Оригинальных способов разработать пальчики для красивого письма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оригинальных способов разработать пальчики для красивого письма.



Готовим руку к письму.

Развитие мелкой моторики ребят от 3 до 6 лет (Часть 2).

Продолжаем беседу о том, как можно необычными способами развить мелкую мускулатуру пальчиков рук ребенка. Мало кто из ребят-дошкольников имеет возможность поиграть с бытовыми предметами, а ведь такие игры очень полезны, при всей своей простоте.

Игры  с канцелярской резинкой.

Ручки  многих деток так тянутся попробовать поиграть с… обыкновенной канцелярской резинкой, той самой, которой мы привыкли скреплять рулон бумаги или запечатывать пакет, или хранить вместе счетные палочки. Возьмите такую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает ее в стороны, раздвигая пальцы. Если резинка длинновата, то  намотайте ее на пальцы 2 раза, чтобы укоротить. С резинкой можно играть и по-другому. Помните наши кнопки на пенопласте? Втыкаем кнопки, например, по контуру машинки. А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки! Таким же образом можно выложить резинкой изображения разных геометрических фигур: пускай малыш натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции.

Игры  за столом (пальцы прижаты к столу)

Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной рукой, а потом одновременно обеими. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком, проговаривать слоги с разными «трудными» звуками: СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. Если ваш малыш занимается с логопедом, это поможет ему быстрее закрепить в речи поставленный звук. Это как раз тот саамы случай, когда вы можете существенно ускорить процесс исправления речи малыша за счет игр с пальчиками. Можно поупражняться в разведении пальцев врозь и сведение вместе (ладошки на столе!). Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение  “кулак-ладонь-ребро”. Рука малыша поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, потом ложится ладонью на стол, а потом- встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся.

 

Игры  в стакане с пшеном.

Усадите малыша за стол и дайте стаканчик с пшеном. Пусть малыш «варит кашку», то есть указательным пальчиком руки мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть руки не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует – получится ли?

Дыхательные упражнения.

«Кораблики». Налейте воды в большой таз, набросайте туда шариков для пинг- понга. Пусть кроха вдыхает воздух через нос,и с силой выдыхает через рот, дуя на шарики – кораблики. Поплыли! Только, чур, не увлекаться, а то голова закружится. «Упрямая свеча». Зажгите свечку, поставьте перед малышом на стол. Ваш маленький ученик должен тихонько дуть на пламя свечи так, чтобы оно не гасло, а только откланялось. Это сложное упражнение, но оно хорошо развивает контроль за своим выдохом, что крайне важно при постановке звуков. «Море в стакане»: нет ничего проще – малыш просто учится дуть через соломинку, опущенную в стакан с водой. Главное здесь- длительный выдох. «Снежинки»: положите на ладошку малышу кусочки белой ваты. Легонько выдохните через рот – и вот ваши снежинки полетели! Можно тренировать и длительный и короткий выдох.

 

3.Развиваем слуховое внимание и фонематический слух.

Игра «Что звучало?». Вместе с малышом приготовьте 4-5 разных звучащих игрушек (барабан, колокольчик, дудочку, металлофон, погремушку…). Пусть кроха сначала поиграет с ними – запомнит их звучания. Затем попросите его отвернуться и позвените (постучите, дзынькните) одной из игрушек. Увидите, с какой радостью ваш малыш попробует угадать, что же прозвучало. Тренируйтесь, пока он не будет уверенно показывать на прозвучавшую игрушку. Звуки можно и нужно менять, можно увеличивать количество игрушек – лишь бы игра приносила и вам и малышу удовольствие. Как более сложный вариант этой игры, можно попробовать «Что не прозвучало?». Вы играете на всех инструментах, кроме одного. Малыш пытается угадать, что же вы забыли? Тут главное- терпение. Многим непоседам так и хочется обернуться, хоть мама еще не на всех инструментах поиграла. Игра «Посчитай капельки». Здесь вам пригодится металлофон. Негромко ударьте по нему 1 раз. «Сколько капелек упало?». А потом много-премного быстрых ударов: «А теперь сколько? Молодец, теперь много капелек упало». Затем, когда кроха уверенно различает понятия «один – много», поиграйте 2, 3,4 раза, медленно, на глазах у ребенка. Если и это задание вами освоено - спокойно тренируйтесь в счете капелек с закрытыми глазами. Это и труднее, и интересней. Игра «Откуда прозвучало?». Очень важно научить малыша определять направление звучания. Если малыш не против, завяжите ему глаза, отойдите в дальний угол комнаты и позвените в колокольчик. Подойдите, развяжите повязку и спросите, откуда прозвенело? Если трудно сразу определить – звените сначала на глазах у ребенка, а потом без контроля зрения: так дело пойдет быстрее.

