Методист маудо «киришский дворец творчества имени Л. Н. Маклаковой» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методист маудо «киришский дворец творчества имени Л. Н. Маклаковой»



Автор-Метельская Н.А.,

Методист МАУДО «Киришский Дворец творчества имени Л.Н. Маклаковой»

Декабрь 2021

Цель: оказание педагогам дополнительного образования методической помощи в организации учебных занятий в соответствии с современными требованиями.

Ход семинара:

Уважаемые коллеги! В прошлом учебном году в рамках внутриучрежденческого контроля администрация и специалисты методической службы посещали ваши занятия с целью:

¾ общего ознакомления с методами работы педагогов;

¾ выявлением трудностей в работе педагогов;

¾ оказания методической помощи в организации образовательной деятельности;

Мы посетили занятия всех педагогов. По итогам были составлены аналитические справки, с которыми вы все были ознакомлены.

 

Что мы анализировали в процессе наблюдения за вашими занятиями?

1. Организационная сторона занятия:

¾ своевременно ли педагог пришёл на занятие;

¾ обеспечено ли должное санитарное состояние учебного кабинета и общий порядок;

¾ имеется ли у педагога план или конспект занятия;

¾ подготовлены ли необходимые пособия, дидактические материалы, инструменты, оборудование;

¾ вовремя ли учащиеся приходят на занятие, и интересуется ли педагог о причинах несвоевременного прихода задержавшихся детей.

 

2. Содержание занятия:

¾ соответствие учебного материала заявленной теме, цели и задачам учебного занятия;

¾ соответствие содержания теоретической части занятия и практической деятельности учащихся;

¾ владеет ли педагог достаточной информацией по теме занятия;

¾ актуальна ли представляемая информация для учащихся;

¾ соответствует ли представляемая информация возрастным особенностям детей;

¾ применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели, мультимедийная презентация;

¾ каково содержание вопросов педагога и ответов на них учащихся;

¾ имеет ли место быть самостоятельная деятельность учащихся.

3. Методическая сторона занятия:

¾ соблюдена ли структура учебного занятия в виде последовательности его этапов в соответствии с выбранной формой и типом учебного занятия;

¾ сколько времени педагог уделил каждому этапу занятия и оправдано ли это было;

¾ какие приёмы использовал педагог для привлечения внимания учащихся к планируемой деятельности, для мотивации к участию в ней;

¾ была ли сообщена тема занятия, поставлены ли задачи;

¾ уточнены ли временные рамки для выполнения каждого задания в отдельности и занятия в целом;

¾ какие методы и приёмы обучения использует педагог;

¾ какие методы и приёмы активизации учащихся использует педагог;

¾ какими приёмами добивается педагог развития мышления учащихся, умения анализировать, рассуждать, делать выводы, решать проблемные ситуации;

¾ были ли созданы условия для самостоятельной деятельности учащихся;

¾ создал ли педагог условия для рефлексии учащихся, и какие приёмы он для этого использовал.

4. Воспитывающая роль занятия:

¾ как педагог использует содержание материала занятия в воспитательных целях; имеется ли у педагога система педагогических требований;

¾ приучает ли педагог детей к труду, самостоятельной работе;

¾ выполняют ли дети правила поведения и дисциплины, обращает ли педагог на это внимание;

¾ есть ли в объединении свои традиции и т.д.

 

5. Особенности поведения педагога на занятии:

¾ организаторские способности педагога,

¾ его культура поведения,

¾ культура речи,

¾ педагогический такт,

¾ внешний вид,

¾ манеры,

¾ привычки,

¾ соблюдает ли педагог принципы педагогического общения.

 

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы педагога.

К сожалению, в ходе данной проверки не все педагоги смогли продемонстрировать владение знаниями и умениями проведения учебного занятия в соответствии с требованиями и методикой его проведения. Поэтому сегодня тему нашего занятия мы посвящаем этому вопросу.

 

 

В учреждениях дополнительного образования давно утвердилось такая эффективная форма организации учебного процесса как занятие.

В настоящее время занятие является основополагающим элементом системы дополнительного образования, во время проведения которого педагог практически реализует почти все важнейшие образовательные задачи, которые стоят перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Итак, занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация.

