Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие инновации и ее характеристики↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие инновации и ее характеристики В мировой экономической литературе «инновация» интерпретиру-
4. Структура инновационного процесса Генеральные директоры Главами ВТО являлись · Питер Сазерленд, 1995 · Ренато Руджеро, 1995—1999 · Майк Мур, 1999—2002 · Супачаи Панитчпакди, 2002—2005 · Паскаль Лами, 2005—2013 · Роберту Азеведу, 2013 — наст. время 6. Цель, задачи и принципы государственной инновационной политики. Указом Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и утверждена доктрина развития российской науки – система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения. Цель государственной инновационной политики – развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства. Задачи государственной инновационной политики: • обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики; • обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности; • сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований; • углубление специализации и повышение надежности связей по кооперации общественного производства с наукоемкими технологиями; • перемещение центра тяжести экономических реформ и мулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса. Важнейшие принципы государственной инновационной политики: 1. опора на отечественный научный потенциал; 2. свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; 3. стимулирование развития фундаментальных научных исследований; 4. сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; 5. создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности; 6. создание условий для организации научных исследований разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны; 7. интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней; 8. защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства; 9. обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею; 10. развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства; 11. формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений; 12. повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; 13. пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России. Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность. Законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности. 7. Виды инновационных стратегий. Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств [15]. Существует много различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др. Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (включая фундаментальные) вместе с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Эта стратегия наиболее адекватна для крупных корпораций, когда в отрасли имеются признаки олигополии. При этом стратегия может быть успешно реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах. Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытноконструкторскими работами. Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. В условиях монополистической конкуренции малые и средние предприятия заполняют мелкие, нс занятые крупными производителями рыночные ниши. Такая стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств. Например, разработка, освоение и рыночная реализация компьютеров для научных исследований, для бортовых систем (самолетов и др.) и игровых. Или рынок бытовых приборов, созданных на базе их основных моделей, применяемых в других сферах (в оборонной промышленности, здравоохранении и др.). Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные фирмы, имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), нс могут осуществлять весь спектр нововведений. Поэтому многие из них используют сторонние разработки. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной). Имитационная стратегия характерна тем, что предприятия несколько модифицируют и усовершенствуют выпущенные на рынок новшества других производителей. Они обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новагора. При определенных условиях имитационная стратегия становится очень прибыльной. Разбойничья стратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико- эксплуатационные параметры ранее выпущенных изделий (например, повышение срока службы, надежность). Этой стратегией пользуются обычно малые инновационные организации из другой отрасли, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий. Такую стратегию могут выбрать и предприятия из той же сферы со слабыми рыночными позициями. Разбойничья стратегия эффективна лишь на начальных этапах распространения и реализации новшеств. Кроме этих видов стратегии, инновационная стратегия предприятий может быть направлена на создание совершенно нового рынка для реализации принципиально нового продукта (технологии), привлечение специалистов конкурирующих организаций и слияние (иногда поглощение, приобретение) с другими организациями, обладающими высоким научно-техническим потенциалом и инновационным духом. В практической инновационной деятельности имеет место сочетание этих видов стратегии, поэтому важно определение пропорций, на основе которых распределяются ресурсы между этими стратегиями. Многие авторы [15] классифицируют виды инновационных стратегий в зависимости от типа стратегического конкурентного инновационного поведения фирм (табл. 9). Классификация предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения Таблица 9
