Думные дворяне и наместники: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Думные дворяне и наместники:



думной дворянин и наместник Шацкой

думной дворянин и наместник Алаторской

думной дворянин и наместник Каргополской

думной дворянин и наместник Муромской

думной дворянин и наместник Колужской

думной дворянин и наместник Звенигороцкой

думной дворянин и наместник Путивльской

думной дворянин и наместник Галицкой

думной дворянин и наместник Олонецкой

думной дворянин и наместник Тотемской

думной дворянин и наместник Тюменской

думной дворянин и наместник Кевролской

думной дворянин и наместник Валуйской

думной дворянин и наместник Синбирской

думной дворянин и наместник Вяземской

думной дворянин и наместник Танбовской

думной дворянин и наместник Можайской

думной дворянин и наместник Кадомской

думной дворянин и наместник Кашинской

думной дворянин и наместник Рославской

Всего 20 степеней. Сей чин наместничества то, что они по нашей государской милости при нашем царском величестве в полатах садятца в Думе.

 

Печатник еже всегда нашего царского величества имеет на вые (шее) своей печать и, дозирая, печатает наши государские грамоты, чтоб в них не было ничего противно нашим царским законом.

Думной диак наших государственных посолских дел.

 

Оболенский М.А. Проэкт устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей по тридцати четырем степеням, составленный при царе Феодоре Алексеевиче // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, издаваемый Н.В. Калачовым. М. 1850. Кн. I. Отд. II. С. 23–33

ОТМЕНА МЕСТНИЧЕСТВА

РАЗРЯДНАЯ ЗАПИСЬ ОБ ОТМЕНЕ МЕСТНИЧЕСТВА
12 января 1682 г.

Лета 7190 (1682) генваря в 12 день указал великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец быть всем чинам у всяких дел без мест и отеческих дел впредь отнюдь не вчинать; а будет кто станет вчинать, и тем сказано быть под смертною казнью и под клятвою. И книги розрядные и случ(ай)ныя сожгли власти в Передних сенех в печи, и выбраны из всех родов в ротмистры и в порутчиках в старших и не в старших, и с того числа все почало быть без мест.

ДАИ. СПб., 1875. Т. 9. № 88

СОБОРНОЕ ДЕЯНИЕ ОБ ОТМЕНЕ МЕСТНИЧЕСТВА
12 января 1682 г.

В лето 7190 (1681 г.) ноября в 24 день при помощи всемогущаго в Троице славимаго Бога великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал боярам князю Василью Васильевичу Голицыну с товарищи ведать ратныя дела, для лучшаго своих государевых ратей устроения и управления, а с ним, боярином со князем Васильем Васильевичем, у того дела быти выборным – и стольникам и генералам, и стольникам же и полковникам рейтарским и пехотным, и стряпчим, и дворянам, и жильцам, и городовым дворянам же, и детям боярским – для того:

“Ведомо ему, великому государю, учинилось, что в мимошедших воинских бранех, будучи на боях с его государевыми ратными людьми, его государевы неприятели показали новые в ратных делех вымыслы, которыми желали чинити поиски над его государевыми ратными людьми, и чтобы для тех нововымышленных неприятельских хитростей учинити ему, великому государю, в своих государских ратях разсмотрение и лучшее устроение, которым бы устроением его великаго государя ратям в воинския времена имети против неприятелей пристойную осторожность и охранение, и чтобы прежде бывшее воинское устроение, которое показалося на боях неприбыльно, пременить на лучшее; а которыя и прежняго устроения дела на боях с неприятели имеются пристойны,– и тем быти без пременения”.

И тот его, великаго государя, указ боярам князь Василью Васильевичу с товарищи велено сказать выборным людям. А что ко устроению его государевых ратей учнут те выборные говорити, и о том бы о всем им, боярам, докладывать себя, великаго государя. И по тому его, великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, указу бояре, князь Василий Васильевич с товарищи, выборным людям сказав его, великаго государя, указ, говорили о многих к ратному делу устроениях, и чтобы они, выборные люди, объявили, в каком ратном устроении пристойнее быти столь никам, и стряпчим, и дворянам, и жильцам (т. е. московским чинам).