 

Ни одно занятие не должно обходиться без пальчиковых игр. Не всякая пальчиковая игра хороша для ребенка; многие просто бесполезны. Выбирайте такие игры, в которых есть простые слова, доходчивый сюжет. Если все делать по правилам, то сначала такую гимнастику надо делать пассивно, то есть мама сама разминает и растирает пальчики, приговаривая при этом забавный добрый стишок. Крохе трудно сразу усвоить положение пальчиков, ладоней, кистей рук, поэтому самостоятельно будет делать такие упражнения чуть позже. Благодаря такой гимнастике активизируются нервные окончания пальчиков, что,как известно, благотворно сказывается на развитии речи, памяти, мыслительных процессов. А уж об эмоциональном комфорте и говорить не приходится.

Этот пальчик в лес пошел     размять мизинец

Этот пальчик гриб нашел                    безымянный

Этот пальчик чистить стал                  средний

Этот пальчик резать стал                    указательный

Ну а этот взял - и съел,                      большой палец

Оттого и потолстел!

 

 

«Ежик»

 

 

Ежик, ежик колкий пальцы сплести в замок, покач. В такт стиха

Где твои иголки?      

Вот они, (3 раза)   поднять пальцы торчком,но руки не расцеплять

Ежик, ежик колкий, покачивать в таком положении в такт стиха

Убери иголки

Оп!                              Резко спрятать все пальцы, руки прижать к себе

 

 

«Черепаха»

Вот хвалилась черепаха, (пальцы 1 руки в щепотке, ладонь другой    положитьсверху наподобие панциря)

 

Пряча голову от страха:

«Кусь,кусь,кусь,кусь – шутливые пощипывания вдоль всей ручки малыша

Никого я не боюсь!»

 

Для пассивной гимнастики:

«Семья»

Этот пальчик дедушка - разминать и растирать большой пальчик

Этот пальчик – бабушка – указательный

Этот пальчик – папа – средний

Этот пальчик – мама – безымянный

Этот пальчик – я       - мизинец

Вот и вся моя семья – сжимать и разжимать кулачок

 

Помимо гимнастики – катать между ладоней карандаш, массажный мячик.

 

 

 «Логопедическая копилка.

 

1. Упражнение «Инструкции».

 По вашей просьбе ребенок должен нарисовать на бумаге:

- 2 круга и 3 палочки

- 3 синих квадрата и красный круг.

- Желтый треугольник и 3 синих круга.

- Слева 2 палочки, а справа –5.

Задание нужно произносить один раз, а если ребенок не запомнил, повторяете еще раз. В случае затруднений, инструкцию можно дробить на 2 части: сначала ребенок рисует 2 круга, затем – 3 палочки с вашей подсказкой. Очень важно научить ребенка проговаривать свои действия, побуждайте его к этому.

2. Побор слов – названий предметов за счетные палочки.

За каждый ответ ребенок получает фишку (или счетную палочку).

Что можно открыть? (ответ полным предложением)

Что можно поднимать?

Что можно отодвигать?

Что можно доставать?

Поощряйте фантазию ребенка.

3.Разложите перед ребенком ряд предметов. Ребенок выполняет ваши инструкции:

Покажи линейкой куклу, а потом мяч.

Покажи куклой тарелку и чашку.

Покажи ручкой книгу, а потом отнеси ее мне.

Покажи книгой ручку, возьми мяч и положи рядом с чашкой.

Принеси мне чашку и покажи линейкой тарелку.

Если ребенок правильно показал, спросите: «Что ты показал? Чем показал?»

 

4. Прошагивание слов. Встаньте рядом с ребенком. Назовите слово, например, «каша». Держа ребенка за руку, сделайте вместе с ним 2 шага – по количеству слогов в слове. Вместе с прошагиванием проговариваются слоги: ка –ша. То же самое со словами: самолет (3 шага), дом (1 шаг), собака, рука, сыр, колобок, луна и т.д. Ребенок говорит и шагает вместе с вами.