Любое занятие представляет собой одно из звеньев образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении.

К организации и проведению занятия в дополнительном образовании предъявляются чёткие требования.

 

С чего следует начать при подготовке занятия?

Во-первых, необходимо понимать, к какому типу относится планируемое занятия.

Типы учебных занятий – это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям. В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов занятий. Дидакты считают, что классифицировать типы занятий нужно по признакуихосновной дидактической цели.Исходя из этого, можно указать следующие типы занятий:

 

¾ Усвоение новых знаний и способов действия.

¾ Комплексное применение знаний и способов действия (урок закрепления).

¾ Актуализация знаний и способов действия (урок повторения).

¾ Систематизация и обобщение знаний и способов действия.

¾ Контроль знаний и способов действия.

¾ Комбинированное занятие (не путать с интегрированной формой занятия!!!)

В соответствии с типом занятия будет выстраиваться его структура, определяться цели и задачи, содержание учебного материала, деятельности педагога и учащегося.

Обязательными элементами структуры занятия являются такие этапы:

1. Организационный этап (приветствие педагога, постановка задач, создание проблемной ситуации, знакомство с темой занятия, определение цели и задач занятия, определение временных рамок занятия в целом и его частей)

2. Основная часть (деятельность, организованная в соответствии с типом занятия)

3. Подведение итогов. Рефлексия. (Оценка успехов и достижений учащихся в сочетании с коррекцией их знаний и умений. Рефлексия – это самоанализ, вдумчивое переосмысление полученной информации и своего состояния.

4. Домашнее задание (при наличии)

Комбинированное занятие.

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний и способов действия.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Игра «Австралийский дождь»

Участники стоят в кругу. Педагог показывает какое-то движение, его подхватывает

второй, третий и т.д.:

– трут ладони друг о друга;

– щелкают пальцами:

– бьют кулаками в грудь;

– бьют по коленям;

– топают ногами и т.д.

 

Игра «Поменяйтесь местами, те…»

Все сидят или стоят в кругу. Педагог говорит:

поменяйтесь местами те, кто ел сегодня кашу,

кто сегодня рано встал,

кто получил в школе пятёрку,

у кого надеты джинсы,

кто сегодня слушал музыку и т.д.

 

Таких игр существует бесконечное множество. Их надо знать и иметь в своём педагогическом багаже каждому педагогу, не зависимо от того какую программу он реализует, какого возраста его учащиеся, сколько их в группе и т.д.

 

Ещё одним приёмом, с которого можно начать занятие является «коммуникативная атака», цель такого приёма – привлечение внимания детей и мотивация к деятельности.

Варианты проведения «коммуникативной атаки»:

¾ рассказать короткую интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия,

¾ задать вопрос, связанный с интересами детей, их жизненным опытом,

¾ использовать оригинальное начало, вызывающее внимание своей неожиданностью,

¾ начать с какой-то личной для педагога информации, прочувствованной им, волнующей его (стихотворение, песня и т.д.).

Давайте потренируемся. Например, тема вашего занятия «Подарок маме в Международный женский день».

¾ Кто может рассказать короткую захватывающую историю, связанную с этой темой?

¾ Задайте, пожалуйста вопрос детям, связанный с их интересами или жизненным опытом по данной теме.

¾ Какое оригинальное начало, вызывающее внимание своей неожиданностью, вы можете придумать по данной теме?

¾ Кто готов поделиться с нами, как с учащимися, какой-то личной для вас информацией, прочувствованной вами, волнующей вас (стихотворение, песня и т.д.).

В начале занятия можно создать проблемную ситуацию, которая заставит детей осознать недостаточность своих знаний или умений, побудит их к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Проблемная ситуация — это прекрасный способ максимально активизировать мыслительные процессы индивидуума. Кроме того, такое начало занятия работает на мотивацию к обучению.

В зависимости от чувства, которые испытывают дети, сталкиваясь при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять несколько способов создания проблемной ситуации:

¾ проблема – «удивление» - детям предлагается неожиданный, иногда абсурдный, на первый взгляд, материал, может быть, даже парадокс. Приемы, которые могут быть здесь использованы: ошибочное прогнозирование результатов деятельности; вопрос, вызывающий недоумение; несоответствие новой информации имеющимся знаниям и так далее.