И выборные люди говорили: “Чтобы великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал стольникам, и стряпчим, и дворянам, и жильцам служити полковую службу по прежнему, и росписати бы их всех в роты, а не в сотни; а вместо бы сотенных голов, для лучшаго устроения и крепкаго против неприятелей стояния, быти у них ротмистрам и порутчикам из стольников, и из стряпчих, и из дворян, и из жильцов, и изо всех родов и чинов с головы (т. е. всех годных к службе) безпременно, и меж себя без мест и без подбора, кому в каком чине он, великий государь, быти укажет. А быти в полку по 6 рот, а в роте по 60 человек, и тех ротмистров с их роты ведати старшему ротмистру. А людям их (военным холопам) быти за ними в тех же ротах по прежнему, с 25 дворов по человеку, а знамена возити ротмистровым людям”.

И бояре о том великому государю доносили. И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал выборным сказати: “Что тому всему изволил он, великий государь, быти так, как боярам они, выборные, объявили; а кому ротмистрам и порутчикам быти – и тех людей написати в те чины на пример боярам и им выборным людям; а кого на пример напишут – о том доложити себя, государя”.

И тот его государев указ бояре князь Василий Васильевич с товарищи им, выборным людям, сказали. И выборные на милостивом его государском указе били челом и говорили боярам: “Чтобы по прежнему их предложению написати на пример с головы к ротам ротмистров и порутчиков”.

И для того выбора указал великий государь прочести им подлинный список стольников, и стряпчих, и дворян, и жильцов,– и выборным людям те подлинные списки чтены. И бояре и выборные люди, слушав списков, написали имена на пример в ротмистры и порутчики. И по написании имен били челом великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу выборные люди словесно, а боярам князю Василью Васильевичу с товарищи говорили:

“По его де, великаго государя, указу, они – выборные люди, и братья их, и дети, и сродники – написаны в ротмистры и в порутчики. А Трубецких де, и Одоевских, и Куракиных, и Репниных, и Шеиных, и Троекуровых, и Лобановых-Ростовских, и Ромодановских, и иных родов в те чины никого ныне не написано для того, что за малыми леты в чины они не приказаны. И опасно им того, чтобы впредь от тех вышеписанных и от иных родов, которые ныне в ротмистрах и в порутчиках не написаны, не было им и родом их в том укоризны и попреку. И чтобы великий государь пожаловал их: велел всех родов, которые ныне в ротмистры и в порутчики для вышеобъявленных причин не написаны, и в которых родех впредь будут дети, писати в те же чины, в ротмистры и в порутчики, в то время, как они в службу поспеют и в чины приказаны будут,– чтобы им впредь от тех родов в попреке и в укоризне не быть. И для совершенной в его государских ратных, и в посольских, и во всяких делех прибыли и лучшаго устроения указал бы великий государь всем боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и всем чинам быти на Москве в приказех, и в полкех у ратных, и у посольских, и у всяких дел, и в городех меж себя без мест, где кому великий государь укажет. И никому ни с кем впредь розрядом и месты не считаться, и розрядные случаи и места отставить и искоренить, чтобы впредь от тех случаев в его государевых ратных и во всяких делех помешки не было, и чтобы их челобитье великому государю донести”.

И великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу бояре, князь Василий Васильевич с товарищи, то выборных людей челобитье доносили. И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, слушав таковое их челобитье, ревнуя по Господе Бозе Вседержителе и желая во благочестивом своем царствии сугубаго добра, лучшаго и пристойнаго в ратех устроения и мирнаго всему христианскому множеству пребывания и жительства, указал быти у себя, великаго государя, в полатах святейшему патриарху со архиереи и с выборными властьми, такожде и всем своим государевым боярам, и окольничим, и думным людям видети свои государские очи, чтобы то добро начинаемое дело им объявить и при помощи Божии усоветовать, в каком определении тому удобнее быти.

И Генваря в 12 день к великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу в его царские полаты пришед великий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всея России со архиереи и с выборными властьми подаде ему, великому государю, мир и благословение. И по малом времени указал великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец боярину князю Василью Васильевичу объявить святейшему патриарху, и архиереям, и властям, и боярам, и окольничим, и думным людям челобитье выборных людей, о чем писано выше сего.

