Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий путеводитель экскурсии-игры

Поиск

   по Центральному (Придворцовому) району Павловского парка

ВСТУПЛЕНИЕ

   В 80-х годах XVIII века архитектором Ч. Камероном в Павловске на живописном берегу реки Славянки строится дворец. Его трехэтажный центральный корпус, увенчанный плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах, - самый ранний по времени постройки и самый изысканный по отделке. Колоннады закругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы.

  После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. В 90-х годах XVIII века архитектором В. Бренна был расширен дворец. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Бренна старался не нарушать целостность композиции, задуманной Камероном, поэтому центрального корпуса переделка не коснулась. Фасады новых корпусов архитектор декорировал лепниной, а в торцах флигелей поставил четырехколонные порталы.

    В начале XIX века А. Воронихин и Дж. Кваренги завершили отделку фасадов дворца со стороны Собственного садика. Так появились мраморное крыльцо с балюстрадами, балкон, застекленный полукруг «Фонарика». В 1806-1807 годах П. Гонзаго покрыл фресками стену галереи, обращенную к Славянке. На ней изображены наполненные светом, уходящие вдаль аркады и лестницы величественных зданий. В историю русского искусства эта галерея вошла под названием Галереи Гонзаго.

   Сегодня мы побываем в Центральном Придворцовом, или Центральном районе Павловского парка. Это самая парадная часть. Здесь, на сравнительно небольшой территории вокруг Павловского дворца, сосредоточено большое количество архитектурных сооружений. Планировка территорий в Центральном районе выполнена в регулярном стиле по планам Чарльза Камерона: их отличают чёткий рисунок дорог и клумб, стриженые деревья и кустарники. Здесь расположены охраняемые государством объекты культурного наследия: Собственный садик с павильоном Трёх граций, Тройная липовая аллея, павильон Вольер, павильон Росси, Лабиринт, Большие круги, Большая каменная лестница, Воздушный театр, Молочный домик и другие.

ТРОЙНАЯ ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ

  Композиционной осью Придворцового района служит Тройная Липовая аллея. Она была спроектирована архитектором Ч.Камероном одновременно с дворцом и служила в качестве парадного подъезда ко дворцу. Четыре ряды старинных лип разделяют аллею на три части: широкую в центре, предназначавшуюся для проезда экипажей, и две узкие, служившие пешеходными дорожками.  В настоящее время кроны лип почти сомкнулись, образовав зеленый коридор. А в XVIII веке деревья были подстрижены в форме шаров. Тройная липовая аллея ведёт от Павловского дворца к Парадному полю.    

  Аллею украшают необычные деревья под названием – липа бородавчатая. Саженцы этих деревьев были доставлены по морю из Голландии во времена создания Павловского парка. Деревьям более 200 лет и они требуют тщательного ухода и бережного отношения.     

  В конце Тройной Липовой аллеи установлен Мемориал памяти жертв Революции — братская могила рабочих и красногвардейцев, погибших во время Октябрьской революции и в боях за Петроград с войсками Юденича. По первоначальному проекту здесь была установлена колонна «Конец света», перенесенная в 1801 году в район Новая Сильвия.

БОЛЬШИЕ КРУГИ

    С северной левой стороны Тройной Липовой аллеи расположены Большие круги, созданные по проекту В.Бренны в 1799 году. В центре цветочных партеров – мраморные скульптуры «Мир» и «Правосудие» венецианского скульптора П. Баратты, которые были привезены в Россию Петром I для Летнего сада. К моменту установки их в Павловском парке им было уже около ста лет.

    Большие круги созданы в 1792—1799 годы В. Бренной в виде двух геометрически оформленных партеров с ковровыми цветниками, по центру которых устроены невысокие круглые террасы из туфа и ведущие к ним с четырёх сторон лестницы. Цветочный партер разделен на несколько секторов и колец песчаными дорожками

    На террасах помещены белые мраморные статуи «Правосудие» и «Мир», выполненные известным венецианским мастером начала XVIII века скульптором Пьетро Баратта. «Мир» - аллегорическая женская фигура, символизирующая Россию, у ног, которой укрощенный лев - символ побежденной Швеции и опрокинутый факел – символ войны. Более удаленная от дворца аллегорическая скульптура «Правосудие». Скульптура выполнена в виде женской фигуры, но не с традиционными весами и повязкой на глазах, а с мечом.