Например, тема занятия по рисованию «Знакомство со спектром цветов». С помощью приёма «ошибочное прогнозирование результатов деятельности» создайте проблемную ситуацию. Задайте вопрос, вызывающий недоумение. Скажите детям, что-то по данной теме, что не соответствует их ранее полученным знаниям.

¾ проблема – «затруднение» -  это, как правило, задание, которое дети не могут выполнить исходя из имеющихся у них знаний: объяснить какой-то процесс, решить задачу, ответить на какой-то вопрос.

Например, программа «Обучение игре на фортепиано». Ребёнок успешно освоил умение играть одной рукой. На текущем занятии поставлена задача показать ребёнку возможность играть двумя руками. Какую проблемную ситуацию можно создать, чтобы дать ребёнку понять о недостаточности своих знаний или умений.

¾ проблема - «яркое пятно» - это интересная история, легенда, оригинальная гипотеза или концепция, которые могут привлечь внимание учащихся.

¾ проблема - «актуальность» - это прием, при котором педагог начинает разговор с вопроса о том, для чего может пригодиться новый материал.

Например, на занятии начальным техническим моделированием педагог сообщает, что сегодня он научит детей работать с пенополистиролом, это такой очень лёгкий материал, из которого производят потолочную плитку. Далее педагог спрашивает детей, как они думают, при изготовлении каких моделей они потом смогут использовать данный материал.

Очень важно: если вы задаёте ребёнку какой-то вопрос, дождитесь ответа на него! Не создавайте ситуацию – сам спросил, сам ответил!

Что касается основной части занятия, то это тот этап занятия, организация которого не вызывает у вас особых затруднений. Но давайте повторим основные требования к организации этой части учебного занятия.

1. Детская деятельность должна быть организована в соответствии с темой и задачами занятия. При этом любую деятельность необходимо начинать с напоминания правил безопасного поведения, не зависимо, петь ли он будет, рисовать, танцевать или что-то ещё. При необходимости напомните детям о соблюдении последовательности каких-либо действий или алгоритме выполнения каких-либо операций.

2. Осуществляйте контроль и сопровождение детей на всех этапах их работы (особое внимание обращаем на соблюдение техники безопасности, соблюдение санитарно-гигиенических норм, организацию рабочего места и поддержания порядка на нём, оценку даём только положительную, если требуется корректировка деятельности ребёнка, делаем это как можно тактичнее, не оценивая при этом самого ребёнка, а лишь результат его деятельности, оказываем помощь ребёнку только с его согласия).

3. Будьте требовательны, но не деспотичны! Помните, предъявив требование, необходимо настойчиво и систематично приучать детей к его выполнению.

4. Старайтесь придерживаться плана занятия, но будьте готовы к импровизации!

5. Используйте в течение всего занятия приёмы, которые будут способствовать поддержанию творческой и познавательной активности детей, их продуктивной деятельности: используйте различные формы поощрения детей, старайтесь создать «ситуацию успеха» для каждого своего учащегося, напомните о значимости его работы для общего дела.

6. Не забывайте про воспитательный аспект на протяжении всего занятия (воспитываем трудолюбие, целеустремлённость, аккуратность в работе, дисциплинированность, интерес к деятельности, доброжелательность и толерантность друг к другу, взаимопомощь, уважение к труду своих одногруппников, желание сотрудничать с ними, создавать коллективные творческие работы и т.д.)

7. Старайтесь уделить на занятии внимание каждому ребёнку. Обеспечьте индивидуальный подход к каждому ребёнку в зависимости от его возможностей и интересов.

8. Не забудьте в середине занятия, а далее по необходимости, провести физкультминутку, музыкальную, танцевальную паузу, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику и т.д.

9. Предоставьте каждому ребёнку возможность завершить начатое дело.

Подведение итогов занятия – этап занятия, которому, как показала наша проверка, педагоги не очень любят уделять внимание, и это совершенно напрасно, так как цель этого этапа не просто проверить, что ребёнок сделал, а что не сделал, что получилось, а что нет. Основная задача этого этапа создать условия для рефлексии учащихся и педагога.

