Основные документы по организации музея 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные документы по организации музея



Рекомендации по организации музея в библиотеке

(материалы к мастер-классу)

Симакова Людмила Анатольевна, старший научный сотрудник Архангельского областного краеведческого музея

Основанием для разработки данных рекомендаций послужили: Федеральный закон от 26.05.1996 ФЗ-54 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей» 1984 г., Областной закон от 16.12.2011 № 405-27-ОЗ «О музеях и музейном деле в Архангельской области, «Модельный стандарт деятельности музея муниципального образования Архангельской области» 2007 г., другие федеральные законы и нормативные акты.

Основные документы по организации музея

В Уставе библиотеки должно быть обозначено право библиотеки заниматься музейной деятельностью, а именно: комплектовать музейную коллекцию, организовывать выставки, проводить экскурсии.

Положение о музее

Определяет деятельность музея как структурного подразделения библиотеки. Положение может включать следующие разделы:

· общие положения;

· основные цели и задачи;

· функции музея;

· права музея;

· компетенция руководителя музея;

· ликвидация музея.

Внимание! В Положении обязательно указывается, в какой муниципальный или государственный музей передается музейная коллекция после ликвидации музея.

Должностные обязанности

Определяют права и обязанности сотрудника, отвечающего за деятельность музея.

Приказ по учреждению «Об организации музея»

В приказе утверждаются Положение о музее, назначается сотрудник ответственный за организацию деятельности музея, его должностные обязанности и оплата труда.

Положение о Совете музея

Рекомендуется создать Совет музея как орган, определяющий его деятельность. В него войдут люди заинтересованные в создании и развитии музея. Деятельность Совета определяет Положение, которое также утверждается приказом руководителя учреждения.

Разработка концепции музея

Концепция музея — это научно-обоснованная программа деятельности и развития музея, т. е. это формулировка взглядов создателей музея на то, каким он должен быть. В концепции дается анализ существующей ситуации, обосновывается необходимость создания музея и имеющиеся ресурсы.

· определяется профиль музея;

· формулируется миссия музея;

· формулируются функции музея и методы их реализации;

· определяется принципы формирования музейной коллекции;

· определяется тематика экспозиции и место ее размещения;

· потенциальные партнеры музея;

· потенциальные посетители музея;

· этапы создания музея;

· сметно-финансовое обоснование;

· профиль музея (он может быть мемориальным, художественным, историческим, литературным, техническим, краеведческим и т. д.). От формулировки будут зависеть функции музея, программа комплектования фондов, экспозиционная и просветительская работа;

· миссия музея: краткая (в двух-трех предложениях) формулировка предназначения данного музея;

На основе Концепции разрабатываются заявки, проекты, обращения к спонсорам и благотворителям по вопросам финансирования и оказания материальной и иной помощи музею.

Учет музейных предметов

Все предметы, фотографии, документы и иные материалы, поступившие в музей, подлежат обязательному учету в Книге поступлений основного фонда (Приложение 2) или в Книге учета научно-вспомогательного фонда (Приложение 3).

В Книгу поступлений основного фонда (Приложение 2)записываются подлинные вещественные, изобразительные и письменные памятники, киноматериалы, фонозаписи (на нецифровых носителях), естественнонаучные материалы, способные к длительному хранению (минералы, чучела, палеонтологические останки и тп.), а также модели, макеты, точные копии утраченных предметов.

В Книгу учета научно-вспомогательного фонда (Приложение 3) записываются различные воспроизведения (фотокопии, ксерокопии, цифровые копии, карты и схемы, муляжи, макеты, модели, изготовленные для выставок), естественнонаучные образцы не подлежащие длительному хранению (гербарии, зерновые, плоды и т. п.). Также могут записываться подлинные предметы, требующие более длительного времени для их атрибуции, или предметы плохой сохранности.

Рассмотрим Книгу поступлений основного фонда.

Графа 1. «№№ п/п). Номера записываются по порядку. Это основное учетное обозначение для данного предмета, которое обозначает его принадлежность к данному музею и наносится на сам предмет. В ряде случаев номер будет иметь дроби (например: 167/1). С дробями записываются комплекты, каждый предмет из которого может экспонироваться отдельно (например: 256/1 — рукавица на левую руку, 256/2 — рукавица на правую руку, 371 — сервиз чайный, 371/1 — чайник, 371/2 — чашка, 371/3 — блюдце и т. д.). С дробями записываются фотоальбомы, где каждая фотография и сам фотоальбом имеют свой номер с дробью. При подсчете общего количества предметов основного фонда в музее номера с дробью считаются как отдельные, поэтому номеров по порядку будет меньше, чем предметов.

