Психология индивидуальных различий: основные виды и характеристики биологической (темперамент) и психологической (характер) составляющей . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология индивидуальных различий: основные виды и характеристики биологической (темперамент) и психологической (характер) составляющей .



Психология индивидуальных различий - раздел дифференциальной психологии, изучающий индивидуальные внутренние особенности людей и их проявления.

 

Киндивидуальным особенностям относят особенности как самые глубокие, личностные особенности, так и более поверхностные - психологические особенности.

 

Темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

 

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma —

флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).

 

преобладание желтой желчи («желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» —

холериком;

 

преобладание лимфы («мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком;

 

преобладание крови («кровь») делает человека подвижным и веселым - сангвиником; преобладание черной желчи («черная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.

· + Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к" тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

· Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

· Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

· Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

 

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

 

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:

- отношение человека к другим людям, (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

- черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе,

недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

- черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

- черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

+

Для человека характерно огромное количество различных свойств и особенностей.

Характерные различия индивида, т.е. отдельного человека, взятого в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, социальных, психологических и др.), с другими индивидами проявляются на разных уровнях индивидуальности. Под индивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека. По набору отдельных качеств и свойств люди могут быть принципиально сходны (например, близнецы), однако по сочетанию этих качеств также кардинально различаются.

Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальной составляющей психической индивидуальности).

ТЕМПЕРАМЕНТ - характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний. По И.П.Павлову это сила, подвижность и инертность нервных процессов. Исторической базовой классификацией темпераментов, безусловно, выступает классификация Гиппократа: флегматики, меланхолики, сангвиники, холерики.

В настоящее время в рамках клинической психологии под темпераментом понимается совокупность динамических особенностей психической деятельности. К параметрам, с помощью которых возможна диагностика темперамента, относятся:

§ эмоциональность - скорость появления эмоциональной реакции после начала действия раздражителя, преобладающая модальность эмоций, преобладающая и типичная степень выраженности эмоциональных переживаний, временная характеристика эмоциональных переживаний (длительность, лабильность, стабильность), выраженность и направленность вегетативного проявления;

§ скорость мышления;

§ скорость двигательных актов;

§ общительность.

Наиболее важными свойствами темперамента человека являются впечатлительность и импульсивность, которые включают в себя все вышеперечисленные параметры. Они позволяют достаточно точно описать и диагностировать различные типы темеперамента.

Параметры темперамента имеют склонность к поразительному постоянству во времени. Они практически не изменяются от раннего детства до глубокой старости. Темперамент является специфической базой для формирования определенных типов характеров.

ХАРАКТЕР - совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими. В чертах характера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем в определенной степени автоматический. Человек к возрасту совершеннолетия практически завершает формирование черт характера, и его поступки носят оттенок устоявшихся и не обсуждаемых правил. Характер, как и темперамент, является устойчивой структурой, не склонной существенно изменяться в процессе жизни. Его девиации возможны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической болезни, а также в условиях длительных угрожающих жизни событий.

Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы воспитания. Значимым для клинической психологии является анализ параметров адекватных и неадекватных форм поведения, именно поэтому центральным вопросом является вопрос о кардинальных признаках гармоничных черт характера.

Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов.

Основным параметром гармоничного характера является адаптивность – успешность приспособления человека к различным ситуациям, их видоизменению, а также эмоциональному (внутреннему или внешнему) принятию окружения. Классическим примером гармоничной черты характера, отражающей параметр адаптивности, считается приветливость, описываемая как сочетание радушия, ласковости, учтивости, любезности. Для того, чтобы говорить о гармоничности черт характера человека, следует оценить его здравомыслие. Он должен быть реалистом, т.е. человеком, который в своей оценке происходящего руководствуется сущностными, действительными параметрами, ясно и трезво понимает суть и мотивы поведения окружающих. Правило гармоничного человека заключается в том, что он должен обладать способностью изменять ситуации, которые можно поддаются изменению, принимать такими, какие они есть неподдающиеся изменениям ситуации и научиться различать их. Зрелость – это способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума (Б.В. Зейгарник). Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с готовностью выполнять скромные, земные задачи ради этих высоких устремлений. Зрелость включает психологическое умение человека отличить идеальные и реальные цели. В противовес зрелости характерным для дисгармоничного характера выступает инфантилизм (незрелость, «детскость»).

ЛИЧНОСТЬ – высшая ступень иерархической лестницы индивидуальности человека.

Это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества. Если свойства темперамента или черты характера могут проявляться вне зависимости от социальногго окружения, то качества личности невозможно проявлять вне общения и взаимодействия с людьми. Основными отличиями личностных качеств от характерологических свойств являются: степень волевой регуляции поведения, использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков. К личностным качествам можно отнести доброту или злобу (добросердечность, добропорядочность или непорядочность, альтруизм или эгоизм), любовь или ненависть (жалость или черствость, равнодушие или равнодушие), верность или неверность, храбрость или трусость, оптимизм или пессимизм, совестливость или бессовестность, стыдливость или бестыдство, алчность или щедрость, честность или лживость и т.д.

Наряду с понятием гармоничного характера, позволительно говорить о гармоничной личности. Под гармоничной личностью мы понимаем индивида, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами. Можно утверждать, что гармоничная личность живет в соответствии с девизом: «Мне никто ничего не должен». Этот принцип следует понимать как отказ от предъявления претензий окружающим (родителям, детям, государству и т.д.) в случае жизненных неудач.

Оценка и описание патологических личностей содержится еще в источниках, принадлежащих древним культурам. В начале Х1Х века I. Koch ввел термин психопатии, получивший в последующем повсеместное распространение, и в настоящее время понятия расстройства личности и психопатии используются как синонимические.

Развитие учения о психопатиях в отечественной психиатрии связано, в первую очередь, с исследованиями П.Б.Ганнушкина и представителей его школы. Психопатии, по словам П.Б. Ганнушкина «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни...не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают...приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О.В. Кербиковым как: 1) тотальность, 2) относительная стабильность патологических черт характера и 3) выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в период зрелости. Эти критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях. Всюду, во всех социальных ролях и в любой ситуации гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Не должны причисляться к психопатам тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дому, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, способный отлично ужиться в хорошем интернате даже если подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Говоря об относительной стабильности, следует отметить, что на протяжении жизни эти черты не изменяются. 

Социальная дезадаптация в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период. В силу только особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей подросток не удерживается ни в школе, ни в ПТУ, быстро бросает ту работу, куда еще только что поступил. Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников, страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами небольшой группой подростков, ведущей аналогичный, большей частью асоциальный образ жизни. Таковы три критерия - тотальность, относительная стабильность и социальная дезадаптация, позволяющие диагностировать психопатии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.018 с.)