5 Закрепление пространственных понятий. Повторите, где левая рука, правая, где верх, где низ, где перед, где зад. Затем поиграйте: «Иди вперед. А теперь назад. Правой рукой возьми мяч. Левой почеши нос. Подними руку вверх, опусти вниз. Правой ногой топни. Какой ногой ты топнул? А это какая нога?» ит.д. Потом ребенок может давать вам задания или кому-то из близких.

 

 

Вот так готовились Валера с мамой к логопедическому садику. В сентябре результаты не заставили себя ждать. Мало того, что говорить Валера стал лучше, появились первые корявые фразы, так еще и многие задания логопеда и воспитателей выполнял лучше всех. С домашними заданиями по тетрадке и вовсе не возникло проблем: дело –то привычное. Через 1 год посещения садика у Валеры только звуки остались не до конца исправленными, да при пересказе не всегда гладко выходило. «Ну, а лето нам на что?» - подумали родители Валеры и на даче организовали прекрасную игровую и образовательную среду. Надо ли говорить, что в этом году Валера идет в 1 класс школы с языковым уклоном.

 

Но если ваш кроха не был подготовлен к садику, и с трудом воспринимает необходимость заниматься дома, не стоит делать из этого трагедию. У многих малышей это всего лишь вопрос взросления и привычки. Есть несколько маленьких хитростей, как помочь ему организоваться и получать удовольствие от занятий.

 

Логопедические хитрости.

Сначала вам придется справиться с естественным желанием заставить ребенка заниматься, настоять на своем, а также с желанием добиваться результата немедленно. А потом, следуйте четким правилам. Во – первых, перед занятием ознакомьтесь с записями логопеда, убедитесь, что все поняли. Во –вторых, подготовьте все необходимое в том месте, где вы планируете позаниматься: игрушки, фломастеры, картинки, клей и т.д. Во время этих приготовлений ваш малыш вполне может заинтересоваться происходящим и пожелать принять участие, что, естественно, вы тут же должны поощрить. В – третьих, выбирайте время занятий такое, чтобы ребенок был здоров, спокоен, не хотел спать, есть и т.д. В – четвертых, занятие проводится только по желанию ребенка. Если ребенок устал, а задание не выполнено, отложите его на другой день. В конце занятий введите обязательную процедуру (ритуал) уборки домашней тетради, игр и других пособий. Это делайте вместе с ребенком, даже если вы только все приготовили, а он отказался заниматься.

Главное, что надо помнить - это то, что занятия никогда не бывают эффективными, если вы принуждаете ребенка чем - то заниматься. Этим вы показываете неуважение к его личности и его выбору. Даже если вы добьетесь результата, он не восполнит психологических потерь, которых будет больше.

 

Как хорошо уметь читать!

Представьте на минутку: все самое скучное и рутинное в вашей жизни вдруг окрасилось радужными цветами интереса, восторга, радости! Несмотря на слякоть под ногами и упорное нежелание солнца выглянуть из-за туч.Невероятно, не правда ли? Такие же чувства будят у многих и многих мамочек рассказы и наблюдения за обучением малышей грамоте по «Кубикам Зайцева». Открывая коробку с новенькими, только что купленными кубиками, тысячи родителей открывают для себя новый мир. И это не преувеличение, потому что, проникшись однажды идеями известного филолога-новатора и великолепного педагога Николая Зайцева, вы вряд ли сможете когда-нибудь учить и учиться по-другому.

Неправильно, что наши воспоминания о школьных годах совсем не такие «чудесные», как хотелось бы. Отчего так произошло? Отчего наш действительно великий и могучий русский язык вызывает у школьников почти инстинктивное содрогание? А спросите – нравится ли кому-нибудь из нынешних абитуриентов писать сочинения? Отторжение к чтению, к процессу письма, к изучению грамматики и пунктуации прочно закладывается в детское сознание уже в 4-5 лет. С каким энтузиазмом 3-хлетка намагничивает буковки на холодильник, а 4-хлетка требует научить его писать «вот эту и эту буковку»! Значит, примерно в этом возрасте и нужно предоставить малышу адекватную его потребностям методику обучения чтению. Читать нужно, читать полезно – это неоспоримый факт. Однако, давайте все же разберемся в способах обучения и собственно, а зачем мы это делаем?

