Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дом детского творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга

Поиск

Дом детского творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Павловский»

 

Проект

«ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программно-методическое обеспечение

образовательного процесса

педагога дополнительного образования

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

«Организация

подготовки и проведения педагогом ДО

Открытого занятия»

 

 

 

 

 

Разработано

 методистом ДДТ «Павловский»

Сафоновой Т.К.

 

ПАВЛОВСК

2021

Методическая разработка

по организации подготовки, проведения и самоанализа

Педагогом ДО открытого занятия

на примере проекта открытого занятия «Разноцветная экскурсия»

В рамках занятий по ДООП «Моя малая Родина»

«Родина есть для нас предмет культурного творчества,

это мы сами в наших особенных дарах и талантах»

Протоиерей Сергий Булгаков

Методика патриотического воспитания через широкое ознакомление с историей родного края, знакомство с глубокими историческими корнями своей малой родины актуальна и в современных условиях модернизирующейся и совершенствующейся системы образования. Любое произведение искусства, будь то пейзаж, историческая картина или литературное произведение, несет индивидуальный взгляд на рассматриваемый предмет и, соответственно, демонстрирует субъективный образ родины. Знакомясь с ним, учащийся сопоставляет свое видение Отчизны с видением автора и в процессе анализа делает свои умозаключения. 

 

Пояснительная записка

    Изучение своего края способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор, помогает понять особенности местной природы, истории, культуры.

Начальная школа знакомит с географическим краеведением в курсе природоведения.

Элементы таких объектов краеведения, как история, искусство, наследие, народное хозяйство входят в курсы чтения, трудового обучения, музыки, изобразительного искусства.

   Использование краеведческого материала в процессе обучения и воспитания младших школьников вызывает у детей чувство любви к малой Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи; развивает творческие способности.

Немаловажен и тот факт, что изучение родного края способствует возрождению, изучению семейных традиций, традиций школы, класса; создаёт необходимые условия для проявления творческих способностей детей.

Краеведение – неотъемлемая частица нашей большой истории. А будущее, как известно, во многом зависит от того, сколь бережливы и памятливы мы по отношению к нашей истории. Обращение к памятникам истории всегда было важнейшим средством воспитания исторического сознания, земляческих и краеведческих чувств.

Начальная ступень – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребёнком важности окружающего его микромира. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению села, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.

      К сожалению, в школах отмечается такой недостаток: имеющиеся сведения краеведческого характера мало или вовсе не используются на уроках в процессе изучения и усвоения нового материала. А ведь урочные и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, накоплению систематических знаний о родном крае, содействуют их приобщению к охране памятников истории и культуры, участию в культурно – просветительной и экологической работе в родной местности; знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.  

     Я считаю - предназначение дополнительного образования заполнить этот пробел в воспитании и образовании детей с самого раннего возраста.

     Санкт-Петербург - город-музей, город дворцово-парковых ансамблей, прекрасных архитектурных памятников, город, окруженный "жемчужным ожерельем" пригородов. Юному школьнику необходимо помочь почувствовать связь культурной среды Петербурга и его пригородов с историей и современностью.

        Немаловажную роль в краеведческом воспитании школьников играют экскурсии.

Для создания условий духовно-ценностной и практической ориентации личности каждого школьника в окружающем его мире, начиная с первоклассников, разработана интерактивная экскурсия-игра на местности «Разноцветная экскурсия» по Центральному (Придворцовому) району Павловского парка (в дальнейшем Проект), которую можно рассматривать как краткосрочный проект и использовать педагогам в осуществлении своей проектной деятельности.

Концепция Проекта

Воспитание гражданской культуры, формирование национального самосознания, развитие духовно-нравственного воспитания в системе обра­зования - важнейшие компоненты повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.

Актуальность Проекта соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.

Участие в Проекте способствует формированию с юных лет устойчивого убеждения своей значимости в судьбе Родины, жизнеспособности и надежности ценностных ориентаций подрастающего поколения, в повышении интереса среди школьников к культурному и историческому наследию своей малой Родины – города Павловска. 

Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной, культурной специфики, осознание процессов, происходящих в родном городе, позволяет каждому юному гражданину почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим его миром, чувствовать себя комфортно, уверенно в нем, востребовать его культурный потенциал. Все это способствует социальной адаптации ребенка.

Новизна Проекта заключается в реализации с использованием интерактивных, игровых технологий возможностей детей и педагогов для активного взаимодействия с окружающим миром.

Возможности детей:

Интерактивная экскурсия-игра «Разноцветная экскурсия» по Центральному (Придворцовому) району Павловского парка разработана для детей младшего школьного возраста, умеющих читать. Как правило, первоклассники в конце учебного года уже обладают навыками чтения и могут участвовать в предлагаемой экскурсии-игре, показав свои умения и навыки в выразительном чтении незнакомого текста, что согласуется с принципом доступности в экскурсоведении.

В будущем участники Проекта смогут самостоятельно работать над созданием как мини-экскурсов и постановки тематических вопросов, так и над созданием творческих конкурсных работ.

Возможности педагогов:

Интерактивная экскурсия-игра «Разноцветная экскурсия» с точки зрения представления педагогического опыта может быть отнесена к разновидности проектной деятельности педагога. Данный Проект может реализовываться как отдельный образовательный проект, быть частью комплексных проектов и программ, реализуемых на базе учреждения, а также стать начальным этапом непрерывного эколого-краеведческого образования и просвещения.

Использование взаимно чередующихся форм работы с детским коллективом (индивидуальная, групповая, командная) помогает педагогу в укреплении межшкольных связей, способствует социализации детей.

 

1.2 Педагогическая целесообразность Проекта  

 

Педагогическая целесообразность Проектазаключается в стремлении дать детям компетентно-ориентированное обучение.

Поэтому реализация педагогической деятельности по Проекту построена на основе компетентностного подхода. Конечная ориентация основных результатов по Проекту направлена на формирование у обучающихся ряда ключевых компетентностей:

· компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности – работа с картой-схемой, движение по местности, поиск объектов экскурсии;

· компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности – работа в составе детского жюри, проведение голосования;

· компетентность в коммуникативной сфере – организация движения и поведения группы участников, привлечение внимания слушателей при знакомстве с объектом, умение вести диалог, задавать и отвечать на вопросы;

· компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности – формирование знаний, умений и навыков для организации и участия в интеллектуальных играх.

 

 

Цели и задачи

Цель Проекта: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации личности каждого школьника в окружающем его мире, средствами краеведения.

Задачи Проекта:

 

Обучающие

1. Способствовать формированию устойчивого интереса детей к изучению историко-культурного наследия Павловского парка.

2. Вовлечь обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность на местности.

3. Определять различия в планировке регулярных и пейзажных садов.

4. Научить определять признаки архитектурного стиля – классицизм.

5. Знать имена архитекторов и скульпторов, участвующих в создании архитектурно-ландшафтного ансамбля Центрального (Придворцового) района Павловского парка.

 

Воспитательные

1. Воспитание чувства любви и уважения к своей малой Родине, Санкт-Петербургу, России.

2. Сохранение исторической преемственности поколений. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отчизны.

3. Воспитание чувства личной ответственности за порученное дело, умение доводить его до конца.

4. Формирование культуры межличностных отношений юных экскурсоводов в совместной деятельности, накопление положительного опыта самоуправления в коллективе.

5. Формирование навыков оценки деятельности товарищей и самооценки, и на их основе сделать выводы о значимости своих поступков.

6. Формирование лидерских качеств личности

7. Воспитание внутренней установки на здоровый активный образ жизни.

 

Развивающие

1. Активизирование деятельности по сохранению исторического и культурного наследия Павловска.

