Как правильно организовать работу на этапе «подведение итогов». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как правильно организовать работу на этапе «подведение итогов».



Что необходимо учесть на данном этапе?

Каково должно быть его содержание?

Какие использовать приемы?

 

 

Согласно технологии организации времени, подведение итогов является важным условием успешной деятельности. Как один из инструментов тайм-мендежмента, подведение итогов используется, во-первых, для оценки проделанной работы, во-вторых, для выявления «проблемных» зон, в-третьих, для дальнейшего успешного планирования деятельности.

 

Дидактические задачи этапа «Подведение итогов» заключаются в том, чтобы соотнести полученный результат с намеченной целью занятия и дать оценку успешности ее достижения, проанализировать деятельность субъектов, определяя положительные и отрицательные моменты, наметить перспективу деятельности на следующие занятия.

 

Какие требования предъявляются к этому этапу?

 

На этап «Подведение итогов» обычно отводится немного времени: 5-7 минут. В связи с этим необходим тщательный отбор методов и приемов, способствующих активизации детей и оптимизации этого этапа.

 

Педагог должен стремиться дать адекватную оценку занятия и добиваться адекватной самооценки учащихся. Объективно подвести итог проделанной работы позволяет сравнение цели и задач, поставленных в начале занятия, с полученным результатом.

 

Необходимо добиваться осознания учащимся значимости полученных результатов и готовности использовать их для достижения образовательных целей.

 

Одним из основных процессов данного этапа является оценивание. Здесь дается общая оценка занятия, и каждый субъект оценивает меру своего личного продвижения к цели – проводится самооценка. Затем на основании данной оценки и самооценки формулируются общие выводы и выстраиваются перспективы дальнейшей работы.

 

Содержание этапа «Подведение итогов занятия» составляют 3 основных блока:

¾ оценка занятия

¾ рефлексия (самооценка)

¾ общие выводы.

 

Оценка занятия. Педагог совместно с детьми подводит итог.

Рассматриваются вопросы:

¾ Достигнута ли цель занятия?

¾ Что этому способствовало?

¾ Что нового узнали ребята?

¾ Какими умениями и навыками овладели?

¾ Над чем еще стоит поработать?

 

Понятно, что количество вопросов и их содержание будет зависеть от возраста ваших учащихся.

Далее педагог оценивает деятельность детей и поощряет за проделанную работу. Может оцениваться степень усвоения материала, работоспособность, психологическое состояние, результативность, содержание и полезность работы.

 

 

Работа учащихся должна оцениваться с разных позиций, важно обращать внимание на такие параметры, как:

¾ уровень самостоятельности;

¾ знание фактического материала и уровень его усвоения;

¾ отношение к учебному труду, к новому материалу;

¾ объективная направленность на саморазвитие;

¾ наличие познавательного интереса;

¾ характер отношений с другими учащимися;

¾ воспитательная и развивающая подвижка личности.

 

Задача педагога при оценке деятельности ребенка - рассказать ему, какие его действия привели к хорошему результату, а какие нет. Это позволяет ребенку понять, какую он совершил ошибку и как ему действовать в дальнейшем.

Ошибки:

Часто детям даются оценки, которые не содержат никакой информации о результатах их работы и приложенных усилиях (Даша - молодец! Саша - плохо! Валя – умница! Вы все - молодцы!). Данные эпитеты констатируют факт, но не оценивают. Необходимо продолжить фразу, оценив действие: «Даша – молодец! Правильно направила ткань, и получился ровный шов». «Саша опоздал на занятие, поэтому не успел выполнить работу», «Вы все сегодня молодцы, потому что помогали друг другу добиться результата» и т.д. Необходимо оценивать действие, а не личность.

Недопустимы выражения: «Растяпа!», «Неумеха» и т.д. Нельзя противопоставлять одного ребенка всей группе! Оценивайте без сравнений!

 

Не стоит забывать, что для ребенка очень значима положительная оценка педагога. Она позволяет повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета, выстроить траекторию деятельности. Результатом оценочной деятельности должно стать самоутверждение детей в успешности.

 

Следующий блок – рефлексия (самооценка)

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. На стадии рефлексии информация анализируется субъектами (педагогом и учащимся), интерпретируется, творчески перерабатывается.

 

Задача педагога в этом случае заключается в мобилизации детей на самооценку.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Деятельность учащихся состоит в том, что они соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Таким образом, рефлексия– одно из важнейших средств формирования умения учиться. В зависимости от целей она может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды рефлексии:

Устная — учащиеся рассказывают о своих эмоциях и выводах.

