Как подготовиться и провести занятие? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как подготовиться и провести занятие?



Основные требования на этапе подготовки к занятию.

1. На этапе подготовки к занятию педагогу необходимо в первую очередь составить его план с описанием содержания деятельности педагога и детей на каждом этапе.

2. Необходимо чётко понимать, что дети должны сделать на конкретном занятии в соответствии с темой и поставленными задачами.

3. Определите оптимальное содержание теоретического и практического материала для занятия в соответствии с его темой, задачами и возможностями детей.

4. Подберите методы и приёмы обучения, которые позволят обеспечить познавательную и творческую активность детей. Помним, что необходимо обеспечить оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и креативных методов обучения.

5. Все дидактические материалы и инструменты необходимо подготовить заранее, проверить их исправность, сохранность, эстетический вид и безопасность.

6. Заранее продумайте оптимальное соотношение самостоятельной работы учащегося и взаимодействия с педагогом.

Начало занятия (организационный этап) (5 минут)

Цель организационного этапа - подготовить учащихся к запланированной деятельности, определить цели и задачи занятия, создать эмоциональный настрой и благоприятный психологический климат.

Одним из приёмов эмоционального настроя учащихся являются коммуникативные игры и игровые упражнения. Эти небольшие по продолжительности игры направлены на то, чтобы встряхнуться, оживить атмосферу, поднять или урегулировать настроение учащихся, а также для психоэмоциональной разгрузки, снятия напряжения у участников, особенно в случаях, когда участники мало знакомы друг с другом.

Например, игра «Вопрос – ответ»:

педагог берёт в руки мяч и бросает его по очереди всем детям, задавая вопросы, не требующие развёрнутого ответа:

Какое у тебя настроение?

С какой ноги ты сегодня встал?

Подарок Деду морозу заказал?

Сколько человек тебе сегодня улыбнулось?

Хотел сегодня идти на занятие?

Ты нам рад?

Подводит итог: я вам тоже очень рада! Давайте начнём наше занятие!

Игра «И я»:

Все встают в круг. Педагог говорит фразу: я люблю смотреть кино, дети по очереди должны ответить: и я. Дальше ребёнок произносит фразу: я люблю…Все по очереди повторяют: и я. Игра продолжается до тех пор, пока все не выскажутся.

Игра «Австралийский дождь»

Участники стоят в кругу. Педагог показывает какое-то движение, его подхватывает

второй, третий и т.д.:

– трут ладони друг о друга;

– щелкают пальцами:

– бьют кулаками в грудь;

– бьют по коленям;

– топают ногами и т.д.

 

Игра «Поменяйтесь местами, те…»

Все сидят или стоят в кругу. Педагог говорит:

поменяйтесь местами те, кто ел сегодня кашу,

кто сегодня рано встал,

кто получил в школе пятёрку,

у кого надеты джинсы,

кто сегодня слушал музыку и т.д.

 

Таких игр существует бесконечное множество. Их надо знать и иметь в своём педагогическом багаже каждому педагогу, не зависимо от того какую программу он реализует, какого возраста его учащиеся, сколько их в группе и т.д.

 

Ещё одним приёмом, с которого можно начать занятие является «коммуникативная атака», цель такого приёма – привлечение внимания детей и мотивация к деятельности.

Варианты проведения «коммуникативной атаки»:

¾ рассказать короткую интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия,

¾ задать вопрос, связанный с интересами детей, их жизненным опытом,

¾ использовать оригинальное начало, вызывающее внимание своей неожиданностью,

¾ начать с какой-то личной для педагога информации, прочувствованной им, волнующей его (стихотворение, песня и т.д.).

Давайте потренируемся. Например, тема вашего занятия «Подарок маме в Международный женский день».

¾ Кто может рассказать короткую захватывающую историю, связанную с этой темой?

¾ Задайте, пожалуйста вопрос детям, связанный с их интересами или жизненным опытом по данной теме.

¾ Какое оригинальное начало, вызывающее внимание своей неожиданностью, вы можете придумать по данной теме?

¾ Кто готов поделиться с нами, как с учащимися, какой-то личной для вас информацией, прочувствованной вами, волнующей вас (стихотворение, песня и т.д.).

В начале занятия можно создать проблемную ситуацию, которая заставит детей осознать недостаточность своих знаний или умений, побудит их к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Проблемная ситуация — это прекрасный способ максимально активизировать мыслительные процессы индивидуума. Кроме того, такое начало занятия работает на мотивацию к обучению.

В зависимости от чувства, которые испытывают дети, сталкиваясь при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять несколько способов создания проблемной ситуации:

¾ проблема – «удивление» - детям предлагается неожиданный, иногда абсурдный, на первый взгляд, материал, может быть, даже парадокс. Приемы, которые могут быть здесь использованы: ошибочное прогнозирование результатов деятельности; вопрос, вызывающий недоумение; несоответствие новой информации имеющимся знаниям и так далее.

Например, тема занятия по рисованию «Знакомство со спектром цветов». С помощью приёма «ошибочное прогнозирование результатов деятельности» создайте проблемную ситуацию. Задайте вопрос, вызывающий недоумение. Скажите детям, что-то по данной теме, что не соответствует их ранее полученным знаниям.

¾ проблема – «затруднение» -  это, как правило, задание, которое дети не могут выполнить исходя из имеющихся у них знаний: объяснить какой-то процесс, решить задачу, ответить на какой-то вопрос.