2. Стимулирование развития духовно-нравственных качеств личности - качества патриота и гражданина Отечества и родного города, готового взять на себя ответственность за сохранение культурного наследия города и его будущее, заботу о памятниках.

3. Развитие интереса вести исследовательскую и экскурсионную работу.

4. Развитие умения наблюдать, формулировать выводы.

5. Развитие памяти, волевых качеств личности, творческого воображения, наблюдательности

6. Развитие речи, артистизма, коммуникативных качеств личности юного экскурсовода

 

Ожидаемые результаты

Ожидаемым результатом, влияющим на изменения личности участников по окончании реализации Проекта, станет приобретение культурологического и социально-гражданского опыта по следующим направлениям:

· Приобретение знаний по истории создания дворцово-паркого ансамбля Павловска;

· Активизация самостоятельной познавательной деятельности по изучению культуры родного города;

· Приобретение умения самостоятельно ставить вопросы и уметь использовать полученный опыт для решения новых задач;

· Формирование способности решать поставленные задачи практическим путем: наблюдения, исследования.

· Освоение путей совершенствования и реализации творческих способностей;

· Приобретение гражданского опыта;

· Повышение уровня самооценки и осознание своей значимости в окружающем мире;

· Расширение участия обучающихся в проведении культурно-исторических игр и экскурсий.

Технологическая карта

 интерактивной экскурсии-игры «Разноцветная экскурсия»

 

Критерии и показатели Содержание
1. Наименование мероприятия Интерактивная экскурсия-игра «Разноцветная экскурсия»
2. Образовательная область Краеведение
3. Место проведения Центральный (Придворцовый) район Павловского парка
4. Возрастная категория Учащиеся начальной школы
5.     Классификация экскурсии По содержанию – тематическая историко-краеведческая; По месту проведения – загородная; По способу передвижения – пешеходная; По форме проведения – интерактивная
6. Продолжительность мероприятия           2 академических часа (90 мин.)
7.   Хронометраж проведения экскурсии-игры (полное время экскурсии-игры)
организационный момент 10 мин.
 время показа 15 мин.
время рассказа 15 мин.
время ответов на вопросы 15 мин.
время переходов 15 мин.
подведение итогов 15 мин.
организ ционный конец 5 мин.

 

8.   Методика ведения экскурсии   Уровень показа – вторая ступень показа (детальное наблюдение объектов); Уровень сочетания показа и рассказа – третий уровень: рассказ равен показу;
9.     Используемые современные образовательные технологии   - Коллективный способ обучения: работа в группах, в командах; - Информационно-коммуникативные технологии: поисковая индивидуальная и коллективная работа с картой-схемой; - Коммуникативная технология: мини-экскурсы; - Игровые технологии: ролевые игры; - Технологии развивающего обучения: элементы экскурсоведения; - Технология коллективной творческой деятельности: создание общего информационного материала при личном выступлении участников экскурсионного рассказа; - Здоровьесберегающие технологии: опыт проведения досуговой деятельности детей на открытом воздухе.
10. Компоненты экскурсии-игры - познавательное путешествие по карте-схеме (знакомство с районом историческими объектами экскурсии); - экскурсия по Центральному (Придворцовому) району Павловского парка; - ведение диалога группы юных экскурсоводов с группой экскурсантов (вопросы-ответы, рассказ о личных впечатлениях, высказывание личного мнения); - работа в составе детского жюри (знакомство с критериями и оценка проведения командами мини-экскурсов); - выборы лучшей команды экскурсоводов (тайное голосование)

Оборудование

1. Планшеты по количеству команд (количеству объектов)

2. Дидактические материалы (карты-схемы, листовка с таблицей «Объект-цвет», мини-экускурсы и вопросы в конвертах, по количеству объектов, авторские пособия педагога)

3. Набор жетонов, выдаваемых за ответы участников

4. Конверт с наборами бюллетеней для голосования

5. Памятные сувениры для награждения победителей

Таблица «Объект-цвет»

 

1 БОЛЬШИЕ КРУГИ Синий
2 ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕСТНИЦА Желтый
3 ХРАМ ДРУЖБЫ Красный
4 МОЛОЧНЯ Голубой
5 ТРОЙНАЯ ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ Цвет зеленого яблока
6 ПАВИЛЬОН РОССИ Белый
7 ЛАБИРИНТ Розовый
8 ВОЛЬЕР И ПРУД «ГРАФИН» Зеленый

 

4. Составляются 8 мини-экскурсов содержащие по 4 предложения с описанием каждого объекта и 8 вопросов по мини-экскурсам для экскурсантов.