    Круглые террасы Бренна расположил в центре зеленых партеров с цветниками, замкнутых по периметру подстриженными боскетами, за которыми росли деревья, образуя своего рода «задник» всего участкаВ наше время, как и прежде на клумбах Больших кругов высаживается множество цветов.

ВОЛЬЕР И ПРУД «ГРАФИН»

    С правой южной стороны липовой аллеи находится Вольер, или Птичник. Он был возведен в классическом стиле по проекту Ч.Камерона в 1782 году и был спроектирован таким образом, чтобы вобрать в себя как можно больше света. Высокий центральный зал, увенчанный куполом, соединён крытыми дорическими колоннадами с боковыми помещениями. Карниз и купол были расписаны Иоганном Рудольфом и Иваном Ивановым под руководством В. Бренна.

   В Вольере была установлена привезённая из Италии статуя Флоры, в галереях жили экзотические птицы. В 1818 году Мария Фёдоровна выпустила птиц на волю, и Вольер стал цветочной оранжереей. Здесь императрица Мария Федоровна принимала гостей, устраивались камерные балы, обеды и ужины. В 1783 году в Вольере разместили часть коллекции античных древностей, привезенной из Италии после заграничной поездки цесаревича Павла Петровича с супругой.

    В 1804-1806 годах по проекту А.Воронихина были возведены пристройки к боковым корпуса. Вокруг все буквально утопало в цветах, были построены две оранжереи для выращивания экзотических растений. В 1862 году был вырыт пруд, а на месте оранжерей появились веранды. В центре пруда была установлена статуя Афродиты Каллипиги. В настоящее время вместо нее — статуя Венеры Италийской, мраморная итальянская копия с оригинала А.Кановы. Пруд стали называть – пруд «Графин» благодаря изогнутой форме берегов.

  Вольер пострадал во время войны и был отреставрирован в 1968 году как парковый павильон.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕСТНИЦА

   От Придворцового района к реке Славянке спускается Большая каменная лестница, возведенная по проекту В.Бренны в 1799 году. Лестница получила своё название в память об Италии – родине В.Бренны. Здесь 64 ступени. Верхняя часть лестницы оформлена в виде балюстрады с высоким парапетом и фигурными балясинами. На углах парапетов установлены классические вазы. Лестницу украшают стражи парка – две пары львов. Верхние скульптуры львов выполнены из белого мрамора и имеют «улыбчивый» доброжелательный вид. Нижние львы - чугунные имеют грозный боевой вид. В теле, одного из которых, сохранилось старое пулевое отверстие.

 

ХРАМ ДРУЖБЫ

   С балюстрады Итальянской лестницы открывается прекрасный вид на первый парковый павильон – Храм Дружбы и на красивый изгиб реки Славянки вокург павильона. В 1782 году Чарльзом Камероном был построен Храм Дружбы - одно из лучших архитектурных сооружений ансамбля Павловского парка. Он воздвигнут в виде античного храма-ротонды с глухой наружной стеной, без окон, с одной дубовой дверью, окруженный кольцом из 16 колонн греко-дорического ордера. Ясные, гармоничные формы павильона вызывают в памяти образы архитектуры Древней Греции. Храм был посвящен Екатерине II. Храм Дружбы наполнен символами и аллегориями. Наружные его стены сверху украшены лепными медальонами, которые размещены между колоннами - 16 медальонов со скульптурными композициями. На них четыре повторяющихся аллегорических сюжета: «Вручение дарственной грамоты наследнику», «Минерва-Виктория», «Справедливость» и «Щедрость». Медальоны были выполнены по моделям Ж. Д. Рашета лепщиком Бернаскони.

