Классический и современный бихевиоризм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический и современный бихевиоризм.



Во втором десятилетии XX в. произошла смена предмета психологии. Им стало поведение.

Бихевиоризм (от анг. бихевиор – поведение) - направление в американской психологии, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Основные положения радикального бихевиоризма Дж. Уотсона:

· Научная психология должна заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул-реакция». Первичным предметом изучения являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Задача - свести поведение к единичным парам S→R, а в итоге изучить поведение организма в целом.

· Теоретическая задача психологии - прогнозирование поведения и управление им.

· Наука о поведении рассматривает людей как некие машины.

· Исследованию подлежит поведение людей и животных. Бихевиорист в стремлении выработать унитарную схему реакций не видит разделительной черты между человеком и животным.

· Психология берет во внимание только то, что можно увидеть, услышать или потрогать. Психология - чисто объективная экспериментальная отрасль естественных наук.

· Методы интроспекции не нужны. Методы бихевиоризма строго объективные: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы объективного тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов. Изменение роли испытуемых людей. Им отводится скромная роль - за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента стали называться испытуемыми. Истинными наблюдателями стали экспериментаторы, психологи-исследователи.

· Аспекты поведения, которые кажутся инстинктивными, являются социально условными рефлексами. Научение является ключом к пониманию человеческого поведения. Уотсон отрицал роль инстинктов, отказался признавать существование наследственных дарований. Качества, которые кажутся наследственными, прослеживаются только до обучения в раннем возрасте. Дети не рождаются на свет с выдающимися способностями, их направляют родители или воспитатели, которые поощряют определенные виды поведения.

· Эмоции являются реакцией организма на специфические раздражители (нападение, агрессия), вызывают внутренние изменения в организме (учащение сердцебиения) и внешние реакции, которые были приобретены в процессе научения. При каждой эмоции имеют место определенные виды психологических изменений. Эмоции описаны в терминах объективной стимулирующей ситуации, внешних реакций организма и внутренних психологических изменений.

· Мысли зарождаются в мозге настолько слабыми, что ни один нейронный импульс не проходит через моторные нервы к мускулам. → В мускулах и железах нет реакции. → Мышление недоступно для наблюдения и проведения экспериментов. Мысль – нечто чисто ментальное и не имеющее физических контрольных точек. Мышление - неявное моторное поведение, мысль - сенсомоторное поведение. Поведение мышления включает неявную речевую реакцию или движение. Таким образом, мышление сведено к беззвучному разговору, в основе которого лежат мышечные движения, которые усвоены для привычной речи. Психология отвергала все термины, касающиеся мышления. Слова «образ», «разум», «сознание» для науки о поведении потеряли смысл.

· Упор на опровержении концепции сознания (еще никто и никогда «не видел, не трогал, не нюхал, не пробовал на зуб» сознания). Психология должна полностью отказаться от ссылок на сознание.

Необихевиоризм.

 В 20 годах ХХ века начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами гештальтпсихологии, психоанализа, когнитивной психологии. Второй этап эволюции бихевиоризма – необихевиоризм. Необихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 30-е годы ХХ века, дополнившее бихевиоризм понятием переменных промежуточных - факторов, служащих опосредующим звеном между «S» и «R». Необихевиоризм представлен работами Э. Толмена, К.Халла и Б.Ф.Скиннера. Эти необихевиористы сходились во мнениях касательно следующих положений:

1) сердцевиной психологии является исследование процесса научения;

2) большинство видов поведения подчиняются законам условных рефлексов;

3) психология должна принять принципы операционизма.

Операционизм - доктрина, согласно которой физическую концепцию можно описать в точных терминах, относящихся к набору операций или процедур, ее определяющих. Операционизм - общий подход или принцип, целью которого является выработка точной и объективной научной терминологии и избавление науки, таким образом, от фактически не наблюдаемых или физически не воспроизводимых проблем (псевдопроблем).

Б. Ф. Скиннер (1904-1990) – радикальный бихевиорист, самая влиятельная фигура в психологии в течение нескольких десятилетий ХХ века. С 50-х годов Б.Ф. Скиннер являлся ведущим бихевиористом США. Он разработал программу бихевиорального контроля общества, изобрел автоматизированный детский манеж и стал одним из главных вдохновителей и создателей методик модификации поведения и обучающих машин. Основные положения бихевиоризма Скиннера сводятся к следующему.