В условиях модернизации образования большое внимание уделяется развитию личности, готовой к саморазвитию и самообразованию, а одним из ведущих принципов становится принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения.

 

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, понимает, зачем он это делает, если каждое его действие является осознанным. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее направленность на саморазвитие. Чем более оно развито, тем более человек способен стать субъектом своей деятельности.

 

Целенаправленная работа по формированию и развитию рефлексивных умений и навыков детей должна осуществляться педагогом на протяжении всего занятия, а этап «Подведение итогов» должен быть ярким завершающим аккордом этой работы. Какой бы ни была структура занятия в зависимости от выбранного типа, в каждой из них есть этап «Подведение итогов».

 

Народная мудрость гласит: «Не верь началу, а верь концу», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Не дорого начало, а похвален конец». И действительно, начатое дело надо закончить, а вот начатое занятие необходимо методически грамотно завершить.

 

Самые распространённые ошибки, которые допускаются в педагогической практике при подведении итогов заключаются в следующем:

1. Чаще всего наблюдается «скомканность» итогового этапа, причиной которому является нерациональное использование временного ресурса. Затянутый начальный этап занятия или основной приводят к недостатку времени для качественного подведения итогов, а иногда и вовсе к его отсутствию.

 

2. Вторая распространенная ошибка - формальный подход к оцениванию. Подведение итогов сводится к фразам «Занятие мне понравилось или не понравилось» «Вы все молодцы!», которые свидетельствует о завершении работы, но не позволяют судить о степени достижения поставленной цели, не содержат анализа деятельности.

 

3. Третья распространенная ошибка заключается в том, что главным действующим лицом на данном этапе является педагог. Нередко дети не привлекаются для подведения итогов. Педагог проговаривает все за детей, а дети, даже если вопрос им задается, не имеют возможности на него ответить. Риторические вопросы при анализе не допустимы! Другое дело, когда педагог обобщает высказывания детей и дает правильную форму ответа, если были допущены ошибки.

Какие использовать приемы?

 

 

Согласно технологии организации времени, подведение итогов является важным условием успешной деятельности. Как один из инструментов тайм-мендежмента, подведение итогов используется, во-первых, для оценки проделанной работы, во-вторых, для выявления «проблемных» зон, в-третьих, для дальнейшего успешного планирования деятельности.

 

Дидактические задачи этапа «Подведение итогов» заключаются в том, чтобы соотнести полученный результат с намеченной целью занятия и дать оценку успешности ее достижения, проанализировать деятельность субъектов, определяя положительные и отрицательные моменты, наметить перспективу деятельности на следующие занятия.

 

Какие требования предъявляются к этому этапу?

 

На этап «Подведение итогов» обычно отводится немного времени: 5-7 минут. В связи с этим необходим тщательный отбор методов и приемов, способствующих активизации детей и оптимизации этого этапа.

 

Педагог должен стремиться дать адекватную оценку занятия и добиваться адекватной самооценки учащихся. Объективно подвести итог проделанной работы позволяет сравнение цели и задач, поставленных в начале занятия, с полученным результатом.

 

Необходимо добиваться осознания учащимся значимости полученных результатов и готовности использовать их для достижения образовательных целей.

 

Одним из основных процессов данного этапа является оценивание. Здесь дается общая оценка занятия, и каждый субъект оценивает меру своего личного продвижения к цели – проводится самооценка. Затем на основании данной оценки и самооценки формулируются общие выводы и выстраиваются перспективы дальнейшей работы.

 

Содержание этапа «Подведение итогов занятия» составляют 3 основных блока:

¾ оценка занятия

¾ рефлексия (самооценка)

¾ общие выводы.

 

Оценка занятия. Педагог совместно с детьми подводит итог.

Рассматриваются вопросы:

¾ Достигнута ли цель занятия?

¾ Что этому способствовало?

¾ Что нового узнали ребята?

¾ Какими умениями и навыками овладели?

¾ Над чем еще стоит поработать?

 

Понятно, что количество вопросов и их содержание будет зависеть от возраста ваших учащихся.