5. Мини-экскурсы и вопросы распечатываются на цветной бумаге. Для каждого текста используется свой цвет, которым обозначены объекты на карте и на конвертах для мини-экскурсов. 

6. Листы с мини-экскурсами нарезаются по 4 предложения, нумеруются по очередности подачи экскурсионного материала, раскладываются по конвертам, обозначенным эмблемами соответствующего объекту цвета.

 

Глоссарий

Аллегория - иносказание

Ансамбль - согласованность, стройность частей единого целого, а также само такое целое.

Арка – проем в стене здания, верхняя часть которого имеет круговые очертания.

Архитектор – художник, инженер, строитель, создатель зданий, парков, городов.

Балюстрада — это ограждение лестницы, террасы или балкона. Балюстрада состоит из ряда фигурных столбиков, соединённых сверху перилами.

Вольер — это здание или огороженная сеткой площадка для содержания разных животных.

Герб - отличительный знак государства, города, сословия, рода и т.п., изображаемый на флагах, монетах, бланках, печатях и т.п

Излучина – это крутой поворот, изгиб реки.

Мария Фёдоровна – годы жизни 1759—1828, немецкая принцесса София Доротея Вюртембергская, была второй женой Павла Первого. Приехав в Россию, она приняла православие и получила имя Мария Фёдоровна. Когда Павел взошёл на престол, немецкая принцесса стала русской императрицей.

Оккупация – захват чужой территории военным путем.

Павильон – небольшое парковое сооружение, здание для определенной цели.

Партер в садовой архитектуре - открытая часть сада или парка с газонами и цветниками. Партер часто ограждают кустарником и украшают скульптурой или фонтанами.

Пейзажный стиль оформления парка подчёркивает его слияние с природой, его естественность. Основные черты парков, выполненных в пейзажном стиле, — неровная местность, отсутствие симметрии и прямых линий.

Регулярный сад — это сад, имеющий регулярную планировку. В саду с такой планировкой растения, дорожки, водоёмы и другие украшения расположены симметрично относительно друг друга. деревья и кусты в регулярных садах часто подстригают. Строгие и торжественные регулярные сады сливаются с зданиями в единую архитектурную композицию.

Свод – строительная конструкция перекрывающая просвет в стене.

Северная война – война России со Швецией с 1700 по 1721 годы за освобождение Невских земель под предводительством Петра 1. Война окончилась победой России.

Символ - то, что служит условным отличительным запоминающимся знаком города, какого-либо события, понятия, явления.

Скульптор – художник, создатель скульптур

Терраса – плоский, ровный участок земли.

Циркуль – инструмент для вычерчивания кругов.

 

Тексты мини-экскурсов

 

ВЕДУЩИЙ:

   Ансамбль дворца и парка — одно из совершеннейших произведений в истории русской и мировой архитектуры. Парк делится на несколько районов. Они очень непохожи друг на друга — это и тенистые лесные тропинки и прямые как стрела аллеи; широкие, открытые пространства и ограниченные газонами и подстриженными кустиками площадки.

  Но при этом все они органично связаны в единое целое - ансамбль. А парковые сооружения восхищают своей гармонией с природой.

  Создание парка началось с самого парадного района — Придворцового. Этот район парка по своей планировке называется регулярным, в отличие от остального парка – пейзажного. Дорожки и цветники регулярного Придворцового района словно проведены по линейке или циркулем.