· Оперантное поведение возникает без воздействия внешних наблюдаемых раздражителей. Реакция организма кажется спонтанной - внешне она никак не связана с наблюдаемым раздражителем. Это не означает, что S→R не существует. При возникновении реакции ни один стимул не является наблюдаемым.

· Различием между респондентным и оперантным поведением является то, что оперантное поведение воздействует на окружающую организм среду, а респондентное нет.

· Оперантное поведение характерно для повседневного научения.

· Закон приобретения - сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом.

· Звуки, которые человеческий организм производит в процессе речи, являются вербальным поведением. Они представляют собой реакции, которые могут подкрепляться другими звуками речи или жестами. Поскольку речь является поведением, она также подлежит подкреплению, прогнозированию и управлению.

· Модификация поведения - использование положительного подкрепления для контроля или модификации поведения личности или группы.

· Наказание не эффективно.

Третьим этапом эволюции бихевиоризма является нео-необихевиоризм, или социальный бихевиоризм (с 60-х годов ХХ века). Он характеризуется нацеленностью на когнитивные процессы. Главные представители школы нео-необихевиоризма - Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Поддерживая когнитивный подход, эти ученые называют себя бихевиористами. Они являются «методологическими» бихевиористами - предметом исследования психологии признают внутренние когнитивные процессы. Бихевиоризм, который продолжает оставаться живым и действенным в современной психологии - что особенно наглядно в прикладной психологии, где методики модификации поведения становятся все более популярными.

Гештальтпсихология

Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограммированность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы. Основную идею можно лаконично сформулировать следующим образом - целое не всегда равно сумме его частей. Сторонники гештальт-психологии рассматривали подход Вундта (так, как они его понимали) как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что элементы сознания (кирпичи) скрепляются между собой раствором процесса ассоциации.

Основатель гештальт-психологии Макс Вертхеймер.

Восприятие слова «гештальт» вызывало определенные трудности, потому что, в отличие от функционализма или бихевиоризма, оно ясно не указывало, какое движение символизирует. К тому же оно не имело точного английского эквивалента. Для его замены использовались слова «форма», «образ», «структура». В результате слово «гештальт» стало частью английского языка. В своей книге «Гештальт-психология» (1929 г.) Келер отмечал, что понятие «гештальт» используется в немецком языке в двух случаях.

1. Во-первых, оно обозначает форму или очертание предметов. В этом смысле гештальт относится к общим свойствам, которые могут быть выражены в таких понятиях, как угловой или симметричный, и описывает такие характеристики, как треугольность геометрических фигур или трехтактность музыки.

2. Во-вторых, оно обозначает целостный объект, которому в качестве одного из свойств присуща особая форма или очертание. В этом смысле слово «гештальт» может относиться, например, к треугольникам в большей мере, чем к понятию <треугольности>.

Таким образом, понятие гештальта может использоваться для ссылки как на объект, так и на его специфическую форму.

Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована уже после смерти ее автора, в 1945 году. В ней он попытался применить гештальт-принципы научения к вопросам творческого мышления людей, на основе предположения, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. При этом он утверждал, что для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо представлять себе и ученик, и учитель.

В книге Вертхеймера представлены примеры, относящиеся как к простейшим геометрическим задачам, решаемым детьми, так и к сложнейшим мыслительным процессам, приведшим Альберта Эйнштейна к открытию теории относительности. Рассматривая различные этапы взросления человека и решения им разных по сложности задач, Вертхеймер нашел доказательства в поддержку того, что понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составляющих. Он утверждал, что отдельные детали следует рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией и что решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот.

Вертхеймер считал, что если преподаватель организует материал классных упражнений в целостную систему, то у его учеников легче проявится инсайт, они смогут уловить суть проблемы и найти ее решение. Вертхеймер продемонстрировал, что как только принцип решения задачи усвоен, он может применяться и в других ситуациях.

Он критиковал традиционную практику образования, считая ее основанной на натаскивании и зубрежке, что, по его мнению, являлось следствием ассоцианистского подхода к научению. Вертхеймер считал, что простое повторение редко оказывается продуктивным, и приводил примеры, когда ученики оказывались неспособными справиться с незначительно видоизмененной задачей, если ее решение было получено не благодаря инсайту, а на основании простого механического запоминания. Тем не менее, он соглашался с тем, что такой материал, как имена и даты, должен заучиваться путем обычного запоминания, подкрепленного многократным повторением. Таким образом, Вертхеймер допускал, что в определенной степени повторение может быть полезно, но предупреждал, что его привычное применение часто ведет к механическому исполнению, а не к истинно творческому продуктивному мышлению.

Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.01 с.)