Предмет и методы психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы психологии.



Краткий курс (лекции)

Предмет и методы психологии.

Различия житейской и научной психологии. Место психологии в системе наук и ее отрасли. Психика человека как предмет системного исследования. Сознание, бессознательное и самосознание.

Различия житейской и научной психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого человека имеется запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Вместе с тем житейские психологические знания существенно отличаются от научных.

1. Житейские психологические знания конкретны: они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за частностями позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Одной из существенных особенностей научных психологических понятий является то, что они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны.

3. Способ передачи знаний и возможность их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

4. Методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. Житейская психология ограничивается наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

5. Научная психология состоит в том, что она располагает обширным и разнообразным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.


Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической, социальной)

2) осознание своей активности – «Я управляю собой»

3) осознание себя через другого («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект),

2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное «Я» и идеальное «Я»)

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я» как наблюдаемый объект),

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Т.о. самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект познания себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).


Необихевиоризм.

 В 20 годах ХХ века начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами гештальтпсихологии, психоанализа, когнитивной психологии. Второй этап эволюции бихевиоризма – необихевиоризм. Необихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 30-е годы ХХ века, дополнившее бихевиоризм понятием переменных промежуточных - факторов, служащих опосредующим звеном между «S» и «R». Необихевиоризм представлен работами Э. Толмена, К.Халла и Б.Ф.Скиннера. Эти необихевиористы сходились во мнениях касательно следующих положений:

1) сердцевиной психологии является исследование процесса научения;

2) большинство видов поведения подчиняются законам условных рефлексов;

3) психология должна принять принципы операционизма.

Операционизм - доктрина, согласно которой физическую концепцию можно описать в точных терминах, относящихся к набору операций или процедур, ее определяющих. Операционизм - общий подход или принцип, целью которого является выработка точной и объективной научной терминологии и избавление науки, таким образом, от фактически не наблюдаемых или физически не воспроизводимых проблем (псевдопроблем).

Б. Ф. Скиннер (1904-1990) – радикальный бихевиорист, самая влиятельная фигура в психологии в течение нескольких десятилетий ХХ века. С 50-х годов Б.Ф. Скиннер являлся ведущим бихевиористом США. Он разработал программу бихевиорального контроля общества, изобрел автоматизированный детский манеж и стал одним из главных вдохновителей и создателей методик модификации поведения и обучающих машин. Основные положения бихевиоризма Скиннера сводятся к следующему.

· Оперантное поведение возникает без воздействия внешних наблюдаемых раздражителей. Реакция организма кажется спонтанной - внешне она никак не связана с наблюдаемым раздражителем. Это не означает, что S→R не существует. При возникновении реакции ни один стимул не является наблюдаемым.

· Различием между респондентным и оперантным поведением является то, что оперантное поведение воздействует на окружающую организм среду, а респондентное нет.

· Оперантное поведение характерно для повседневного научения.

· Закон приобретения - сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом.

· Звуки, которые человеческий организм производит в процессе речи, являются вербальным поведением. Они представляют собой реакции, которые могут подкрепляться другими звуками речи или жестами. Поскольку речь является поведением, она также подлежит подкреплению, прогнозированию и управлению.

· Модификация поведения - использование положительного подкрепления для контроля или модификации поведения личности или группы.

· Наказание не эффективно.

Третьим этапом эволюции бихевиоризма является нео-необихевиоризм, или социальный бихевиоризм (с 60-х годов ХХ века). Он характеризуется нацеленностью на когнитивные процессы. Главные представители школы нео-необихевиоризма - Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Поддерживая когнитивный подход, эти ученые называют себя бихевиористами. Они являются «методологическими» бихевиористами - предметом исследования психологии признают внутренние когнитивные процессы. Бихевиоризм, который продолжает оставаться живым и действенным в современной психологии - что особенно наглядно в прикладной психологии, где методики модификации поведения становятся все более популярными.

Гештальтпсихология

Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограммированность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы. Основную идею можно лаконично сформулировать следующим образом - целое не всегда равно сумме его частей. Сторонники гештальт-психологии рассматривали подход Вундта (так, как они его понимали) как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что элементы сознания (кирпичи) скрепляются между собой раствором процесса ассоциации.

Основатель гештальт-психологии Макс Вертхеймер.

Восприятие слова «гештальт» вызывало определенные трудности, потому что, в отличие от функционализма или бихевиоризма, оно ясно не указывало, какое движение символизирует. К тому же оно не имело точного английского эквивалента. Для его замены использовались слова «форма», «образ», «структура». В результате слово «гештальт» стало частью английского языка. В своей книге «Гештальт-психология» (1929 г.) Келер отмечал, что понятие «гештальт» используется в немецком языке в двух случаях.