     Внутри павильона, в центре, была поставлена статуя Екатерины II в виде богини плодородия Цереры. Это подчеркивало официальное посвящение Храма царствующей императрице.
     Храм Дружбы всегда играл важную роль в пейзаже большого района парка. Чарльз Камерон выбрал для него идеальное место, у самой реки. С разных видовых точек можно любоваться этим сооружением: оно открывается то частично, то целиком. Храм Дружбы отражается в водах Славянки, и, благодаря отражению, пейзажная картина делается законченной и совершенной. Издалека он кажется небольшим и воздушным. Вблизи — монументальным. Неслучайно в парке была создана специальная смотровая площадка. Она открывала зрителю чудесную картину, в которой главным действующим лицом выступало творение Камерона.

МОЛОЧНЯ

     Пройдя от Итальянской лестницы по смотровой дорожке и обогнув Большие круги под кронами деревьев можно увидеть постройку пасторального характера, облик и назначение которых должны были напоминать о сельской жизни в том идеализированном представлении, которое было столь характерным для того времени под названием Молочня или Молочный домик.

     В 1782 году архитектором Ч. Камероном была построена Молочня в «швейцарском вкусе» по аналогии с планом Молочни герцога Вюртембергского, присланного лично Марией Федоровной из заграничного путешествия по Европе. Довольно большая по размерам, сложенная из валунов и булыжников - по образцу построек альпийских сел, - она завершена высокой кровлей, крытой соломой. В одном месте сквозь навес проходила береза, придававшая еще более романтический вид этой постройке. Создавалось впечатление, будто хижина настолько стара и всеми забыта, что деревья проросли сквозь ее крышу. Внутри Молочни находился коровник, склад для хранения продуктов и помещение для отдыха, где придворные могли выпить молока, сливок с куском черного хлеба.

     Впрочем, внутреннее убранство салона для отдыха составляло разительный контраст с внешним обликом Молочни: стены, облицованные белыми фаянсовыми плитками, золоченая мебель, шелковые драпировки, мраморные столы и полки, богато расписанный плафон - все это придавало небольшому залу изысканно-нарядный, дворцовый характер. Для хранения и разлива молока были куплены две большие китайские фарфоровые вазы с кранами.

    В начале ХVIII века скотный двор и птичник перевели в деревню Глазово, где для них была построена Ферма. Здание Молочни, утратив свое прежнее утилитарное назначение, было превращено в парковый павильон. В гостевой комнате по-прежнему угощали молочными продуктами, доставляя их сюда с Фермы.
    В Великую Отечественную войну павильон был разрушен. Отремонтированный после войны, павильон был конюшней для лошадей дирекции дворца и парка. За свою долгую историю павильон не раз горел, последний пожар случился в 1991 году. После него Молочня была восстановлена.

ПАВИЛЬОН РОССИ

   В конце липовой аллеи с южной её стороны  расположен Павильон Росси и памятник Марии Федоровне.

   Идея памятника императрице и павильона возникла еще в 30-х годах XIX века, однако по ряду причин постройка была возведена лишь в 1913 году. Павильон Росси, построенный на бывшей театральной площадке архитектором К. К. Шмидтом по неосуществленному проекту Карла Росси, выполненному почти 100 лет назад – в 1816 году.  Павильон представляет собой полукруглую беседку с колоннами и полукуполом, в центр которой помещён памятник императрице Марии Фёдоровне, отлитый в 1914 году скульптором В. А. Беклемишевым.

   Во время Великой отечественной войны, когда Павловск был оккупирован, перед павильоном было немецкое офицерское кладбище.

ЛАБИРИНТ

  Сад справа от липовой аллеи был решен в регулярном стиле. Это так называемы Вольерный участок. В 1782-1783 г.г. по проекту архитектора Чарльза Камерон на участке был построен Вольер или Птичник. Вокруг павильона располагались цветочные партеры, оранжереи, трельяжи и небольшой лабиринт из стриженных кустов акации, высаженной в виде запутанной спирали. Лабиринт - сложная система тропинок среди стриженных кустов. На высоком пьедестале в центре Лабиринта установлена ваза.