Методика Н.А.Зайцева («Кубики Зайцева») официально признана здоровьесберегающей. К таким методикам относятся только те, которые не только помогают малышам сохранить свое здоровье, как физическое, так и психическое, но и отчасти укрепляют его. Если  кроха учится чтению и письму по «кубикам», то он никогда не узнает, что такое плохая осанка и слабое зрение. Ведь он учится читать не только с помощью кубиков, но и специальных таблиц, которые висят высоко, аж на уровне лица взрослого человека. Деткам хорошо видно все, что изображено на них, а в процессе многообразных игр глазки детей постоянно переключаются из поля дальнего в поле ближнего зрения. Играя с кубиками, малыши почти не сидят за столами, в этом просто нет необходимости. Очень важно предоставить маленькому дошколенку возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности: свободно поменять позу на занятии, много двигаться, при том не хаотично, а с целю узнать и самому попробовать что-то новое и интересное.

Чудо-кубики и не только.

 В каждом комплекте примерно 60 полых картонных кубиков с разным наполнителем. Все они делятся по нескольким признакам, что существенно облегчает ребятам задачу по их запоминанию: железные, деревянные и золотые. На каждой стороне кубика - склад, то есть согласный плюс гласный. Если, например, вы взяли деревянные кубики, то на них будут только склады с глухими согласными (ПА, КУ, ТЫ, СЕ). А если железные – то склады со звонкими согласными (ЗО, БА, РИ). На 2-х золотых кубиках – гласные буквы. На большом золотом – гласные для образования твердых складов (У, О, А, Э Ы).А на маленьком золотом – гласные для образования мягких складов (Ю, Е, Я, Е, И). Так и получается, что кубики еще делятся по другому признаку: на большие и маленькие. Все большие – это твердые склады, а все маленькие – соответственно, мягкие.Кубики и по весу отличаются немного, и по цвету (золотые – желтые, железные –серые, а деревянные – светло-коричневые).Наполнитель в кубиках создает разный шум: во всех железных (и больших, и маленьких) – гремят железки (металлические крышечки от бутылок), во всех деревянных – деревяшечки, а вот  золотые наполнены обрезками жести. Получается все очень красиво и логично: железные звенят, деревянные глухо грохочут, а золотые –мелодично позванивают. Малышам всех возрастов нравится играть с таким «живым» материалом, потому что с кубиками можно играть по-разному. Основной вид работы – письмо слов из кубиков, поэтому на стене должна висеть полочка для этой цели. Но обучение не будет полным без работы с таблицами, которые продаются вместе с кубиками. Таблицы большие, вешать их надо высоко, желательно, чтобы висели они на стенке постоянно, прямо над полочкой для письма кубиками. На таблицах в определенном порядке изображены склады, точно такие же, как на кубиках, только в плоскостном варианте. Самое лучшее, когда в одном занятии мама играет с малышом и кубиками и с таблицами: например, петь песенки можно и по кубику и по таблице с помощью длинной указки с красным кончиком. Кончик указки нужно покрасить красной гуашевой краской, тогда малышу легче будет концентрироваться на чтении и пении по таблицам, глазки привыкнут «скользить» по строчкам, не теряя их. Такой навык очень пригодится малышу в школе, где придется много читать, писать.

Когда начинать?

Считается, что по кубикам можно заниматься уже с 2-летними детками. Есть мнение, что даже 6-месячного кроху есть смысл учить чтению по этому и вправду универсальному пособию. Однако, зададимся вопросом: а уместно ли это? Известно, что возрастные задачи в каждом возрасте разные. Так, для малыша первого года жизни самое важное – контакт с мамочкой, эмоциональное общение с ней. В 2 годика на первый план выступает сенсорная сфера во всем ее многообразии: детки с потрясающей концентрацией переливают и пересыпают, играют с крупами, пуговками, вставляют-вынимают все, что угодно, с удовольствием стирают белье и моют посуду. И только в 3,5-4 года наступает время активной умственной работы. Именно в этом возрасте многие ребята просят научить их писать буквы, прочитать то или иное слово, возникает интерес к чтению, как к инструменту познания. Это не значит, что мы не должны до 4 лет давать деткам магнитную азбуку или Кубики Зайцева, отнюдь нет! Просто каждая мамочка, покупая этот набор, должна точно знать, зачем она это делает. Вы хотите, чтобы ваше чадо читало в 2 года? Этого, скорее всего, не будет. Потому что возрастная задача у малыша другая. Для 2-хлеток кубики – это абсолютно игровой, сенсорный и практический материал – и только. Он с огромным удовольствием будет строить из них башни и дома, и ломать их тут же. Грохотать, метать в цель, строить «змейку» и «дорожку». Кто-то, тайком от мамы, и на зуб попробует и расковыряет парочку, чтобы узнать, что внутри. Все это-абсолютно нормальный процесс развития маленького человека, к которому надо относиться с уважением. Если мама готова к тому, что ее 2-хлетний малыш зачитает только к 4 годам – пожалуйста, можно начинать играть с кубиками прямо сейчас. Ведь действительно, бывают очень продвинутые детки, особенно среди девочек, которые с жадностью набрасываются на этот материал и читают уже в 2,6 года. Если вы видите, что занятия по кубикам никак не увлекают малыша, что бы вы не пробовали – отложите их на время, но таблицы оставьте. А через какое-то время вновь предложите поиграть, приглядитесь, какого рода игры больше всего нравятся вашему малышу: кому-то нравится строить из них, кому-то – играть в подвижные игры с кубиками, и прыгать через них, а кому-то – писать из них смешные слова, писать свое имя и имя любимой кошки.

