 1). В соответствии с этой классификацией каждой модели дается сокращенное буквен­ное название завода-изготовителя и присваивается четырехзнач­ный цифровой индекс.

Первая цифра в индексе означает класс, вторая — вид автомо­биля (легковой) — обозначен цифрой 1Г, а третья и четвертая — но­мер модели. Например, марка автомобиля Волжского автозавода ВАЗ-2110 означает, что это автомобиль малого класса, легковой, серийный номер модели — 10.

В зависимости от взаимного расположения двигателя, коробки передач и ведущего моста различают несколько конструктивных схем легковых автомобилей:

а) «классическая» компоновка (рис. 1, а): двигатель 1 расположен спереди (как правило, продольно), крутящий момент передается от

Тхблица 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Класс                                                Обозначение Рабочий объем       Сухая масса .                                               _

«.                                       * _  Автомобили

Гл а в а 2

Двигатель

Общее устройство и работа

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — самый распространен­ный тип двигателя легкового автомобиля. Работа двигателя этого типа основана на свойстве газов расширяться при нагревании. Ис­точником теплоты в двигателе является смесь топлива с воздухом (горючая смесь).

 

 

 

 

Двигатели внутреннего сгорания бывают двух типов: бензино­вые и дизельные. В бензиновом двигателе горючая смесь (бензина с воздухом) воспламеняется внутри цилиндра от искры, образую­щейся на свече зажигания 3 (рис. 3). В дизельном двигателе горю­чая смесь (дизельного топлива с воздухом) воспламеняется от сжа­тия, а свечи зажигания не применяются. На обоих типах двигате­лей давление образующейся при сгорании горючей смеси газов по­вышается и передается на поршень 7. Поршень перемещается вниз и через шатун 8 действует на коленчатый вал 11, принуждая его вращаться. Для сглаживания рывков и более равномерного враще­ния коленчатого вала на его торце устанавливается массивный ма­ховик 9.

Рассмотрим основные понятия о ДВС и принцип его работы.

В каждом цилиндре 2 (рис. 4) установлен поршень 1. Крайнее верхнее его положение называется верхней мертвой точкой (ВМТ), крайнее нижнее — нижней мертвой точкой (НМТ). Расстояние, пройденное поршнем от одной мертвой точки до другой, называет­ся ходом поршня. За один ход поршня коленчатый вал повернется на половину оборота.

Камера сгорания {сжатия) — это пространство между головкой блока цилиндров и поршнем при его нахождении в ВМТ.

Рабочий объем цилиндра — пространство, освобождаемое пор­шнем при перемещении его из ВМТ в НМТ.

Рабочий объем двигателя — это рабочий объем всех цилиндров двигателя. Его выражают в литрах, поэтому нередко называют лит­ражом двигателя.

Полный объем цилиндра — сумма объема камеры сгорания и ра­бочего объема цилиндра.

Степень сжатия показывает, во сколько раз полный объем ци­линдра больше объема камеры сгорания. Степень сжатия у бензи нового двигателя равна 8... 10, у дизельного20...30.

От степени сжатия следует отличать компрессию. Компрес­сия — это давление в цилиндре в конце такта сжатия характеризу­ет техническое состояние (сте­пень изношенности) двигателя. Если компрессия больше или численно равна степени сжатия, состояние двигателя можно счи­тать нормальным.

Мощность двигателя — вели­чина, показывающая, какую ра­боту двигатель совершает в еди­ницу времени. Мощность измеряется в киловаттах (кВт) или лошадиных силах (л. с), при этом одна лошадиная сила приблизительно равна 0,74 кВт.

 

 

 

 


Крутящий момент двигателя численно равен произведению силы, действующей на поршень во время расширения газов в цилиндре, на плечо ее действия (радиус кривошипа — расстояние от оси коренной шейки до оси шатунной шейки коленчатого вала). Крутящий момент определяет силу тяги на колесах автомобиля: чем больше крутящий момент, тем лучше динамика разгона автомобиля.

