Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По предмету «Слушание музыки»↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Рабочая тетрадь По предмету «Слушание музыки» Для 1 класса
2017 Для родителей.
Данная рабочая тетрадь предназначена для учащихся 1 класса по предмету «Слушание музыки». Она разработана мной на основе Федеральных Государственных Требований и программы, созданной Царёвой Н.Ф. Рабочая тетрадь является учебным конспектом каждого урока, где размещены все правила – понятия, которые необходимо выучить дома. Правила урока даны в цвете. Родителям учащихся будет абсолютно понятно, что надо проучить, что слушать (на флешке), как выполнить домашнее задание. А, значит, легко будет осуществлять контроль знаний ребёнка. В тетради размещены таблицы, которые заполняются частично в классе (как пример) и дома. Имеются иллюстрации, которые помогут малышу получить должные представления, о каком - то явлении или понятии. Все задания разбиты на 33 урока в соответствие с учебным планом. В тетрадь включены контрольные работы. Каждый родитель сможет подготовить своего ребёнка к промежуточной аттестации, просмотреть ошибки и ликвидировать пробелы знаний. Ваше терпение и труд – всё перетрут.
Урок №1 «Музыкальный звук» Звук – это то, что мы слышим. Звуки бывают разные:
Все звуки обладают определёнными качествами. У каждого звука есть: Длительность – длина звука: целые, половинные, четвертные, восьмые Регистр – высота звука: высокий (лёгкий, волшебный), средний (нежный, добрый, мягкий), низкий (тяжёлый, грубый, страшный) Последовательность музыкальных звуков образует мелодию. Мелодия – это мысли человека в звуках. Мелодия обладает разным характером. Чтобы правильно определить характер мелодии надо заглянуть в словарик (на флешке последний файл) Домашняя работа. 1. выучи правила урока (разноцветные слова) 2. впиши в таблицу примеры музыкальных и шумовых звуков 3. Послушай звучание курантов (часов) в разных городах нашей страны - это треки №1,2. Заполни таблицу:
Урок №2 «Пульс. Доля. Метр. Ритм» Каждая мелодия имеет пульс (удары сердца). Удары пульса в музыке называют долями. Доли бывают сильными и слабыми (как ударные и безударные слоги в словах). Сильные доли мы показываем ударами по столу ладошками, а слабые – хлопаем перед грудью, при этом считаем цифрами. Сильная доля всегда первая, а слабых может быть несколько. Метр – чередование сильных и слабых долей. Бывает: 2х-дольный, выражается размером 3х-дольный, выражается размером 4х-дольный, выражается размером Но в одной доле метра может быть разное количество нот (длительностей). Чередование разных длительностей в метре называется ритмом. Ритмы бывают разными: ритм совпадение , ритм дробление , смешанный ритм , ритм сложение Задание: запиши ритм стихотворения «Дроздок» в размере :
Оценка: Домашняя работа. 1. выучи правила урока (разноцветные слова) 2. впиши в таблицу продолжение ритма, при этом топай и хлопай Урок № 3 «Выразительные особенности 2х-дольного и 4х-дольного метра» Домашняя работа. 1. выучи правила урока (разноцветные слова) 2. Слушать треки № 5, 6, 14 – повторить, № 7,11 - впиши в таблицу №7 П. И. Чайковский «Детский альбом». №6. Болезнь куклы.
№11 М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
Урок № 4 «Выразительные особенности 3х-дольного метра» №7 П. И. Чайковский «Детский альбом». №8.Вальс
Вальс – это танец в 3х-дольном метре, где на 1 долю - большой шаг, а на 2 долю – 2 приседания. Домашняя работа. 1. выучи выводы уроков №3 и 4. 2.Послушай и напиши подходящие определения к «шагам» героев: торжественные, тяжёлые, шуршащие, грациозные, лёгкие, плавные, понурые, упругие, давящие, страдающие, мягкие, осторожные, плывущие, пританцовывающие.
Оценка: Урок № 5 «Танцы в 2х-дольном и 4х-дольном метре» Жан Батист Люли «Гавот ре минор»
Гавот – старинный французский танец – шествие, торжественного характера, в медленном темпе, в 4х-дольном метре, с реверансами-поклонами. Домашняя работа. 1. выучи правила урока: названия и определения танцев. Урок № 7 «Танцы в 3х-дольном метре» Вальс - европейский танец в 3х-дольном метре, в умеренном темпе: на 1долю – широкий шаг, а на 2и 3 доли-мелкие шаги с поворотами - кружением. Предшественником вальса был деревенский лендлер: шаг в сторону и 2 приседания. Домашняя работа. 1. повтори правила I четверти, подготовься к промежуточной аттестации 2. послушай трек №16 и заполни таблицу: № 16 П.И. Чайковский. Вальс из «Детского альбома»
3. Послушай треки №1- 20, подготовься к музыкальной викторине. Промежуточная аттестация Музыкальная викторина
Тест№1 Соедини номер определения с номером ответа и впиши в таблицу!