1. Во-первых, оно обозначает форму или очертание предметов. В этом смысле гештальт относится к общим свойствам, которые могут быть выражены в таких понятиях, как угловой или симметричный, и описывает такие характеристики, как треугольность геометрических фигур или трехтактность музыки.

2. Во-вторых, оно обозначает целостный объект, которому в качестве одного из свойств присуща особая форма или очертание. В этом смысле слово «гештальт» может относиться, например, к треугольникам в большей мере, чем к понятию <треугольности>.

Таким образом, понятие гештальта может использоваться для ссылки как на объект, так и на его специфическую форму.

Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована уже после смерти ее автора, в 1945 году. В ней он попытался применить гештальт-принципы научения к вопросам творческого мышления людей, на основе предположения, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. При этом он утверждал, что для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо представлять себе и ученик, и учитель.

В книге Вертхеймера представлены примеры, относящиеся как к простейшим геометрическим задачам, решаемым детьми, так и к сложнейшим мыслительным процессам, приведшим Альберта Эйнштейна к открытию теории относительности. Рассматривая различные этапы взросления человека и решения им разных по сложности задач, Вертхеймер нашел доказательства в поддержку того, что понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составляющих. Он утверждал, что отдельные детали следует рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией и что решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот.

Вертхеймер считал, что если преподаватель организует материал классных упражнений в целостную систему, то у его учеников легче проявится инсайт, они смогут уловить суть проблемы и найти ее решение. Вертхеймер продемонстрировал, что как только принцип решения задачи усвоен, он может применяться и в других ситуациях.

Он критиковал традиционную практику образования, считая ее основанной на натаскивании и зубрежке, что, по его мнению, являлось следствием ассоцианистского подхода к научению. Вертхеймер считал, что простое повторение редко оказывается продуктивным, и приводил примеры, когда ученики оказывались неспособными справиться с незначительно видоизмененной задачей, если ее решение было получено не благодаря инсайту, а на основании простого механического запоминания. Тем не менее, он соглашался с тем, что такой материал, как имена и даты, должен заучиваться путем обычного запоминания, подкрепленного многократным повторением. Таким образом, Вертхеймер допускал, что в определенной степени повторение может быть полезно, но предупреждал, что его привычное применение часто ведет к механическому исполнению, а не к истинно творческому продуктивному мышлению.

Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

Психоанализ и неофрейдизм

В современной науке активно используется два термина – психоанализ и фрейдизм. Психоанализ в узком смысле - психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х годов XIX века для лечения психоневрозов. В широком смысле - различные школы динамической психотерапии (теоретические платформы этих школ и движение, которое осуществляется на их базе). Термин «психоанализ» имеет три значения:

теорию личности и психопатологии;

метод терапии личностных расстройств;

метод изучения неосознаваемых мыслей и чувств индивида.

Психоанализом называют учение о бессознательном, о психологическом происхождении неврозов и метод лечения психических расстройств, опирающийся на это учение.

Фрейдизм в широком смысле - классический (ортодоксальный) психоанализ. В узком смысле - учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано с 1900 по 1938 годы. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Научный вклад психоанализа.

Влияние идей Фрейда на массовую культуру очень значительно и очевидно. В XX веке произошли значительное ослабление запретов и ограничений на отражение сексуальных вопросов в повседневном поведении, искусстве, литературе и сфере развлечений. Широко распространилось мнение, что вытесненная или подавленная сексуальность опасна для здоровья. Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем – бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Главная роль Фрейда в том, что он показал роль бессознательного в психической активности человека. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ века. Психоанализ оказал существенное воздействие на американскую академическую психологию. Интерес к идеям Фрейда продолжает оставаться довольно высоким.

Понятие о неофрейдизме.

Неофрейдизм – одно из направлений психоанализа 3. Фрейда. Неофрейдизм отвергает или подвергает пересмотру идеи 3. Фрейда, его представления об организации психической жизни человека. Крупнейшими представителями неофрейдизма являются: А.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер,К.Хорни, Г.С.Салливан, Э.Фромм.

Фрейд реагировал на появление «отступников» болезненно. Если кто-либо восставал против его учения, он был окончательно и бесповоротно вычеркнут из его круга общения. Было трое таких знаменитых «отступников»: Карл Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни. Все они прежде, чем покинуть Фрейда и начать разработку собственных идей, были ортодоксальными фрейдистами. Историки психологии также отмечают трех «наследников» фрейдовской школы - Гордона Олпорта, Генри Мюррея и Эрика Эриксона. Они начали разрабатывать свои концепции уже после смерти Фрейда. Их нельзя назвать отступниками, поскольку они никогда не были правоверными фрейдистами.