И по указу великаго государя, боярин князь Василий Васильевич святейшему патриарху, и властям, и боярам, и окольничим, и думным людям челобитье выборных людей объявил. И по совершении того объявления великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец святейшему Иоакиму патриарху и архиереям изволил говорить:

“Ведомо вашему архиерейству, како превышний Он, вся правяй и содержай, монархом и всем человеком жити и пребывати благочестно и праведно повелевает, сый всея правды, истинныя любве, мира и добраго устроения источник, им же царие царствуют и сильнии держат землю, от Его же великодаровитыя и всемощныя десницы и наша тихость царский скиптр, царство и державу прияхом, присно во уме носяще онаго Царя царей приснопомнимое слово: “Снидох с небеси, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца”. И аще оный безприкладный (беспримерный) Царь сего ради сниде с небеси, не да Свою, но пославшаго Его Отца волю творит,– кольми паче мы, благоволением Его сотвореннии и на земли рожденнии, должны есмы не свою, но божественную Его волю исполнити и врученныя нам от Его величества царствия хоругви управляти благочестия подобающим чином, яко слово пред праведным Его престолом о всех владомых нами воздати хотяще. И сего ради подобает нам по божественному Ему повелению, еже належит (как должно), обладаемых нами к мирному, благоутешному и любовному всех, всякаго чина и возраста, православных христиан лучшему состоянию и укреплению сия предумышляти, устрояти и уставляти; а яже к погибели и общаго добра к умалению имеются,– разрушати и искореняти. Сего бо ради, яко же рехом (как говорил), царские скиптры от непобедимыя Его десницы прияхом, да всесильным тоя пасением, якоже лепо нашу державу управляюще, изобрание некое и добродетели приклад подручным нашим явимся, да тихое и безмолвное житие со истинною любовию праведно поживут пред самим тем Спасителем нашим Иисус Христом Богом, глаголющим присно: “Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем”.

Между убо иных наших царских управлений вниде в наша царская слуха некая, любовь, правду и мир терзающая, ненависть же, вражду, злобу раждающая телеса, их же ради нашего царствия начальнии воинства, благороднии тако, яко же прежде, не возможают над противным побед являти. При давних убо предках наших, великих государех Российскаго царствия, честных родов бояре и воеводы славныя и достопамятныя победы и одоления над многими неприятельскими полки показали, и таковым за Божиею помощию ратоборством велию тишину и мирное пребывание христианскому множеству приносили. Но понеже злокозненный плевелосеятель и супостат общий диавол, видя от таковаго славнаго ратоборства христианским родом тишину и мирное устроение, а неприятелям христианским озлобление и искоренение, всеял в незлобивая прежде бывших тогда славных ратоборцев сердца местные (местнические) случаи возлюбити, от которых в мимошедшая времена в ратных, и посольских, и во всяких делех чинилася великая пагуба и ратным людям от неприятелей великое умаление.

Тем же наша царская держава, разсмотря, яко сие местничества дело благословенной любви вредительно, мира и братскаго соединения искоренительно, противу неприятелей общаго и пристойнаго промышления усердия разрушительно, паче же Всевидящему оку мерзко и ненавистно,– желаем, да божественный Его промысел, мира и бла гоустроения виновный, Своим всесильным повелением оныя разрушающия любовь местничества разрушити изволит, и от таковаго злокозньства разроненная сердца в мирную и благословенную любовь соединити благоволит. И сего ради и дед наш государев, блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михайло Феодорович всея России самодержец, восприяв прародительский Российскаго царствия престол, во все время своея царския державы желал, чтобы во всех его государских делех, для лучшаго устроения и согласия, быти полатным и всяких чинов ратным людям без мест,– и начало тому учинити изволил тем, что бояре, и окольничие, и думные, и иных чинов ратные люди во многих розрядех тогда были без мест. А когда и отец наш государев, блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, изволил идти на недругов своих, на польскаго и свейскаго королей, за их многия неправды,– и в тех его государских походех все чины были безместно же.

