Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классический и современный бихевиоризм.
Во втором десятилетии XX в. произошла смена предмета психологии. Им стало поведение. Бихевиоризм (от анг. бихевиор – поведение) - направление в американской психологии, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Основные положения радикального бихевиоризма Дж. Уотсона: · Научная психология должна заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул-реакция». Первичным предметом изучения являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Задача - свести поведение к единичным парам S→R, а в итоге изучить поведение организма в целом. · Теоретическая задача психологии - прогнозирование поведения и управление им. · Наука о поведении рассматривает людей как некие машины. · Исследованию подлежит поведение людей и животных. Бихевиорист в стремлении выработать унитарную схему реакций не видит разделительной черты между человеком и животным. · Психология берет во внимание только то, что можно увидеть, услышать или потрогать. Психология - чисто объективная экспериментальная отрасль естественных наук. · Методы интроспекции не нужны. Методы бихевиоризма строго объективные: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы объективного тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов. Изменение роли испытуемых людей. Им отводится скромная роль - за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента стали называться испытуемыми. Истинными наблюдателями стали экспериментаторы, психологи-исследователи. · Аспекты поведения, которые кажутся инстинктивными, являются социально условными рефлексами. Научение является ключом к пониманию человеческого поведения. Уотсон отрицал роль инстинктов, отказался признавать существование наследственных дарований. Качества, которые кажутся наследственными, прослеживаются только до обучения в раннем возрасте. Дети не рождаются на свет с выдающимися способностями, их направляют родители или воспитатели, которые поощряют определенные виды поведения. · Эмоции являются реакцией организма на специфические раздражители (нападение, агрессия), вызывают внутренние изменения в организме (учащение сердцебиения) и внешние реакции, которые были приобретены в процессе научения. При каждой эмоции имеют место определенные виды психологических изменений. Эмоции описаны в терминах объективной стимулирующей ситуации, внешних реакций организма и внутренних психологических изменений.
· Мысли зарождаются в мозге настолько слабыми, что ни один нейронный импульс не проходит через моторные нервы к мускулам. → В мускулах и железах нет реакции. → Мышление недоступно для наблюдения и проведения экспериментов. Мысль – нечто чисто ментальное и не имеющее физических контрольных точек. Мышление - неявное моторное поведение, мысль - сенсомоторное поведение. Поведение мышления включает неявную речевую реакцию или движение. Таким образом, мышление сведено к беззвучному разговору, в основе которого лежат мышечные движения, которые усвоены для привычной речи. Психология отвергала все термины, касающиеся мышления. Слова «образ», «разум», «сознание» для науки о поведении потеряли смысл. · Упор на опровержении концепции сознания (еще никто и никогда «не видел, не трогал, не нюхал, не пробовал на зуб» сознания). Психология должна полностью отказаться от ссылок на сознание. Необихевиоризм. В 20 годах ХХ века начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами гештальтпсихологии, психоанализа, когнитивной психологии. Второй этап эволюции бихевиоризма – необихевиоризм. Необихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 30-е годы ХХ века, дополнившее бихевиоризм понятием переменных промежуточных - факторов, служащих опосредующим звеном между «S» и «R». Необихевиоризм представлен работами Э. Толмена, К.Халла и Б.Ф.Скиннера. Эти необихевиористы сходились во мнениях касательно следующих положений: 1) сердцевиной психологии является исследование процесса научения; 2) большинство видов поведения подчиняются законам условных рефлексов; 3) психология должна принять принципы операционизма.