Оценка: II четверть Урок №10 «Мелодия и её рисунок» В основе музыки есть мелодия. Мелодия – это мысли человека в звуках. Мелодию надо запоминать, подбирать на фортепиано и записывать нотами. Если соединить все звуки мелодии, то получиться линия. Линии бывают разные: 1. прямая _________________ 2. волнообразная 3. зигзаг 4 пунктирная ─ ▪ ─ ▪ ─ ▪ ─ ▪ ─ ▪ ─ ▪ ─ №21. А.Г. Рубинштейн Мелодия: а) слушаем б) подбираем на фортепиано в) записываем в нотную тетрадь г) соединяем нотки линией, получаем рисунок мелодии
Мелодия развивается волнообразно. Вершина мелодической волны называется кульминация, обозначается К. Домашняя работа. 1. выучи правила урока. 2.повтори и запомни трек №21 3. послушай трек № 22 Шуберт. «Аве Мария» и нарисуй линию 6-ти звуков этой мелодии, обозначь К. Запомни эту мелодию. Урок №11 «Виды мелодий» В зависимости от линии мелодии они бывают разными: 1. кантилена – плавная, певучая мелодия, в медленном темпе, красивая, с волнообразной линией, в среднем регистре.
2. вьюнок – вьющаяся мелодия, в непрерывном подвижном темпе, двигающаяся то вверх, то вниз.
3. стрела – в стремительном темпе мелодия, направленная то вверх, то вниз.
Домашняя работа. 1. выучи правила урока. 2.послушай и запомни треки №23, 25, 26 3. нарисуй линии начальных звуков этих мелодий, обозначь вид мелодий. №23 Бах – Гуно. Аве Мария
№25 Римский – Корсаков. Полёт шмеля
№26 Бетховен Соната №8, быстрая главная тема
Оценка: Урок №12 «Виды мелодий» (продолжение) 4. скерцо (шутка) – шутливая мелодия, в которой нет мелодии, а есть только изобразительность (кляксы)
5.вьюнок – стрела - мелодия кружится и летит в быстром темпе то вверх, то вниз
6. пружинка – скачкообразная мелодия то вверх, то вниз в подвижном темпе
Домашняя работа. 1. выучи правила уроков №11 и 12. 2. послушай и запомни треки №13, 24, 27. нарисуй линии начальных звуков этих мелодий, обозначь вид мелодий. №13 С. Прокофьев. Гавот их балета «Золушка»
№24М. П. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов.
№27 В. А. Моцарт. Турецкое рондо
Оценка: Урок №13 «Виды мелодий» (продолжение) 7. Речитатив – мелодия, схожая с речью. В ней много пауз, нет больших подъёмов или спадов, в каждой фразе определённая интонация, некрасивая, но очень выразительная. Из вокального цикла «Детская»
Домашняя работа. 1. выучи правила уроков № 11, 12, 13 – это подготовка к промежуточной аттестации 2. послушай и запомни треки № 28, 29, 30, 31 3.№ 28 напиши вид речитатива, подумай, о чём это произведение, запиши:
Оценка: Урок № 14 «Балет» Спектакль делится на
I действие антракт - II действие или акт перерыв 1 картина, 2 картина-------------------------- это смена декораций
Б а л е т н ы е н о м е р а Домашняя работа. 1. выучи правила уроков № 11, 12, 13, 14 – это подготовка к промежуточной аттестации 2. послушай и запомни треки № 21 - 31 – это подготовка к промежуточной аттестации
Урок №15 Промежуточная аттестация Задание: соедини № описания мелодии с № видом мелодии Описание мелодии
|
Вид мелодии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Мелодия в стремительном темпе, направленная вверх и вниз | 1 | мелодия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Летящая и вьющаяся мелодия то вверх, то вниз | 2 | кантилена | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Это музыкально-театральное произведение, объединяющее в себе: музыку, танец, декорации и пантомиму | 3 | вьюнок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Плавная, певучая мелодия в среднем регистре | 4 | стрела | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Скачкообразная мелодия в подвижном темпе | 5 | скерцо - пятно | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Это мысли человека в звуках | 6 | вьюнок - стрела | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Это искусство мимики и жестов | 7 | пружинка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Непрерывная, вьющаяся мелодия, летящая то вверх то вниз | 8 | речитатив | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Нет линии мелодии, а есть изобразительные кляксы | 9 | балет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Мелодия, схожая с разговорной речью | 10 | пантомима |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оценка:
II действие «На балу»
№8 Вариации Кубышки и Худышки, №9 Приезд Золушки на бал, №10 Сцена с часами
Урок №16
Промежуточная аттестация
Музыкальная викторина
Задание: расставь цифры, в каком порядке звучат знакомые тебе произведения
Произведения
Оценка:
Урок №17
III четверть
Урок №18
«Музыкальная интонация»
Домашняя работа.