И во время того безместия, при помощи Божии, славно над неприятелями победы учинилися, и за те свои службы от отца нашего государева, блаженныя памяти от великаго государя, бояре, и воеводы, и всяких чинов ратные люди милостивое жалованье улучили, на вечную славу и похвалу себе и родом своим. А которые, презрев его государское повеление, всчинали тогда места,– и тем чинено наказанье и разорение отъятием поместий их и вотчин. А совершенно то не успокоено для бывших тогда многих ратных дел; однако же множицею благородных повелено быти в полкех без мест, желая привести то всякаго добра вредительное дело ко искоренению. А в которых полкех, после ратных походов отца нашего государева, блаженныя памяти великаго государя, были бояре и воеводы с месты,– и в тех полкех между бояры и воеводы для случаев отечества их многия быша несогласия и ратным людям теснота. И от того их несогласия многой упадок ратным людям учинился, а имянно: под Конотопом, и под Чудновым, и в иных многих местех.

И мы, великий государь, последуя предков наших государских благому намерению, всегда присное попечение о том имели, как бы то всякому добру вредительное и пагубное дело совершенно искоренить и, при помощи Божии, ратное управление и в иных государственных делех устроение, для общей высоких и меньших чинов всего своего царствия пользы, лучше и добре постановити; токмо по настоящее время начати того, за разными тому благому намерению препятии, не случися. Ныне же, благодатию божественнаго Промысла, явлено, яко намерение о том и промышление бывшее блаженныя памяти деда и отца нашего, великих государей, является не праздно, и нашея тихости желание, на разрушение той прежде бывшей между христианских родов вражды, хощет пристойное определение прияти, поспешествующим вашим архиерейским святым молитвам, да вине оной многих злоб – местничеству – разрушившуся и должной христианом любви насадившейся, прославится истинный Он монарх и страшный, вся нам благая подавающий. И вы бы, святейший патриарх со архиереи, нам, великому государю, намерение свое о том объявили: по нынешнему ли выборных людей челобитью всем розря дам и чинам быти без мест, или по прежнему быть с месты?”

И великий господин святейший Иоаким патриарх Московский всея России, и архиереи, и власти, слушав его государские таковые мудрые глаголы, ко общему христианскому добру належащие, воздавше хвалу Господу Богу за таковую Его благодать, давшему ему, великому государю, вкупе со архиереи рече:

“Благоверный и благочестивый великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец! Знамы добре, яко вы, великий государь, сие от вышняго Божия промысла велие и похвалы достойное дело начати изволили, от котораго есть и будет умножение любви между человеки, о ней же сам законодавец Иисус Христос Бог наш, светлее всякия трубы возгласи сице: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, яко же Аз возлюбих вы”,– наперстник же Его святый Иоанн глаголет: “Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает”. Ваше же царское величество не токмо сам всегда имаши сохраняти любовь, но и всем пребывающим под своею царскою державою ту же, по заповеди Божии, любовь сохранити повелеваеши и непрестанно о том свое царское усердие простираеши, дабы та Его Божия заповедь во царствии вашем твердо соблюдалась.

Отсюду же всякому разумно есть, яко идеже любовь, тамо и Бог, тамо и вся благая, друг друга нелицемерное любление, правда и мир, тишина, единодушие, кротость, благополучие, исполнение милости и плодов благих, и всякое благостроение, от враг крепкое защищение и их удобное побеждение: “Аще бо Бог с нами, никто же на ны”. А до сего настоящаго времени от отечественных местничеств, которыя имелись меж высокородными, велие противление той заповеданной Богом любви чинилось, и аки от источника горчайшаго вся злая, и Богу зело мерзкая, и всем нашим царственным делам ко вредительному происходило, и благая начинания, яко возрастшую пшеницу, терние подавляло и до благополучнаго совершения к восприятию плодов благих не допускало. И не точию род, егда со иным родом за оное местничество многовременныя злобы имел, но и в едином роде таковое ж враждование и ненависть содевалась. И аще бы о всех тех противных случаях донести Вашему царскому величеству, чтоб от тягости ваша царская ушеса понести сего не могли.