  Дабы создать внутри парка настоящую "живую" диковинку, талантливый архитектор использовал кустарник акации. Лабиринт сразу пришелся по вкусу любителям приключений, которые прятались и убегали друг от друга, пользуясь всеми особенностями запутанной конструкции. Само появление здесь лабиринта полностью отвечало моде своего времени, ведь подобные конструкции, выполненные из живой изгороди, были невероятно популярны в XVIII веке. Поэтому еще при планировании парка Камерон оставил достаточно места, чтобы воплотить в жизнь свой замысел.

Но если во времена Павла его высаживали из акаций, то сегодня для этой цели стали пользовать низкорослые кустарники. Раньше внутри лабиринта располагалось весьма устрашающее чучело медведя: дойдя до середины, неподготовленные посетители иной раз по-настоящему пугались.

Уже в конце XVIII в. весь вид участка был радикально изменен. Рядом устроили зеленый театр. Лабиринт был восстановлен в 1955 г. по сохранившимся рисункам Камерона.

 

Глоссарий

Аллегория - иносказание

Ансамбль - согласованность, стройность частей единого целого, а также само такое целое.

Арка – проем в стене здания, верхняя часть которого имеет круговые очертания.

Архитектор – художник, инженер, строитель, создатель зданий, парков, городов.

Балюстрада — это ограждение лестницы, террасы или балкона. Балюстрада состоит из ряда фигурных столбиков, соединённых сверху перилами.

Вольер — это здание или огороженная сеткой площадка для содержания разных животных.

Герб - отличительный знак государства, города, сословия, рода и т.п., изображаемый на флагах, монетах, бланках, печатях и т.п

Излучина – это крутой поворот, изгиб реки.

Мария Фёдоровна – годы жизни 1759—1828, немецкая принцесса София Доротея Вюртембергская, была второй женой Павла Первого. Приехав в Россию, она приняла православие и получила имя Мария Фёдоровна. Когда Павел взошёл на престол, немецкая принцесса стала русской императрицей.

Оккупация – захват чужой территории военным путем.

Павильон – небольшое парковое сооружение, здание для определенной цели.

Партер в садовой архитектуре - открытая часть сада или парка с газонами и цветниками. Партер часто ограждают кустарником и украшают скульптурой или фонтанами.

Пейзажный стиль оформления парка подчёркивает его слияние с природой, его естественность. Основные черты парков, выполненных в пейзажном стиле, — неровная местность, отсутствие симметрии и прямых линий.

Регулярный сад — это сад, имеющий регулярную планировку. В саду с такой планировкой растения, дорожки, водоёмы и другие украшения расположены симметрично относительно друг друга. деревья и кусты в регулярных садах часто подстригают. Строгие и торжественные регулярные сады сливаются с зданиями в единую архитектурную композицию.

Свод – строительная конструкция перекрывающая просвет в стене.

Северная война – война России со Швецией с 1700 по 1721 годы за освобождение Невских земель под предводительством Петра 1. Война окончилась победой России.

Символ - то, что служит условным отличительным запоминающимся знаком города, какого-либо события, понятия, явления.

Скульптор – художник, создатель скульптур

Терраса – плоский, ровный участок земли.

Циркуль – инструмент для вычерчивания кругов.

 

Тексты мини-экскурсов

 

ВЕДУЩИЙ:

   Ансамбль дворца и парка — одно из совершеннейших произведений в истории русской и мировой архитектуры. Парк делится на несколько районов. Они очень непохожи друг на друга — это и тенистые лесные тропинки и прямые как стрела аллеи; широкие, открытые пространства и ограниченные газонами и подстриженными кустиками площадки.

  Но при этом все они органично связаны в единое целое - ансамбль. А парковые сооружения восхищают своей гармонией с природой.