 

БОЛЬШИЕ КРУГИ                                                                              - Синий

I. - После воцарения Павла I архитектор Винченцо Бренна с 1797 по 1799 годы создает ансамбль Большие круги. Участки земли перед дворцом оформлены в виде огромных кругов с круглыми каменными террасами, цветочными партерами и обсажены подстриженными кустами.

II. - В центре террас установлены мраморные статуи – «Мир» и «Правосудие». Эти статуи создал в Италии скульптор Пьетро Баратта. Статуи приобрел ещё Петр I для Летнего сада в Санкт-Петербурге. Затем они попали в Царское Село, а при Павле I – в Павловск.

III. - Статуя «Мир» это аллегория победы России в Северной войне. Женская фигура, символизирует Россию, у ног, которой укрощенный лев - символ побежденной Швеции и опрокинутый факел – символ войны.

       Когда в 1941 году эти статуи прятали в землю, кто-то на плече статуи «Мир» написал: «Мы вернемся и найдем тебя».

IV. - Более удаленная от дворца аллегорическая скульптура «Правосудие». Скульптура выполнена в виде женской фигуры, но не с традиционными весами и повязкой на глазах, а с мечом.

 

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕСТНИЦА                                                   - Желтый

V. - Рядом с Большими кругами в 1799 году Винченцо Бренна соорудил широкую каменную лестницу, украшенную балюстрадой и вазами. Она ведёт к дворцу со стороны реки Славянки. Лестница получила название Итальянской в память о родине архитектора.

VI. - Широкая лестница из 64 ступеней сужается кверху. Это создаёт иллюзию ещё большей её протяжённости. Выше кажется и склон холма, на котором стоит дворец.

VII. - На нижней площадке лестницу стерегут два чугунных льва. Верхнюю площадку охраняют мраморные львьи. Они словно провожают взглядом всех проходящих.

VIII. - Во времена Марии Фёдоровны весь Павловский парк, кроме Собственного садика, был открыт для публики. По Итальянской лестнице поднимались ко дворцу кавалеры со своими празднично одетыми дамами.

ХРАМ ДРУЖБЫ                                                                              - Красный

I. - В излучине реки расположен Храм дружбы — одно из первых сооружений в этой части парка. Павел и Мария решили построить храм в знак уважения и благодарности Екатерине Второй за подаренное имение.

II. - Внутри храма была расположена статуя Минервы — богини мудрости. Изваяние было посвящено императрице. Позднее его заменили статуей богини земледелия Цереры.

III. - Изнутри павильон украшен барельефами на тему дружбы и верности. Храм дружбы — одно из самых совершенных творений русской классической архитектуры. Недаром его ещё называют жемчужиной Павловска.

IV. - Позднее рядом с Храмом дружбы появился мостик, созданный Карлом Росси. Талантливый архитектор сумел превратить в единое целое два парковых сооружения, построенных в разное время. Мост был отлит из чугуна по новым технологиям металлургии.

МОЛОЧНЯ                                                                                          - Голубой

I. - По желанию хозяйки Павловска Марии Фёдоровны в 1782 году с северной стороны Тройной липовой аллеи Чарльз Камерон построил домик - Молочню.

II. - Это нехитрое здание выложили из булыжника и покрыли соломой. В качестве столбов были использованы мощные стволы деревьев.

III. - В 18-ом веке считалось модным строить в парках такие домики, похожие на хижины. Однако внутреннее убранство Молочни совсем не сочеталось с её внешней скромностью.

IV. - Здесь, кроме коровника, располагалась шикарно обставленная комната для отдыха. В ней хозяева и их гости могли, расположившись в золочёных креслах, попить парного молока или сливок. Для этого в комнате были установлены большие фарфоровые китайские вазы с краниками.

ТРОЙНАЯ ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ                                    - Цвет зеленого яблока

I. - К главному входу во дворец проложили Тройную липовую аллею с двумя пешеходными дорожками. По их сторонам были высажены липы - модные в те времена деревья. Липовые аллеи были почти во всех парках.