Операционизм - доктрина, согласно которой физическую концепцию можно описать в точных терминах, относящихся к набору операций или процедур, ее определяющих. Операционизм - общий подход или принцип, целью которого является выработка точной и объективной научной терминологии и избавление науки, таким образом, от фактически не наблюдаемых или физически не воспроизводимых проблем (псевдопроблем). Б. Ф. Скиннер (1904-1990) – радикальный бихевиорист, самая влиятельная фигура в психологии в течение нескольких десятилетий ХХ века. С 50-х годов Б.Ф. Скиннер являлся ведущим бихевиористом США. Он разработал программу бихевиорального контроля общества, изобрел автоматизированный детский манеж и стал одним из главных вдохновителей и создателей методик модификации поведения и обучающих машин. Основные положения бихевиоризма Скиннера сводятся к следующему. · Оперантное поведение возникает без воздействия внешних наблюдаемых раздражителей. Реакция организма кажется спонтанной - внешне она никак не связана с наблюдаемым раздражителем. Это не означает, что S→R не существует. При возникновении реакции ни один стимул не является наблюдаемым. · Различием между респондентным и оперантным поведением является то, что оперантное поведение воздействует на окружающую организм среду, а респондентное нет. · Оперантное поведение характерно для повседневного научения. · Закон приобретения - сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом. · Звуки, которые человеческий организм производит в процессе речи, являются вербальным поведением. Они представляют собой реакции, которые могут подкрепляться другими звуками речи или жестами. Поскольку речь является поведением, она также подлежит подкреплению, прогнозированию и управлению. · Модификация поведения - использование положительного подкрепления для контроля или модификации поведения личности или группы. · Наказание не эффективно. Третьим этапом эволюции бихевиоризма является нео-необихевиоризм, или социальный бихевиоризм (с 60-х годов ХХ века). Он характеризуется нацеленностью на когнитивные процессы. Главные представители школы нео-необихевиоризма - Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Поддерживая когнитивный подход, эти ученые называют себя бихевиористами. Они являются «методологическими» бихевиористами - предметом исследования психологии признают внутренние когнитивные процессы. Бихевиоризм, который продолжает оставаться живым и действенным в современной психологии - что особенно наглядно в прикладной психологии, где методики модификации поведения становятся все более популярными. Гештальтпсихология Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограммированность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы. Основную идею можно лаконично сформулировать следующим образом - целое не всегда равно сумме его частей. Сторонники гештальт-психологии рассматривали подход Вундта (так, как они его понимали) как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что элементы сознания (кирпичи) скрепляются между собой раствором процесса ассоциации. Основатель гештальт-психологии Макс Вертхеймер.
Восприятие слова «гештальт» вызывало определенные трудности, потому что, в отличие от функционализма или бихевиоризма, оно ясно не указывало, какое движение символизирует. К тому же оно не имело точного английского эквивалента. Для его замены использовались слова «форма», «образ», «структура». В результате слово «гештальт» стало частью английского языка. В своей книге «Гештальт-психология» (1929 г.) Келер отмечал, что понятие «гештальт» используется в немецком языке в двух случаях. 1. Во-первых, оно обозначает форму или очертание предметов. В этом смысле гештальт относится к общим свойствам, которые могут быть выражены в таких понятиях, как угловой или симметричный, и описывает такие характеристики, как треугольность геометрических фигур или трехтактность музыки. 2. Во-вторых, оно обозначает целостный объект, которому в качестве одного из свойств присуща особая форма или очертание. В этом смысле слово «гештальт» может относиться, например, к треугольникам в большей мере, чем к понятию <треугольности>. Таким образом, понятие гештальта может использоваться для ссылки как на объект, так и на его специфическую форму. Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована уже после смерти ее автора, в 1945 году. В ней он попытался применить гештальт-принципы научения к вопросам творческого мышления людей, на основе предположения, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. При этом он утверждал, что для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо представлять себе и ученик, и учитель. В книге Вертхеймера представлены примеры, относящиеся как к простейшим геометрическим задачам, решаемым детьми, так и к сложнейшим мыслительным процессам, приведшим Альберта Эйнштейна к открытию теории относительности. Рассматривая различные этапы взросления человека и решения им разных по сложности задач, Вертхеймер нашел доказательства в поддержку того, что понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составляющих. Он утверждал, что отдельные детали следует рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией и что решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот. Вертхеймер считал, что если преподаватель организует материал классных упражнений в целостную систему, то у его учеников легче проявится инсайт, они смогут уловить суть проблемы и найти ее решение. Вертхеймер продемонстрировал, что как только принцип решения задачи усвоен, он может применяться и в других ситуациях. Он критиковал традиционную практику образования, считая ее основанной на натаскивании и зубрежке, что, по его мнению, являлось следствием ассоцианистского подхода к научению. Вертхеймер считал, что простое повторение редко оказывается продуктивным, и приводил примеры, когда ученики оказывались неспособными справиться с незначительно видоизмененной задачей, если ее решение было получено не благодаря инсайту, а на основании простого механического запоминания. Тем не менее, он соглашался с тем, что такой материал, как имена и даты, должен заучиваться путем обычного запоминания, подкрепленного многократным повторением. Таким образом, Вертхеймер допускал, что в определенной степени повторение может быть полезно, но предупреждал, что его привычное применение часто ведет к механическому исполнению, а не к истинно творческому продуктивному мышлению. Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.01 с.) |