Окончание табл. 9
Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:
Исторический вызов Американские и западноевропейские менеджеры единогласно утверждают, что без грамотно выстроенных отношений с ИС никакие инновации состояться не могут. Инвестировать в такие инновации бессмысленно. Интеллектуальная собственность составляет основной смысл инноваций и детально выстраивает внутреннюю логику отношений в каждом конкретном инновационном проекте, в любом высокотехнологичном предприятии, корпорации, отрасли, административном центре научно-промышленного города, региона, государства и в целом международного сообщества. Смысл этой логики состоит в поощрении творчески активных и продуктивных участников рынка и, соответственно, в поощрении инноваций. На международном уровне отношения в сфере торговли, производства и инновационной деятельности выстраиваются на основе соглашения ТРИПС (соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Вступление в ВТО потребует от России более жесткого соблюдения норм соглашения ТРИПС, которое обязательно для всех стран-членов ВТО, созданной в 1995 году. С целью нормализации отношений между странами вопрос создания государственной стратегии по интеллектуальной собственности с последующим выстраиванием инвестиционной политики сегодня активно ставит созданная тремя десятилетиями раньше (1967) ВОИС, членами которой сегодня являются 184 государства, включая Россию. Свою деятельность, как известно, ВОИС строит на международных конвенциях по интеллектуальной собственности, среди них базовыми являются всем известные Парижская (1883 г.) – по промышленной собственности и Бернская (1886 г.) – по авторскому праву. Нормы, в первую очередь, именно этих конвенций лежат в основе содержания соглашения ТРИПС. Именно ВОИС, развивающая и поддерживающая соблюдение юридических норм по интеллектуальной собственности, в свое время стала одним из инициаторов создания ВТО. На этих нормах сегодня строится национальная нормативная основа в сфере ИС любого государства. Роль ВТО здесь, в частности, состоит в том, чтобы гармонизировать национальные законы с международными конвенциями в аспекте правоприменительной практики. В центре внимания находятся вопросы борьбы с контрафакцией и правоприменительная практика судебных органов различных государств-членов ВОИС. На сегодняшний день вся национальная нормативная база России объединена в Части Четвертой ГК РФ, которая, к сожалению, после ее введения не очень активно дополняется новыми нужными разделами и главами, что, по нашему мнению, пока не позволяет гармонично охватить всю сферу отношений для всестороннего и полноценного развития национальной инновационной экономики. Решение проблемы эффективной национальной инновационной системы (НИС), способной активно и масштабно «включить мозги нации» в экономический оборот и стабильно наращивать в бюджете доходы от высоких технологий, в существенной мере зависит от наличия качественной стратегии в сфере ИС на государственном уровне. Создание и использование такой стратегии требует объединения усилий лучших специалистов в этой области. В итоге реализация стратегии должна изменить инвестиционную политику государства и масштабно расширить фронт воспроизводства рабочих мест во всех регионах страны, начиная с Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Томска, Омска, Самары. ТПП РФ намерена через свою обширную сеть региональных отделений этому всячески содействовать и через общественную инициативу развивать инновационную экономику. И этот вызов готова принять на себя ТПП РФ при поддержке правительства. Требования к стратегии Сам подход к разрешению проблемы формирования эффективной НИС и, соответственно, требования к использованию национальной стратегии в сфере ИС имеют свои особенности. В России они исходят, во-первых, со стороны бизнеса, не ощущающего до сих пор достаточных поощрительных механизмов для воспроизводства инноваций. Во-вторых, обусловлено модернизацией инновационного блока в правительстве и, соответственно, ее востребованностью высшими государственными чиновниками, работающими в центральных и региональных органах власти. В-третьих, это связано с ожиданиями сообщества специалистов в сфере ИС, реально работающих сегодня в самых разных сегментах российской экономики, включая бизнес, науку, образование, а также правительственные, общественные и частные организации. Во внешней сфере они исходят от ВТО, ВОИС, а также США и ряда других стран. Активизация деятельности ВОИС в направлении содействия правительствам стран-членов в разработке и реализации такой стратегии связана с тем, чтобы, с одной стороны, гармонизировать отношения в сфере торговли и распространения наукоемких товаров между странами-членами на рынке ИС, быстрее снять многие претензии к предпринимателям и правительствам ряда стран. С другой стороны, ВОИС стремится помочь правительствам начать разработку и реализацию столь сложного мероприятия, отношение к которому со стороны госчиновников неоднозначно и противоречиво. Интересно, что рекомендациями ВОИС, в первую очередь, начинают пользоваться сами специалисты по интеллектуальной собственности, в том числе и в странах Старого Света, где в прошлом таких стратегий не было. Сегодня эти специалисты пытаются активизировать свои национальные рынки инноваций и