II. - Молодые липовые деревца привезли на корабле из далекой Голландии, потому что это необычный сорт липы. Он называется – бородавчатый из-за образования на стволах живописных наплывов. Мы видим очень старинные деревья и должны их беречь.

III. - Когда Павел I стал императором, Тройную липовую аллею продлили курьерским трактом, который выводил прямо на Московское шоссе. По этой прямой как стрела дороге мчались к Павловскому дворцу и от него царские курьеры – фельдегери. Они доставляли царские Указы не жалея лошадей.

IV. - В конце аллеи после революции 1917 года была устроена братская могила, где покоятся жертвы Гражданской войны. Над захоронением сооружен небольшой холм и на пъедестале установлена траурная урна.

ПАВИЛЬОН РОССИ                                                                  - Белый

I. - Широкая липовая аллея от дворца вела к деревянному Летнему театру. Со временем здание разрушилось.

II. - В 1815году Росси сделал проект павильона для дочери Павла I – великой княгини Марии Павловны. По проекту Росси в 1913-1914 годах на месте Летнего театра был сооружен павильон из нового для того времени материала – бетона.

III. - Под арочным сводом павильона установили бронзовый памятник первой хозяйке павловска – императрице Марии Федоровне. Автор памятника – скульптор Владимир Беклемишев.

IV. - Во время оккупации Павловска немецкими захватчиками на месте цветника фашисты устроили офицерское кладбище.

ЛАБИРИНТ                                                                                                                                                 - Розовый

I. - Рядом с Вольером извилистые дорожки, обсаженные кустарником, образуют живописный зелёный лабиринт. Сооружение Лабиринтов очень модная затея для регулярных королевских парков Франции и Голландии.

II. - Лабиринт сооружен по рисунку Чарльза Камерона. В плане Лабиринт имеет форму круговых дорожек, которые имеют переходы и тупики. Задача - выйти к центру Лабиринта и вернуться к выходу как можно быстрее.

III. - Слово Лабиринт пришло к нам из древнегреческого мифа о Чудовище Минотавре – человеке с головой быка. Минотавр был сыном царя острова Кипра – Миноса, который построил под своим дворцом для Минотавра подземный лабиринт.

IV. - В жертву Минотавру выбирались самые красивые девушки острова. Их заключали в Лабиринт, из которого они не могли выбраться. Только один древнегреческий герой по имени Персей смог освободить из Лабиринта красавицу по имени Ариадна.

ВОЛЬЕР И ПРУД «ГРАФИН»                                                     - Зеленый

I. - Павильон Вольер построен в 1782 году в классическом стиле Чарльзом Камероном. Высокий центральный зал увенчан куполом и соединён крытыми колоннадами с боковыми помещениями. Карниз и купол внутри павильона были расписаны под руководством Винченцо Бренна.

II. - Вольерный участок был задуман Чарльзом Камероном как сад с играми. Среди цветочных клумб и мраморных статуй можно было качаться на качелях, играть в кегли и другие игры. В Вольере жили певчие птицы — соловьи, скворцы, чижи, малиновки.

III. - В центре Вольера была установлена привезённая из Италии статуя Флоры. В 1818 году Мария Фёдоровна выпустила птиц на волю, и Вольер стал цветочной оранжереей.

IV. - Через 80 лет после строительства Вольера в 1863 году с южной стороны павильона был вырыт фигурный пруд, получивший название «Пруд графин». В центре пруда на высоком постаменте установили мраморную статую Венеры. Берега украшают красивые желтые ирисы.

 

Вопросы для экскурсантов

1. ТЕМА ВОПРОСА: БОЛЬШИЕ КРУГИ

ВОПРОС:   ЧТО ТАКОЕ РЕГУЛЯРНЫЙ САД ИЛИ ПАРК?

