Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI . Программа коррекционной работы

Поиск

Программа коррекционной работы для слабовидящих обучающихся реализуется на протяжении всей ступени основного общего образования в зависимости от образовательных потребностей, психофизических возможностей, индивидуальных особенностей, сформированных навыков в условиях нарушенного зрения, и направлена на:

обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии слабовидящих обучающихся и оказание коррекционной помощи в освоении адаптированной основной образовательной программы основного общего образования;

- развитие зрительного восприятия слабовидящего, обучение эффективному и правильному использованию своего нарушенного зрения в различных видах деятельности;

- формирование и развитие «жизненных компетенций» слабовидящего обучающегося;

- определение необходимых специальных образовательных условий (в том числе, специального оборудования, учебных пособий и средств) для обучения слабовидящего.

Объем и содержание коррекционной программы зависит от умения использовать зрение; уровня сформированности компенсаторных механизмов и развития всей сенсорной системы; умения дифференцировать эмоциональные состояния окружающих и воспроизводить свои собственные переживания на невербальном уровне; сформированности навыков социально-бытовой ориентировки; умения ориентироваться и самостоятельно передвигаться в открытом и закрытом пространствах, в т.ч. с помощью трости для слабовидящих.

Реализацию коррекционной программы обеспечивают: учитель-дефектолог (тифлопедагог), педагог-психолог, учителя-предметники (частично). Частичное или полное сопровождение образовательного процесса осуществляет тьютор (по решению ПМПК).

Планирование коррекционной работы базируется на результатах тифлопедагогического обследования (входная и промежуточная диагностика), которое опирается на следующие оценочные позиции:

- возможности зрительного анализатора слабовидящего обучающегося, характер зрительных нарушений, состояние зрительных функций, умение пользоваться имеющимся зрением в различных условиях, поддерживать его работоспособность;

- сформированность компенсаторных функций;

- сформированность навыков самообслуживания и ориентирования;

- владение тактильно-зрительным способом обследования и восприятия: предметов, рельефных рисунков, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;

- восприятие на слух синтезированной речи;

- самостоятельное передвижение и ориентирование, в т.ч. с тростью для слабовидящих.

По результатам диагностического обследования определяются цели и задачи, основные направления коррекционной работы со слабовидящим обучающимся.

Коррекционная программа включает в себя условия и требования, способствующие освоению слабовидящим обучающимся АООП ООО в полном объеме, формируется специалистами образовательной организации с учетом потребностей и индивидуальных особенностей конкретного обучающегося с нарушением зрения.

Формирование жизненной компетенции затрагивает проблемы коммуникации, сотрудничества, адекватного использования имеющегося зрения, безопасного ориентирования, самообслуживания, осуществления контроля над собственной деятельностью, самооценки, владения информационными и коммуникационными средствами доступа к информации и др.

Требования к структуре, условиям и результатам освоения программы коррекционной работы, ступени основного общего образования задаются ФГОС, и соотносятся с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся.

Коррекционная программа должна содержать:

1) Цели и задачи коррекционной работы со слабовидящим обучающимся, с учетом его индивидуальных особенностей.

2) Перечень, содержание и план реализации комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящего обучающегося в образовательной организации способствующих освоению им адаптированной образовательной программы основного общего образования. Включающих проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов (и/или учителей-предметников), применение специальных методик обучения и воспитания слабовидящих.

3) Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и поддержки слабовидящих обучающихся в условиях образовательного процесса.

4) Использование специальных образовательных технологий и программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий и других средств обучения; соблюдение допустимого уровня нагрузки.

5) Планируемые результаты коррекционной работы.

Направления коррекционной работы (коррекционные курсы), предполагающие подгрупповую форму реализации: «Социально-бытовая ориентировка», «Изучение рельефно-точечной системы Брайля».

Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» реализуется 2 раза в неделю. (5 и 6 лет в зависимости от варианта обучения).

Тематическое содержание курса идентично на каждом году обучения, но предполагает все более глубокое освоение тем с учетом сформированных навыков на предыдущем этапе обучения, расширяя их в соответствии с возрастом, знаниями, возможностями и потребностями обучающихся.

Разделы программы: "Личная гигиена", "Одежда и обувь", "Питание", "Семья", "Этика и культура поведения", "Жилище", "Транспорт", "Торговля", "Медицинская помощь", “Средства коммуникации и связи”.

Результаты:

- Сформированность у обучающегося навыков, необходимых в повседневной жизни;

- овладение необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной жизнедеятельности, ознакомление со сферой социально-бытовой деятельности человека: службами, учреждениями и организациями, воспитание культуры поведения в учреждениях, в семье, в общественных местах, формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации адекватной ситуации.

- владение арсеналом и его эффективным применением специальных навыков, способствующих решению большинства практических задач без визуального контроля, либо со зрительным контролем без перегрузки ослабленного зрения;

- овладение знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность и максимально снижающими зависимость слабовидящего от окружающих;

- сформированность трудовых и практических умений и навыков в разных видах деятельности.

 

Примерная программа курса «Изучение рельефно-точечной системы Брайля»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.008 с.)