Социальная составляющая индивидуума: личность, ее основные качества . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная составляющая индивидуума: личность, ее основные качества .



ЛИЧНОСТЬ – высшая ступень иерархической лестницы индивидуальности человека.

Это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества. Если свойства темперамента или черты характера могут проявляться вне зависимости от социальногго окружения, то качества личности невозможно проявлять вне общения и взаимодействия с людьми. Основными отличиями личностных качеств от характерологических свойств являются: степень волевой регуляции поведения, использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков. К личностным качествам можно отнести доброту или злобу (добросердечность, добропорядочность или непорядочность, альтруизм или эгоизм), любовь или ненависть (жалость или черствость, равнодушие или равнодушие), верность или неверность, храбрость или трусость, оптимизм или пессимизм, совестливость или бессовестность, стыдливость или бестыдство, алчность или щедрость, честность или лживость и т.д.

Наряду с понятием гармоничного характера, позволительно говорить о гармоничной личности. Под гармоничной личностью мы понимаем индивида, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами. Можно утверждать, что гармоничная личность живет в соответствии с девизом: «Мне никто ничего не должен». Этот принцип следует понимать как отказ от предъявления претензий окружающим (родителям, детям, государству и т.д.) в случае жизненных неудач.

Оценка и описание патологических личностей содержится еще в источниках, принадлежащих древним культурам. В начале Х1Х века I. Koch ввел термин психопатии, получивший в последующем повсеместное распространение, и в настоящее время понятия расстройства личности и психопатии используются как синонимические.

Развитие учения о психопатиях в отечественной психиатрии связано, в первую очередь, с исследованиями П.Б.Ганнушкина и представителей его школы. Психопатии, по словам П.Б. Ганнушкина «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни...не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают...приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О.В. Кербиковым как: 1) тотальность, 2) относительная стабильность патологических черт характера и 3) выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в период зрелости. Эти критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях. Всюду, во всех социальных ролях и в любой ситуации гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Не должны причисляться к психопатам тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дому, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, способный отлично ужиться в хорошем интернате даже если подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Говоря об относительной стабильности, следует отметить, что на протяжении жизни эти черты не изменяются. 

Социальная дезадаптация в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период. В силу только особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей подросток не удерживается ни в школе, ни в ПТУ, быстро бросает ту работу, куда еще только что поступил. Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников, страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами небольшой группой подростков, ведущей аналогичный, большей частью асоциальный образ жизни. Таковы три критерия - тотальность, относительная стабильность и социальная дезадаптация, позволяющие диагностировать психопатии.

++++

Личность - это высший уровень индивидуальности. Становление личности начинается в детском возрасте, но ее интенсивное созревание происходит начиная с подростково-юношеского возраста, когда человек наиболее полно вступает в коллективную, общественную жизнь.

 

В особенностях личности человека отражаются все свойственные ему качества индивидуальности. В целом личность бывает уже сформирована к концу юношества - началу периода молодости (20-22 года), хотя и позднее продолжается ее "шлифовка и отделка". Многие психологи считают, что созревание личности - это непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь. Собственно личность - это высший, наиболее интегративный уровень индивидуальности, который характеризуется неповторимым типом взаимоотношений с социальной действительностью и высокой степенью самосознания - сознания своей общественной принадлежности..

Оправданная двуликость (термин "личность" является синонимом термина "персона", что означает "маска"), вызванная сосуществованием индивидуальных потребностей, желаний и требований общества, в котором находится индивид, начинает формироваться после 3 лет. До этого возраста ребенку свойственна непосредственность, состоящая в том, что он напрямую задает вопросы или заявляет о своих нуждах. По мере созревания, он начинает все более тонко, по-разному вести себя в различных жизненных ситуациях, удовлетворяя свои потребности, но не нарушая традиционных, принятых норм поведения в коллективе и обществе.

Человек потому и становится многоликим и быстро переключаемым, что встречается с чрезвычайным обилием общественных ситуаций. Это одна из наиболее совершенных форм адаптации, приспособления человека к социальной действительности. В юности на основе индивидуальной личности формируется общественная, социальная личность. Такое формирование происходит неравномерно, небесконфликтно. Противоречия в частности возникают в результате сложного взаимодействия между сложившейся индивидуальной личностью и теми новыми ее компонентами, которые появляются в связи с требованиями социальной среды. Эти противоречия чаще ведут не к нарушениям формирования, а к изменениям формирующейся личности. Элементы оправданной, закономерной двуликости свойственны практически всем людям. Вопрос в том, каковы степень, постоянство и качества такой двуликости, особенно в плане их общественной (социальной) значимости. Личность каждого человека, с одной стороны, монолитна, едина и целостна, а с другой, - ей свойственна множественность, многообразие в разных обстоятельствах жизни. Именно личность как высшее проявление индивидуальности обеспечивает сложнейшую систему взаимосвязей человека с действительностью, взаимоотношений в разных, меняющихся обстоятельствах общественной среды и адаптацию к ней.