Почва для неофрейдизма была подготовлена первыми «раскольниками» внутри психоанализа - А. Адлером, О. Ранком, К. Юнгом. Они отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному. В центре исследований неофрейдизма остается проблема бессознательного. Неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Всех неофрейдистов объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма, а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации. Сохранив ядро психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его переинтерпретации с позиций «культурного» подхода. Положение социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу. Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты, типичные для образа жизни людей в ХХ веке.

Эволюция неофрейдизма свидетельствует о том, что представители психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции Фрейда, склоняясь в сторону все большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики.

Гуманистическая психология - психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или нео-бихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Когнитивная психология

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения. Когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации. Некоторые исследователи говорят, что когнитивная психология одновременно и самая новая, и самая древняя традиция в истории психологии.

Когда психология оформилась в самостоятельную дисциплину, интерес к проблеме сознания сохранился. Вильгельма Вундта можно считать одним из предтеч когнитивной психологии, поскольку он неоднократно подчеркивал творческий характер сознания. Еще одним предшественником когнитивной психологии можно считать швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), проведшего ряд весьма значительных исследований по детской психологии, но не в терминах психосексуального или психосоциального развития, как это было у Фрейда и Эриксона, а с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка.

Идеал абсолютно объективного знания, стоящий в центре классического естествознания, собственно, всегда считался недостижимым. Новая физика строится на том убеждении, что объективное познание в действительности является познанием субъективным, то есть оно неустранимым образом зависимо от наблюдателя. То обстоятельство, что современная физика отошла от идеи абсолютной объективности и признала активную роль субъекта в познавательном процессе, в значительной мере возродило интерес к роли сознательного опыта в получении информации о внешнем мире. Подобная революция в физике послужила достаточным поводом для реабилитации сознания в качестве законного предмета психологии. И хотя научная психология еще в течение полувека сопротивлялась новым веяниям, придерживаясь устаревшей модели объективного познания поведения человека, все же в конце концов и она вынуждена была откликнуться на веяния времени и принять новую модель познания, допускающую исследование сознания и когнитивных процессов.

У истоков когнитивной психологии стоят исследования Джорджа Миллера и Ульрика Найссера. В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». Книга пользовалась необычайной популярностью, и в один прекрасный момент Найссер обнаружил, что его называют «отцом» когнитивной психологии.

Когнитивную психологию интересуют прежде всего те физиологические корреляты психических процессов, с помощью которых можно понять способы и закономерности обработки различного рода сигналов, лежащие в основе процесса мышления. Свою главную цель когнитивное направление видит в том, чтобы раскрыть те совокупности программ, накопленных в памяти человека, при помощи которых индивид понимает звуки речи и сам создает новые слова и предложения, приобретает определенный опыт, способен решать совершенно новые проблемы. Именно такого рода компьютерное представление процессов получения и обработки информации и лежит в основе современной когнитивной психологии.

В целом когнитивное движение можно оценить как успешное. В начале 70-х годов оно привлекло к себе столько сторонников, что возникла потребность в специальных научных журналах этого направления. За каких-нибудь десять лет появилось шесть журналов. Джером Брунер определил когнитивную психологию как революцию, всю глубину которой мы еще не в состоянии оценить. Ее влияние простирается на большинство основных разделов психологии, а базовые идеи когнитивного движения восприняты психологами по всей Европе, и даже в России.

Можно сказать, что это движение вышло за пределы психологии в своих попытках консолидировать целый ряд дисциплин в единую теорию познания в самом широком ее смысле. Это новое направление, получившее название когнитивной науки, представляет собой объединение самых разнообразных отраслей знания. Сюда входят: когнитивная психология, лингвистика, антропология, философия, компьютерные науки, программы создания искусственного интеллекта, а также ряд наук о закономерностях нервной деятельности.

Когнитивная психология далека от завершения. Это направление еще находится в стадии развития. Когнитивная психология обладает всеми атрибутами и внешними признаками научной школы: у нее есть свои журналы, лаборатории, научные конференции, свой собственный язык и убеждения, а также ревностные последователи. Можно даже говорить о своего рода когнитивизме, по аналогии с функционализмом и бихевиоризмом. С когнитивной психологией произошло то же, что в свое время случилось и с другими психологическими школами - она стала частью основного русла


 

Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность. Личность и индивидуальность: основные параметры индивидуальных различий. Роль биологических и социальных компонентов в развитии человека. Основные психологические теории личности. Современные представления о структуре личности. Самооценка личности.

Самооценка личности.

Самооценка является весьма существенной характеристикой личности, проявляясь в деятельности и общении.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Особое значение для формирующейся самооценки имеет стиль семейного воспитания. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14–15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.