1. выучи правила урока № 18
2. послушай и запомни треки № 37, 39 – напиши вид интонации
№37 П.И. Чайковский Вступление к опере «Евгений Онегин»
интонация |
№ 39 Римский – Корсаков Хор «Охо-хо-хо-хонюшки» из оперы «Сказка о царе Салтане»
интонация |
Урок №19
«Иинтонация в колыбельных песнях»
Колыбельные песни – это песни для засыпания и успокоения.
народные: авторские (композитор и поэт):
Медленный темп умеренный темп
Монотонная интонация красивая, выразительная мелодия
3-4 звука аккомпанемент
для засыпания для успокоения
Вывод: в колыбельных песнях в мелодии используются примы, секунды и терции. Они создают интонацию мягкости, нежности, теплоты.
Домашняя работа.
1. выучи правила урока № 19
2. послушай и запомни треки № 38 – напиши вид интонации
№38 Римский Корсаков «Колыбельная царевны Волховы»
интонация |
3. напой колыбельную, укажи какая она: авторская или народная?
Урок №20
«Виды интонаций»
Главное в интонации – это интервал мелодии и его направление.
Интервал | Виды интонаций |
1 - прима | восклицание, торжество, уверенность, твёрдость, упрямство, монотонность |
2 - секунда | угроза, приказ, давление, вздох, плач, жалоба |
3 - терция | мягкость, нежность, теплота, ласка |
4 - кварта | призыв, приказ, зов, твёрдость, решительность, напористость |
5 - квинта | Вопрос, ответ, пустота, вялость. |
6 - секста | Большое, широкое, длинное, могущественное, многочисленное |
7 - септима | |
8 - октава |
Домашняя работа.
1. выучи правила урока № 20
2. сыграй мелодию на стихи Агнии Барто с подходящей интонацией для текста.
Урок №21
«Интонация в произведениях»
№ 40 В.А. Моцарт Ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый»
интонация |
№46 Шуберт «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»
интонация |
Певец - скрипка - аккомпанемент – ч5- смерть - |
Домашняя работа.
1. послушай и запомни треки № 40,41,46
2. №41 – напиши вид интонации
№41 В.А. Моцарт Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»
интонация |
Урок №22
«Интонация в произведениях»
№ 42. Римский Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада», вступление
интонация |
Шахриар – Шехеразада- |
№;43. Даргомыжский. «Мельник».
интонация |
Автор – Мельник – Жена - |
Домашняя работа.
1. послушай и запомни треки № 42,43,45
2. № 45 – напиши вид интонации
№ 45 М.И. Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
интонация |
Урок №23
«Интонация в произведениях»
Самомоятельная работа
№ 47 Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь»
герои | интонация |
рассказчик | |
отец | |
дитя | |
лесной царь |
Урок №24
«Фактура»
Фактура – это ткань (материал: нити) музыкального произведения. Из чего же сделана музыка, как она нарисована на бумаге: ключи, нотный стан, ноты разных длительностей, паузы, аккорды, диезы и бемоли). Бывает:
Прозрачнаяфактура Плотная фактура
тоже может быть разная: тоже может быть разная:
1. гомофония – одноголосная мелодия 1. Полифония - многоголосная
без аккомпанемента 2. Аккордовая – всё
2. гомофонно-гармоническая – написано «столбиком»,
это мелодия с аккомпанементом одновременное звучание
нескольких звуков
Новые слова:
Гомофония – «гомо» – один, «фон» – голос. «Голая» мелодия, исполняемая как народные песни без сопровождения какого- либо инструмента. Это мелодия, исполненная на инструменте, но звучащая без аккомпанемента.
Гармония – это аккорды к мелодии, которые исполняет инструмент или оркестр. Сопровождение к мелодии (гармония) – аккомпанемент.
Полифония – «поли» - много, «фон» -голос, много мелодий разных голосов, звучащих одновременно.
Унисон – исполнение мелодии всеми людьми в один голос. («уни» - один, «сон» - голос.)