Мы прекращаем то пространное доношение для того, что из вышеявленных Вашего царскаго величества словес изразумели есмы, яко всемогущий Господь Бог, всея твари Творец, неизреченным Своим промыслом вся строя на пользу человеческому роду, паче же вашему царствию, низпослав на Ваше царское величество таковую Свою благодать чрез святаго Своего Духа, еже устрояти мирная и человеком полезная, и добраго от злаго разлучати, и во всем милостиво разсуждати, ради имени Своего святаго, на спасение душ христианских, ко общему народному добру, вашему же царствию на безсмертную славу и всех благ на умножение, а братоненавистному прежде бывшему враждотворению, сиречь отеческих мест на искоренение, за которое вышепомянутое Вашего царскаго величества намерение свыше Царь царствующих и Господь господствующих благословит и укрепит.

Аз же, Вашего царскаго величества всегдашний богомолец, вкупе с преосвященными митрополиты, архиепископы, и епископы, и со всем освященным собором, не имамы никоея достойныя похвалы принести толикому вашему царскому намерению, за премудрое ваше царское благоволение, которое показуеши православным на спасение, своему же великому Богом дарованному царствию ко благому устроению и мирному состоянию. Токмо долженствуем едиными усты и единым сердцем, соборне и келейне, приносити ко всемогущему Богу молитвы и моления, дабы той всемогущий Господь Бог таковое твое царское намерение благоволил (привести) к совершению, чтоб от того любовь сохранялась и в человеческая сердца вкоренялась, и царствие твое мирно строилось”.

И великий государь, слыша таковыя словеса, святейшаго патриарха и властей прошение, изволил говорит своим государевым боярам, чтоб и они о том чистосердечно ему, великому государю, донесли, кождо свою мысль без всякаго зазора. И бояре, и окольничие, и думные, и ближние люди, и все ему, великому царю и великому князю Феодору Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, со усердием объявили:

“Чтоб он, великий государь, указал учинить по прошению святейшаго патриарха и архиереев, и всем им во всяких чинех быти без мест, для того, что в мимошедшия лета во многих их государских ратных и в посольских во всяких делех чинилися от тех случаев великия пакости, и нестроение, и разрушение, и неприятелям радование, а между ими Богу противное дело: нелюбовь и великия продолжительныя вражды. А при державе деда его государева, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея России самодержца, и отца его государева, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, хотя и было между ими безместие, только совершенно случаи их и места были не искорененны. А ныне указал бы он, великий государь, на искоренение той между ими злобы, от которой происходит нелюбовь, розрядные случаи отставить и совершенно искоренить, чтоб вперед те розрядные случаи никогда не воспомянулись”.

И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, восприяв о том совет о святем Дусе отца своего и богомольца великаго господина святейшаго Иоакима патриарха Московскаго и всея России и всего освященнаго собора, и призирая милостиво на своих государевых бояр, и окольничих, и думных, и выборных людей, исполняя свое государское о Бозе намерение, указал боярину князю Михайле Юрьевичу Долгорукову да думному дьяку Василью Григорьеву сыну Семенову принести к себе, великому государю, все розрядныя книги, в которых писаны бывшие случаи с месты при прежних великих государех царех и великих князех Российских, и при деде его государеве, блаженныя памяти при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России самодержце, и при отце его государеве, блаженныя памяти при великом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя России самодержце, и при его, великаго государя, державе.

И по тому его, великаго государя, указу книги принесены. И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, изволил святейшему патриарху, и властям, и своим государевым боярам говорить:

“Ныне явно есть нам, великому государю, что в сем благом деле, ко исполнению нашего добраго намерения, способствует самое Божие смотрение – давшее и хотящее ко благополучному привести совершению – тем, что вся наша царская полата, то есть бояре, окольничие и думные люди, тако ж стольники и стряпчие, дворяне и дети боярские, ради общаго государственнаго добра советования, постановления и утверждения избранные, благоразумным и согласным всех советом, познавше, что те дела местничества отеческаго ничто ино,– токмо гордость, и любви отсечение, и нашим государским всяким делам повреждение приносят, вси радостными сердцы нам, великому государю, донесли, чтоб мы, великий государь, указали то виновное всякия злобы дело и братоненавидение, разоряющее любовь, то есть местничество отечественное,– отставить и вечно искоренить. И когда вы, святейший патриарх со архиереи, нам, великому государю, совет предлагаете, а бояре, и окольничие, и думные люди доносят о искоренении тех случаев с месты, как о том писано выше сего, и чтоб всем чинам у всяких дел, по нашему государскому указу, быти без мест, – и мы, великий государь, слыша таковое от многаго времени нам, великому государю, желательное благое дело, всех общим советом совершение, Бога, благих дателя, о таковом нам, великому государю, явленной благодати радостным серд цем попремногу благодарим, яко сподобил есть нас онаго желательнаго дела видети совершение.

И по тому Богом дарованному благому общему намерению мы, великий государь, нашим царским повелением те случаи и места повелеваем совершенно искоренить. А для совершеннаго искоренения и вечнаго забвения те все прошения о случаях и о местах записки изволяем предати огню, чтоб та злоба и нелюбовь совершенно погибла и впредь не памятна была, и соблазна б и претыкания никто никакого не имел. А что еще есть в Розряде случаев и о местах записки, а у кого (в домах) такия ж книги и записки,– и те присы лали бы в Розряд; а мы, великий государь, по тому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении.

И от сего времени повелеваем боярам нашим, и окольничим, и думным, и ближним, и всяких чинов людям – на Москве в приказех, и у росправных, и в полках у ратных, и у посольских, и везде у всяких дел – быть всем меж себя без мест, и впредь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться, и никого не укорять. И никому ни над кем мимошедшими находы не возноситься, также и в попреках никого ничем не укорять и не попрекать, и в укоризну прежних дел, где кто был по воли государской в нижних чинех; или за скудостию, или за иным каким случаем и в нижних чинех было,– того ему во обличение не ставить и никакими вымыслы никого ничем мимошедшими попреки не безчестить. Также буде и впредь кто от скудости, или каким ни есть случаем объявится где и в нижних каких чинех,– и того ему в укоризну не ставить же и тем его не безчестить. А которых родов ныне за малыми леты в ротмистрах и в порутчиках не написано,– и тех родов впредь писать по тому ж в ротмистры и в порутчики”.

И то слыша благожелательне святейший патриарх со всем освященным собором и весь его государской сигклит – вси с великим усердием Бога благодариша и оное его государское благоволение радостне прияли и благохотне ут вердиша, глаголюще:

“Да погибнет во огни оное Богом ненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется вовеки!”

И того ж числа те книги преданы огню государския Передния полаты в сенях. А при том стояли от великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца боярин князь Михайло Юрьевич Долгорукой да думный дьяк Василий Семенов; а от великаго господина святейшаго Иоакима патриарха Московскаго и всея России – все преосвященные митрополиты и архиепископы до тех мест, покамест те книги совершенно все сгорели. А как преосвященные митрополиты, и архиепископы, и боярин князь Михайло Юрьевич, и думный дьяк пришли и возвестили великому государю и святейшему патриарху, что они по его, великаго государя, указу и за благословением святейшаго патриарха учинили – и святейший патриарх говорил боярам, и окольничим и думным людям:

“Чтоб они сие – с Богом начатое и совершенное за повелением великаго государя его царскаго величества, и за его со освященным собором благословением, и всего сигклита со общаго совета – дело отныне и впредь соблюдали крепко и нерушимо. А буде кто ныне и впредь оному делу воспрекословит коим-нибудь образом, и имеющий в домех своих книг и всяких писем, належащих к прежде бывшим отечеств их случаям, в Розряд, по сему царскому повелению за нашим благословением, не принесут, и будут держать у себя в дому или где инде каким ни есть образом,– и те бы опасались тяжкаго церковнаго запрещения и государскаго гнева, яко преобидники царскаго повеления и нашего благословения презиратели”.

Бояре же и окольничие и думные люди вси единогласно отвещаша: “Да будет тако, яко рече он, святейший патриарх!”