В свою очередь самооценка влияет на уровень притязанийличности, который характеризует степень трудности целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (притязает на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица, с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к решению все более и более сложных задач. Люди с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой caмооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Самоуважение – обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать. Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении; так, у интеллектуально развитых и творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми бы он хотел обладать. Недовольство собой побуждает человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи.

Люди с завышенной и заниженной самооценкой испытывают специфические трудности в общении.

Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим – неиссякаемый источник негативизма окружающих. Завышенная самооценка способствует развитию такой черты характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, – это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям. Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявление робости, замкнутости, даже искаженного восприятия окружающих.

Теории темперамента (гуморальные, конституциональные). Представление о темпераменте как результате функционирования ЦНС. Основные свойства темперамента. Характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие о характере, его природных и социальных предпосылках. Структура характера. Формирование характера

Структура характера.

В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства.

Так, Б.Г.Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

А.Г.Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств:

- уравновешенность – неуравновешенность;

- сензитивность – агрессивность;

- широту – узость;

- глубину – поверхностность;

- богатство, содержательность – бедность;

- силу – слабость.

Н.Д.Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения.

Формирование характера

Проблема влияния характера на формирование личности важна не только в теоретическом плане. Она имеет исключительно важные выходы в практику воспитания и самовоспитания, так как прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей с учетом их индивидуальных характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности и т. д.

Активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, «встречает» в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в «типах характера». Типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности.

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

 

Теории мотивации.

Психологический термин «мотивация» неоднозначен. Его содержанием, с одной стороны, может являться процесс, поддерживающий поведенческую активность на определенном уровне, а с другой стороны - система факторов, детерминирующих, обусловливающих человеческое поведение. Но в любом случае понятие мотивации тесно связано с объяснением причин человеческого поведения.

Каждый поведенческий акт может быть объяснен с точки зрения как внешних, так и внутренних причин. Внешние причины - это условия и обстоятельства деятельности, действия и отношения других людей, то есть стимулы, исходящие из сложившийся ситуации. Под внутренними причинами подразумеваются те, которые исходят от самой личности (ее мотивы, потребности, желания, интересы и т.п.). Внешние причины не действуют сами по себе, одинаково во всех случаях, и любое актуальное поведение человека необходимо рассматривать как результат непрерывного взаимодействия стимулов-сигналов ситуации и личностных диспозиций (компонентов, составляющих мотивационную сферу личности).

Проблемы мотивации человеческого поведения и деятельности имеют важное значение для успешной реализации обучения и воспитания, так как само содержание педагогической деятельности предполагает использование знаний об источниках возникновения поведения, его направленности, индивидуальном своеобразии побудительных причин человеческих поступков. За одним и тем же поступком могут стоять разные побудительные причины и их распознавание имеет немаловажное значение для проектирования воспитательных и обучающих воздействий. Например, пассивность ученика на уроке может быть вызвана непониманием излагаемого материала, плохим самочувствием, озабоченностью другими проблемами или скукой. Список возможных детерминант одного и того же поведения бесконечен. Разные причины предполагают разные способы воздействия для изменения нежелательного поведения (или же напротив - укрепления желательного). Воздействие будет эффективным лишь тогда, когда правильно поняты источники, внутренние побудительные причины актуального поведения.

Весь обширный диапазон побудителей, детерминант поведения, исходящих от самой личности, составляет ее мотивационно-потребностную сферу.

В мотивации традиционно выделяется две стороны: динамическая и содержательная. К динамическим характеристикам относят: силу, устойчивость, легкость возникновения мотивов (побудителей). Они обусловлены особенностями нервной системы (силой, уравновешенностью, динамичностью нервных процессов), уровнем ее общей активности.

Содержательная сторона мотивации определяется всеми жизненными отношениями человека, системой его ценностей, формирующейся в процессе его становления и развития как личности. Содержательная сторона мотивации характеризует, какой смысл или система смыслов стоит за каждым человеческим поступком, то есть, какие потребности, чувства, желания, цели заставляют реализовать именно такое поведение. Анализ побудительных причин с точки зрения содержания мотивации позволяет ответить на вопросы: зачем, для чего человек это делает, какой он видит смысл в своих поступках. В содержательной стороне мотивации в наибольшей степени отражаются особенности социальных и психологических контактов с окружающими.

Мотивационная система личности отличается гибкостью, изменчивостью. Побудители (потребности, мотивы, цели и т.п.) сменяют друг друга, выдвигаются на первое место или уходят на второй план в зависимости от происходящих событий, мнений и оценок окружающих и многих других факторов. Иными словами, мотивационно-потребностная сфера находится в непрерывном становлении, следовательно, возможна как ее положительная динамика (укрепление социально-ценных мотивов, расширение их диапазона), так и регресс (обеднение, сужение, преобладание асоциальных мотивов).

Динамичность мотивационно-потребностной сферы обеспечивает возм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.064 с.)