Вклад гештальтизма в развитие психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад гештальтизма в развитие психологии.



Гештальтизм оставил заметный след в современной психологии и оказал влияние на отношение к проблемам перцепции, научения, мышления, изучения личности, мотивации поведения, а также на развитие социальной психологии. Гештальт-психология, в отличие от своего главного конкурирующего научного движения - бихевиоризма, многое сохранила от своей первоначальной оригинальности, благодаря чему ее основные принципы не растворились полностью в главном направлении психологической мысли. Интерес гештальтистов к сознательному опыту был не таким, как у Вундта и Титченера, он строился на основе новейших феноменологических взглядов. Современные приверженцы гештальтизма убеждены, что опыт сознания по-прежнему должен изучаться. Однако, они признают, что он не может исследоваться с той же точностью и объективностью, как обычное поведение. В настоящее время феноменологический подход в психологии шире распространен в Европе, чем в США, но его влияние на американскую психологию можно проследить на примере ее гуманистического движения.

Многие аспекты современной когнитивной психологии обязаны своим происхождением работам Вертхеймера, Коффки и Келера и тому научному движению, которое они основали около 90 лет тому назад.

Гештальт-психология выполнила свою миссию. Развиваясь как антитеза элементаризму, она способствовала утверждению целостного подхода к психике, а ее глубокий интерес к проблемам сознания сказался на работах психологов в области клинической психологии, психологии обучения, восприятия, мышления и социальной психологии. Хотя гештальт-психология и не произвела того переворота в науке, на какой рассчитывали ее основатели, она все же оказала существенное влияние на развитие психологии и в целом может расцениваться как успех.

Психоанализ и неофрейдизм

В современной науке активно используется два термина – психоанализ и фрейдизм. Психоанализ в узком смысле - психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х годов XIX века для лечения психоневрозов. В широком смысле - различные школы динамической психотерапии (теоретические платформы этих школ и движение, которое осуществляется на их базе). Термин «психоанализ» имеет три значения:

теорию личности и психопатологии;

метод терапии личностных расстройств;

метод изучения неосознаваемых мыслей и чувств индивида.

Психоанализом называют учение о бессознательном, о психологическом происхождении неврозов и метод лечения психических расстройств, опирающийся на это учение.

Фрейдизм в широком смысле - классический (ортодоксальный) психоанализ. В узком смысле - учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано с 1900 по 1938 годы. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Научный вклад психоанализа.

Влияние идей Фрейда на массовую культуру очень значительно и очевидно. В XX веке произошли значительное ослабление запретов и ограничений на отражение сексуальных вопросов в повседневном поведении, искусстве, литературе и сфере развлечений. Широко распространилось мнение, что вытесненная или подавленная сексуальность опасна для здоровья. Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем – бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Главная роль Фрейда в том, что он показал роль бессознательного в психической активности человека. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ века. Психоанализ оказал существенное воздействие на американскую академическую психологию. Интерес к идеям Фрейда продолжает оставаться довольно высоким.

Понятие о неофрейдизме.

Неофрейдизм – одно из направлений психоанализа 3. Фрейда. Неофрейдизм отвергает или подвергает пересмотру идеи 3. Фрейда, его представления об организации психической жизни человека. Крупнейшими представителями неофрейдизма являются: А.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер,К.Хорни, Г.С.Салливан, Э.Фромм.

Фрейд реагировал на появление «отступников» болезненно. Если кто-либо восставал против его учения, он был окончательно и бесповоротно вычеркнут из его круга общения. Было трое таких знаменитых «отступников»: Карл Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни. Все они прежде, чем покинуть Фрейда и начать разработку собственных идей, были ортодоксальными фрейдистами. Историки психологии также отмечают трех «наследников» фрейдовской школы - Гордона Олпорта, Генри Мюррея и Эрика Эриксона. Они начали разрабатывать свои концепции уже после смерти Фрейда. Их нельзя назвать отступниками, поскольку они никогда не были правоверными фрейдистами.

Почва для неофрейдизма была подготовлена первыми «раскольниками» внутри психоанализа - А. Адлером, О. Ранком, К. Юнгом. Они отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному. В центре исследований неофрейдизма остается проблема бессознательного. Неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Всех неофрейдистов объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма, а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации. Сохранив ядро психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его переинтерпретации с позиций «культурного» подхода. Положение социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу. Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты, типичные для образа жизни людей в ХХ веке.

Эволюция неофрейдизма свидетельствует о том, что представители психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции Фрейда, склоняясь в сторону все большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики.

Гуманистическая психология - психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или нео-бихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.007 с.)