других продуктов творческой деятельности. Здесь от первых лиц государства требуется определенная воля, понимание столь важного шага, а также поддержка в финансировании и реализации данной инициативы ВОИС и профессионального сообщества специалистов по интеллектуальной собственности. По оценкам авторов, таких состоявшихся специалистов в разных сегментах российского рынка инноваций и высоких технологий сегодня более трех тысяч человек, и их ряды последние годы активно пополняются молодежью, разбирающихся в общих тенденциях развития мирового рынка. Минимальными требованиями при разработке государственной стратегии ИС должны быть достаточно четко сформулированные цели, задачи, принципы построения, структура основных функциональных элементов стратегии, определяющих полный набор системно выстроенных программных действий и сопутствующих мероприятий по ее реализации, их иерархию и единый организационно-управленческий механизм. Оптимально, если программную подготовку и реализацию стратегии возглавит правительство, обеспечив, во-первых, ее более глубокую проработку с четко обозначенными приоритетами, критериями оценки, практическими результатами и, во-вторых, безусловно, достойное финансирование. С этой целью для начала необходимо сформулировать и обсудить примерную концепцию этой стратегии. В нашем варианте ее изложение начинается с определения принципов, целей, задач и структуры функциональных элементов. Цели и задачи стратегии Стратегия выстраивается на целях и задачах, ее реализующих, которые ориентированы на качественно иную инвестиционную политику более высокий уровень развития отечественной экономики по пути от экономики «трубы» к экономике знаний. Основной целью стратегии является ускорение формирования рынка российских инноваций на основе выстраивания уже во многом сложившегося значительного интеллектуального потенциала российских ученых, изобретателей и специалистов, как совокупности инновационно-активных юридических и физических лиц, в направлении системного и коллективного разрешения проблем, стоящих перед государством и российскими гражданами в сфере развития инновационной экономики и борьбы с контрафакцией. Для этого необходимо, прежде всего, скорректировать инновационную, инвестиционную, кредитную, налоговую, таможенную и кадровую политику государства с ориентацией на высокие технологии, длинные деньги, долгосрочные капитальные вложения. Стратегия должна послужить интеграционным механизмом объединения усилий значительного потенциала российских учёных, изобретателей, менеджеров, инвесторов и всех внесистемных интеллектуалов. В первую очередь, она должна объединить всех специалистов в сфере ИС с целью минимизации усилий и максимизации результатов при совместном разрешении проблем снижения уровня контрафакции и развития инновационной экономики. Задачами создания стратегии являются: вовлечение в ее разработку и реализацию всех наиболее квалифицированных чиновников и ученых, а также наиболее активных специалистов, более десяти лет работающих на рынке интеллектуальной собственности и инноваций; поиск и привлечение финансовых ресурсов, достаточных для разработки и реализации стратегии в целом и по ее отдельным направлениям; доведение стратегии до сведения соответствующих государственных деятелей и служб, ими возглавляемых, а также до соответствующих этому направлению общественных организаций и СМИ, начиная с центральных; вовлечение региональных чиновников, изобретателей, ученых и предпринимателей, а также широкой общественности в реализацию данной стратегии в самых разных сегментах российского рынка; поиск и назначение юридического лица, ответственного за разработку и реализацию стратегии на период ее воплощения; мониторинг результатов реализации стратегии, ее корректировка, развитие и периодическое (раз в пять лет) обновление с целью актуализации задач и механизмов ее реализации. Построение и реализация стратегии в соответствии с вышеназванными целями и задачами должны происходить с учетом специфики как самой интеллектуальной собственности в статусе объекта управления, так и весьма сложной сферы отношений, включая специфику самого рынка интеллектуальной собственности, инноваций и других продуктов творчества. Такой учет специфики может быть выполнен через предварительное определение структуры целевых направлений реализации стратегии. Альтернатива стратегии Альтернативной разработке и реализации государственной стратегии интеллектуальной собственности является бездействие правительства, госчиновников и общественных организаций и их безучастное отношение к многовекторному и многоуровневому проникновению этого института знаний и нормативов во все сферы жизнедеятельности нашего общества, начиная с экономики и экономических отношений. Альтернатива стратегии – это страусиная бессмысленная позиция государства и отсутствие какого-либо подхода к одному из самых мощных, масштабных и стратегически самых действенных вызовов современности. На интеллектуальную собственность не следует смотреть взглядом узкомыслящих юристов и экономистов, видящих в ней лишь стимулы авторам и правообладателям. За высококвалифицированным стимулированием автором и правообладателей, действующих снизу и снизу развивающих всю экономику, в конце концов, порождаются новые знания и силы, осуществляющие перераспределение капиталов и захваты рынков. Благодаря этим процессам