Например, программа «Обучение игре на фортепиано». Ребёнок успешно освоил умение играть одной рукой. На текущем занятии поставлена задача показать ребёнку возможность играть двумя руками. Какую проблемную ситуацию можно создать, чтобы дать ребёнку понять о недостаточности своих знаний или умений.

¾ проблема - «яркое пятно» - это интересная история, легенда, оригинальная гипотеза или концепция, которые могут привлечь внимание учащихся.

¾ проблема - «актуальность» - это прием, при котором педагог начинает разговор с вопроса о том, для чего может пригодиться новый материал.

Например, на занятии начальным техническим моделированием педагог сообщает, что сегодня он научит детей работать с пенополистиролом, это такой очень лёгкий материал, из которого производят потолочную плитку. Далее педагог спрашивает детей, как они думают, при изготовлении каких моделей они потом смогут использовать данный материал.

Очень важно: если вы задаёте ребёнку какой-то вопрос, дождитесь ответа на него! Не создавайте ситуацию – сам спросил, сам ответил!

Что касается основной части занятия, то это тот этап занятия, организация которого не вызывает у вас особых затруднений. Но давайте повторим основные требования к организации этой части учебного занятия.

1. Детская деятельность должна быть организована в соответствии с темой и задачами занятия. При этом любую деятельность необходимо начинать с напоминания правил безопасного поведения, не зависимо, петь ли он будет, рисовать, танцевать или что-то ещё. При необходимости напомните детям о соблюдении последовательности каких-либо действий или алгоритме выполнения каких-либо операций.

2. Осуществляйте контроль и сопровождение детей на всех этапах их работы (особое внимание обращаем на соблюдение техники безопасности, соблюдение санитарно-гигиенических норм, организацию рабочего места и поддержания порядка на нём, оценку даём только положительную, если требуется корректировка деятельности ребёнка, делаем это как можно тактичнее, не оценивая при этом самого ребёнка, а лишь результат его деятельности, оказываем помощь ребёнку только с его согласия).

3. Будьте требовательны, но не деспотичны! Помните, предъявив требование, необходимо настойчиво и систематично приучать детей к его выполнению.

4. Старайтесь придерживаться плана занятия, но будьте готовы к импровизации!

5. Используйте в течение всего занятия приёмы, которые будут способствовать поддержанию творческой и познавательной активности детей, их продуктивной деятельности: используйте различные формы поощрения детей, старайтесь создать «ситуацию успеха» для каждого своего учащегося, напомните о значимости его работы для общего дела.

6. Не забывайте про воспитательный аспект на протяжении всего занятия (воспитываем трудолюбие, целеустремлённость, аккуратность в работе, дисциплинированность, интерес к деятельности, доброжелательность и толерантность друг к другу, взаимопомощь, уважение к труду своих одногруппников, желание сотрудничать с ними, создавать коллективные творческие работы и т.д.)

7. Старайтесь уделить на занятии внимание каждому ребёнку. Обеспечьте индивидуальный подход к каждому ребёнку в зависимости от его возможностей и интересов.

8. Не забудьте в середине занятия, а далее по необходимости, провести физкультминутку, музыкальную, танцевальную паузу, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику и т.д.

9. Предоставьте каждому ребёнку возможность завершить начатое дело.

Подведение итогов занятия – этап занятия, которому, как показала наша проверка, педагоги не очень любят уделять внимание, и это совершенно напрасно, так как цель этого этапа не просто проверить, что ребёнок сделал, а что не сделал, что получилось, а что нет. Основная задача этого этапа создать условия для рефлексии учащихся и педагога.

В условиях модернизации образования большое внимание уделяется развитию личности, готовой к саморазвитию и самообразованию, а одним из ведущих принципов становится принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения.

 

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, понимает, зачем он это делает, если каждое его действие является осознанным. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее направленность на саморазвитие. Чем более оно развито, тем более человек способен стать субъектом своей деятельности.

 

Целенаправленная работа по формированию и развитию рефлексивных умений и навыков детей должна осуществляться педагогом на протяжении всего занятия, а этап «Подведение итогов» должен быть ярким завершающим аккордом этой работы. Какой бы ни была структура занятия в зависимости от выбранного типа, в каждой из них есть этап «Подведение итогов».

 

Народная мудрость гласит: «Не верь началу, а верь концу», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Не дорого начало, а похвален конец». И действительно, начатое дело надо закончить, а вот начатое занятие необходимо методически грамотно завершить.

 

Самые распространённые ошибки, которые допускаются в педагогической практике при подведении итогов заключаются в следующем:

1. Чаще всего наблюдается «скомканность» итогового этапа, причиной которому является нерациональное использование временного ресурса. Затянутый начальный этап занятия или основной приводят к недостатку времени для качественного подведения итогов, а иногда и вовсе к его отсутствию.

 

2. Вторая распространенная ошибка - формальный подход к оцениванию. Подведение итогов сводится к фразам «Занятие мне понравилось или не понравилось» «Вы все молодцы!», которые свидетельствует о завершении работы, но не позволяют судить о степени достижения поставленной цели, не содержат анализа деятельности.

 

3. Третья распространенная ошибка заключается в том, что главным действующим лицом на данном этапе является педагог. Нередко дети не привлекаются для подведения итогов. Педагог проговаривает все за детей, а дети, даже если вопрос им задается, не имеют возможности на него ответить. Риторические вопросы при анализе не допустимы! Другое дело, когда педагог обобщает высказывания детей и дает правильную форму ответа, если были допущены ошибки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.019 с.)