  Создание парка началось с самого парадного района — Придворцового. Этот район парка по своей планировке называется регулярным, в отличие от остального парка – пейзажного. Дорожки и цветники регулярного Придворцового района словно проведены по линейке или циркулем.

 

БОЛЬШИЕ КРУГИ                                                                              - Синий

I. - После воцарения Павла I архитектор Винченцо Бренна с 1797 по 1799 годы создает ансамбль Большие круги. Участки земли перед дворцом оформлены в виде огромных кругов с круглыми каменными террасами, цветочными партерами и обсажены подстриженными кустами.

II. - В центре террас установлены мраморные статуи – «Мир» и «Правосудие». Эти статуи создал в Италии скульптор Пьетро Баратта. Статуи приобрел ещё Петр I для Летнего сада в Санкт-Петербурге. Затем они попали в Царское Село, а при Павле I – в Павловск.

III. - Статуя «Мир» это аллегория победы России в Северной войне. Женская фигура, символизирует Россию, у ног, которой укрощенный лев - символ побежденной Швеции и опрокинутый факел – символ войны.

       Когда в 1941 году эти статуи прятали в землю, кто-то на плече статуи «Мир» написал: «Мы вернемся и найдем тебя».

IV. - Более удаленная от дворца аллегорическая скульптура «Правосудие». Скульптура выполнена в виде женской фигуры, но не с традиционными весами и повязкой на глазах, а с мечом.

 

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕСТНИЦА                                                   - Желтый

V. - Рядом с Большими кругами в 1799 году Винченцо Бренна соорудил широкую каменную лестницу, украшенную балюстрадой и вазами. Она ведёт к дворцу со стороны реки Славянки. Лестница получила название Итальянской в память о родине архитектора.

VI. - Широкая лестница из 64 ступеней сужается кверху. Это создаёт иллюзию ещё большей её протяжённости. Выше кажется и склон холма, на котором стоит дворец.

VII. - На нижней площадке лестницу стерегут два чугунных льва. Верхнюю площадку охраняют мраморные львьи. Они словно провожают взглядом всех проходящих.

VIII. - Во времена Марии Фёдоровны весь Павловский парк, кроме Собственного садика, был открыт для публики. По Итальянской лестнице поднимались ко дворцу кавалеры со своими празднично одетыми дамами.

ХРАМ ДРУЖБЫ                                                                              - Красный

I. - В излучине реки расположен Храм дружбы — одно из первых сооружений в этой части парка. Павел и Мария решили построить храм в знак уважения и благодарности Екатерине Второй за подаренное имение.

II. - Внутри храма была расположена статуя Минервы — богини мудрости. Изваяние было посвящено императрице. Позднее его заменили статуей богини земледелия Цереры.

III. - Изнутри павильон украшен барельефами на тему дружбы и верности. Храм дружбы — одно из самых совершенных творений русской классической архитектуры. Недаром его ещё называют жемчужиной Павловска.

IV. - Позднее рядом с Храмом дружбы появился мостик, созданный Карлом Росси. Талантливый архитектор сумел превратить в единое целое два парковых сооружения, построенных в разное время. Мост был отлит из чугуна по новым технологиям металлургии.

МОЛОЧНЯ                                                                                          - Голубой

I. - По желанию хозяйки Павловска Марии Фёдоровны в 1782 году с северной стороны Тройной липовой аллеи Чарльз Камерон построил домик - Молочню.

II. - Это нехитрое здание выложили из булыжника и покрыли соломой. В качестве столбов были использованы мощные стволы деревьев.

III. - В 18-ом веке считалось модным строить в парках такие домики, похожие на хижины. Однако внутреннее убранство Молочни совсем не сочеталось с её внешней скромностью.

IV. - Здесь, кроме коровника, располагалась шикарно обставленная комната для отдыха. В ней хозяева и их гости могли, расположившись в золочёных креслах, попить парного молока или сливок. Для этого в комнате были установлены большие фарфоровые китайские вазы с краниками.

