Концепция  государственной  стратегии  интеллектуальной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция  государственной  стратегии  интеллектуальной собственности



Захаров А.В., вице-президент ТПП РФ

Леонтьев Б.Б., зам. председателя Комитета ТПП РФ по ИС

Инновационная экономика или экономика знаний, как ее называют, сегодня развивается во многих странах. Наиболее масштабно, быстро и качественно это развитие происходит на основе интеллектуальной собственности (далее – ИС), принципиально меняющей качество экономики ключевых организационных форм, ведущих технологий и самой сущности отношений на рынке.

Инвестиционная политика государства и его наиболее крупных компаний меняет характер в зависимости от уровня информатизации и интеллектуализации его граждан, от степени углубления в рынок высоких технологий. Интеллектуальные инвестиции, среди которых наиболее важной и управляемой является интеллектуальная собственность, становятся ведущими относительно финансовых вложений. Если вы не знаете, кому принадлежит интеллектуальная собственность в крупных и средних инвестиционных проектах, то, инвестируя их, вы рискуете потерять всё, что вкладываете. Споры по правам принадлежности интеллектуальной собственности чаще всего завершаются оценкой ущерба, штрафами по которым проигравшая сторона сегодня платит в диапазоне от нескольких до десятков миллионов рублей в России и аналогичных сумм в долларах на территории США. И тенденции к смягчению отношений мы не наблюдаем в мире. Скорее идёт ужесточение позиций, где занимать страусиную позу и стараться этого не заметить, по меньшей мере, глупо и не предусмотрительно. Мировой климат по интеллектуальной собственности в отношении нарушителей прав становится всё более резко континентальным: тёплым и благоприятным для добросовестных пользователей и холодным, морозным – для нарушителей и профанов в этой сфере. Поэтому каждое государство сегодня начинает вырабатывать в этой области свою стратегию.

В 2010 году ВОИС подготовила и распространила свои рекомендации по разработке государственных стратегий по интеллектуальной собственности для стран с переходной экономикой с целью гармонизации отношений на международном рынке и ускорения этого процесса[1],[2],[3].  Содействуя развитию инновационной экономики, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (далее – ТПП РФ) сегодня выступает инициатором разработки стратегии государства в области ИС, следуя рекомендациям ВОИС, реальным потребностям российских предпринимателей и настроениям российских специалистов в инновационной сфере.

Исторический вызов

Американские и западноевропейские менеджеры единогласно утверждают, что без грамотно выстроенных отношений с ИС никакие инновации состояться не могут. Инвестировать в такие инновации бессмысленно. Интеллектуальная собственность составляет основной смысл инноваций и детально выстраивает внутреннюю логику отношений в каждом конкретном инновационном проекте, в любом высокотехнологичном предприятии, корпорации, отрасли, административном центре научно-промышленного города, региона, государства и в целом международного сообщества. Смысл этой логики состоит в поощрении творчески активных и продуктивных участников рынка и, соответственно, в поощрении инноваций.

На международном уровне отношения в сфере торговли, производства и инновационной деятельности выстраиваются на основе соглашения ТРИПС (соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Вступление в ВТО потребует от России более жесткого соблюдения норм соглашения ТРИПС, которое обязательно для всех стран-членов ВТО, созданной в 1995 году.

С целью нормализации отношений между странами вопрос создания государственной стратегии по интеллектуальной собственности с последующим выстраиванием инвестиционной политики сегодня активно ставит созданная тремя десятилетиями раньше (1967) ВОИС, членами которой сегодня являются 184 государства, включая Россию. Свою деятельность, как известно, ВОИС строит на международных конвенциях по интеллектуальной собственности, среди них базовыми являются всем известные Парижская (1883 г.) – по промышленной собственности и Бернская (1886 г.) – по авторскому праву. Нормы, в первую очередь, именно этих конвенций лежат в основе содержания соглашения ТРИПС. Именно ВОИС, развивающая и поддерживающая соблюдение юридических норм по интеллектуальной собственности, в свое время стала одним из инициаторов создания ВТО.

