Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурные элементы стратегии ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Используя вышеназванные принципы, цели и задачи как исходные установки, от которых можно начать формирование государственной стратегии интеллектуальной собственности в России (см. рисунок), выделим ее следующие восемь основных блоков как частные целевые стратегии, подстратегии, или векторные стратегии. К ним, по нашему мнению, следует отнести следующие: развитие методологии, методов и механизмов использования интеллектуальной собственности как нового междисциплинарного инструментария совершенствования отношений в обществе; развитие и совершенствование законодательства, механизмов нормотворчества и локальных нормативных актов в бизнесе, корпорациях, городах и регионах; развитие инновационной среды бизнеса и качества экспертизы в сфере интеллектуальной собственности; коммерциализация объектов авторских и смежных прав; системная борьба с подделками и массовой контрафакцией на рынке и в обществе; расширение информационной среды интеллектуальной собственности с целью более широкого понимания интеллектуальной собственности, ее роли и механизмов в обществе; совершенствование правоприменительной практики и судопроизводства в борьбе с нарушениями исключительных и неисключительных прав авторов и правообладателей интеллектуальной собственности; мониторинг методологии, законодательства, правоприменительной практики, инновационной и информационной среды в государстве с целью обеспечения обратной связи и более эффективного развития института интеллектуальной собственности. Введение в действие качественной государственной стратегии интеллектуальной собственности сегодня особенно актуально. Медленное развитие инновационной экономики в нашей стране, в частности, происходит ввиду того, что сфера ИС в целом сегодня не достаточно отрегулирована, скоординирована по своим целям и задачам и скорее находится в состоянии стихийной самоорганизации, хотя отдельные законодательные акты продолжают пополнять информационное пространство для юристов, работающих в этой сфере. Об этом проблемном состоянии свидетельствует, во-первых, статистика Роспатента по регистрации объектов интеллектуальной собственности и договоров по их передаче, где показатели сегодня хуже показателей советского периода, хотя тогда не было рыночных отношений и актов признания интеллектуальной собственности в нашей экономике. И, во-вторых, об этом говорят цифры Госкомстата, где инновационная деятельность в Российской Федерации относительно десятка ведущих стран мира пока что выглядит неутешительно.
Рис. Примерная структура основных направлений государственной стратегии интеллектуальной собственности в Российской Федерации Альтернатива стратегии Альтернативной разработке и реализации государственной стратегии интеллектуальной собственности является бездействие правительства, госчиновников и общественных организаций и их безучастное отношение к многовекторному и многоуровневому проникновению этого института знаний и нормативов во все сферы жизнедеятельности нашего общества, начиная с экономики и экономических отношений. Альтернатива стратегии – это страусиная бессмысленная позиция государства и отсутствие какого-либо подхода к одному из самых мощных, масштабных и стратегически самых действенных вызовов современности. На интеллектуальную собственность не следует смотреть взглядом узкомыслящих юристов и экономистов, видящих в ней лишь стимулы авторам и правообладателям. За высококвалифицированным стимулированием автором и правообладателей, действующих снизу и снизу развивающих всю экономику, в конце концов, порождаются новые знания и силы, осуществляющие перераспределение капиталов и захваты рынков. Благодаря этим процессам в итоге возникают экономические «цунами» и «экономические землетрясения», рождается новое «экономическое чудо», наподобие того, что продемонстрировали Билл Гейтс и Стив Джобс. Следует отметить, что адекватную оценку им и подобным революционерам экономики крупные экономисты пока ещё не сделали. Именно через институт интеллектуальной собственности, как всесильного невидимку, в «умных странах» поддержанную, благодаря правительствам, также всеми другими экономическим институтами и механизмами (бухучёта, налогообложения, кредитования, инвестирования, таможенного регулирования и др.), осуществляется экономическая и интеллектуальная интервенция против конкурентов на всеохватывающем международном рынке. Официально