ТРОЙНАЯ ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ                                    - Цвет зеленого яблока

I. - К главному входу во дворец проложили Тройную липовую аллею с двумя пешеходными дорожками. По их сторонам были высажены липы - модные в те времена деревья. Липовые аллеи были почти во всех парках.

II. - Молодые липовые деревца привезли на корабле из далекой Голландии, потому что это необычный сорт липы. Он называется – бородавчатый из-за образования на стволах живописных наплывов. Мы видим очень старинные деревья и должны их беречь.

III. - Когда Павел I стал императором, Тройную липовую аллею продлили курьерским трактом, который выводил прямо на Московское шоссе. По этой прямой как стрела дороге мчались к Павловскому дворцу и от него царские курьеры – фельдегери. Они доставляли царские Указы не жалея лошадей.

IV. - В конце аллеи после революции 1917 года была устроена братская могила, где покоятся жертвы Гражданской войны. Над захоронением сооружен небольшой холм и на пъедестале установлена траурная урна.

ПАВИЛЬОН РОССИ                                                                  - Белый

I. - Широкая липовая аллея от дворца вела к деревянному Летнему театру. Со временем здание разрушилось.

II. - В 1815году Росси сделал проект павильона для дочери Павла I – великой княгини Марии Павловны. По проекту Росси в 1913-1914 годах на месте Летнего театра был сооружен павильон из нового для того времени материала – бетона.

III. - Под арочным сводом павильона установили бронзовый памятник первой хозяйке павловска – императрице Марии Федоровне. Автор памятника – скульптор Владимир Беклемишев.

IV. - Во время оккупации Павловска немецкими захватчиками на месте цветника фашисты устроили офицерское кладбище.

ЛАБИРИНТ                                                                                                                                                 - Розовый

I. - Рядом с Вольером извилистые дорожки, обсаженные кустарником, образуют живописный зелёный лабиринт. Сооружение Лабиринтов очень модная затея для регулярных королевских парков Франции и Голландии.

II. - Лабиринт сооружен по рисунку Чарльза Камерона. В плане Лабиринт имеет форму круговых дорожек, которые имеют переходы и тупики. Задача - выйти к центру Лабиринта и вернуться к выходу как можно быстрее.

III. - Слово Лабиринт пришло к нам из древнегреческого мифа о Чудовище Минотавре – человеке с головой быка. Минотавр был сыном царя острова Кипра – Миноса, который построил под своим дворцом для Минотавра подземный лабиринт.

IV. - В жертву Минотавру выбирались самые красивые девушки острова. Их заключали в Лабиринт, из которого они не могли выбраться. Только один древнегреческий герой по имени Персей смог освободить из Лабиринта красавицу по имени Ариадна.

ВОЛЬЕР И ПРУД «ГРАФИН»                                                     - Зеленый

I. - Павильон Вольер построен в 1782 году в классическом стиле Чарльзом Камероном. Высокий центральный зал увенчан куполом и соединён крытыми колоннадами с боковыми помещениями. Карниз и купол внутри павильона были расписаны под руководством Винченцо Бренна.

II. - Вольерный участок был задуман Чарльзом Камероном как сад с играми. Среди цветочных клумб и мраморных статуй можно было качаться на качелях, играть в кегли и другие игры. В Вольере жили певчие птицы — соловьи, скворцы, чижи, малиновки.

III. - В центре Вольера была установлена привезённая из Италии статуя Флоры. В 1818 году Мария Фёдоровна выпустила птиц на волю, и Вольер стал цветочной оранжереей.

IV. - Через 80 лет после строительства Вольера в 1863 году с южной стороны павильона был вырыт фигурный пруд, получивший название «Пруд графин». В центре пруда на высоком постаменте установили мраморную статую Венеры. Берега украшают красивые желтые ирисы.

 

Вопросы для экскурсантов

1. ТЕМА ВОПРОСА: БОЛЬШИЕ КРУГИ

ВОПРОС:   ЧТО ТАКОЕ РЕГУЛЯРНЫЙ САД ИЛИ ПАРК?