Графа 2. «Дата записи». Указывается дата, когда был записан данный предмет в Книгу поступлений.

Графа 3. «Время, способ и источник поступления». Указывается № и дата договора и информация о сдатчике возможно более полная.

Графа 4. «Наименование и краткое описание предмета (автор, дата, место происхождения, надписи и пр.)» Наименование предмета начинают с главного предметного слова (например: костюм женский, книга старопечатная, фото, плакат). Далее указывают местное название (например: головной убор женский — «кокошник»). В нескольких словах описываются примечательные особенности — цвет, орнамент, форма и т. д. Указываются дата и место изготовления и бытования, различные надписи и клейма, назначение и способ применения, история предмета. Запись в данной графе — один из главных источников информации о данном предмете в дальнейшем, поэтому она должна быть возможно более полной и точной. Кроме того, она должна содержать сведения, которые помогут отличить данный предмет от такого же другого.

Графа 5. «Материал и техника». Записывается материал, из которого был сделан предмет и техника изготовления. В том случае, если материалов и техник было несколько, записываются все, начиная с доминирующего.

Графа 6. «Размер». Измерения производятся в сантиметрах только металлической линейкой или рулеткой. Правила следующие: для прямоугольных предметов – высота и ширина, для круглых – диаметр, для объемных – высота, ширина, глубина.

Графа 7. «Сохранность». Записываются все имеющиеся дефекты: отсутствие частей и фрагментов, деформации, прорывы, пятна, сколы, поломки и тд. возможно более полно.

Графа 8. «Стоимость». Указывается стоимость, согласно договора.

Графа 9. «Примечание». Обычно в неё записывают даты сверок, номера приказов на списание. Можно записывать информацию о реставрации и публикациях.

Книга учета научно-вспомогательного фонда более проста по форме, допускает групповую запись с указанием количества. Например:

1) № 56.

2) Документы об Александре Степановиче Кучине. Ксерокопии.

3) 5 на 7 листах.

4) Государственный архив Архангельской области. Договор № 6 от 03.03.2012.

5) 200 р.

Номера в соответствии с Книгой поступлений основного фонда и Книгой учета научно-вспомогательного фонда наносятся на предметы на неэспонируемые места (т. е. те, которые не будут показываться зрителю — нижнюю поверхность, изнанку, внутреннюю поверхность, торец, рукоятку и т. д.). На темный фон номер наносится светлой краской, на светлый — темной, к тканям с изнанки пришивается кусочек белого полотна, на который пастовой ручкой или тушью нанесен номер. На фотографиях и документах номер ставится простым мягким карандашом. Если нет возможности поставить номер на предмет (например, на нумизматику, негативы), номер ставиться на конверт, в котором данный предмет хранится.

При организации временных выставок изделий мастеров, художников, фотографов, других музеев и учреждений обязательно составляется Акт приема во временное пользование (Приложение 4), где перечисляются все представленные на выставку предметы, фотографии и т. д.

Литература

1. Белкина С. В. Музей в пространстве библиотеки // Библиотечное дело—2003: материалы Восьмой междунар. науч. конф. (Москва, 24–25 апр. 2003 г.). М., 2003. С. 36–37.

2. Викулова В. П. Методика создания музейных экспозиций и типология публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию

http://www.domgogolya.ru/ru/science/papers/metodika_i_tipologiya/

3. В помощь общественным музям. Создание музея на общественных началах. http://www.arseniev.org/files/28.pdf

4. Зайцева Г. А. Будущее общественных музеев в России. Доклад на конференции «70 лет пакту Рериха», 2005 г. http://lib.icr.su/node/847

5. Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред. К. Г. Левыкина и В. Хербста. М., 1988.

6. Юренева Т. Ю. Музееведение. М., 2006.

7. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001.


Приложение 1

ДОГОВОР ДАРЕНИЯ №____

г. Архангельск                                                                                                    «____»_____________2012 г.