 

Таким образом, личность представляет собой категорию не столько биологическую, сколько социальную и социально-психологическую. Одной из основных подструктур личности, наряду с темпераментом, характером и способностями, является направленность, определяющая ее потребности, интересы, установки, идеалы, убеждения, мотивы и мировоззрение. Иерархия потребностей человека, мотивации его поведения были рассмотрены выше в соответствующей главе. По форме направленность личности может быть более биологизированной, отражая в большей мере витальные потребности (физиологические, сексуальные, а также повышенное внимание к безопасности, жилищу, одежде и т.д.), либо более социализированной с приоритетом духовных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). В структуре нормальной личности разные потребности находятся во взаимозависимости и гармонии.

 

Уровень развития (зрелость) личности определяется характерными для нее отношениями. У личностей с низким уровнем развития доминирующими являются меркантильные, утилитарные отношения. Высокий уровень личности предполагает преобладание общественно значимых отношений и наличие духовности, составляющей ее ядро. Духовность включает приверженность нравственным категориям, таким как совесть, порядочность, чувство стыда, сострадание и многим другим, позволяющим человеку самому оценивать свои поступки. Г.Олпорт выделил черты зрелой личности: широкие границы "Я"; способность к теплым социальным отношениям; способность к самовосприятию и эмоциональной стабильности; реалистическое восприятие мира на основе собственного опыта и притязаний; способность к самопознанию и чувство юмора; обладание цельной жизненной философией.

 

В зависимости от отношений личности и общества, успешности адаптации, различают личности социализированные - адаптированные к условиям социального бытия, десоциализированные (асоциальные), которым свойственны отклонения (девиации) от основных социальных норм поведения, поэтому их еще определяют как девиантные, акцентуированные личности (крайние варианты нормы), патологические личности, к которым относятся лица с психопатиями и задержкой психического развития.

Общая структура личности и характер раскрываются в типичной для нее взаимосвязи основных компонентов. Нормальной (гармоничной, зрелой) личности свойственно единство содержания и формы выражения (поведения). Общепринятой систематики нормальных личностей не существует, что объясняется чрезвычайным многообразием индивидуальных психологических качеств человека и их сочетанием. На основании отдельных полярных характеристик говорят о личностях эктравертированных - установки, внимание которых направлены преимущественно вовне, и интравертированных - направленных внутрь, детализирующих и обобщающих, протоколирующих и интерпретирующих, романтиках и реалистах и т.д. Выделение гармоничной личности предполагает наличие оптимально сбалансированных личностных качеств. Собственно психологическая гармония связана с психическими, личностными и духовными аспектами жизни человека и проявляется как в его переживаниях, так и во внешнем поведении в различных жизненных ситуациях. В понятие "гармоничность личности" (характера) включается такое качество, как синтонность. Синтонной называется личность, находящаяся в гармонии с окружающей реальностью, легко к ней адаптирующаяся. Поэтому для оценки "нормальности" личности в клинической практике с определенной степенью условности можно использовать определение здоровья, предложенное ВОЗ: "состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней".

Как видим, нормальная личность способна к высокой степени адаптации к многообразным условиям социальной действительности и адекватному поведению в них. Аномальные личности, напротив, обычно в такой степени отклоняются от условной средней нормы, что даже при благоприятных внешних общественных обстоятельствах испытывают субъективные трудности или отличаются дисгармоничным поведением в ходе приспособления к жизни.

Знание особенностей личности и их учет имеют огромное значение в любой сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях: в обучении и воспитании, профориентации, психогигиене семейной жизни и отношений в коллективе. В работе врача-клинициста значение личности пациента определяется ее влиянием на:

1) переживание болезни (реакцию личности на болезнь и внутреннюю картину болезни);

2) возникновение и динамику болезни;

3) взаимоотношения врача и больного;

4) лечебно-диагностический процесс и психологический климат в медицинском учреждении.

 

17. Современные концепции личности. Вклад отечественных (В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выгодский) и зарубежных ученых (З. Фрейд, К. Юнг).

Современные концепции личности. Основные тезисы.