ОТВЕТ: Регулярный сад — это сад, имеющий регулярную планировку. В саду с такой планировкой растения, дорожки, водоёмы и другие украшения расположены симметрично относительно друг друга. Деревья и кусты в регулярных садах часто подстригают. Строгие и торжественные регулярные сады сливаются с зданиями в единую архитектурную композицию.

2. ТЕМА ВОПРОСА: ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕСТНИЦА

ВОПРОС: КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВЕРХНЕЕ ОГРАЖДЕНИЕ И ИТАЛЬЯНСКОЙ ЛЕСТНИЦЫ?

ОТВЕТ: Балюстрада — это ограждение лестницы, террасы или балкона. Балюстрада состоит из ряда фигурных столбиков, соединённых сверху перилами.

3. ТЕМА ВОПРОСА: ХРАМ ДРУЖБЫ

ВОПРОС: КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПОВОРОТ РЕКИ ВОКРУГ ХРАМА ДРУЖБЫ?

ОТВЕТ: Излучина – это крутой поворот, изгиб реки.

4. ТЕМА ВОПРОСА: МОЛОЧНЯ

ВОПРОС: ИЗ ЧЕГО НАЛИВАЛИ МОЛОКО ГОСТИ МОЛОЧНИ?

ОТВЕТ: Из больших фарфоровых китайских ваз с краниками.

5. ТЕМА ВОПРОСА: ТРОЙНАЯ ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ

ВОПРОС: КАК НАЗЫВАЕТСЯ СОРТ ЛИП И ОТКУДА ИХ ПРИВЕЗЛИ?

ОТВЕТ: Сорт лип называется - бородавчатая. Молодые липовые деревца привезли на корабле из далекой Голландии.

6. ТЕМА ВОПРОСА: ПАВИЛЬОН РОССИ

ВОПРОС: ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ПЕРВОЙ ХОЗЯЙКЕ ПАВЛОВСКА – МАРИИ ФЁДОРОВНЕ?

ОТВЕТ: Мария Фёдоровна – годы жизни 1759—1828, немецкая принцесса София Доротея Вюртембергская, была второй женой Павла Первого. Приехав в Россию, она приняла православие и получила имя Мария Фёдоровна. Когда Павел взошёл на престол, немецкая принцесса стала русской императрицей.

7. ТЕМА ВОПРОСА: ЛАБИРИНТ

ВОПРОС:

КАК ЗВАЛИ ЧУДОВИЩЕ, ОБИТАВШЕЕ В ЛАБИРИНТЕ ЦАРЯ МИНОСА?

ОТВЕТ: Чудовище Минотавр – человек с головой быка. Минотавр был сыном царя острова Кипра – Миноса.

8. ТЕМА ВОПРОСА: ВОЛЬЕР И ПРУД «ГРАФИН»

ВОПРОС: ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ВОЛЬЕР?

ОТВЕТ: Вольер — это здание или огороженная сеткой площадка для содержания разных животных.

 

Выводы

В процессе создания, организации и проведения интерактивной экскурсии-игры «Разноцветная экскурсия» для педагогов и учащихся создаются условия для развития духовно-ценностной и практической ориентации личности каждого участника в окружающем его мире, средствами краеведения и экскурсоведения.

Анализируя представленную работу можно сделать следующие выводы:

I. Краеведческое исследование окружающего мира дает участникам не только почувствовать гордость за родной город, но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае, к изучению историко-культурного наследия Павловского дворцово-паркового ансамбля, обратившись затем и к другим более обширным источникам.

II. Образовательная компонента экскурсии-игры позволяет использовать межпредметные связи: чтение – работа с незнакомым текстом, выразительное чтение; русский язык – примеры орфографические правила и грамматический материал; окружающий мир – место проведения экскурсии; история – хронология событий; география – проводить географические наблюдения при работе с картами.

III. Разнообразные виды деятельности, осуществляемые участниками в процессе экскурсии-игры, способствуют формированию ряда ключевых компетентностей:

· в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

· в сфере гражданско-правовой деятельности;

· в коммуникативной сфере;

· в сфере культурно-досуговой деятельности.