в итоге возникают экономические «цунами» и «экономические землетрясения», рождается новое «экономическое чудо», наподобие того, что продемонстрировали Билл Гейтс и Стив Джобс. Следует отметить, что адекватную оценку им и подобным революционерам экономики крупные экономисты пока ещё не сделали. Именно через институт интеллектуальной собственности, как всесильного невидимку, в «умных странах» поддержанную, благодаря правительствам, также всеми другими экономическим институтами и механизмами (бухучёта, налогообложения, кредитования, инвестирования, таможенного регулирования и др.), осуществляется экономическая и интеллектуальная интервенция против конкурентов на всеохватывающем международном рынке. Официально это проводится через ВОИС и ВТО, неофициально – через транснациональные корпорации и международный консалтинг и аудит. Но ни там, ни там тема интервенции не обсуждается и даже не озвучивается. Наше вступление или невступление в ВТО ничего не решает. Утечка мозгов и интеллектуальной собственности происходила до сих пор из всех стран постсоциалистического толка и будет происходить дальше, пока не будут приняты адекватные ответные действия со стороны правительства и общества. Она уже опустошила интеллектуальный потенциал практически всех стран, ранее по ускоренной схеме вступивших в Евросоюз и ВТО. Это Польша, Венгрия, Болгария, Словения, Чехия, Словакия и другие страны. Там уже, по нашим оценкам, нет ничего, что можно было бы назвать дорогостоящей интеллектуальной собственностью, составляющей национальную гордость. Поэтому там нет ни науки, ни инноваций, ни своей перспективной и значительной ниши в системе международного разделения труда. Зато там есть рабочие места в транснациональных корпорациях, инвестировавших свой интеллектуальный и финансовый капитал на территорию этих стран. Интервенция происходит не набегами и не под барабанную дробь, а тихо, без показухи, через целевое и обоснованное инвестирование интеллектуального и финансового капиталов, надёжные схемы окупаемости, высокую зарплату, привлекающую наиболее креативных и высококвалифицированных интеллектуалов, приумножающих изначально вложенный в них капитал. Экономическая интервенция – это совокупность специфических форм перераспределения ресурсов посредством механизмов государственного, корпоративного и рыночного регулирования[5]. Соответственно интервенция интеллектуальной собственности – это совокупность специфических форм перераспределения интеллектуальных ресурсов, стимулов и механизмов рыночного регулирования. Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что между странами негласно происходит конкурентная борьба за интеллектуальные ресурсы. Её сущность состоит в привлекательности условий, создаваемых странами для своих и зарубежных интеллектуалов на своих территориях. Утечка мозгов – это результат интеллектуальной интервенции. Наиболее быстро остановить такую интервенцию и обратить её в свою пользу можно лишь через хорошо продуманные и спланированные системные действия правительства и корпораций. А это значит, что всё начинается со стратегии государства в области интеллектуальной собственности. Заключение Основная проблема развития российской инновационной экономики, по нашему мнению, состоит в том, что в ней отсутствует единая идеология, интеграционная специализированная структура и личность идеолога. Сегодня за инновации в России отвечают восемь государственных подразделений. И, как в пословице: «у семи нянек дитя – без глаз у». Ликвидации этого недостатка, в частности, поспособствует данная государственная стратегия интеллектуальной собственности и активная деятельность в этом вопросе общественности, организованной руководством Торгово-промышленной палаты. Объединение усилий разных специалистов обеспечит подготовку более качественного документа, который позволит системно улучшить состояние и перспективы развития нашей инновационной экономики. Напомним, что представители Республики Беларусь, Сербии, Республики Киргизии, Турции и Великобритании летом прошлом года в Бишкеке на международном семинаре ВОИС уже докладывали о состоянии их государственных стратегий по интеллектуальной собственности. К сожалению, от России такого доклада не прозвучало, хотя острота проблемы инноваций у нас, пожалуй, стоит наиболее остро, учитывая тенденции развития мировой экономики и политики.
[1] Руководство по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой. Версия 1. –Женева, ВОИС, 2010, 22 стр. [2] Леонтьев Б.Б. Комментарий к «Руководству по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой» ВОИС, часть I.//Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, № 8, 2010, стр.4-13. [3] Леонтьев Б.Б. Комментарий к «Руководству по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой» ВОИС, часть II. //Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, № 9, 2010, стр.6-21.
[4] Леонтьев Б.Б. Институционализация интеллектуальной собственности государства//Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. № 2, 2011 г. стр. 4-16 [5] Большая российская энциклопедия: В 30 т./Председатель науч.ред.совета Ю.С.Осипов. Том 11. – М.: Больш.росс.энц., 2008, стр. 436. Понятие инновации и ее характеристики В мировой экономической литературе «инновация» интерпретиру-
4. Структура инновационного процесса
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.013 с.) |