 

Гражданин (гражданка)_____________________________________________________, именуемый в дальнейшем «ДАРИТЕЛЬ», действующий на основании Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», с одной стороны и Государственное учреждение культуры «Архангельский областной краеведческий музей», именуемый в дальнейшем «ОДАРЯЕМЫЙ», в лице директора музея Любимова Владимира Алексеевича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «СТОРОНЫ», в целях содействия деятельности «Одаряемого» и пополнения Музейного фонда Российской Федерации заключили настоящий договор о нижеследующем.

Даритель передает, а Одаряемый принимает следующее имущество (далее — дар)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Передача дара производится по акту приема в постоянное пользование, который подписывается уполномоченными сторон и является неотъемлемой частью настоящего договора.

С момента подписания акта приема в постоянное пользование дар переходит в собственность ГУК «Архангельский областной краеведческий музей» и одновременно поступает в оперативное управление Одаряемого.

Даритель подтверждает, что дар является его собственностью и передача Одаряемому не влечет нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Стороны удостоверяют, что дар передается добровольно, безвозмездно и без каких-либо условий.

Все вопросы, не урегулированные настоящим договором, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Настоящий договор составлен в двух подлинных экземплярах для каждой из сторон.

 

Адреса и подписи сторон:

 

Даритель: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ф.и.о. полностью, паспорт, адрес, телефон)

 

Одаряемый: Государственное учреждение культуры «Архангельский областной краеведческий музей», 163000, г. Архангельск, площадь Ленина, 2.

 

Даритель____________________ Одаряемый_________________________


Приложение 2

Название учреждения

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор учреждения

___________________

«____»_____________

 

 

Акт №____

Рекомендации по организации музея в библиотеке

(материалы к мастер-классу)

Симакова Людмила Анатольевна, старший научный сотрудник Архангельского областного краеведческого музея

Основанием для разработки данных рекомендаций послужили: Федеральный закон от 26.05.1996 ФЗ-54 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей» 1984 г., Областной закон от 16.12.2011 № 405-27-ОЗ «О музеях и музейном деле в Архангельской области, «Модельный стандарт деятельности музея муниципального образования Архангельской области» 2007 г., другие федеральные законы и нормативные акты.

Основные документы по организации музея

В Уставе библиотеки должно быть обозначено право библиотеки заниматься музейной деятельностью, а именно: комплектовать музейную коллекцию, организовывать выставки, проводить экскурсии.

Положение о музее

Определяет деятельность музея как структурного подразделения библиотеки. Положение может включать следующие разделы:

· общие положения;

· основные цели и задачи;

· функции музея;

· права музея;

· компетенция руководителя музея;

· ликвидация музея.

Внимание! В Положении обязательно указывается, в какой муниципальный или государственный музей передается музейная коллекция после ликвидации музея.

Должностные обязанности

Определяют права и обязанности сотрудника, отвечающего за деятельность музея.

Приказ по учреждению «Об организации музея»

В приказе утверждаются Положение о музее, назначается сотрудник ответственный за организацию деятельности музея, его должностные обязанности и оплата труда.

Положение о Совете музея

Рекомендуется создать Совет музея как орган, определяющий его деятельность. В него войдут люди заинтересованные в создании и развитии музея. Деятельность Совета определяет Положение, которое также утверждается приказом руководителя учреждения.

Разработка концепции музея

Концепция музея — это научно-обоснованная программа деятельности и развития музея, т. е. это формулировка взглядов создателей музея на то, каким он должен быть. В концепции дается анализ существующей ситуации, обосновывается необходимость создания музея и имеющиеся ресурсы.

· определяется профиль музея;

· формулируется миссия музея;

· формулируются функции музея и методы их реализации;

· определяется принципы формирования музейной коллекции;

· определяется тематика экспозиции и место ее размещения;

· потенциальные партнеры музея;

· потенциальные посетители музея;

· этапы создания музея;

· сметно-финансовое обоснование;

· профиль музея (он может быть мемориальным, художественным, историческим, литературным, техническим, краеведческим и т. д.). От формулировки будут зависеть функции музея, программа комплектования фондов, экспозиционная и просветительская работа;

· миссия музея: краткая (в двух-трех предложениях) формулировка предназначения данного музея;

На основе Концепции разрабатываются заявки, проекты, обращения к спонсорам и благотворителям по вопросам финансирования и оказания материальной и иной помощи музею.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.046 с.)