ОТВЕТ: Регулярный сад — это сад, имеющий регулярную планировку. В саду с такой планировкой растения, дорожки, водоёмы и другие украшения расположены симметрично относительно друг друга. Деревья и кусты в регулярных садах часто подстригают. Строгие и торжественные регулярные сады сливаются с зданиями в единую архитектурную композицию.

2. ТЕМА ВОПРОСА: ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕСТНИЦА

ВОПРОС: КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВЕРХНЕЕ ОГРАЖДЕНИЕ И ИТАЛЬЯНСКОЙ ЛЕСТНИЦЫ?

ОТВЕТ: Балюстрада — это ограждение лестницы, террасы или балкона. Балюстрада состоит из ряда фигурных столбиков, соединённых сверху перилами.

3. ТЕМА ВОПРОСА: ХРАМ ДРУЖБЫ

ВОПРОС: КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПОВОРОТ РЕКИ ВОКРУГ ХРАМА ДРУЖБЫ?

ОТВЕТ: Излучина – это крутой поворот, изгиб реки.

4. ТЕМА ВОПРОСА: МОЛОЧНЯ

ВОПРОС: ИЗ ЧЕГО НАЛИВАЛИ МОЛОКО ГОСТИ МОЛОЧНИ?

ОТВЕТ: Из больших фарфоровых китайских ваз с краниками.

5. ТЕМА ВОПРОСА: ТРОЙНАЯ ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ

ВОПРОС: КАК НАЗЫВАЕТСЯ СОРТ ЛИП И ОТКУДА ИХ ПРИВЕЗЛИ?

ОТВЕТ: Сорт лип называется - бородавчатая. Молодые липовые деревца привезли на корабле из далекой Голландии.

6. ТЕМА ВОПРОСА: ПАВИЛЬОН РОССИ

ВОПРОС: ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ПЕРВОЙ ХОЗЯЙКЕ ПАВЛОВСКА – МАРИИ ФЁДОРОВНЕ?

ОТВЕТ: Мария Фёдоровна – годы жизни 1759—1828, немецкая принцесса София Доротея Вюртембергская, была второй женой Павла Первого. Приехав в Россию, она приняла православие и получила имя Мария Фёдоровна. Когда Павел взошёл на престол, немецкая принцесса стала русской императрицей.

7. ТЕМА ВОПРОСА: ЛАБИРИНТ

ВОПРОС:

КАК ЗВАЛИ ЧУДОВИЩЕ, ОБИТАВШЕЕ В ЛАБИРИНТЕ ЦАРЯ МИНОСА?

ОТВЕТ: Чудовище Минотавр – человек с головой быка. Минотавр был сыном царя острова Кипра – Миноса.

8. ТЕМА ВОПРОСА: ВОЛЬЕР И ПРУД «ГРАФИН»

ВОПРОС: ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ВОЛЬЕР?

ОТВЕТ: Вольер — это здание или огороженная сеткой площадка для содержания разных животных.

 

Выводы

В процессе создания, организации и проведения интерактивной экскурсии-игры «Разноцветная экскурсия» для педагогов и учащихся создаются условия для развития духовно-ценностной и практической ориентации личности каждого участника в окружающем его мире, средствами краеведения и экскурсоведения.

Анализируя представленную работу можно сделать следующие выводы:

I. Краеведческое исследование окружающего мира дает участникам не только почувствовать гордость за родной город, но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае, к изучению историко-культурного наследия Павловского дворцово-паркового ансамбля, обратившись затем и к другим более обширным источникам.

II. Образовательная компонента экскурсии-игры позволяет использовать межпредметные связи: чтение – работа с незнакомым текстом, выразительное чтение; русский язык – примеры орфографические правила и грамматический материал; окружающий мир – место проведения экскурсии; история – хронология событий; география – проводить географические наблюдения при работе с картами.

III. Разнообразные виды деятельности, осуществляемые участниками в процессе экскурсии-игры, способствуют формированию ряда ключевых компетентностей:

· в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

· в сфере гражданско-правовой деятельности;

· в коммуникативной сфере;

· в сфере культурно-досуговой деятельности.