Поиграем со складами.

Прежде, чем малыш научится самостоятельно писать и читать слова из кубиков, мамочке надо набраться терпения и многократно поиграть в игры со складами, а не с целыми словами.

1. .Игра «Паровоз».

Целью этой игры является прежде всего научить  кроху манипулировать кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной. Также очень важно научить системному поиску нужного кубика в общей массе. Это не так просто поначалу!

Мама предлагает малышу  построить паровоз. Для этого на полку ставится локомотив (игрушечный вагон) и большой золотой кубик с буквой А.Мама говорит, что все вагоны в паровозике будут с буквой А и показывает на первом кубике (на любом большом) как надо находить сторону с буквой А, ставит рядом с локомотивом. Остальные кубики ребенок ставит сам, мама вмешивается, только если ребенок не понял, как надо искать кубики с буквой А. Помните, что буква А бывает только на больших кубиках. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все вагончики надо прочитать: ПА ТА НА СА ФА ША ЧА ит.д. Делается это так: мама убеждается, что взгляд малыша направлен на паровоз. Указательным пальцем она показывает первый большой золотой кубик и озвучивает его. Малыш повторяет. То же самое с другими «вагончиками»,. Вместо пальца можно использовать маленькую указку или светящуюся палочку (ее мы назовем волшебной), которые продаются в цирке и на детских мероприятиях. На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках.

Игра «Аквариум».

Во многих магазинах продается замечательная в своей простоте игра «Рыбалка» (Или «Рыболов») Это настольная игра, в которую входит картонный куб без дна и верха, имитирующий аквариум, удочка с магнитиком на конце и картонные рыбки с железками на носиках. Нам пригодится все, кроме рыбок. Вместо рыбок бросьте в аквариум разрезанные склады. Их можно нарезать из лишних кубиков или использованных, старых таблиц. На каждый квадратик-склад нацепите скрепку – и ваши рыбки готовы! Малыш «ловит» удочкой на магнит склад, читает его (если уже вышел в чтение), берет себе. Если с чтением еще туговато – пусть находит точно такой же кубик из кучи на столе, и подкладывает карточку под него (получится, будто отражение зеркала). А склад озвучивает мама. Ребята очень любят эту игру, потому что с ней можно играть по-разному. Можно, например, из выловленных карточек составлять слова. Ну, это, конечно, для ребят старшего возраста, 5-6лет. А малыши 4-летки тоже пишут свои «смешные» слова: сложил карточки вместе, мама прочитала: что за абракадабра получилась! Смешно всем. Можно даже конкурс на самое смешное слово устраивать.

 

Поиграем со словами.

Игра «Магазин игрушек»

Мама предлагает малышу пойти в «магазин» и купить то, что ему понравится. Когда придуманное слово-игрушка написано кубиками, малыш «покупает» ее, то есть пробует прочитать. Если прочел, значит, «купил» игрушку. Не забудьте, что в играх со словами нам уже очень пригодится кубик со знаками препинания и ударением. На каждое написанное слово ребенок в прямом смысле «ставит» ударение на нужный склад: в слове КУКЛА кубик с ударением будет стоять на кубике КУ, а в слове МАШИНА – на кубике ШИ. На этом же кубике есть две буквы –ЗБ, что значит Заглавная Буква. ЗБ мы будем ставить на первые буквы имен, фамилий, кличек животных. Такой нехитрый способ уже 3-хлетнему крохе поможет запомнить, что некоторые слова всегда пишутся с заглавной буквы. Образ его имени, написанный кубиками с ЗБ наверху, прочно запечатлеется в памяти на всю жизнь.