Далее педагог оценивает деятельность детей и поощряет за проделанную работу. Может оцениваться степень усвоения материала, работоспособность, психологическое состояние, результативность, содержание и полезность работы.

 

 

Работа учащихся должна оцениваться с разных позиций, важно обращать внимание на такие параметры, как:

¾ уровень самостоятельности;

¾ знание фактического материала и уровень его усвоения;

¾ отношение к учебному труду, к новому материалу;

¾ объективная направленность на саморазвитие;

¾ наличие познавательного интереса;

¾ характер отношений с другими учащимися;

¾ воспитательная и развивающая подвижка личности.

 

Задача педагога при оценке деятельности ребенка - рассказать ему, какие его действия привели к хорошему результату, а какие нет. Это позволяет ребенку понять, какую он совершил ошибку и как ему действовать в дальнейшем.

Ошибки:

Часто детям даются оценки, которые не содержат никакой информации о результатах их работы и приложенных усилиях (Даша - молодец! Саша - плохо! Валя – умница! Вы все - молодцы!). Данные эпитеты констатируют факт, но не оценивают. Необходимо продолжить фразу, оценив действие: «Даша – молодец! Правильно направила ткань, и получился ровный шов». «Саша опоздал на занятие, поэтому не успел выполнить работу», «Вы все сегодня молодцы, потому что помогали друг другу добиться результата» и т.д. Необходимо оценивать действие, а не личность.

Недопустимы выражения: «Растяпа!», «Неумеха» и т.д. Нельзя противопоставлять одного ребенка всей группе! Оценивайте без сравнений!

 

Не стоит забывать, что для ребенка очень значима положительная оценка педагога. Она позволяет повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета, выстроить траекторию деятельности. Результатом оценочной деятельности должно стать самоутверждение детей в успешности.

 

Следующий блок – рефлексия (самооценка)

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. На стадии рефлексии информация анализируется субъектами (педагогом и учащимся), интерпретируется, творчески перерабатывается.

 

Задача педагога в этом случае заключается в мобилизации детей на самооценку.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Деятельность учащихся состоит в том, что они соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Таким образом, рефлексия– одно из важнейших средств формирования умения учиться. В зависимости от целей она может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды рефлексии:

Устная — учащиеся рассказывают о своих эмоциях и выводах.

Письменная — учащиеся заполняют анкету, пишут короткое эссе.

Символическая — используются карточки с картинками или смайликами.

Примеры проведения рефлексии с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов

«Цветные карточки»

Например, синяя и красная. Синяя может обозначать “Всё понятно/Занятие мне понравилось”, красная — “Есть проблемы/Было скучно”.

В заключительной части занятия или после изложения нового материала педагог просит выбрать и показать соответствующую настроению карточку.

Альтернатива: детям предлагаются карточки с тучками и солнцем, смайликами, грустными и радостными гномиками или же ученики просто показывают поднятый или опущенный большой палец.

 

«Ступеньки»

Учащимся раздаются распечатки с изображенной лесенкой и тремя человечками на ней. Расположение человечка на нижней ступеньке означает “У меня ничего не получилось”,

на средней — возникли проблемы, размещение на верхней символизирует собой успех на уроке.

Ребёнку необходимо выбрать и отметить человечка, соответствующего его успеху на занятии.

Альтернатива: можно нарисовать лестницу на листе ватмана, прикрепить к доске и предложить ученикам по очереди прикрепить человечка в нижней или верхней части лестницы или ее середины, что будет символизировать удовлетворенность или неудовлетворенность уроком.

 

«Поезд»

Например, в ходе занятия вы провели две игры и дали два упражнения. Значит, на доске нужно разместить 4 вагончика и предложить учащимся отметить вагон-задание, выполнение которого далось проще всего, или распределить грустные и веселые смайлики по разным вагонам-этапам занятия.

Альтернатива: полянка с цветами и бабочками, море с корабликами разных цветов, новогодние игрушки на елке. Картинку можно разместить на доске или распечатать.  

