Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные правила экспонирования музейных предметов

Поиск

Главное в организации выставки — обеспечить сохранность экспонатов и возможно более комфортные условия для их осмотра посетителями.

Лучший способ экспонирования — вертикальные и горизонтальные витрины с внутренним галогеновым освещением; стенды, закрытые стеклом или пластиком, если на них экспонируются подлинные предметы.

Один из главных факторов, способствующих разрушению предметов, — свет, особенно естественный солнечный свет, который способствует не только их выцветанию, но и разрушению структуры материала. Особенно губителен свет для предметов из органических материалов — ткани, документы, фотографии, книги и др. Рекомендуется фотографии и документы экспонировать только в виде цифровых копий, либо закрывать витрины в отсутствие посетителей тканью или выключать свет. Особенно бережного отношения требуют акварельные рисунки. Освещенность в музейных помещениях должна находиться в пределах 50–75 люкс. Свет благоприятен только для масляной и темперной живописи, а также для изделий из кости.

Соблюдение температурно-влажностного режима — одно из условий обеспечения сохранности экспонатов. При повышенной влажности возникает коррозия металлов, развивается плесень, расслаивается пористая керамика, происходят деформация бумаги и отслоение эмульсионного слоя на фотографиях. При пониженной влажности происходит потеря эластичности у всех гигроскопических материалах — дерево, бумага, ткань, кожа и др., начинаются их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно опасны резкие перепады в температурно-влажном режиме в период межсезонья. При температуре ниже +18° у предметов из олова появляется «оловянная чума», при которой изделие может превратиться в порошок. В музейных помещениях должны поддерживаться температура +18°±2° и влажность 50–65%.

Музейные предметы следует защищать и от биологических повреждений, которые вызываются микроорганизмами, грибками, насекомыми (различные виды жуков, моль, комнатные мухи) и грызунами. Основные правила: соблюдение чистоты, регулярная уборка помещений, обеспыливание, соблюдение температурно-влажностного режима, неиспользование в оформлении выставок шерстяных тканей и войлока, изоляция зараженных предметов, применение отравляющих и отпугивающих веществ.

Рекомендации по оформлению выставок:

· Картины, фотографии, легкие планшеты удобно подвешивать на штангу, прикрепленную на небольших консолях под потолком.

· При подвеске картины, фотографии и планшеты выравниваются по нижнему краю.

· Зрительный пояс, пространство наиболее комфортное для осмотра: 70–170 см от уровня пола. Именно здесь располагаются наиболее важные экспонаты и информация.

· При оформлении выставки важно гармонично распределять крупные экспонаты и цветовые пятна.

· Фотографии и документы в современных музеях принято экспонировать в виде цифровых копий.

· В музеях не принято размещать экспонаты на полу даже при устройстве интерьерного уголка. Требуется изготовить подиум, даже невысокий.

· Не принято размещать экспонаты так, чтобы один экспонат служил фоном или подставкой для другого.

· Абсолютно недопустимо прикреплять или скреплять ткани металлическими булавками или иголками во избежание ржавчины. Только пришивать или сшивать!

· Недопустимо прикалывать кнопками и булавками или приклеивать к планшетам подлинные фотографии, документы, плакаты и пр.

· На полках витрин, на стендах, подиумах рекомендуется размещать 7±2 предмета.

Несколько рекомендаций по представлению текстов в музее:

· В музеях тексты бывают «оглавительные» (названия разделов и комплексов), «пояснительные» (аннотация к залу, комплексу) и «этикетаж» (аннотации к отдельным предметам).

· Пояснительные тексты содержат информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия экспонатов.

· Этикетка — текст, состоящий из двух частей: названия экспоната и аннотации к нему, содержащей атрибутивные данные: дата, материал, способ изготовления, автор, назначение, иная значимая для данного раздела выставки информация.

· На художественных выставках вначале ставится имя художника, фотографа, мастера, затем название произведения и дата. На исторических, этнографических и иных выставках — название произведения, затем автор и дата.

· Все тексты должны быть научно достоверными, точными, полными, лаконичными; должны быть написаны хорошим литературным языком.

· Шрифт должен быть достаточно крупным и легко читаемым. Стилизации под древнерусский шрифт или рукопись желательно применять только в оглавительных текстах или цитатах.

· Этикетки могут быть на один экспонат и должны быть размещены так, чтобы посетитель был уверен, что эта информация относится именно к этому предмету. Одна этикетка может относиться и к группе экспонатов — тогда рядом с экспонатом ставится цифра, соответствующая порядковому номеру в этикетке.

· В текстах допускаются только общепринятые сокращения (р. — река, д. — деревня, г. — город и т. д., а также м. — масло, акв. — акварель, х. — холст, бум. — бумага, кар. — картон и др.) Иные сокращения и аббревиатуры недопустимы.

· Тексты размещаются там, где посетитель может их легко найти и почитать.

· Этикетки нельзя прикреплять к экспонатам.

Литература

1. Белкина С. В. Музей в пространстве библиотеки // Библиотечное дело—2003: материалы Восьмой междунар. науч. конф. (Москва, 24–25 апр. 2003 г.). М., 2003. С. 36–37.

2. Викулова В. П. Методика создания музейных экспозиций и типология публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию

http://www.domgogolya.ru/ru/science/papers/metodika_i_tipologiya/

3. В помощь общественным музям. Создание музея на общественных началах. http://www.arseniev.org/files/28.pdf

4. Зайцева Г. А. Будущее общественных музеев в России. Доклад на конференции «70 лет пакту Рериха», 2005 г. http://lib.icr.su/node/847

5. Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред. К. Г. Левыкина и В. Хербста. М., 1988.

6. Юренева Т. Ю. Музееведение. М., 2006.

7. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001.


Приложение 1

ДОГОВОР ДАРЕНИЯ №____

г. Архангельск                                                                                                    «____»_____________2012 г.

 

Гражданин (гражданка)_____________________________________________________, именуемый в дальнейшем «ДАРИТЕЛЬ», действующий на основании Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», с одной стороны и Государственное учреждение культуры «Архангельский областной краеведческий музей», именуемый в дальнейшем «ОДАРЯЕМЫЙ», в лице директора музея Любимова Владимира Алексеевича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «СТОРОНЫ», в целях содействия деятельности «Одаряемого» и пополнения Музейного фонда Российской Федерации заключили настоящий договор о нижеследующем.

Даритель передает, а Одаряемый принимает следующее имущество (далее — дар)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Передача дара производится по акту приема в постоянное пользование, который подписывается уполномоченными сторон и является неотъемлемой частью настоящего договора.

С момента подписания акта приема в постоянное пользование дар переходит в собственность ГУК «Архангельский областной краеведческий музей» и одновременно поступает в оперативное управление Одаряемого.

Даритель подтверждает, что дар является его собственностью и передача Одаряемому не влечет нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Стороны удостоверяют, что дар передается добровольно, безвозмездно и без каких-либо условий.

Все вопросы, не урегулированные настоящим договором, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Настоящий договор составлен в двух подлинных экземплярах для каждой из сторон.

 

Адреса и подписи сторон:

 

Даритель: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ф.и.о. полностью, паспорт, адрес, телефон)

 

Одаряемый: Государственное учреждение культуры «Архангельский областной краеведческий музей», 163000, г. Архангельск, площадь Ленина, 2.

 

Даритель____________________ Одаряемый_________________________


Приложение 2

Название учреждения

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор учреждения

___________________

«____»_____________

 

 

Акт №____



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.009 с.)