На этих нормах сегодня строится национальная нормативная основа в сфере ИС любого государства. Роль ВТО здесь, в частности, состоит в том, чтобы гармонизировать национальные законы с международными конвенциями в аспекте правоприменительной практики. В центре внимания находятся вопросы борьбы с контрафакцией и правоприменительная практика судебных органов различных государств-членов ВОИС.

На сегодняшний день вся национальная нормативная база России объединена в Части Четвертой ГК РФ, которая, к сожалению, после ее введения не очень активно дополняется новыми нужными разделами и главами, что, по нашему мнению, пока не позволяет гармонично охватить всю сферу отношений для всестороннего и полноценного развития национальной инновационной экономики.

Решение проблемы эффективной национальной инновационной системы (НИС), способной активно и масштабно «включить мозги нации» в экономический оборот и стабильно наращивать в бюджете доходы от высоких технологий, в существенной мере зависит от наличия качественной стратегии в сфере ИС на государственном уровне. Создание и использование такой стратегии требует объединения усилий лучших специалистов в этой области. В итоге реализация стратегии должна изменить инвестиционную политику государства и масштабно расширить фронт воспроизводства рабочих мест во всех регионах страны, начиная с Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Томска, Омска, Самары. ТПП РФ намерена через свою обширную сеть региональных отделений этому всячески содействовать и через общественную инициативу развивать инновационную экономику. И этот вызов готова принять на себя ТПП РФ при поддержке правительства.

Требования к стратегии

Сам подход к разрешению проблемы формирования эффективной НИС и, соответственно, требования к использованию национальной стратегии в сфере ИС имеют свои особенности. В России они исходят, во-первых, со стороны бизнеса, не ощущающего до сих пор достаточных поощрительных механизмов для воспроизводства инноваций. Во-вторых, обусловлено модернизацией инновационного блока в правительстве и, соответственно, ее востребованностью высшими государственными чиновниками, работающими в центральных и региональных органах власти. В-третьих, это связано с ожиданиями сообщества специалистов в сфере ИС, реально работающих сегодня в самых разных сегментах российской экономики, включая бизнес, науку, образование, а также правительственные, общественные и частные организации.

Во внешней сфере они исходят от ВТО, ВОИС, а также США и ряда других стран. Активизация деятельности ВОИС в направлении содействия правительствам стран-членов в разработке и реализации такой стратегии связана с тем, чтобы, с одной стороны, гармонизировать отношения в сфере торговли и распространения наукоемких товаров между странами-членами на рынке ИС, быстрее снять многие претензии к предпринимателям и правительствам ряда стран. С другой стороны, ВОИС стремится помочь правительствам начать разработку и реализацию столь сложного мероприятия, отношение к которому со стороны госчиновников неоднозначно и противоречиво. Интересно, что рекомендациями ВОИС, в первую очередь, начинают пользоваться сами специалисты по интеллектуальной собственности, в том числе и в странах Старого Света, где в прошлом таких стратегий не было. Сегодня эти специалисты пытаются активизировать свои национальные рынки инноваций и других продуктов творческой деятельности.

Здесь от первых лиц государства требуется определенная воля, понимание столь важного шага, а также поддержка в финансировании и реализации данной инициативы ВОИС и профессионального сообщества специалистов по интеллектуальной собственности. По оценкам авторов, таких состоявшихся специалистов в разных сегментах российского рынка инноваций и высоких технологий сегодня более трех тысяч человек, и их ряды последние годы активно пополняются молодежью, разбирающихся в общих тенденциях развития мирового рынка.

Минимальными требованиями при разработке государственной стратегии ИС должны быть достаточно четко сформулированные цели, задачи, принципы построения, структура основных функциональных элементов стратегии, определяющих полный набор системно выстроенных программных действий и сопутствующих мероприятий по ее реализации, их иерархию и единый организационно-управленческий механизм. Оптимально, если программную подготовку и реализацию стратегии возглавит правительство, обеспечив, во-первых, ее более глубокую проработку с четко обозначенными приоритетами, критериями оценки, практическими результатами и, во-вторых, безусловно, достойное финансирование. С этой целью для начала необходимо сформулировать и обсудить примерную концепцию этой стратегии. В нашем варианте ее изложение начинается с определения принципов, целей, задач и структуры функциональных элементов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.008 с.)