Игра «Любимая игрушка»

Всем знакомо то особенное чувство, которое испытывают малыши к своим любимым игрушкам. И пускай у куклы давно облезла краска с лица, а у плюшевого мишки нет одного глаза – столько тепла и любви, наверно, не получает ни одно неодушевленное существо. Воспользуемся этим, и   вместе с малышом напишем название его самой любимой игрушки (одной или нескольких). В случае, если у игрушки есть имя или кличка (куклу зовут Катя, а щенка Бобик), напоминаем крохе, что нужно не забыть «заглавную букву» и ставим кубик ЗБ на первый склад слова

 

Игра «Зоопарк»

Мама вместе с малышом пишет слова-названия животных из зоопарка. Вполне можно воспользоваться наборами игрушек с фигурками зверей. Написали слово ВОЛК – поставили фигурку волка. Так напишем 3-4 слова. А теперь поиграем с этими словами! Предложите малышу отвернуться. «Наши звери сидят в клетках, как в настоящем зоопарке. Но когда клетки перевозили в другой зоопарк, они все перепутались. И теперь мы не знаем, кто где сидит.» Пока малыш не смотрит, вы переставляете слова местами, а фигурки убираете. Малыш поворачивается и отвечает на ваши вопросы: «Угадай, где теперь сидит ВОЛК? А где ТИГР?». Если малыш с уверенностью показывает на все слова, опять перепутайте «клетки» и спросите по-другому: «Кто сидит в этой клетке? А в этой?» Малыш должен не только угадать или почти прочитать слово, но и поставить около него соответствующую фигурку.

 

 

Поиграем с предложением

Для маленьких учеников, овладевших чтением и письмом кубиками, несомненно, нужны более сложные задания. Если малышу 5-6 лет, работа с предложением очень поможет ему подготовиться к школе.

Сначала расскажите ребенку, как узнать, что пред нами предложение. Предложение – это несколько слов, связанных по смыслу. Например, «вата, облако, небо» -не предложение, так как здесь нет смысла. А вот «По небу плывет облако, похожее на вату» - предложение. Предложите малышу придумать свои предложения. Затем подумаем, из чего состоит предложение (из слов), посчитаем количество слов в разных предложениях: «Мама кушает.» «Кошка ласково мурлычет» и т.д. Затем предложим ребенку выложить из кубиков предложение типа «Вот мяч.», «Наступила зима.» Обязательно обсудите, сколько слов в этом предложении, какое будем писать первым, какое – вторым. Если малыш еще не знаком с правилами оформления предложения, то стоит сразу сказать о кубике ЗБ, точке, расстоянии между словами. Далее малыш сам пишет это предложение на полке, а задача мамы – напомнить все вышеперечисленные правила. Затем малыш сам предлагает свое предложение, также пишет и оформляет его. Даже если он предложил сложное, длинное предложение с предлогами, вам не стоит останавливать малыша, а просто помочь ему.

Основная задача обучения грамоте сводится к пониманию ребенком прочитанного. Поэтому, прочитав предложение, попросите его рассказать, что он понял из этого предложения. Выбирайте для чтения крылатые фразы, пословицы, поговорки, обогащайте речь ребенка. Не стоит упрощать и тексты для самостоятельного чтения. Огромное количество доступных малышу текстов оставили нам великие поэты и писатели:

 

Чудная картина,                          Ветхая избушка              ,

Как ты мне родна:                      Вся в снегу стоит,          ,

Белая равнина,                            Бабушка-старушка                                                         Полная луна                       У окна сидит.                                  

Свет небес высоких,                              Внукам- шалунишкам                                

И блестящий снег                  По колено снег,                                          

И саней далеких                         Весел ребятишкам

Одинокий бег                             Быстрых санок бег!

А. Фет                                                      А.Блок.

 

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом,

Опять весна душистая

Повеяла крылом!

А. Фет.

 

Давайте вырастим образованных, думающих и добрых людей из наших любимых деток!

 

 

Готовим руку к письму.