Максимальные мощность и крутящий момент развиваются дви­гателем при определенных частотах вращения коленчатого вала (указаны в технической характеристике каждого автомобиля).

Такт — процесс (часть рабочего цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, рабочий цикл которого происходит за четыре хода поршня, называют четырехтактным независимо от количества цилиндров.

Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя. Он протекает в одном цилиндре в такой последовательности (рис. 5):

1 -й такт — впуск. При движении поршня 3 вниз в цилиндре об­разуется разрежение, под действием которого через открытый впускной клапан 1 в цилиндр из системы питания поступает горю­чая смесь (смесь топлива с воздухом). Вместе с остаточными газа­ми в цилиндре горючая смесь образует рабочую смесь и занимает полный объем цилиндра;

2-й такт — сжатие. Поршень под действием коленчатого вала и шатуна перемещается вверх. Оба клапана закрыты, и рабочая смесь сжимается до объема камеры сгорания;

 

 

     
 

 

 


3-й такт — рабочий ход, или расширение. В конце такта сжа­тия между электродами свечи зажигания возникает электрическая искра, которая воспламеняет рабочую смесь (в дизельном двигате­ле рабочая смесь самовоспламеняется). Под давлением расширяю­щихся газов поршень перемещается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал;

4-й такт — выпуск. Поршень перемещается вверх, и через от­крывшийся выпускной клапан 4 выходят наружу из цилиндра отра­ботавшие газы.

При последующем ходе поршня вниз цилиндр вновь заполняется рабочей смесью, и цикл повторяется.

Как правило, двигатель имеет несколько цилиндров. На отечествен­ных автомобилях обычно устанавливают четырехцилиндровые двига­тели (на автомобилях «Ока» —двухцилиндровый). В многоцилиндро­вых двигателях такты работы цилиндров следуют друг за другом в оп­ределенной последовательности. Чередование рабочих ходов или од­ноименных тактов в цилиндрах многоцилиндровых двигателей в оп­ределенной последовательности называется порядком работы цилин дров двигателя. Порядок работы цилиндров в четырехцилиндровом двигателе чаще всего принят 1—3—4—2 или реже 1—2—4—3, где циф­ры соответствуют номерам цилиндров, начиная с передней части дви­гателя. Схема на рис. 6 характеризует такты, происходящие в цилинд­рах во время первого полуоборота коленчатого вала. Порядок работы двигателя необходимо знать для правильного присоединения прово­дов высокого напряжения к свечам при установке момента зажигания и для последовательности регулировки тепловых зазоров в клапанах.

В действительности любой реальный двигатель гораздо сложнее упрощенной схемы, представленной на рис. 3. Рассмотрим типовые элементы конструкции двигателя и принципы их работы.


Механизмы двигателя

Все двигатели от прошлых до современных моделей включают в себя: кривошипно-шатунный механизм; механизм газораспределе­ния; систему охлаждения; смазочную систему; систему питания; систему зажигания (у карбюраторных двигателей).

Детали, составляющие двигатель, можно разделить на две груп­пы: подвижные и неподвижные. К неподвижным деталям относят­ся блок цилиндров, цилиндры, головка блока цилиндров, поддон картера.

Цилиндры двигателя выполнены или установлены в массивном жестком корпусе, называемом блоком цилиндров двигателя. Блок из­готавливается из чугуна или алюминиевого сплава. Между цилиндра­ми в нем выполнены каналы для охлаждающей жидкости, служащей для отвода теплоты от сильно нагревающихся деталей. Сверху на бло­ке закреплена головка блока цилиндров. Снизу к блоку цилиндров при­креплен поддон картера, служащий емкостью для масла, необходимо­го для смазывания деталей двигателя во время его работы.

Кривошипно-шатунный механизм. Преобразует прямолиней­ное (возвратно-поступательное) движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Включает в себя следующие детали, имеющие определенное назначение.