Письменная — учащиеся заполняют анкету, пишут короткое эссе.

Символическая — используются карточки с картинками или смайликами.

Примеры проведения рефлексии с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов

«Цветные карточки»

Например, синяя и красная. Синяя может обозначать “Всё понятно/Занятие мне понравилось”, красная — “Есть проблемы/Было скучно”.

В заключительной части занятия или после изложения нового материала педагог просит выбрать и показать соответствующую настроению карточку.

Альтернатива: детям предлагаются карточки с тучками и солнцем, смайликами, грустными и радостными гномиками или же ученики просто показывают поднятый или опущенный большой палец.

 

«Ступеньки»

Учащимся раздаются распечатки с изображенной лесенкой и тремя человечками на ней. Расположение человечка на нижней ступеньке означает “У меня ничего не получилось”,

на средней — возникли проблемы, размещение на верхней символизирует собой успех на уроке.

Ребёнку необходимо выбрать и отметить человечка, соответствующего его успеху на занятии.

Альтернатива: можно нарисовать лестницу на листе ватмана, прикрепить к доске и предложить ученикам по очереди прикрепить человечка в нижней или верхней части лестницы или ее середины, что будет символизировать удовлетворенность или неудовлетворенность уроком.

 

«Поезд»

Например, в ходе занятия вы провели две игры и дали два упражнения. Значит, на доске нужно разместить 4 вагончика и предложить учащимся отметить вагон-задание, выполнение которого далось проще всего, или распределить грустные и веселые смайлики по разным вагонам-этапам занятия.

Альтернатива: полянка с цветами и бабочками, море с корабликами разных цветов, новогодние игрушки на елке. Картинку можно разместить на доске или распечатать.  

 

«Яблонька»

Один из самых эффективных методов рефлексии по ФГОС. Вам понадобится изображение дерева и яблок разных цветов. Можно ограничиться двумя цветами (например, зеленое яблоко символизирует хорошее настроение, красное сигнализирует о проблемах) или же использовать широкую палитру, например, оранжевый цвет будет означать восторг, черный — уныние, синий — радость и так далее. Важно! Значение маркеров не должно меняться, изменения могут сбить с толку детей!

 

С учащимися более старшего возраста можно использовать такие приемы, как:

«Закончи предложение…»,

«Заполни оценочный лист»,

«Отметь верное утверждение» и т.д.

Они позволяют детям оценить свою степень усвоения материала, задуматься, над чем еще стоит поработать.

 

Если нет возможности провести рефлексию в игровой форме, можно задать вопросы:

¾ Что тебе сегодня на занятии удалось сделать? Почему?

¾ А что не удалось? Почему?

¾ Похвали себя за достигнутые успехи.

¾ Все ли тебе было понятно? Спроси о том, что ты не понял.

¾ Как ты работал на занятии?

¾ Что тебе помогало? Что мешало?

¾ Чему ты научился? Чего ты достиг?

¾ Какие трудности ты преодолел?

¾ Кто тебе оказывал помощь?

¾ Кому ты признателен за поддержку?

¾ С каким настроением ты уходишь с занятия? Почему?

¾ Что тебя удивило?

¾ Что порадовало?

 

 

При использовании тех или иных приемов, очень важно, чтобы учащиеся могли поделиться своими размышлениями, высказать свое собственное мнение о том,

¾ какой опыт они приобрели;

¾ проанализировать, как они его приобретали;

¾ насколько эффективен был выбранный ими способ деятельности;

¾ каковы причины неудач;

¾ что следовало бы изменить, чтобы достичь лучшего результата;

¾ кого следует поблагодарить за оказанную помощь.

 

Как правило, учащиеся проявляют желание рассказать и о чувствах, которые они испытывали во время занятия, хотят поделиться своими впечатлениями о занятии. Педагогу важно внимательно выслушивать мнение каждого, фиксировать различные точки зрения и в случае необходимости корректировать правильность понимания.

 

Проделав работу по оценке занятия и самооценке детьми своей деятельности, педагог подводит итог занятия, обобщает все сказанное и намечает перспективу на следующее занятие.

Обычно используются словесные конструкции:

«таким образом, мы пришли к следующим выводам»,

«в конце нашего занятия я хочу отметить» и т.д.

 

Таким образом, при подготовке плана занятия и написания конспекта педагогу необходимо тщательно продумывать содержание каждого этапа учебного занятия и помнить, что  учебное занятие есть модель образовательного процесса, качество которого зависит от правильности определения каждого из компонентов и их рационального сочетания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.019 с.)