оригинальных способов разработать пальчики для красивого письма.

 

Внимательные мамы, конечно же, видели огромное количество книжек с пальчиковыми играми в магазинах. О том, как подготовить ручку малыша к письму букв, особенно письменных, сказано немало. Однако, многие игры и упражнения переходят из одного издания в другое, и может создаться впечатление, что и придумать-то больше ничего нельзя для развития зрительно-моторной координации. Но это не так! Давайте обратимся к опыту Монтессори-педагогики и узнаем, а как в Монтессори-группах разрабатывают пальчики малышей, ведь  выпускники таких групп славятся своим хорошим почерком и развитыми пальчиками.

А начинать играть мы будем, когда малышу исполнится 1 годик, используя для игр подручные средства. Ну кто бы мог подумать, что некоторые повседневные предметы могут сослужить хорошую службу в развитии крохи!

Итак, запасаемся и начинаем!

 

Для малышей от 1 года до3 лет.

1. Упражнения с газетными шариками.

Прекрасный игровой материал для годовалого крохи! Оторвите пару полосок от ненужной газеты и на глазах малыша нарвите много маленьких кусочков. Если малышу уже есть 1,5 года, он с удовольствием будет рвать газету вместе с вами. Но! Рвем полосочки правильно. Обычно малыши тянут бумагу в разные стороны, но так она не всегда рвется. Покажем малышу, как нужно взяться пальчиками левой руки за верхнюю часть бумажки, а пальчиками правой также сверху будем тянуть к себе. Легко и просто! Ну а теперь учимся катать маленькие шарики из оторванных кусочков. Годовичок не накатает вам много, ну и пусть. Зато малыши от 2 до 3 лет делают прекрасные тугие газетные шарики, из которых потом можно сделать оригинальную поделку. Нарисуйте на листе бумаги овечку, а на туловище наклейте вместе с малышом готовые шарики. Вот и шерсть у овечки готова!

 

2. Упражнения с пипеткой.

О!Любимейшее занятие большинства малышей! Налейте в маленькую емкость воды, можно подкрашенной, для особого интереса. Покажите крохе, как надо держать пипетку: двумя пальчиками,  а при опускании в воду, пальчики надо медленно разжать, но не отпускать резиновый наконечник. Малыш своими глазами видит, как вода затягивается в пипетку. Затем переносим пипетку с водой в пустую емкость, нажимаем на резиновый кончик – перелили! Хорошо, если пипеток будет много: с более тугими наконечниками, большие и маленькие, разноцветные, например, от лекарств.

 

3. Упражнения с пластилином и кнопками.

Очень напрасно многие мамочки избегают давать малышам пластилин. Аргумент «А он все перепачкает!» не проходит в доме, где есть маленький ребенок. Ведь это его обязанность – все пачкать вокруг! Как иначе познать мир, как обрести навык, если запрещается упражняться в нем? А при упражнении ошибки неизбежны. Вот вам и пролитая вода, и рассыпанная гречка и измазанные пластилином ручонки. Пластилин, тем не менее, очень полезный материал для малышей от 1 года. Если у вас несколько деток, и убирать квартиру действительно сложно, воспользуйтесь пластилином, от которого не остается следов. Обычно он более ярких цветов и легко мнется. Вместе с малышом расположитесь за столом, подстелите подкладочку. Накатайте из пластилина несколько ярких маленьких шариков. «Смотри, будем блинчики делать». Положите шарик на листок бумаги и указательным пальцем надавите на него. Потом следующий шарик. Конечно, крохе тоже захочется попробовать – вот и отлично! Прекрасное упражнение для мелкой мускулатуры указательных пальчиков.Деткам постарше можно предложить украсить шариками новогоднюю елку. Вырежьте из зеленой бумаги елочку и наклейте на лист бумаги.Наши пластилиновые шарики (которые, кстати, может уже катать и сам малыш) прилепляем на «ветках» елочки и надавливаем пальчиком. Вот и украсили елку! Пластилин также можно размазывать по листу бумаги не только указательным пальчиком, но и остальными: получаются «дорожки», «заборчики», «медузы», «звезды» и просто красивые узоры, в которых смешались несколько цветов. Еще вариант: размазываем пластилин по небольшому кусочку бумаги (лучше вместе с малышом, а то он один быстро устанет и потеряет интерес к работе). Затем берем ручку с использованным стержнем или стек (пластмассовый ножичек для работы с пластилином) и рисуем на пластилиновом фоне все, что захотим. А если малыш уже знает буквы – то пишем известные буковки. Очень оригинальная работа получается – и исправлять ошибки легко. А для разнообразия можно дать малышу втыкать канцелярские кнопки с цветными наконечниками в кусок пенопласта. Для годовалых – просто втыкать, а для 2-3 леток уже втыкать по заданному контуру, например, домика, машинки, солнышка. Малыши обожают работать с кнопками, что прекрасно, потому что таким образом мы обезопасим их от травм. Ведь когда ребенок знает назначение предмета, то есть, что с ним нужно делать, он почти никогда не использует его неадекватно. Конечно, с кнопками кроха должен работать под присмотром взрослых.