Поршень (рис. 7) изготовлен из алюминиевого сплава и имеет сложную форму. Он состоит из днища, уплотняющей и направляющей частей. На уплотняющей части поршня выполнены кольцевые канавки под поршневые кольца — компрессионные и маслосъемные.

 

 

 

 

 


Компрессионные кольца 2 препятствуют проникновению газов из камеры сгорания в зазор между цилиндром и поршнем. Маслосъем ные кольца 1 снимают излишки масла со стенок цилиндра. Кольца разрезные, при установке поршня в цилиндр они пружинят и плот­но прижимаются к его стенке.

Поршневой палец 3 соединяет поршень с шатуном. Поршневой палец может быть запрессован в теле поршня, при этом он свобод­но вращается в верхней головке шатуна. Другая конструкция пред­полагает свободное вращение пальца в бобышках (утолщениях) пор­шня и запрессовку его в верхнюю головку шатуна. От осевого пе­ремещения в поршне палец удерживается стопорными кольцами 4, установленными в проточках бобышек поршня.

Шатун штампуется из стали. Он состоит из стержня, верхней и нижней головок. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка 8, в которой вращается (или запрессован) поршневой палец. Нижняя головка выполнена разъемной и имеет проточки для установки шатунных вкладышей. Части нижней головки соединены между со­бой специальными шатунными болтами 6.

Коленчатый вал изготавливают из стали или чугуна. Коленчатый вал четырехцилиндрового двигателя состоит из пяти опорных (ко­ренных) шеек, расположенных по одной оси, и четырех шатунных шеек, попарно направленных в противоположные стороны. Корен­ные шейки вращаются в подшипниках (в виде двух половин вкла­дышей). Для разгрузки коренных подшипников от действия цент­робежных сил служат противовесы 10.

На переднем конце вала устанавливается звездочка, шкив или шестерня привода распределительного вала. В торец переднего кон­ца вала ввертывают храповик или болт для проворачивания колен­чатого вала вручную при техническом обслуживании. В торце зад­него конца вала помещен подшипник первичного вала коробки пе­редач. В задней же части коленчатого вала имеется фланец, к кото­рому прикреплен маховик. На его обод напрессован стальной зуб­чатый венец, с которым соединяется шестерня стартера при пуске двигателя.

Механизм газораспределения. Предназначен для своевременно­го впуска в цилиндры горючей смеси и выпуска отработавших га­зов. Основными деталями механизма газораспределения являются впускные и выпускные клапаны, распределительный вал и меха­низм его привода (рис. 8).

Распределительный вал устанавливается в головке цилиндров двигателя и вращается синхронно с коленчатым валом, обеспечивая своевременное открытие и закрытие клапанов в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Привод распределительного вала может осуществляться двумя косозубыми шестернями (автомобили «Волга» с двигателями ЗМЗ-402), втулочно-роликовой цепью (двигатели автомобилей ВАЗ-2101...-2107, «Москвич», Иж; двигатели ЗМЗ-406 автомобилей «Волга») или зубчатым ремнем (автомобили ВАЗ-2108... -2 112, «Ока»). Для со­гласования работы поршней и клапанов на зубчатые шкивы, ше­стерни или звездочки привода распределительного вала наносят­ся установочные метки.


 

 

 


Распределительный вал имеет три опорные шейки и восемь ку­лачков, каждый из которых «управляет» одним клапаном. В совре­менных двигателях с четырьмя клапанами на цилиндр (ЗМЗ-406, ВАЗ-2112) в головке блока цилиндров установлены два распредели­тельных вала, каждый из которых управляет восемью впускными или восемью выпускными клапанами.

Клапан состоит из стержня и головки. Головка клапана плотно закрывает гнездо впускного или выпускного канала, прилегая к сед­лу 6. Стержень клапана перемещается в направляющей втулке 1.