это проводится через ВОИС и ВТО, неофициально – через транснациональные корпорации и международный консалтинг и аудит. Но ни там, ни там тема интервенции не обсуждается и даже не озвучивается. Наше вступление или невступление в ВТО ничего не решает. Утечка мозгов и интеллектуальной собственности происходила до сих пор из всех стран постсоциалистического толка и будет происходить дальше, пока не будут приняты адекватные ответные действия со стороны правительства и общества. Она уже опустошила интеллектуальный потенциал практически всех стран, ранее по ускоренной схеме вступивших в Евросоюз и ВТО. Это Польша, Венгрия, Болгария, Словения, Чехия, Словакия и другие страны. Там уже, по нашим оценкам, нет ничего, что можно было бы назвать дорогостоящей интеллектуальной собственностью, составляющей национальную гордость. Поэтому там нет ни науки, ни инноваций, ни своей перспективной и значительной ниши в системе международного разделения труда. Зато там есть рабочие места в транснациональных корпорациях, инвестировавших свой интеллектуальный и финансовый капитал на территорию этих стран. Интервенция происходит не набегами и не под барабанную дробь, а тихо, без показухи, через целевое и обоснованное инвестирование интеллектуального и финансового капиталов, надёжные схемы окупаемости, высокую зарплату, привлекающую наиболее креативных и высококвалифицированных интеллектуалов, приумножающих изначально вложенный в них капитал.
Экономическая интервенция – это совокупность специфических форм перераспределения ресурсов посредством механизмов государственного, корпоративного и рыночного регулирования[5]. Соответственно интервенция интеллектуальной собственности – это совокупность специфических форм перераспределения интеллектуальных ресурсов, стимулов и механизмов рыночного регулирования. Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что между странами негласно происходит конкурентная борьба за интеллектуальные ресурсы. Её сущность состоит в привлекательности условий, создаваемых странами для своих и зарубежных интеллектуалов на своих территориях. Утечка мозгов – это результат интеллектуальной интервенции. Наиболее быстро остановить такую интервенцию и обратить её в свою пользу можно лишь через хорошо продуманные и спланированные системные действия правительства и корпораций. А это значит, что всё начинается со стратегии государства в области интеллектуальной собственности. Заключение Основная проблема развития российской инновационной экономики, по нашему мнению, состоит в том, что в ней отсутствует единая идеология, интеграционная специализированная структура и личность идеолога. Сегодня за инновации в России отвечают восемь государственных подразделений. И, как в пословице: «у семи нянек дитя – без глаз у». Ликвидации этого недостатка, в частности, поспособствует данная государственная стратегия интеллектуальной собственности и активная деятельность в этом вопросе общественности, организованной руководством Торгово-промышленной палаты.
Объединение усилий разных специалистов обеспечит подготовку более качественного документа, который позволит системно улучшить состояние и перспективы развития нашей инновационной экономики. Напомним, что представители Республики Беларусь, Сербии, Республики Киргизии, Турции и Великобритании летом прошлом года в Бишкеке на международном семинаре ВОИС уже докладывали о состоянии их государственных стратегий по интеллектуальной собственности. К сожалению, от России такого доклада не прозвучало, хотя острота проблемы инноваций у нас, пожалуй, стоит наиболее остро, учитывая тенденции развития мировой экономики и политики.
[1] Руководство по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой. Версия 1. –Женева, ВОИС, 2010, 22 стр. [2] Леонтьев Б.Б. Комментарий к «Руководству по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой» ВОИС, часть I.//Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, № 8, 2010, стр.4-13. [3] Леонтьев Б.Б. Комментарий к «Руководству по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой» ВОИС, часть II. //Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, № 9, 2010, стр.6-21.
[4] Леонтьев Б.Б. Институционализация интеллектуальной собственности государства//Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. № 2, 2011 г. стр. 4-16 [5] Большая российская энциклопедия: В 30 т./Председатель науч.ред.совета Ю.С.Осипов. Том 11. – М.: Больш.росс.энц., 2008, стр. 436.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.007 с.) |