Домашняя работа.
1. выучи правила урока №24
2 послушай и запомни треки № 48,49. напиши вид фактуры, только в начале пьес.
3. Сыграй пьесу, напиши вид фактуры
Григ «Весной» | Фактура? |
Григ «Утро» | Фактура? |
Урок №25
«Полифоничекая фактура»
Полифония – «поли» - много, «фон» - голос, много мелодий разных голосов, звучащих одновременно. Каждый голос – это мелодия. Голоса имеют название: сопрано, альт - в скрипичном ключе, тенор, бас – в басовом ключе.
контрастная имитационная
подголосочная
Контрастная полифония – когда голоса поют разные мелодии
Подголосочная полифония – когда голоса поют одинаково, но второй голос ниже на терцию или сексту.
Канон – когда голоса поют одну и ту же мелодию, но второй голос отстаёт от первого.
Домашняя работа.
1. повтори правила уроков № 24 и 25 – к промежуточной аттестации
2 послушай и запомни треки № 44, напиши вид фактуры
3. Сыграй пьесу, напиши вид фактуры
№ 44 М.И. Квартет «Какое чудное мгновенье» из оперы «Руслан и Людмила» | Фактура? |
Фактура? |
Урок №26
«Конце р т»
Публичное выступление артиста. Произведение крупной формы, для солирующего
инструмента и оркестра.
Solo – солист, может быть любой инструмент.
Оркестр – коллектив музыкантов – исполнителей.
Дирижёр – руководитель оркестра.
Промежуточная аттестация
Тест №3
Соедини № слова с № его определения, ответ вставь в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | гомофония | 1 | тихо |
2 | полифония | 2 | Сопровождение к мелодии |
3 | тутти | 3 | Руководитель оркестра |
4 | solo | 4 | многоголосие |
5 | оркестр | 5 | Все инструменты вместе |
6 | фактура | 6 | солист |
7 | аккомпанемент | 7 | Одноголосная мелодия |
8 | концерт | 8 | Коллектив музыкантов-исполнителей |
9 | пиано | 9 | Произведение для солиста и оркестра |
10 | дирижёр | 10 | Музыкальная ткань произведения |
Оценка:
IV четверть
Урок №27
«Сказка в музыке»
Сказка – жизненная история с волшебством.
Роли
Реальные нереальные (волшебные)
Дед да баба баба Яга
Курочка Ряба Кощей
Три сына Кикимора и Леший
Царь с царицей
№ 54 П.И. Чайковский. «Детский альбом» №19 Баба Яга
характер? | метр? | регистр? | темп? | динамика? | Штрихи? | Лад? | Фактура? |
Домашняя работа.
1. выучи правила урока №27
2 послушай и запомни треки № 54,53, заполни таблицу
№53 М.П. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки» (по эскизу часов художника Виктора Гартмана)
характер? | метр? | регистр? | темп? | динамика? | Штрихи? | Лад? | Фактура? |
3. раскрась:
Урок №28
«Сказка в музыке»
М.П. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки» (по эскизу щипцов для раскалывания орехов художника Виктора Гартмана)
характер? | метр? | регистр? | темп? | динамика? | Штрихи? | Лад? | Фактура? |
Домашняя работа.
1 послушай и запомни трек № 55 А. Лядов симфоническая картина «Кикимора» 2. раскрась:
Урок №29
«Музыкальные инструменты»
Музыкальные инструменты делятся на группы:
I. Струнно-щипковые произошли из лука:
лира, кифара | арфа |
гусли | гитара |
балалайка | банджо (США) |
домра | лютня, мандолина (старинные) |
ситар (Индия) | лук |
II. Струнно-смычковые:
гудок - старинный русский народный инструмент | виола – старинный инструмент, предшественник всех смычковых |
скрипка | альт – чуть больше скрипки |
скрипка и 2 виолончели | контрабас |
2 способа игры – смычком (Arco) и щипком – pizzicato.
|
III. Деревянно-духовые: произошли из тростника
пан флейта | блок флейта |
флейта пикколо | поперечная флейта |
гобой | кларнет |
фагот | волынка |
саксафон |
Русские народные инструменты:
свирель | жалейка, |
сопель | рожок |
Домашняя работа.
1. выучи название групп инструментов.
2. хорошо запомни внешний вид каждого инструмента.
3. выучи названия инструментов в каждой группе
4. проверь себя, напиши названия инструментов, не подглядывая.
Урок №29
«Музыкальные инструменты»
IV. Медно-духовые инструменты – произошли от морской раковины и охотничьего ро
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.013 с.)