Распределительный вал открывает клапаны непосредственно своими кулачками или через дополнительные устройства — толка­тели (ВАЗ-2108...-2112,-2115), коромысла (двигатели УМПО автомо­билей «Москвич») или рычаги («рокеры») (ВАЗ-2101...-2107). За­крываются клапаны под действием пружин 5. Когда клапан закрыт, между торцом его стержня и рабочей частью толкателя (коромыс­ла, рычага) при техническом обслуживании устанавливают зазор. Он обеспечивает плотное прилегание головки клапана к седлу при удлинении стержня от нагревания.

Система охлаждения

При работе двигателя раскаленные газы нагревают его головку, цилиндры и поршни. Если двигатель не охлаждать, может произой­ти заклинивание поршней в результате их расширения и ряд дру­гих неисправностей.

Наиболее распространена жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией (рис. 9). В эту систему входят рубаш­ки охлаждения блока 13 и головки цилиндров 12, радиатор /, насос 5 охлаждающей жидкости, вентилятор 3 и вспомогательные устрой­ства: термостат 4, расширительный бачок 6, указатель температу­ры жидкости 9 и соединительные шланги.

В качестве охлаждающей жидкости используют Тосол А-40М или аналогичный по свойствам концентрированный антифриз, который разбавляют дистиллированной водой в необходимой пропорции. Тосол и антифризы не замерзают, как вода, при низких температурах, поэтому не повреждают деталей двигателя. Внимание! Тосол и антифризыядовитые жидкости, попадание их в организм чело­века недопустимо.

Систему охлаждения заполняют жидкостью через расширитель­ный бачок 6 или горловину радиатора. В крышке радиатора или бач­ка выполнен паровоздушный клапан, который поддерживает повы­шенное давление в системе охлаждения при работе двигателя, по­вышая тем самым температуру кипения Тосола. По мере остывания остановленного двигателя клапан постепенно снижает давление, предотвращая разрыв радиатора и расширительного бачка. Для сли­ва жидкости служат отверстия в нижней части радиатора и блоке цилиндров, закрытые резьбовыми пробками или снабженные кра­никами 15.

Во время работы двигателя жидкость циркулирует в системе охлаждения двигателя под действием центробежного насоса 5 ох­лаждающей жидкости. Распределением потока жидкости управля­ет термостат. Пока двигатель не прогреет жидкость циркулирует по малому кругу (фактически в пределах рубашки охлаждения головки и блока цилиндров). По мере прогрева двигателя клапан термо­стата открывается, и часть жидкости, а затем и весь ее поток направ­ляется в радиатор, где охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором. Крыльчатка вентилятора на некоторых двигателях приводится во вращение ременной передачей от шкива коленчато­го вала. Более современная конструкция — электрический венти­лятор системы охлаждения, работающий от бортовой электросети автомобиля и управляемый термодатчиком, установленным в бачке радиатора.


 

 

 


Радиатор состоит из двух бачков, расположенных вертикально или горизонтально и соединенных тремя рядами трубок. На трубки напрессованы тонкие металлические пластины, улучшающие теплоотвод. Бачки радиатора соединены гибкими резиновыми шланга­ми с рубашкой охлаждения двигателя и расширительным бачком, который служит для компенсации изменения объема жидкости при ее нагревании и охлаждении.

Система охлаждения двигателя конструктивно объединена с системой отопления пассажирского салона автомобиля. Нагретая жидкость поступает в радиатор отопителя 11 из рубашки охлажде­ния головки блока цилиндров по верхнему трубопроводу 8, а отво­дится по нижнему трубопроводу к насосу охлаждающей жидкости. Проходя через радиатор отопителя самотеком (при движении авто­мобиля) или под действием включенного вентилятора 10, холодный наружный воздух нагревается и создает комфортную температуру в салоне автомобиля. Поток жидкости через радиатор отопителя регулируется или перекрывается краном отопителя, управляемым с места водителя.

2.4 Смазочная система

Смазочная система служит для уменьшения трения движущих­ся деталей двигателя, а также для их охлаждения при нагревании во время работы. С этой целью между трущимися поверхностями деталей вводится масло.