IV. Мультипликативность методической разработки экскурсии-игры «Раноцветная экскурсия» позволяет широко использовать опыт по реализации интерактивной экскурсии-игры как эколого-краеведческого так и музееведческого направления. Креативный подход педагога к алгоритму разработки и проведения экскурсии-игры дает возможность создавать новые методические разработки на разнообразные темы для обучающихся любого возраста, наполняя мини-экскурсы текстами разной степени сложности и углубленностью в тему.

Заключение

  Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Краеведение, способствуя соединению обучения и воспитания в единый процесс, развивает интеллектуальные способности учащихся, их индивидуальные и творческие возможности, а это в конечном итоге позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более оптимальным. Формирование краеведческих знаний в учебно-воспитательном процессе для учащихся как начальной школы, так и старших возрастных групп обеспечивается тесный контакт учебных занятий, внеурочной деятельности и проектной деятельности детей и педагогов.

Современной, активной, наглядной и увлекательной формой распространения краеведческих знаний является экскурсия, проводимая с использованием игровых технологий, поэтому за последние время очень стали популярны среди детей, молодежи и взрослых краеведческие квесты.

  Наряду с интеллектуальным развитием школьников экскурсия-игра помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в ближайшем окружении, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Экскурсия-игра создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших и старших школьников.

 

Список источников

Литература:

1. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: учеб, бие.-М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учебник.-М.: Сов. спорт, 2002.

3. Жарков Д. Экскурсия как педагогический процесс: метод, рекомендации - М. 1983.

4. Лескова Г. А. Экскурсоведение как область практической деятельности и научная дисциплина (статья) // Национальный туристский журнал «Тури­стские фирмы». Вып. 23.-СПб.: «Невский Фонд», 2001. С. 220-226.

5. Методика выразительного чтения: учеб, пособие, 2-е изд., исправл. и донолн.-М.: Просвещение, 1985.

6. Строев, К. Ф. Краеведение: учебное пособие [Текст]/К. Ф. Строев – изд. 2-е испр. - М.: Просвещение, 1974 -144с.

7. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1980. Т. 4.

8. Туранина, Н. А., Божко, И. М. Формирование этнокультурной компетентности на уроках русского языка в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст]/Н. А. Туранина, Н. А. Божко – Белгород, Сигма – 2001

9. Януш Б.В. «Неизвестный Павловск», ч.1 Изд.Континент СПб1997

10. Януш Б.В. «Неизвестный Павловск», ч.2 Изд.Серебряный век СПб 2002

Электронный ресурс:

1. По материалам сайта http://cityguidespb.ru/prigorody/pavlovsk_museum/386-hram-druzhby.html

 

2. По материалам сайта http://festival.1september.ru/articles/504355/ Макарова Т. Е. Статья «Краеведение как одно из средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» 

 

Приложения

Приложение 1

ТАБЛИЦА №1              «ОБЪЕКТ - ЦВЕТ»

№ объекта Название объекта Цвет эмблемы
1 БОЛЬШИЕ КРУГИ Синий
2 ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕСТНИЦА Желтый
3 ХРАМ ДРУЖБЫ Красный
4 МОЛОЧНЯ Голубой
5 ТРОЙНАЯ ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ Цвет зеленого яблока
6 ПАВИЛЬОН РОССИ Белый
7 ЛАБИРИНТ Розовый
8 ВОЛЬЕР И ПРУД «ГРАФИН» Зеленый

 

Приложение 2

КАРТА-СХЕМА 

 ЦЕНТРАЛЬНОГО - ПРИДВОЦОВОГО РАЙОНА ПАВЛОВСКОГО ПАРКА

С НОМЕРАМИ ОСТАНОВОК ПО МАРШРУТУ ЭКСКУРСИИ-ИГРЫ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЭКСКУРСИЯ»

                         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.013 с.)