4. Упражнения с карандашом.

Бесценная вещь для развития руки – обыкновенный карандаш с гранями. Уже с года вы можете учить своего маленького карапуза катать карандаш, зажав его между ладоней. Просто? А вы попробуйте, когда ручки еще не слушаются вас, и все сыпется на пол! Грани карандаша хорошо активизируют нервные окончания ладоней и пальцев рук, разогревают руки, подготавливая их к последующей работе, более тонкой. Карандаш можно катать ладонью по полу или столу – это тоже не так-то просто. А если малыш уже запросто это делает, то пусть возьмется пальчиками обеих рук за кончики карандаша (горизонтально) и покрутит их пальцами. Знаете, как развивает координацию рук и глаз! А можно просто подержать карандаш за концы указательными пальцами. Посоревнуйтесь – кто сумеет это сделать быстро и удержать долго, например, на ходу?

5. Упражнения с мячиками, мягкими и колючими.

Такие мячики желательно иметь в «развивающем арсенале» любой мамы. Купить их не составит труда, например, в магазинах «Корма и игрушки для животных». Пускай у вас будет целый набор таких массажных мячиков: мячики – ежики (с резиновыми выступающими «колючкми») разных размеров, мягкие резиновые мячики разной упругости и размеров. Во-первых, их можно просто мять в руках, катать между ладоней. Мягкий упругий мячик можно сжимать не только в ладошке, но и пальчиками одной руки, что сложно для малыша, требует физических усилий.Пусть сожмет такой мячик большим и указательным пальцем. Получилось? Молодец! А теперь – большим и средним, большим и безымянным. Конечно, последние упражнения подходят для «тренированных» деток 3 лет и старше. С колючими мячиками можно играть и с годовалым крохой. Найдите банку с отверстием в крышке. Отверстие должно быть чуть-чуть меньше диаметра колючего мячика, чтобы он с трудом проталкивался. Предложите малышу затолкать «ежиков» в баночку, покажите ему. Увидите – это настолько увлекательное занятие для крохи (и, кстати, абсолютно безопасное!), что вы успеете переделать все домашние дела и отдохнуть в тишине. А малыш тем временем активизирует нервные окончания пальчиков рук. Только «ежиков» купите побольше и сделайте так, чтобы крышка и банки легко снималась – тогда малыш сможет повторять всю операцию снова и снова без вашей помощи.

.

 Для ребят от 3 до 6 лет.

 

1.Упражнения с канцелярской резинкой.

Очень интересно наблюдать, как ребята 5-6-ти лет с удовольствием делают все вышеперечисленные упражнения для 2-хлеток. Мало кто из ребят-дошкольников имеет возможность поиграть в такие игры, а ведь они очень полезны, при всей своей простоте. Что же говорить об играх, придуманных специально для их возраста! Загораются глаза, руки тянутся попробовать поиграть с… обыкновенной канцелярской резинкой, той самой, которой мы привыкли скреплять рулон бумаги или запечатывать пакет, или хранить вместе счетные палочки. Возьмите такую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Если длинновато – намотайте на пальцы 2 раза, чтобы укоротить. Если получилось на одной руке, пробуем на другой, а потом – на обеих сразу. С резинкой можно играть и по-другому. Помните наши кнопки на пенопласте? Втыкаем кнопки по контуру, например, машинки. А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур: пускай малыш натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции. Какая фигура получилась? Не запомнит с первого раза – ничего страшного. Потихоньку непривычные названия фигур станут знакомыми и узнаваемыми.

2.   Упражнения за столом (пальцы прижаты к столу)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.214.207 (0.095 с.)