Моторные масла. В смазочных системах двигателей применяют­ся только специальные масла, называемые моторными. По вязкос­тно-температурным свойствам моторные масла подразделяются согласно международной классификации SAE*, а по эксплуатаци­онным свойствам — согласно классификации API. Числа в марке масла указывают его вязкость. Масла с латинской буквой «W» в обо­значении относятся к зимним (от англ. winter — зима). В обозначе­нии летних масел буква «W» отсутствует. Например, в средней по­лосе России летом следует использовать масло SAE 30, а зимой — SAE 15W.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-30. Этому маслу по вязкости соответствует отечественное мас­ло М-53/12. Буква «з» в индексе означает, что масло загущено при­садками.

Чем меньше первое число в марке, тем легче пуск двигателя в мороз. Чем больше второе число, тем выше вязкость масла в теплое время года и тем оно более предпочтительно для южных районов, а также изношенных двигателей. На рис. 10 приведены диапазоны температур для применения всесезонных моторных масел.

 

SAE и API — начальные буквы от названия Общества автомобильных инже­неров США и Американского института нефти.

 

По эксплуатационным качествам масла для бензиновых двигате­лей согласно классификации API разделяют на группы. В настоящее время используются масла групп SJ и SL (по классификации API), a по отечественной классификации — Г и Д.

По способу изготовления масла подразделяются на минераль­ные, полусинтетические и синтетические. Последние обладают луч­шими характеристиками и более высоким качеством, но при этом они существенно дороже. Следует заметить, что применимость масла для данного двигателя определяется не способом его произ­водства, а только вязкостно-температурными характеристиками и уровнем качества.

Внимание! В смазочной системе двигателя следует применять только моторные масла!

Недопустимо смешивание минеральных и синтетических масел, а также масел различных производителей, даже имеющих одинако­вые вязкостно-температурные характеристики и уровни качества. Для доливки следует использовать только масло, аналогичное зали тому в смазочную систему двигателя.

При эксплуатации автомобиля следует регулярно проверять уровень масла в двигателе, при необходимости доливать его и за­менять строго в соответствии со сроками, указанными произво­ дителем автомобиля (двигателя) или изготовителем масла. Одно­временно с маслом следует заменять масляный фильтр. Правиль­ный выбор и своевременная замена масла в смазочной системе

 

 

 


залог долговечной безаварийной работы двигателя вашего авто­ мобиля.

Схема устройства и работы. В автомобильных двигателях приме­няется комбинированная смазочная система, при которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные — раз­брызгиванием. Смазочная система включает в себя поддон 13 (рис. 11) картера, масляный насос 1 и фильтр 10. Масло заливается через маслозаливную горловину в поддон картера. Уровень масла в картере проверяется на неработающем двигателе при помощи маслоизмерительного стержня (щупа) 15. Уровень должен находиться между отметками «макс» и «мин». Некоторые двигатели оснащены электронными датчиками, сообщающими водителю о понижении уровня масла загоранием контрольной лампы на панели приборов.

 

 

 

 


При работе двигателя масло отбирается из поддона картера мас­ляным насосом через маслоприемник 12 и под давлением подается к масляному фильтру. Очищенное в фильтре масло по каналам и главной масляной магистрали 3 в блоке цилиндров поступает к ко­ренным подшипникам коленчатого вала, опорным шейкам распре­делительного вала 6 и толкателем 5 привода клапанов. От коренных подшипников масло поступает по каналам 9 к шатунным подшип­никам и поршневым пальцам. Стекая со смазанных деталей, масло разбрызгивается коленчатым валом и смазывает стенки цилиндров, поршней и других деталей.

Давление масла в смазочной системе двигателя водитель конт­ролирует по манометру или контрольной лампе (сигнализатору 7) красного цвета на панели приборов. Лампа загорается при аварий­ но низком давлении масла. Если это произошло при работе двига­ теля, то необходимо остановить двигатель и выяснить причину неисправности.