IV. Мультипликативность методической разработки экскурсии-игры «Раноцветная экскурсия» позволяет широко использовать опыт по реализации интерактивной экскурсии-игры как эколого-краеведческого так и музееведческого направления. Креативный подход педагога к алгоритму разработки и проведения экскурсии-игры дает возможность создавать новые методические разработки на разнообразные темы для обучающихся любого возраста, наполняя мини-экскурсы текстами разной степени сложности и углубленностью в тему.

Заключение

  Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Краеведение, способствуя соединению обучения и воспитания в единый процесс, развивает интеллектуальные способности учащихся, их индивидуальные и творческие возможности, а это в конечном итоге позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более оптимальным. Формирование краеведческих знаний в учебно-воспитательном процессе для учащихся как начальной школы, так и старших возрастных групп обеспечивается тесный контакт учебных занятий, внеурочной деятельности и проектной деятельности детей и педагогов.

Современной, активной, наглядной и увлекательной формой распространения краеведческих знаний является экскурсия, проводимая с использованием игровых технологий, поэтому за последние время очень стали популярны среди детей, молодежи и взрослых краеведческие квесты.

  Наряду с интеллектуальным развитием школьников экскурсия-игра помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в ближайшем окружении, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Экскурсия-игра создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших и старших школьников.

 

Список источников

Литература:

1. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: учеб, бие.-М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учебник.-М.: Сов. спорт, 2002.

3. Жарков Д. Экскурсия как педагогический процесс: метод, рекомендации - М. 1983.

4. Лескова Г. А. Экскурсоведение как область практической деятельности и научная дисциплина (статья) // Национальный туристский журнал «Тури­стские фирмы». Вып. 23.-СПб.: «Невский Фонд», 2001. С. 220-226.

5. Методика выразительного чтения: учеб, пособие, 2-е изд., исправл. и донолн.-М.: Просвещение, 1985.

6. Строев, К. Ф. Краеведение: учебное пособие [Текст]/К. Ф. Строев – изд. 2-е испр. - М.: Просвещение, 1974 -144с.

7. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1980. Т. 4.

8. Туранина, Н. А., Божко, И. М. Формирование этнокультурной компетентности на уроках русского языка в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст]/Н. А. Туранина, Н. А. Божко – Белгород, Сигма – 2001

9. Януш Б.В. «Неизвестный Павловск», ч.1 Изд.Континент СПб1997

10. Януш Б.В. «Неизвестный Павловск», ч.2 Изд.Серебряный век СПб 2002

Электронный ресурс:

1. По материалам сайта http://cityguidespb.ru/prigorody/pavlovsk_museum/386-hram-druzhby.html

 

2. По материалам сайта http://festival.1september.ru/articles/504355/ Макарова Т. Е. Статья «Краеведение как одно из средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» 

 

Приложения

Приложение 1

ТАБЛИЦА №1              «ОБЪЕКТ - ЦВЕТ»

№ объекта Название объекта Цвет эмблемы
1 БОЛЬШИЕ КРУГИ Синий
2 ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕСТНИЦА Желтый
3 ХРАМ ДРУЖБЫ Красный
4 МОЛОЧНЯ Голубой
5 ТРОЙНАЯ ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ Цвет зеленого яблока
6 ПАВИЛЬОН РОССИ Белый
7 ЛАБИРИНТ Розовый
8 ВОЛЬЕР И ПРУД «ГРАФИН» Зеленый

 

Приложение 2

КАРТА-СХЕМА 

 ЦЕНТРАЛЬНОГО - ПРИДВОЦОВОГО РАЙОНА ПАВЛОВСКОГО ПАРКА

С НОМЕРАМИ ОСТАНОВОК ПО МАРШРУТУ ЭКСКУРСИИ-ИГРЫ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЭКСКУРСИЯ»

                         

 

 


 

9. Алгоритм самоанализа педагогом организации подготовки и

проведения открытого занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.192 (0.014 с.)