И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, видя тому всему богоугодному делу совершение, возрадовался радостию велиею зело и изволил своих государевых бояр, и окольничих, и думных людей за такое их благое дело, которым вражды пресечение имать быти, милостиво похвалить. Да он же, великий государь, изволил им милостиво говорить:

“Что он, великий государь, им и впредь будущим их родом на память изволит быти в Розряде родословной книге родом их, также и в домех своих такия родословныя книги им держать по прежнему. А награждая их своею государскою милостию, тое родословную книгу ныне повелевает он, великий государь, пополнить. И которых имен в той книге в родех их не написано – и тех имена в тое родословную книгу написать вновь к сродникам их, и для того взять у них росписи за руками. А которые княжеские и иные честные роды при предках его государевых и при нем, великом государе, были в честях: в боярех, и в окольничих, и в думных людех,– также и старые роды, которые хотя и не явились в честях, а с царства прадеда его государева, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца, и при его государеве державе явились в посольствах, и в полках, и в городех в воеводах, и в иных знатных посылках, и у него, великаго государя, в близости, а в родословной книге имен их не написано,– и те роды с явным свидетельством написать ныне в особую книгу.

А которые роды и в вышеписанных честях, и в знатных посылках не были, а с царства деда его государева, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России самодержца, и при нем, великом государе, были в полковых воеводах, и в послех, и в посланниках, и в знатных каких посылках, и в иных честных чинех, и в десятнях в первой статье написаны – и тех родов имена по тому ж написать в особую книгу со свидетельством. А которые и в тех вышеписанных честных и знатных чинех не были, а в десятнях написаны в средней да в меньшой статьях,– и тех име на написать в особую книгу. А буде кто из нижних чинов за службы отцов своих или за свои написаны в московские чины – и тех имена написать в особую книгу по их росписям.

И быти всем во всех чинех без мест так, как выше сего о том писано. А буде кто от сего времени ныне и впредь те мимошедшие искорененные розрядные случаи каким ни есть образом взочнет и учнет на кого бити челом великому государю, презрев сие нынешнее твердое постановление, и которые роды ныне по его, великаго государя, указу и по росписи, не написаны в ротмистры и в порутчики, а кто кого учнет тем попрекать и укорять,– и того лишити данныя ему милости государской – чести, в каковой тогда он будет, а поместья его и вотчины взять на великаго государя безповоротно и роздать, кому великий государь пожалует, чтоб то с Богом учиненное дело всегда было, по его государскому указу, совершенно нерушимо во всякой крепости.

Также буде кто мимошедших времен какими случаи учнет возвышатися и другим родом чинить укоризну и безчестие, или кому учнут чинить безчестие тем, либо кто в мимошедшия времена до сего времени был или впредь по какому-либо случаю будет по воли государской или от бедности в каком низком чине,– и тем, кто те случаи взочнет и безчестить кого чем учнет, и тому роду всем, сколько их объявится, взять безчестие”.

И о сем вышепомянутом деянии указал великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец боярину князю Михайле Юрьевичу Долгорукову сказать на Постельном крыльце стольникам, стряпчим, дворянам, жильцам и всяких чинов людям. И о святем Дусе отцу своему и богомольцу великому господину святейшему Иоакиму патриарху Московскому и всея России, и преосвященным митрополитам и архи епископам, и своим государевым боярам, и окольничим, и думным людям изволил он, великий государь, говорить:

“Сего боголюбезнаго и всему нашему царствию доброполезнаго дела на вечное непременное укрепление изволяем мы, великий государь, нашея царския десницы приписанием утверждение учинити; такожде и вы б, святейший патриарх, и все архиереи, и наши бояре, и окольничие, и думные люди то деяние руками своими подписали. А которые выборные стольники, стряпчие, дворяне московские, и жильцы, и городовые дворяне ж, и дети боярские от всех чинов челобитье доносили – и те б по тому ж руками своими приписали”.