Масляный фильтр 10 очищает масло от механических примесей и продуктов изнашивания деталей двигателя. Он может быть нераз­борным или разборным со сменным фильтрующим элементом.

Система питания

Система питания осуществляет подачу в определенной пропор­ции топливно-воздушной смеси в цилиндры двигателя.

Топливо. Топливом для отечественных автомобильных двигате­лей является бензин марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95. Цифры в марке обозначают октановое число бензина. Чем больше октановое чис­ло, тем выше стойкость бензина к детонации. Чем больше степень сжатия в цилиндрах двигателя, тем выше должно быть октановое число потребляемого им бензина.

Внимание! Бензин на воздухе легко воспламеняется, поэтому нельзя допускать его подтекания из топливопроводов и составных частей системы питания.

Устройство и работа системы питания. По типу применяемой системы питания бензиновые двигатели подразделяются на карбю­раторные и впрысковые (инжекторные). Основные элементы кон­струкции двигателей независимо от типа системы питания остают­ся прежними и могут быть даже одинаковыми.

Электрооборудование

 

Общие сведения

В электрооборудование автомобиля входят источники электри­ческой энергии и ее потребители, которые вырабатывают и потреб­ляют постоянный ток напряжением 12 В. В общей схеме электро­оборудования (рис. 15) автомобиля молено выделить системы, обес­печивающие электроснабжение, пуск, зажигание, освещение, сиг­нализацию, а также контрольно-измерительные приборы.

На автомобилях применяют однопроводную систему: «плюс» подводится от источника к потребителю электроэнергии изолированным проводом, а роль «минусового» провода выполняют метал­лические части машины. Исключение составляют устройства и при­боры, не имеющие непосредственного контакта с металлическими частями автомобиля: к ним «минус» также подводится проводом, как правило, черного цвета. Наиболее ответственные «плюсовые» провода, например соединяющие аккумуляторную батарею со стар­тером и генератором, имеют изоляцию красного цвета.

 

 


Внимание! Изоляция проводов не должна иметь повреждений, а их наконечники должны быть надежно присоединены к источникам и потребителям электроэнергии. Контакт оголенного участка «плюсового» провода с «массой» может привести к короткому за­ мыканию, выходу из строя соответствующего прибора электрообо­рудования и даже к пожару.

Для разрыва защищаемой цепи при коротком замыкании служат предохранители. Для удобства монтажа и ремонта бортовой элект­росети автомобиля предохранители объединены в блоки. На авто­мобилях применяются два типа плавких предохранителей: ленточ­ные, рассчитанные на силу тока 8 или 16 А, и ножевидные, рассчи­танные на силу тока 7,5; 10; 15; 20 и 30 А. Номинал предохранителя указан цифрой на его корпусе. Различные конструкции предохра­нителей и предназначенные для их установки блоки не взаимоза­меняемы.

Перед заменой перегоревшего предохранителя следует выяс­нить и устранить причину его перегорания. Запрещается устанав­ливать взамен перегоревшего предохранитель большего номинала, а также разного рода «жучки» (перемычки из проволоки или дру­гих электропроводящих материалов) — это может привести к по­жару!

Внимание! Цепи зажигания, стартера и заряда аккумуляторной батареи предохранителями НЕ защищаются. Поэтому при ремон­те или обслуживании этих цепей, чтобы не допустить короткого замыкания, следует отключить аккумуляторную батарею.

Аккумуляторная батарея

При неработающем двигателе источником питания электропри­боров и оборудования автомобиля служит аккумуляторная батарея. Она состоит из шести последовательно соединенных между собой аккумуляторов, одинаковых по устройству.

Аккумуляторы установлены в пластмассовом корпусе 6 (рис. 16, а), разделенном перегородками на шесть отделений. Каждый аккумуля­тор состоит из набора положительных 4 и отриц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.146 с.)