 

«Яблонька»

Один из самых эффективных методов рефлексии по ФГОС. Вам понадобится изображение дерева и яблок разных цветов. Можно ограничиться двумя цветами (например, зеленое яблоко символизирует хорошее настроение, красное сигнализирует о проблемах) или же использовать широкую палитру, например, оранжевый цвет будет означать восторг, черный — уныние, синий — радость и так далее. Важно! Значение маркеров не должно меняться, изменения могут сбить с толку детей!

 

С учащимися более старшего возраста можно использовать такие приемы, как:

«Закончи предложение…»,

«Заполни оценочный лист»,

«Отметь верное утверждение» и т.д.

Они позволяют детям оценить свою степень усвоения материала, задуматься, над чем еще стоит поработать.

 

Если нет возможности провести рефлексию в игровой форме, можно задать вопросы:

¾ Что тебе сегодня на занятии удалось сделать? Почему?

¾ А что не удалось? Почему?

¾ Похвали себя за достигнутые успехи.

¾ Все ли тебе было понятно? Спроси о том, что ты не понял.

¾ Как ты работал на занятии?

¾ Что тебе помогало? Что мешало?

¾ Чему ты научился? Чего ты достиг?

¾ Какие трудности ты преодолел?

¾ Кто тебе оказывал помощь?

¾ Кому ты признателен за поддержку?

¾ С каким настроением ты уходишь с занятия? Почему?

¾ Что тебя удивило?

¾ Что порадовало?

 

 

При использовании тех или иных приемов, очень важно, чтобы учащиеся могли поделиться своими размышлениями, высказать свое собственное мнение о том,

¾ какой опыт они приобрели;

¾ проанализировать, как они его приобретали;

¾ насколько эффективен был выбранный ими способ деятельности;

¾ каковы причины неудач;

¾ что следовало бы изменить, чтобы достичь лучшего результата;

¾ кого следует поблагодарить за оказанную помощь.

 

Как правило, учащиеся проявляют желание рассказать и о чувствах, которые они испытывали во время занятия, хотят поделиться своими впечатлениями о занятии. Педагогу важно внимательно выслушивать мнение каждого, фиксировать различные точки зрения и в случае необходимости корректировать правильность понимания.

 

Проделав работу по оценке занятия и самооценке детьми своей деятельности, педагог подводит итог занятия, обобщает все сказанное и намечает перспективу на следующее занятие.

Обычно используются словесные конструкции:

«таким образом, мы пришли к следующим выводам»,

«в конце нашего занятия я хочу отметить» и т.д.

 

Таким образом, при подготовке плана занятия и написания конспекта педагогу необходимо тщательно продумывать содержание каждого этапа учебного занятия и помнить, что  учебное занятие есть модель образовательного процесса, качество которого зависит от правильности определения каждого из компонентов и их рационального сочетания.

 

Несколько советов педагогу.

¾ Всегда встречай детей с улыбкой.

¾ Сначала научи детей чему-то, потом требуй и спрашивай.

¾ Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

¾ Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.

¾ Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

¾ Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

¾ В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.

¾ Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если примешь его таким, какой он есть.

¾ Учись у своих коллег, родителей, детей.

¾ Никогда не жалуйся на своих учащихся родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

¾ Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.

¾ Живи интересами детей и их надеждами.

¾ Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

¾ Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.

¾ Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.

¾ Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

 

Автор-Метельская Н.А.,

методист МАУДО «Киришский Дворец творчества имени Л.Н. Маклаковой»

Декабрь 2021

Цель: оказание педагогам дополнительного образования методической помощи в организации учебных занятий в соответствии с современными требованиями.

Ход семинара:

Уважаемые коллеги! В прошлом учебном году в рамках внутриучрежденческого контроля администрация и специалисты методической службы посещали ваши занятия с целью:

¾ общего ознакомления с методами работы педагогов;

¾ выявлением трудностей в работе педагогов;

¾ оказания методической помощи в организации образовательной деятельности;

Мы посетили занятия всех педагогов. По итогам были составлены аналитические справки, с которыми вы все были ознакомлены.

 

Что мы анализировали в процессе наблюдения за вашими занятиями?