И тех всех архиереев, и своих государевых бояр, и окольничих, и думных людей, и выборных стольников, и стряпчих, и дворян московских, и жильцов, и городовых дворян, и детей боярских имена великий государь указал под сим деянием, для приписания рук, написать. Да и то великий государь указал написать: которыя ныне есть в Розряде, и в Посольском, и в иных приказех, и в городех записки, приличны к случаям отеческих дел, или впредь по его великаго государя указу на Москве в Розряде, и в Посольском, и в иных приказех будут какия записки ж о полковых, и о посольских, и о всяких делех,– и теми прежними записками, и которыя впредь будут, никому никого не безчестить и не попрекать, и в укоризну и в потерку, также и себе в находку не ставить, и мест не всчинать никакими мерами; а быть полатным и всех чинов ратным людям у ратных, и у посольских, и у всяких дел без мест, как о том пространно писано выше сего. А буде кто, забыв его царское повеление и указ, прежними какими ни есть записками, или которыя такия ж записки впредь будут, дерзнет кого тем безчестить и попрекать, а себе то в находку ставить,– и от него, великаго государя, тем людям по тому ж быть в опале и в разорении безо всякия пощады, как писано о том выше сего.

А у стрелецких полков впредь быти полковникам, а головами им не зватися, а сотникам зватися капитанами.

Вышеписанное соборное деяние великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец изволил утвердить своею государевою самодержавною рукою сице:

“Божиею милостию царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец во утверждение сего соборнаго деяния и в совершенное гордости и проклятых мест в вечное искоренение моею рукою подписал “.

(Ниже сего находятся своеручныя подписи:)

Иоаким, Божиею милостию патриарх царствующаго великаго града Москвы и всея России

Митрополиты:

Корнилий Новгородский и Великолуцкий

Никифор Астраханский и Терский

Иона Ростовский и Ярославский

Симеон Смоленский и Дорогобужский

Варсонофий Сарский и Подонский

Филарет Нижегородский и Алаторский

Архиепископы:

Иларион Суждальский и Юрьевский

Симон Вологодский и Белозерский

Архимандриты:

Спаса Новаго монастыря Гавриил

Из Великаго Новаграда Юрьева монастыря Иов

Симонова монастыри Гавриил

Бояре:

Князь Никита Иванович Одоевский

Князь Юрья Алексеевич Долгоруков

Князь Григорий Семенович Куракин

Князь Иван Петрович Пронский

Василий Борисович Шереметев

Петр Васильевич Шереметев

Петр Михайлович Салтыков

Князь Иван Борисович Репнин

Князь Иван Андреевич Хованский

Князь Яков Никитич Одоевский

Князь Алексей Андреевич Голицын

Князь Юрья Иванович Ромодановский

Князь Григорий Григорьевич Ромодановский

Князь Михайло Юрьевич Долгоруков

Князь Юрья Никитич Борятинский

Кириил Полиевктович Нарышкин

Князь Василий Васильевич Голицын

Князь Петр Семенович Урусов

Князь Юрья Михайлович Одоевский

Князь Петр Иванович Прозоровский

Родион Матвеевич Стрешнев

Иван Большой Федорович Стрешнев

Иван Богданович Хитров

Князь Семен Андреевич Хованский

Василий Семенович Волынский

Иван Михайлович Милославский

Князь Иван Петрович Борятинский

Князь Владимир Дмитриевич Долгоруков

Князь Михайло Алегукович Черкаский

Князь Иван Борисович Троекуров

Князь Феодор Григорьевич Ромодановский

Иван Васильевич Бутурлин

Князь Михайло Григорьевич Ромодановский

Боярин и дворецкий князь Василий Федорович Одоевский

Князь Федор Семенович Урусов

Князь Петр Семенович Прозоровский

Князь Юрья Семенович Урусов

Боярин и оружейничий Иван Алексеевич Языков

Григорий Никифорович Собакин

Князь Андрей Григорьевич Ромодановский

Кравчий Иван Григорьевич Куракин

Окольничие:

Никита Михайлович Бабарыкин

Князь Григорий Афанасьевич Козловский

Князь Константин Осипович Щербатов

Петр Дмитриевич Скуратов

Матвей Степанович Пушкин

Иван Большой Севастьянович Хитров

Матвей Богданович Милославский

Петр Иванович Матюшкин

Борис Гаврилович Юшков

Михайло Петрович Головин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.109 с.)