 

Основные функции теорий личности:

 

1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие-либо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений

 

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

 

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

 

Наибольшего расцвета отечественная психология личности достигла в XX веке. Значительный вклад в развитие данного раздела психологии внесли Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев. Сила отечественной психологической школы - в ее диалектическом подходе к изучению проблем личности, слабость - в материалистической ограниченности. Отечественные психологи, находившиеся под влиянием учения К.Маркса, рассматривали человека как биологический, социальный индивид с позиции теории деятельности, но недостаточное внимание уделяли познанию высшей, духовной его сущности - идеальному, которое активно отвергалось господствующей идеологией марксизма.

 

В.Н.Мясищев, признавая роль биологических "задатков" в формировании психофизиологических свойств индивида, утверждал, что личность как продукт общества определяется прежде всего ее социальным значением, направленностью - доминирующим свойством, от которого зависит жизненный путь человека. Уровень личности определяется степенью его сознательности, идейным богатством. Если доминирующее свойство охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.

 

С.Л.Рубинштейн был склонен придавать большее значение природным, естественным предпосылкам развития индивидуальности. По его мнению, личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние (социальные) воздействия. Несмотря на то, что данное определение слишком общее, его придерживаются многие современные исследователи.

 

Л.С.Выгодский, будучи представителем материалистической психологии, тем не менее, доказал, что высшие психические функции нельзя расценивать как непосредственные функции мозга. Их корни необходимо искать в условиях общественной жизни. В формировании личности он придавал важное значение онтогенетическому и духовному развитию (влияние литературы, искусства и др.)

 

А.Н.Леонтьев - ученик и последователь Выготского, подчеркивал большую роль воспитания в становлении индивидуальности и развитии личности.

Б.Г.Ананьев считал, что личность - не весь человек, а лишь его социальные качества. По его мнению, личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе. Он подчеркивал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться.

 

Зарубежные теории личности

В отличие от отечественной психологии XX века, в которой доминировали материалистические взгляды, в зарубежной психологии личность рассматривалась преимущественно с позиций идеализма, в связи с чем большое значение придавалось духовным потребностям, роли неосознанных мотивов в деятельности человека. Среди наиболее известных направлений в психологии, разрабатывавших собственные концепции личности, следует выделить следующие.

 

Психоанализ. В соответствии с концепцией З.Фрейда, личность включает три структурных компонента: "Ид" (инстинктивное ядро личности, подчиняющееся принципу удовольствия), "Эго" (рациональная часть личности, принцип реальности), "Супер-Эго" (моральная сторона личности - формируется последней). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии индивидуального развития: оральная, анальная, фаллическая (возникают комплексы Эдипа и Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - это личность, которая может и стремится работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого ".

 

Индивидуальная психология А.Адлера. Основной ее постулат: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство, или стремление к власти, присущее каждому человеку. Для достижения своих целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо он проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). Последний конструктивный элемент личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности -показатель психологического здоровья.

 

Аналитическая психология К.Г.Юнга. По Юнгу, личность состоит из трех взаимодействующих структур: "Эго" (все то, что человек осознает), личного бессознательного (все подавленное и комплексы), коллективного бессознательного (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь гармонии лишь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуализации) и интеграции всех скрытых и игнорируемых им сторон собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровне.

 

Неофрейдизм. Наиболее известные его представители - Э.Эрик-сон, Э.Фромм, К.Хорни. Особое значение придается "Эго" и его функциям. Эриксон считал, что "Эго" - автономная структура, которая проходит в своем развитии восемь универсальных стадий. Э.Фромм придавал особое значение влиянию на личность социальных и культурных факторов.

Диспозициональная психология. Наиболее видные представители - Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. В соответствии с их взглядами, люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в различных ситуациях. Олпорт первым выдвинул теорию, согласно которой личность - это динамическая организация внутренних психических процессов, определяющих характерное для нее поведение и мышление.

Бихевиоризм. По определению Б.Скиннера, личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея, что причинами действий человека являются внутренние автономные факторы, а также объяснение поведения с физиолого-генетических позиций.

Когнитивная психология. Дж.Келли предложена теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное то, как человек объясняет любое событие.

Гуманистическая психология. По А.Маслоу, личность определяется через иерархию потребностей.

Феноменологический подход к теории личности К.Роджерса основан на положении, что поведение нужно понимать с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает "Я" - концепция.

 

Таким образом, на основании всестороннего изучения высших уровней развития и проявлений психики человека, а также существующих концепций личности можно сделать вывод, что психическая индивидуальность определяется переплетением различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Наиболее распространенная в последнее столетие систематика уровней индивидуальности включает темперамент, характер, личность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.033 с.)