1. Организационная сторона занятия:

¾ своевременно ли педагог пришёл на занятие;

¾ обеспечено ли должное санитарное состояние учебного кабинета и общий порядок;

¾ имеется ли у педагога план или конспект занятия;

¾ подготовлены ли необходимые пособия, дидактические материалы, инструменты, оборудование;

¾ вовремя ли учащиеся приходят на занятие, и интересуется ли педагог о причинах несвоевременного прихода задержавшихся детей.

 

2. Содержание занятия:

¾ соответствие учебного материала заявленной теме, цели и задачам учебного занятия;

¾ соответствие содержания теоретической части занятия и практической деятельности учащихся;

¾ владеет ли педагог достаточной информацией по теме занятия;

¾ актуальна ли представляемая информация для учащихся;

¾ соответствует ли представляемая информация возрастным особенностям детей;

¾ применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели, мультимедийная презентация;

¾ каково содержание вопросов педагога и ответов на них учащихся;

¾ имеет ли место быть самостоятельная деятельность учащихся.

3. Методическая сторона занятия:

¾ соблюдена ли структура учебного занятия в виде последовательности его этапов в соответствии с выбранной формой и типом учебного занятия;

¾ сколько времени педагог уделил каждому этапу занятия и оправдано ли это было;

¾ какие приёмы использовал педагог для привлечения внимания учащихся к планируемой деятельности, для мотивации к участию в ней;

¾ была ли сообщена тема занятия, поставлены ли задачи;

¾ уточнены ли временные рамки для выполнения каждого задания в отдельности и занятия в целом;

¾ какие методы и приёмы обучения использует педагог;

¾ какие методы и приёмы активизации учащихся использует педагог;

¾ какими приёмами добивается педагог развития мышления учащихся, умения анализировать, рассуждать, делать выводы, решать проблемные ситуации;

¾ были ли созданы условия для самостоятельной деятельности учащихся;

¾ создал ли педагог условия для рефлексии учащихся, и какие приёмы он для этого использовал.

4. Воспитывающая роль занятия:

¾ как педагог использует содержание материала занятия в воспитательных целях; имеется ли у педагога система педагогических требований;

¾ приучает ли педагог детей к труду, самостоятельной работе;

¾ выполняют ли дети правила поведения и дисциплины, обращает ли педагог на это внимание;

¾ есть ли в объединении свои традиции и т.д.

 

5. Особенности поведения педагога на занятии:

¾ организаторские способности педагога,

¾ его культура поведения,

¾ культура речи,

¾ педагогический такт,

¾ внешний вид,

¾ манеры,

¾ привычки,

¾ соблюдает ли педагог принципы педагогического общения.

 

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы педагога.

К сожалению, в ходе данной проверки не все педагоги смогли продемонстрировать владение знаниями и умениями проведения учебного занятия в соответствии с требованиями и методикой его проведения. Поэтому сегодня тему нашего занятия мы посвящаем этому вопросу.

 

 

В учреждениях дополнительного образования давно утвердилось такая эффективная форма организации учебного процесса как занятие.

В настоящее время занятие является основополагающим элементом системы дополнительного образования, во время проведения которого педагог практически реализует почти все важнейшие образовательные задачи, которые стоят перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Итак, занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация.

Любое занятие представляет собой одно из звеньев образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении.

К организации и проведению занятия в дополнительном образовании предъявляются чёткие требования.

 

С чего следует начать при подготовке занятия?

Во-первых, необходимо понимать, к какому типу относится планируемое занятия.

Типы учебных занятий – это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям. В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов занятий. Дидакты считают, что классифицировать типы занятий нужно по признакуихосновной дидактической цели.Исходя из этого, можно указать следующие типы занятий:

 

¾ Усвоение новых знаний и способов действия.

¾ Комплексное применение знаний и способов действия (урок закрепления).

¾ Актуализация знаний и способов действия (урок повторения).

¾ Систематизация и обобщение знаний и способов действия.

¾ Контроль знаний и способов действия.

¾ Комбинированное занятие (не путать с интегрированной формой занятия!!!)

В соответствии с типом занятия будет выстраиваться его структура, определяться цели и задачи, содержание учебного материала, деятельности педагога и учащегося.

Обязательными элементами структуры занятия являются такие этапы:

1. Организационный этап (приветствие п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.234 с.)